Новость о том, как Blizzard забанили профессионального игрока в Hearthstone за поддержку протестов в Гонконге, обсуждает все игровое сообщество. Некоторые даже решили бойкотировать игры от этой компании. И хотя мнения геймеров разделились, их объединила мысль о том, что решение Blizzard в первую очередь связано с желанием сохранить прибыль на гигантском азиатском рынке — финансовом лидере мировой арены виртуальных развлечений.
И не только иностранные компании «собирают дань» с китайских геймеров. Лучше всего с этим справляются сами китайцы. Например, Tencent — холдинг с кучей дочерних компаний в областях высокотехнологичного бизнеса. Под его управлением частично или полностью находятся Riot Games, Activision Blizzard и Epic Games. Ну а о том, что холдинг занимается издательством PUBG, знают все, кто провел в этом шутере хотя бы пару часов.
Недавно на портале PC Gamer появился интересный материал, в котором перечислены все инвестиции Tencent. Мы сделали перевод, чтобы наши читатели узнали, насколько глубока связь игровой индустрии с китайскими компаниями.
Итак, Tencent — крупнейший в мире игровой издатель. По масштабам его можно сравнить с Facebook или Google. В портфолио Tencent более трехсот инвестиций. Запомнить их и оставаться в курсе событий очень сложно. Поэтому было решено сделать своего рода справочник, в котором перечислены все публичные инвестиции Tencent в иностранные игровые компании (в процентах).
Riot Games (League of Legends) — 100 процентов
Покупка Riot Games окупилась с лихвой. За один только прошлый год игра принесла владельцам почти полтора миллиарда долларов. При этом, у Riot Games остается значительная свобода действий касательно развития игры. Специалисты компании могут делать практически все, на что хватит их фантазии.
Но были у сотрудничества с Tencent и побочные эффекты. Например, издатель попытался заставить Riot сделать мобильную версию LoL. А когда разработчик отказался, было решено сделать клон в виде Arena of Valor. Через время игра стала одной из самых прибыльных на мобильном рынке Азии. Очевидно, что Riot не обрадовались такому успеху. Сейчас Arena of Valor ушла с Западного рынка и разработчики League of Legends делают мобильную версию LoL. Все постепенно встало на свои места.
Epic Games — 40 процентов
После инвестиций от Tencent Epic Games отказалась от ежемесячной подписки Unreal Engine 4 в пользу бесплатной версии, где Epic Games получала отчисления с продаж. И хотя использующие движок разработчики в перспективе платили Epic Games больше, бесплатная версия открыла двери для огромного сообщества независимых разработчиков и поспособствовала укреплению позиций по сравнению с конкурентом Unity.
В то же время, в Epic Games начали экспериментировать с играми-сервисами — Paragon и Fortnite: Save the World. Хотя изначально обе игры были неудачными, Epic Games выбрали идеальный момент и вырвались на волне хайпа королевских битв в лидеры. Компании удалось создать крупнейшее явление в игровой поп-культуре со времен Minecraft и Pokemon. В прошлом году Fortnite заработал 2.4 миллиарда долларов, что сделало его самой прибыльной игрой в мире.
Bluehole (PlayerUnknown’s Battlegrounds) — 11.5 процентов
Инвестиции Tencent в Bluehole начались в 2017 году. Сначала речь шла о 1.5% акций. Точных подтверждений от вложенной сумме нет, но по слухам, она увеличивалась с каждым годом и теперь может достигать 11.5 процентов. И те же слухи наводят на мысль о том, что Tencent не собирается останавливаться и планирует приобрести Bluehole целиком.
Ubisoft — 5 процентов
В рамках соглашения Tencent считается просто молчаливым партнером без права голоса и возможности увеличить долю участия в Ubisoft. Сделано это было для того, чтобы Tencent не могли поглотить Ubisoft в случае возникновения финансовых проблем. Партнерство с Tencent открыло для Ubisoft китайский рынок. С одной стороны, выгодно, с другой — появилась цензура, вызвавшая бурные обсуждения в интернете.
Activision Blizzard — 5 процентов
Grinding Gear Games (Path of Exile) — 80 процентов
Другие инвестиции
- Supercell — 84.3 процента. Инвестиции в этого финского разработчика мобильных приложений составили 8.6 миллиарда долларов. Это крупнейшая покупка в истории видеоигр. Учитывая, что 60% от дохода Tencent (более 19 миллиардов долларов) в прошлом году пришлись на мобильные игры, в том числе на Clash of Clans, приобретение имело большой смысл. Как и Riot Games, Supercell почти независимы и по-прежнему базируются в Финляндии.
- Frontier Developments — 9 процентов. Tencent инвестировала 17.7 миллионов фунтов стерлингов в разработчика Elite Dangerous и Planet Zoo. Произошло это в 2017 году в рамках стратегического партнерства, направленного на повышение в Китае интереса к играм в космическом сеттинге и в стиле «тематических парков».
- Kakao — 13.5 процентов. Дочерняя компания южнокорейского гиганта прославилась изданием мегахита Black Desert Online. В прошлом году общий объем продаж в игре достиг миллиарда долларов. Также именно Kakao издает PUBG в Южной Корее.
- Paradox Interactive — 5 процентов. Когда в 2016 году один из самых известных издателей стратегических игр вышел на публичные торги, Tencent не упустили возможности купить 5 процентов акций за 21 миллион долларов. Частично покупка была мотивирована тем, что глава издательства Tencent Games Стивен Ма был большим поклонником Hearts of Iron 2.
- Fatshark — 36 процентов. Успех Warhammer: Vermintide 2 заставил Tencent обратить внимание на шведского разработчика Fatshark. В начале 2019 года китайский инвестор приобрел 36 процентов акций за 56 миллионов долларов.
- Funcom — 29 процентов. Самой громкой из недавних покупок Tencent стали акции норвежской компании, выпустившей Conan Exiles и The Secret World.
- Sharkmob — 100 процентов. Эта новая студия, состоящая из бывших разработчиков The Division и Hitman, была полностью куплена Tencent в начале 2019 года. Никаких новостей о разработке игр от нее пока не было.
- Discord — в прошлом году мессенджер получил 158 миллионов долларов от множества инвесторов, в том числе от Tencent. Точные цифры неизвестны.
И еще инвестиции
Подводим итоги
По материалам PC Gamer