2011 год стал одним из самых интересных в мире компьютерных игр. Пока Nintendo захватывала рынок портативных консолей выпуском 3DS и анонсом Wii U, а Sony показывала всему миру PlayStation Vita, крупные игровые разработчики поражали нас шикарными релизами. Как в уже могли догадаться, мы составили список лучших игр 2011 года, в которые вы можете поиграть практически на любом современном (и не очень) ПК. Оформили мы его в виде ТОП-10, но «победители» будут расставлены в случайном порядке, ведь все они по-своему достойны первого места и их сложно сравнивать между собой.
The Elder Scrolls V: Skyrim
Дата выхода: 11 ноября 2011 года
Потратив более 85 миллионов долларов, компания Bethesda во главе с Тоддом Говардом выпустила пятую часть уже давно знаменитой на тот момент серии The Elder Scrolls. Благодаря предыдущим играм вокруг франшизы сформировалось огромное коммьюнити, которое с нетерпением ждало продолжения. И после того, как разработчики показали первый трейлер и рассказали о красотах Скайрима, драконах, крутой графике и большом открытом мире с кучей активностей, хайп возрос до небес. За двое суток после релиза из магазинов смели более трех миллионов копий игры. На данный момент общее число продаж достигло 30 миллионов.
Чем так впечатлил Skyrim? Мощными драконами, битвы с которыми тогда казались чем-то невероятным. Скандинавским сеттингом и суровыми снежными локациями с кучей тайн, секретов и приятных ништяков. Разнообразием прокачки персонажа и вооружения. В мире Скайрима было столько деталей, что каждый мог найти там занятие по душе. Геймеры проводили в игре сотни часов, даже после прохождения основного сюжета. А потом разработчики выпускали дополнения и фанаты снова перевоплощались в довакинов и спасали мир.
Пятые «свитки», без преувеличения, стали культовой игрой, которая до сих пор на слуху у всех фанатов жанра RPG. Но такой узнаваемостью проект обязан не только компании Bethesda. В основном заслуга принадлежит самим игрокам, которые объединились в дружное сообщество и постоянно выпускали интересные модификации. Хотя труды разработчиков тоже не хочется приуменьшать, ведь в 2016 году они выпустили ремастер игры с улучшенной графикой для ПК и консолей текущего поколения, а спустя год портировали Skyrim для платформы VR. Так что, отправившись в путешествие по Скайриму, вы даже в наше время будете удивляться его красотам и проникаться незабываемой атмосферой фэнтезийных приключений.
Battlefield 3
Дата выхода: 25 октября 2011 года
Третью «батлу» можно критиковать сколько угодно, но вы вряд ли поспорите с тем, что именно она перенесла серию на совершенно новый уровень и ознаменовала новый этап в ее развитии. Даже Bad Company 2, несмотря на интересный сюжет и неплохую графику с элементами разрушаемости, смотрится на фоне Battlefield 3, как небольшой спин-офф.
И дело совсем не в одиночной кампании, которая получилась весьма неплохой. Главный козырь Battlefield 3 — мультиплеер, где на одной карте одновременно сражались десятки игроков. Пешком, в бронетехнике, на самолетах, с автоматами, снайперскими винтовками, гранатометами — в онлайн-матчах проходили масштабные сражения, очень сильно напоминавшие реальные боевые действия. DICE удалось воссоздать войну в виртуальном мире даже несмотря на то, что на серверах зачастую играли совершенно незнакомые люди без навыков командных действий.
Разработчики постоянно выпускали дополнения вместе с новым вооружением и картами. Также появлялись новые режимы, например, Close Quarters, в котором игроки соревновались в условиях тесных помещений. Всего за год были куплены 15 миллионов копий игры. Проект получил множество наград и высокие оценки от критиков. По мотивам сюжетной кампании даже выпустили книгу. И пускай сейчас мультиплеер Battlefield 3 уже не так популярен, вы все еще можете зайти и вволю пострелять. Тем более, если у вас слабый ПК, не способный потянуть современные части серии.
Portal 2
Дата выхода: 18 апреля 2011 года
Valve — компания, которая выпускает новые игры редко, но очень метко. Каждый их релиз становится событием (за исключением недавнего Artifact, хотя этот провал тоже был на слуху у всех). Что касается Portal 2, то это было продолжение очень удачной головоломки от первого лица, которая умудрилась не только получить признание среди простых геймеров, но и отнять у конкурентов звание «лучшей игры 2007 года».
Сиквел оказался не менее удачным. Используя всю ту же формулу, основанную на пространственных головоломках и портальной системе, разработчики не забыли про фирменный юмор и интересные отсылки к другим своим игровым вселенным. Кооперативный режим был существенно улучшен, благодаря чему Portal 2 в основном проходили именно с друзьями, создавая прикольные ситуации на запутанных картах.
Спустя годы интерес к проекту утих, тем более, что Valve к настоящему времени выпустила Dota 2 и CS:GO. Но что-то подсказывает, что к грядущему десятилетнему юбилею Гейб Ньюэлл и его команда вполне могут устроить фанатам портальных пушек сюрприз в виде триквела.
