Этот обзор Mount & Blade 2: Bannerlord будет не совсем стандартным. Чтобы собрать максимум впечатлений в этой средневековой ролевой песочнице, нужно поиграть пару сотен часов, а затем еще долго переваривать увиденное. Оставлю основанные на ощущениях и эмоциях обзоры более хардкорным фанатам. Вместо этого расскажу лишь о том, что нового увидел (или не увидел) по сравнению с первой частью, вышедшей более десяти лет назад. И отмечу, что хотя не считаю себя хардкорщиком мира Mount & Blade, этой игре и модам для нее в свое время уделил не один месяц. Так что, как говорится, «я в теме». Погнали!
Сеттинг и откат во времени
Это все та же Кальрадия, только за 200 лет до того, как мы грабили Учхалу и осаждали Рейвадин в Warband. Насколько я заметил, все города, замки и деревеньки имеют уникальные названия. Следовательно, за 200 лет в мире игры должны произойти кардинальные изменения. На это и рассчет, ведь каждый правитель может менять названия своих владений по своему разумению. Карта осталась примерно такой же по масштабу. Разве что, немного изменились ее очертания. Выглядит она приятно, детализация заметно улучшилась.
Что касается внешнего вида замков и городов, концептуально они мало чем отличаются предыдущей части. Что логично, ведь 200 лет развития не могли кардинально поменять архитектуру. Но вместе с этим, сами укрепления и поселения стали заметно крупнее, интереснее и детализированнее.
Войска тоже существенно отличаются внешне от тех, которые бегали в Warband. Заметно, что нет огромных кавалерийских пик (вместо них только длинные копья) и отсутствуют бронированные с ног до головы комплекты доспехов (даже самая мощная броня на вид слабее, чем в более современном с точки зрения развития военного дела Warband). Но типы войск остались прежними — пехота, стрелки, легкая конница и тяжелая конница. Так что, как фанат Mount & Blade, ничего принципиально нового я не заметил.
Кампания
Теперь расскажу о самом интересном режиме игры, потому что одиночные сражения и мультиплеер я считаю второстепенным дополнением к кампании. Все начинается с редактора персонажа. Он стал намного функциональнее. Если раньше можно было слегка «подправить рожу», то теперь при желании получится воссоздать реальную копию себя любимого или любого другого реального персонажа. После настройки внешности наступает этап выбора предыстории — он остался более-менее таким же, как раньше, но разработчики добавили чуть больше пунктов. Также теперь наглядно видно, какие бонусы за какой выбор полагаются — важная информация выводится сразу и за счет этого игра стала дружелюбнее к новичкам. С другой стороны, раньше приходилось логически додумывать, какой выбор к чему приведет, и в этом был интерес. Например, выбирая «занимался охотой», ты понимал, что улучшится владение луком и так далее. Теперь фантазировать не нужно — кому понравится, кому нет.
Предыстория делится на этапы, от рождения (выбор родителей) и воспитания (где трудился) до взросления (обучение) и становления на ноги (военная служба, торговля и т.д.). Финал, правда, для всех вариантов одинаковый — из-за войн ваше имение отобрали, вы с родителями и сестрами путешествовали, на вас напали, родителей убили, сестер похитили и теперь «месть моя будет жестокой».
Дальше кампания предлагает обучение, которое сложно назвать таковым. Персонаж попадает на локацию с тренировочными площадками и волен самостоятельно подбегать к разным тренерам, выбирать разное оружие и махать им во все стороны. Почему-то разработчики не знакомят игроков с особенностями боевой системы и ее хитростями, предлагая постигать все самостоятельно. Сразу вспомнилось обучение из вертолетного симулятора Comanche. Что поделать. Помахал мечом, потом копьем, прикрывался щитом. В принципе, персонаж стал отзывчивее благодаря улучшенному движку. Но какой-то особенной боевка не показалась — уж слишком похожа на оригинал, да и видеоигры развились слишком сильно и взмахи/прикрытия щитом с четырех сторон уже не кажутся супер крутыми.
После тренировочного лагеря начинается миссия по спасению захваченных родственников. Меня научили покупать еду, и набирать рекрутов (да, я и так это умел, никаких отличий от оригинала). К слову, о рекрутах. В деревнях можно улучшать отношения с землевладельцами — за счет этого появится доступ к рекрутам более высокого уровня. Теперь не обязательно каждый раз набирать только крестьян-оборванцев.
После знакомства с деревней я перебил парочку бандформирований и нашел логово главного злодея. Зарезал там всех и «ура, победа!». Остался слегка разочарован, потому что все это уже видел десять лет назад. Разве что, кат-сцены стали красивее (не считая кривой анимации лиц).
