Обзор Shenmue 3 — ничем не примечательный шедевр

Устаревший геймплей, графика десятилетней давности, отвратительная физика, скучные диалоги и невероятно довольные всем этим фанаты — об этом в обзоре Shenmue 3.

Shenmue 3 официально вышла. Изголодавшиеся фанаты серии в восторге, а все остальные не понимают, что они вообще такое купили. Почему казалось бы культовая игра вызвала такое расхождение во мнениях и при чем тут вообще GTA и RDR? Узнаете прямо сейчас! 

Предыстория

Первая Shenmue вышла в Японии практически двадцать лет назад. Спустя год она уже добралась до Европы и Америки. На ее разработку потратили по разным данным от 40 до 70 миллионов долларов — титаническая сумма для конца девяностых. Такие средства понадобились разработчикам для того, чтобы внедрить революционные для тех времен механики. 

Трехмерный частично открытый мир с возможностью исследовать локации, любоваться сменой погоды и времени суток, драки с использованием приемов из боевых искусств, QTE, мини-игры — всем этим Shenmue покорила геймеров и моментально была названа лучшей игрой для Dreamcast всех времен (именно для этой консоли она тогда выходила). Удивлены? Ведь все перечисленное уже давно приелось и встречается чуть ли не в каждой игре с открытым миром. Но в 1999 году первая трехмерная GTA была еще только в разработке, а уж до RDR оставалось добрых одиннадцать лет. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что многие механики и фишки, свойственные open world, пошли именно от первой Shenmue. Правда, Rockstar все это развили и существенно улучшили. 
Первая Shenmue, 1999 год 
Вторая часть серии вышла в 2001 году и снискала не меньшую популярность. Правда, в Европе она появилась на месяц позже, чем GTA 3, что повлияло на продажи. А затем почти двадцать лет никто не вспоминал о продолжении. Разве что, в 2018 году вышли ремастеры первых двух частей для ПК и современных консолей. Но продолжению суждено было появиться. Разработчики не могли найти крупных инвесторов с острым приступом ностальгии, поэтому обратились за помощью на Кикстартер. Фанаты серии, многие из которых уже отметили свое тридцатилетие, с удовольствием пожертвовали средства. Благодаря этому проект собрал более шести миллионов долларов. И вот, релиз третьей части наконец состоялся.

Сюжет

Если вы не играли в первые две части, вообще ничего не поймете. Благо, в меню есть доступ к ролику, в котором кратко пересказываются события этих игр. Скажем так, событий было много — я сидел и пытался запоминать минут пять, а то и десять. Но даже после этого лишь примерно понимал, кто такой Ре Хадзуки и почему ему не сидится в родном городе. Пересказывать все это я вам не стану, как и не решусь спойлерить сюжет третьей части. Но отмечу, что стиль и динамика повествования остались на прежнем уровне — вы постепенно знакомитесь с персонажами, слушаете диалоги, тыкаетесь носом в записную книжку и делаете выводы. 
Shenmue Rewind — неплохое видео прямо в меню, но не зная английский и не обладая феноменальной памятью, с первого раза почти ничего не запомнишь.
Кат-сцены занимают внушительную часть геймплея. В принципе, это оправдано, ведь протагонист ведет расследование, постоянно общается с людьми и пытается понять, кто убил его отца. Но для современного геймера этот процесс покажется слишком скучным. Игра буквально требует, чтобы вы погружались в ее мир, игнорируя жажду бессмысленного веселья. Это практически визуальная новелла, в которой можно перемещаться по трехмерному миру и иногда мутузить врагов своими конечностями.
Первые минуты в игре и надежда на интересное прохождение, которой вскоре суждено рухнуть.

Геймплей

Если бы кто-то накатил первые две части серии на Unreal Engine 4, добавив новый сюжет, вы бы не заметили никакой разницы. Игра совершенно не продвинулась вперед и не предложила каких-то революционных или хотя бы современных решений. 

Есть небольшой открытый мир — китайская сельская местность. Там стоят деревеньки, живут NPС и происходят сюжетные события. Главный герой бегает, общается, осматривает локации на предмет улик, тренируется, иногда кушает, спит, дерется с бандитами (довольно редко) и, собственно, все. Для того, кто не знаком с оригинальными играми, этого набора будет слишком мало, чтобы потратить на прохождение больше двух часов.
Главный герой и его милая спутница
Но Shenmue 3 создавали в первую очередь для фанатов. Все то, от чего они кайфовали в конце девяностых-начале двухтысячных осталось практически в неизменном виде. Блуждания по локациям, осмотр предметов, постепенное погружение в сюжет посредством длинных диалогов, знакомство с персонажами, возможность открывать двери или стучать в них (в 1999 году это было очень круто), мини-игры вроде рыбалки, старых игровых автоматов или китайских азартных развлечений — ценителям Shemue большего и не нужно. Они хотели продолжение — его они и получили. Никто не обещал прыгать выше головы или придумывать что-то новое. Это третья часть, которая должна была выйти лет пятнадцать назад, но по каким-то причинам задержалась аж до 2019 года. 