Call of Duty: Modern Warfare 3
Дата выхода: 8 ноября 2011 года
Первые две части Modern Warfare произвели на игроков такое яркое впечатление, что триквел всего за 24 часа разошелся 6.5 миллионами копий. Разработчики должны были поднять планку еще выше, тем более, учитывая сюжет, напряжение в котором достигло предела. Возможно, такой революционной, как MW1 и MW2 третья часть не стала, но она отлично дополнила трилогию и стала для нее достойным финалом.
В одиночной кампании военные действия переместились с Северной Америки в Европу, протагонисты столкнулись с еще большими трудностями, весь мир оказался на грани катастрофы — сюжетка в MW3 проходится на одном дыхании. Жалко лишь, что она оказалась не слишком длинной. Зато, в качестве эндгейма игра предлагала традиционный набор спецзаданий для одиночного и кооперативного прохождения. Не говоря уже о мультиплеере, в котором зависали сотни тысяч игроков.
И несмотря на критику в сторону устаревшего движка и отсутствия серьезных инноваций, Call of Duty: Modern Warfare 3 все равно стала одной из самых лучших игр в 2011 году. Поэтому она обязательно должна присутствовать в нашем ТОПе. И вам не стоит про нее забывать, особенно если вы считаете себя поклонниками серии Call of Duty.
Minecraft
Дата выхода: 18 ноября 2011 года
Некоторые вспомнят, что играли в первые версии Майнкрафта еще в середине 2009 года. Но тогда это была лишь слабенькая инди-поделка, привлекавшая разве что необычной концепцией. К счастью, разработчик ее не забросил и постоянно развивал, набираясь опыта и получая советы от крупных студий. В 2011 году состоялся официальный релиз. А всего через три года саму игру и студию-разработчика купила Microsoft, выложив невероятные 2.5 миллиарда долларов.
Вероятно, нет на этой планете человека с интернетом, который хотя бы краем уха или глаза не сталкивался с отсылками к Майнкрафту. Игра стала культурным феноменом и была любимицей у подрастающего поколения геймеров еще задолго до Fortnite. Что удивительно, со временем она не сбавила оборотов и в 2020 году ее продажи достигли 200 миллионов копий.
Франшиза, без преувеличения, гигантская. И Mojang Studios при поддержке Microsoft активно продолжают ее развивать, выпуская дополнения и даже целые спин-оффы. Хотя игра постоянно подвергается критике со стороны незаинтересованных геймеров, очевидно, что она оказала огромное влияние на игровую индустрию и еще надолго задержится в списке лучших игр.
Total War: Shogun 2
Дата выхода: 15 марта 2011 года
После не самой удачной Empire: Total War, которая пала жертвой необкатанного движка и не самых лучших дизайнерских решений, Creative Assembly решили вернуться к истокам и выпустили сиквел самой первой части серии Total War. Мы снова вернулись в феодальную Японию и получили возможность завоевать ее от имени одного из многочисленных кланов.
Хотя по сравнению с Empire: Total War геймплей изменился не так сильно, играть все равно было намного приятнее. Стилизация под японский сеттинг была атмосферной, карта кампании продуманной до мелочей, стратегические возможности полностью удовлетворяли потребности игроков. На поле боя и вовсе происходили шикарные битвы, зрелищность которых благодаря передовой графике, оправдывала все ожидания фанатов. Что уж говорить, юниты из Shogun 2 по качеству прорисовки и текстур дают фору современным частям Total War.
Что интересно, при упоминании Shogun 2 фанаты обычно думают о дополнении Fall of the Samurai — крупном дополнении, которое перенесло действие игры в девятнадцатый век. Первые пулеметы, высокоточные пушки, огнестрельное оружие, вмешательство западных стран — все это добавило в сражения экшена и возвращаться к обычным рукопашным сражениям фанаты уже не хотели. Мы тоже советуем вам в первую очередь ознакомиться с дополнением Fall of The Samurai, а уже потом изучать оригинальную кампанию или менее популярное DLС Rise of the Samurai.
Saints Row: The Third
Дата выхода: 15 ноября 2011 года
После выхода третья часть «Святых» произвела настоящий фурор в интернете. Во многом благодаря летсплеерам, которые без устали выдумывали смешные ситуации и веселились на улицах безумного города Стилпорта. Сложно перечислить все фишки, которые игра бросала игрокам в лицо, заставляя их истерически смеяться, угорать и забывать обо всем на свете. Начиная от редактора персонажей, в котором можно было создавать невообразимых уродцев, и заканчивая миссиями, с разнообразием которых в то время не могла посоперничать ни одна игра (даже GTA IV, которая больше ориентировалась на реализм и серьезность).
В 2019 году Saints Row: The Third получила новую жизнь на Nintendo Switch. Несмотря на некоторые шероховатости, порт получился отличным. Но по-настоящему игра смогла вернуть свою славу 22 мая 2020 года, когда разработчики выпустили ремастер. Ознакомившись с ним, критики и фанаты в один голос заявили, что это один из лучших ремастеров в истории видеоигр — настолько скрупулезно были улучшены и переработаны все элементы игры, начиная от освещения и заканчивая спецэффектами, моделями персонажей и декорациями кат-сцен. Если не верите, почитайте наш обзор — мы детально рассказали обо всех изменениях.