А дальше свободное плавание и несколько «спасательных кругов» в виде второстепенных миссий для тех, кто вообще не знает, чем заниматься в Mount & Blade. Мне по миссиям бегать не захотелось, поэтому собрал максимум рекрутов и поскакал по просторам Кальрадии, убивая бандитов, посещая города и замки, общаясь с лордами, принимая участие в турнирах и т.д. Как вы понимаете, о создании своей империи речи не шло и близко, потому что для этого нужно накопить много денег, собрать армию, переманить на свою сторону верхушку власти, захватить хотя бы один замок. Это будет, но уже вне рамок обзора :)
Так, я обещал нововведения? Вот они. В общении с лордами появились новые варианты ответов. Например, можно откупиться от вражеского государя, если он нападет в поле или во время осады поселения — раньше приходилось драться или сразу в плен. Также появились новые персонажи в городах вроде купцов, с которыми можно иметь дело или даже конкурировать, доводя ситуацию до уличных боев. Также купцы и другие NPC часто дают квесты, выполняя которые можно улучшить отношения с одним персонажем и ухудшить с другим — приходится выбирать.
Сам персонаж развивается примерно по той же схеме, что и раньше — прокачивает характеристики (ездишь на лошади — улучшается верховая езда, стреляет из лука — качается навык лучника) и тем самым начинает лучше орудовать оружием и получает доступ к лучшему снаряжению. Но появились и перки, которые открываются с каждым новым уровнем. Доступны они не только главному герою, но и его напарникам, которые, как и раньше, нанимаются в тавернах (здесь ничего нового). Разве что, в энциклопедии теперь можно посмотреть список всех спутников, изучить их скиллы и понять, кого стоит брать в отряд. Также заметил, что стоят спутники гораздо дороже — придется много грабить или умело торговать :)
На стратегической карте, помимо улучшенного визуала, не так много новшеств. Караваны, охраняемые внушительными армиями, как и раньше, можно грабить. Но также с ними разрешили торговать. А если пойти по ветке развития торговли, появится доступ к созданию собственных караванов.
Мини-миссии, за которые выдается золото, повышается уровень и улучшаются отношения с разными персонажами, стали разнообразнее. Плюс теперь сразу видно, есть ли доступные квесты в деревне/городе/замке. Добавили кузницу, в которой можно улучшать оружие, если есть достаточно материалов — неплохая штука для тех, кто не готов отдавать тысячи монет ради одного меча.
Замки теперь можно улучшать, строя разные здания с бонусами — очень хорошее нововведение, благодаря которому появляется какая-то причастность к своим владениям. Раньше захватил, оставил гарнизон и свалил. Теперь каждый замок и город — это твое имущество и ты о нем заботишься.
Вот, наверное, и все, что успел заметить на карте кампании. Уверен, там много других мелких новшеств. Но они не настолько глобальны и в целом «экспириенс» от игры примерно такой же, как в Warband.
Боевка
Кратко о боевой системе я рассказал, описывая обучение. Помимо ударов и блокировок с четырех сторон еще добавили стрелам возможность попадать в любые незащищенные участки туловища (раньше они каждый раз летели прямо в щит). Убрали автоблок, тем самым добавив больше контроля. И щитом теперь можно защищать четыре разные стороны — если не угадать направление удара, по щиту пройдет дополнительный урон и он быстрее выйдет из строя. Также щит стал оружием — им можно пихать врагов (а если щита нет, пинать ногой).
Для командования войсками усовершенствовали систему приказов. Теперь в ней есть больше опций — куда отрядам идти, какое построение выбрать и так далее. К сожалению, глубина проработки этой системы бессмысленна из-за того, что сами бои остались на уровне Warband. Две толпы бегут друг на друга, рубятся в ближнем бою пару минут и GG. Искусственный интеллект абсолютно не улучшили. Компьютер не защищает лучников, рашит вперед пехотой, шлет конницу на копейщиков, получается просто мясо.
Обновленная система управления даже кажется читерской. Приведу простой пример. Взял в пользовательской битве сотню лучников и двадцать пехотинцев. Поставил против себя три сотни пехоты. Казалось бы, у врага критическое превосходство и он без труда меня раскидает. К тому же, у пехоты огромные щиты и лучники им не так страшны. Но я поставил лучников слегка позади и рассредоточил их, чтобы стрелял каждый юнит. Немного вперед послал 20 пехотинцев и приказал им стоять квадратом и держать позицию. Что в итоге? Все три сотни врагов напали толпой на мою двадцатку и окружили, сведя к минимуму свое превосходство. В этот момент мои лучники лупили им практическ в спину. Итог — 300 убитых противников, 12 потерь среди моих пехотинцев. ИИ ужасен, как и в оригинале. С другими комбинациями та же беда — любой, кто хоть немного знаком с первой частью M&B, легко найдет читерские тактики на поле боя и будет побеждать без особых трудностей.
Сама боевка, несмотря на улучшенный движок, осталась корявенькой. У персонажа и его оружия почти нет веса. Он машет двуручным топором, а ощущается, словно он из пенопласта. Врезался лошадью на полном скаку в толпу из трех юнитов — остановился, как вкопаный. Напали на тебя в рукопашной битве сразу два противника — ты труп. Удовольствие получаешь разве что верхом на лошади.