Какое-то удовольствие неискушенному геймеру можно было бы получить от боевки, ведь игра разрешает комбинировать умения, создавая уникальные комбо. Но драки из-за физики игры выглядят скорее глупо, чем увлекательно. 
NPC порой чересчур карикатурные

Физика

Движок Unreal Engine 4 великолепен. Жаль, что разработчики Shenmue 3 не воспользовались и малой частью его возможностей. Может быть, специально, чтобы сохранить дух старых игр. Но все же, физика абсолютно отвратительная, даже в сравнении с дешевыми инди-экшенами. Сразу вспоминаются игры на второй PlayStation — тогда они казались шикарными, теперь же ощущаются безнадежно устаревшими. Так и с Shenmue — все происходящее выглядит каким-то картонным и бездушным. Персонаж напоминает пластиковую модельку на колесах — он просто плывет по локациям с разной скоростью, не реагируя на ландшафт, а во время боя напоминает мешок с песком.
Слава китайским богам, что этот дедушка не пришел ко мне во сне

Графика и атмосфера

Наверное, единственное, за что Shenmue 3 можно похвалить, так это за атмосферу. Слегка сказочная китайская сельская местность, с кучей клюквы вроде повсеместных занятий кунг-фу, карикатурными персонажами и забавной архитектурой — если не вспоминать об устаревшем геймплее, стилистически все выглядит не так уж и плохо. Но эта атмосфера страдает из-за общего качества графики, которая подошла бы года для 2010 (хотя и десять лет назад проект уступал бы многим играм по части визуала). 
Одна из мини-игр — забрось камень в ведро и получи приз. После десяти попыток так и не забросил. 
Зато есть много прикольных анимаций. Нет, не у главного героя, а у NPC. Мне понравилось наблюдать за жителями деревень, которые занимались повседневными делами - тренировались, готовили еду, сидели и смотрели по сторонам. К сожалению, цикл действий ограничен, почти все NPC делают одно и то же. Но первые час-два все это выглядит интересно.
Потенциальная звезда инстаграма, которую легко потерять… Дальше сами знаете :)

Оптимизация

Да чему тут вообще лагать? :) Игра пойдет на ультрах даже на системах среднего уровня. А на слабых ПК будет достаточно снизить настройки до средних и получить стабильные 60 FPS. 
В одной из кат-сцен половину экрана закрывал коровий зад. Норм, чо.
А вот оптимизации управления нет абсолютно. Даже в меню в одной из подсказок игра пишет, что лучше бы мне взять в руки джойстик. Но блин, я запустил приключенческую RPG, а не файтинг или спортивный симулятор. У меня в руках мышка и клавиатура, при помощи которых я бы и хотел взаимодействовать с игрой. Но разработчики об этом не подумали — управление крайне неудобное, все клавиши нужно переназначать, а вменяемых настроек мышки и вовсе нет. Нужно либо привыкать к имеющейся раскладке и сенсе, или копаться в настройках и самому все налаживать. Порт для ПК просто отстойный. 

Плюсы и минусы

Да простят меня фанаты серии, но я вынужден подвести итоги, перечислив плюсы и минусы Shenmue 3. Начну с плюсов:
  • Сюжет — немного наивный, с налетом графомании, но все же способный хотя бы заинтересовать.
  • Атмосфера — если забыть, какой на дворе год, вполне терпимая.
Минусы:
  • Устаревший геймплей — разработчики воссоздали игру двадцатилетней давности на современном движке, не придумав ничего нового и не доведя ее до уровня нынешних стандартов.
  • Физика — то же самое.
  • Саундтреки — такое ощущение, что он один и постоянно повторяется, доводя слушателя до белого каления.
  • Управление — без джойстика даже не суйтесь.
  • Нет русского языка — учитывая, что слушать и читать придется много, без знания английского игру можно не начинать.

Выводы

Shenmue 3 нельзя советовать тем, кто не знаком с другими частями серии. Обычный геймер не найдет в этой игре ничего привлекательного. Фанаты, напротив, довольны. Именно поэтому на Метакритике оценки критиков в кои-то веки ниже, чем у аудитории. Правда, спустя двадцать лет от фанатской армии почти ничего не осталось. Пускай на Кикстартере игру поддержали почти семьдесят тысяч человек, их недостаточно, чтобы вывести ее в лидеры по продажам. А учитывая, что концовка намекает на продолжение, возникают огромные сомнения — а стоит ли?
Игра тестировалась на нашей красной сборке NZXT
NZXT-Computer Процессор Ryzen 5 2600
 Охлаждение  NZXT Kraken X72
 RAM память HyperX Predator DDR4 3600MHz
 SSD Диск Kingston SSDNow G2 240GB
 Системная плата   MSI X470 Gaming Plus
 Видеокарта GeForce GTX 1080Ti Waterforce
 Блок питания Gamer Storm DQ850-M
 Корпус NZXT H700i
 
первое предложение статьи - и можно дальше обзор не читать
Хорошо когда есть подобная статья, по крайней мере знать будем что в это уг лучше не играть.
Игра - жидкий стул!
Только реальны фаны и оценят сиё творение. Но сомневаюсь, что даже они там задержатся надолго ..
Если ты не фанат,проходи мимо игры,вот и вся суть.Хорошо,что можно прочесть обзор и не вляпаться.