Dark Souls
Дата выхода: 22 сентября 2011 года
В день релиза этого, без преувеличения, легендарного ролевого экшена «консольщики» узнали, что такое настоящие страдания. Спустя год к ним присоединились и «пекари», когда FromSoftware выпустила неплохой порт. Особенностью игры стала глубокая боевая система и баланс, не прощающий ошибок. В какой еще игре вы будете погибать от пары ударов обычного моба, вне зависимости от прокачки? Не говоря уже об огромных боссах, способных растереть персонажа в порошок за долю секунды.
Внимательно следя за каждым противником на локации, уворачиваясь и блокируя удары, игроки медленно и уверенно проходили уровень за уровнем, босса за боссом. Те, кому удалось закончить сюжетку и победить финального врага, могли с уверенностью называть себя хардкорщиками. И хотя со временем спидраннеры и просто увлеченные игроки нашли способы более легкого прохождения, приноровившись к таймингам и особенностям боевки, Dark Souls все равно осталась сложной, а потому и чертовски увлекательной.
В 2018 году разработчики выпустили ремастер, ориентированный в первую очередь на консоли текущего поколения. И хотя графика в нем действительно стала немного лучше за счет измененного освещения и обновленных текстурок, изменений все равно было маловато. И при этом игру продавали за полную стоимость, словно это новинка. Фанаты негодовали, но выбора у них не было. Сейчас же вы можете смело брать ремастер. Благо, региональные цены у нас щадящие и вам уже не придется отдавать 40 долларов.
Batman: Arkham City
Дата выхода: 18 октября 2011 года
Вторая часть серии Batman: Arkham, доказавшей, что игры про Бэтмена могут быть интересными, красивыми и захватывающими. В сиквеле разработчики старались улучшить все элементы первой части, дополняя их новыми идеями. Игроки могли перемещаться в открытом мире, используя стелс или напрямую атакуя врагов. Свободное перемещение было усложнено бандами Пингвина, Джокера и Двуликого, которые почувствовали безнаказанность и учинили анархию. Но для борьбы с ними Бэтмену с первых минут игры вручили почти все гаджеты, которыми он владел в Batman: Arkham Asylum. Со временем его можно было оснащать новыми «штуками», вроде дезориентирующих дымовых гранат. А у старых гаджетов появились новые улучшения.
Режим детектива был усовершенствован с визуальной точки зрения. Боевая система стала заметно глубже — Бэтмен научился уклоняться от атаки сразу нескольких врагов и блокировать удары предметами. Также почти все (или вообще все) его гаджеты стали полезными во время драки. В нескольких миссиях повествование переключалось на Женщину-кошку, геймплей за которую был наполнен акробатическими трюками и ловкими устранениями противников.
Многие геймеры считают Batman: Arkham City лучшей игрой серии. Но настаивать на этом не станем, ведь некоторым больше нравится первая часть. У Origins тоже имеется верная фан-база. Поэтому просто посоветуем пройти всю серию, начиная от Batman: Arkham Asylum и заканчивая многострадальным Batman: Arkham Knight.
Инди-шедевры: Terraria и The Binding of Isaac
Дата выхода: 16 мая 2011 года (Terraria), 28 сентября 2011 года (The Binding of Isaac)
В конце традиционно хотелось бы рассказать и об инди-проектах, которые несмотря на скромные ресурсы разработчиков, получились настолько крутыми, что запомнились аудитории на долгие годы.
Terraria задумывалась, как двухмерная песочница с процедурно генерируемым миром, в котором игрок должен был исследовать, крафтить, строить сооружения, искать сокровища и сражаться с монстрами. Ничего не напоминает? Да, эту «индюшку» начали активно сравнивать с Майнкрафтом, несмотря на то, что официальная его версия вышла несколькими месяцами позже. Но это даже пошло Террарии на пользу, потому что вокруг нее поднялся неплохой хайп и игроки начали активно ее изучать. Спустя шесть лет разработчики заявили о том, что игра разошлась двадцатимиллионным тиражом. Пускай своего якобы конкурента в лице Minecraft она не обошла, но среди инди-песочниц явно выделилась и до сих пор отлично себя чувствует.
А вот The Binding of Isaac покорил любителей рогаликов. В этом двухмерном экшене они управляли плачущим и страдающим мальчиком Исааком, происхождение которого отсылало к библейской истории. Он расстреливал врагов слезами и неустанно пытался выбраться из глубокого подвала с процедурно-генерируемыми комнатами. Забавно, что изначально разработчики выпускали эту игру в качестве эксперимента. Но аудитория настолько ее полюбила, что за три года были куплены три миллиона копий. Так, проект, созданный всего двумя людьми, превзошел все ожидания и навсегда вписал себя в зал славы инди-индустрии видеоигр. Кстати, в 2014 году вышел ремейк The Binding of Isaac: Rebirth — можете для интереса пройти и его.