Осады эволюционировали сильнее всего. Раньше замки и города можно было штурмовать при помощи одной башни или лестницы. Теперь башен и лестниц заметно больше, появились тараны и осадные орудия (у обороняющихся они тоже есть). Катапульты, баллисты и требушеты не только наносят урон юнитам, но и частично разрушают стены — выглядит прикольно. Правда, им не сделали нормальный прицел, поэтому пользоваться ими не очень удобно. В остальном осады практически не изменились — залез на стену, перебил всех, победа.
В целом, новшеств очень мало, а старые проблемы остались.
Мультиплеер
Добрались до сетевых режимов. Первый — захват точек. Как по мне, бессмысленный режим, в котором каждый игрок управляет командиром отряда и ведет за собой пяток юнитов. Цель — захватить точки и удержать их. Сыграл несколько раз и в каждом бою все сводилось к простой бойне и полному уничтожению противников.
Второй режим — обычная битва насмерть. По сути, то же самое, что я видел в захвате точек, только бегать можно, где угодно, не привязывая себя к определенным местам на карте. В принципе, забавно. Немного похоже на провальный Total War: Arena, где тоже в каждом сражении игроки управляли мелкими отрядами и пытались действовать, как единое целое. Но так как ни в Arena, ни в Bannerlord нет голосового чата или вменяемых тактических инструментов, каждый бегает сам по себе и на карте творится полная дичь.
Третий режим, «Осада», оказался самым интересным. В нем две команды, по нескольку десятков игроков в каждой, атакуют и защищают замок. У всех участников под контролем только один боец. Получается командное PvP. Конечно, никакой тактики и логики на поле боя не замечается — осаждаемые выбегают наружу, осаждающие кемперят или прорываются. Конница в тылу, пехота топчется на одном месте. Полная каша. Одни лучники отыгрывают свои роли на славу — осаждаемые сидят на стенах, а осаждающие прячутся за укрытиями и отстреливаются. Забавно, можно зайти пару раз в неделю.
Впечатления от мультиплеера смешанные. С одной стороны, играть с реальными людьми прикольно. С другой, режимам нужна серьезная доработка. Я бы лучше играл в кампанию. И учитывая, что онлайн у игры порой переваливает за 200 тысяч человек, а в поиске мультиплеера меньше 500 человек, большинство со мной согласно.
Графика и оптимизация
Если сравнивать с оригиналом, графика стала заметно лучше. Детализация, текстуры, количество объектов на карте — фанатам M&B приятно. Но в целом графическое оформление далеко от современных стандартов. Поэтому игре пока нужно брать качеством и разнообразием контента. В будущем, возможно, появятся графические моды — благо, умельцев среди любителей M&B очень много.
Оптимизация соответствует раннему доступу — она так себе. Интерфейс часто подвисает, загрузки между сценами в кампании иногда долгие, многие игроки жалуются на частые вылеты и падения FPS даже на мощных компьютерах. Ждем патчи, больше добавить нечего.
Выводы
Эту фразу я подглядел в одном из отзывов в интернете, но я чертовски с ней согласен: «Mount & Blade 2: Bannerlord — это то, каким должны были сделать Warband 10 лет назад, но ресурсы не позволили». Игра стала детализированнее, красивее, некоторые механики улучшили и развили. Но графика у нее далеко не современная, оптимизация пока хромает, искусственный интеллект слабый, боевая система устаревшая, мультиплеер не слишком интересный. Я бы мог списать все это на ранний доступ и вспомнить вдобавок, что игра прошла производственный ад. Но мне слишком грустно и я не хочу никого оправдывать. Одна кампания хороша, но лишь потому, что ее еще в Warband сделали очень крутой.
Мы долго ждали, рисовали в уме шикарные картинки, завышали ожидания, но на деле получили ремастер Warband. Средние оценки у игры пока хорошие, многие из них поставлены жаждущими и восторженными фанатами, которым наконец дали доступ к Святому Граалю. Но даже среди них уже очень много обоснованных жалоб и недовольных комментариев.
Если разработчики, получив хороший финансовый буст на старте продаж, в ближайшие полгода не доведут игру до ума и не дополнят ее кучей нового контента, надежда останется только на моды. Ведь проект явно рассчитан на соучастие коммьюнити в его развитии. Mount & Blade 2: Bannerlord — не только самостоятельная игра, но и целая экосистема с кучей потенциальных модов и огромным количеством фанатов. Сообщества игроков по всему миру в любом случае будут клепать модификации, и некоторые из них станут шедеврами. Но многое будет зависеть и от того, смогут ли разработчики исправить все недочеты, поправить оптимизацию и предоставить моддерам все необходимые инструменты. Буду держать руку на пульсе и следить за новостями.