Metro Exodus или Метро: Исход — шутер от первого лица, созданный украинской компанией 4A Games на основе романов Дмитрия Глуховского. Продолжение Metro: Last Light, но куда более масштабное и эпичное. Прошедшие несколько дней я всецело посвятил себя прохождению Исхода. И не только потому, что нужно было писать обзор — игра меня по-настоящему затянула и не отпускала до самого финала. Невероятный микс эмоциональных переживаний, яркие впечатления, незабываемые моменты, приятный душе колорит — об этом и многом другом вы узнаете прямо сейчас.
Сюжет
Разработчики обещали нам открытый мир, совмещенный с традиционным коридорным прохождением. Получился ли сюжет нелинейным? Только частично. Перед Артемом иногда будет вставать выбор — убить или оставить в живых, найти предмет для близкого человека или проигнорировать, не более того. Сюжетно выбор ничего не меняет (по крайней мере, у меня так было), но влияет на общее настроение.
Сюжет здесь невероятно важен. Он полностью захватывает внимание и заставляет двигаться дальше, открывая следующие страницы истории. Пройдя несколько миссий, вы уже не захотите бросить игру — интрига будет преследовать вас до самого финала.
Банален ли сюжет? История здесь не пытается быть слишком запутанной — это путешествие простых людей по гниющим останкам цивилизации. В ней присутствуют моменты, которые кажутся наигранными. Например, внезапные повороты, к которым герои якобы не готовы, но об их приближении кричит буквально все.
Геймплей
Вы можете бегать по локациям от миссии к миссии и не замечать, что происходит вокруг. Но стоит лишь на минутку отвлечься от задания и повертеть мышкой по сторонам, как заметишь массу интересного. От лесных животных и ползучих змей до строений с колоритным интерьером. Порой, рассматривать Exodus интереснее, чем выполнять понятные и легко предсказуемые миссии.
Задания
Многие из них оригинальными не назовешь, но в сюжет они вписываются идеально. Я не могу назвать даже один квест, который можно было бы бескровно вырезать из игры. Задания логичны, позволяют игроку погрузиться в атмосферу происходящего и изучить окружающий мир. Помимо основных есть и сайд-квесты, проходить которые не обязательно, но стоит, ведь проработаны они не хуже.
Стили прохождения
Ураганным шутером Metro Exodus не назовешь, пускай в нем и предостаточно зрелищных экшн-сцен. Стиль прохождения зависит от выбранной сложности. Самая простая позволяет наслаждаться сюжетом, особо не заботясь о патронах, живучести врагов и собственном благополучии. Самая сложная потребует от вас максимального напряжения даже в простейших на первый взгляд ситуациях.
Если же выводить среднее арифметическое из всех уровней сложности, то геймплей здесь зависит от локаций. В коридорных нужно аккуратно пробираться по помещениям, пугаясь каждого шороха и пытаясь не погибнуть от удара внезапно выпрыгнувшего носача. В открытой местности рулит стелс — зачастую противников там будет намного больше, чем патронов в магазине. Поэтому аккуратное передвижение и «ручная работа» с шеями врагов принесут куда больше пользы, чем безумное «тра-та-та» из автомата.
Присутствуют также небольшие головоломки. Не на уровне Resident Evil 2, но нечто похожее. Например, отыскать вход в подземный бункер, когда знаешь лишь очерченную область, или добыть бензин для генератора, чтобы открыть тяжелые ворота. Ничего особенно сложного в плане логики здесь нет. Но не думайте, что вам позволят безнаказанно бродить по округе и искать — обязательно нападет куча монстров и заставит сверкать пятками, беспорядочно оглядываясь по сторонам.
Все перечисленное удивительным образом сбалансировано. Тут невозможно устать от бесконечных перестрелок или уснуть посреди очередной стелс-миссии. Стили прохождения чередуются, создавая симфонию идеального FPS-геймплея.
Локации
Вы прогуляетесь по знакомым веткам метрополитена, подышите воздухом в лесах, промокнете на болоте, нахватаетесь радиации в замерзшем городе — впечатлений будет предостаточно. А еще встретитесь с людоедами и во всей красе понаблюдаете за последствиями их образа жизни, ужаснетесь судьбе несчастных нефтянников в бурлящих шахтах, чуток посмеетесь над фанатиками Церкви Царя Водяного с их неприязнью к электричеству и нарушите относительное спокойствие настоящих эльфов-пионеров с мега-арбалетами. Заинтригованы? Еще бы!
Стрельба и физика
Игры серии отличаются от большинства других шутеров некой массивностью. Персонаж, его оружие, окружающие существа — все они ощущаются крупными, тяжелыми, слегка неповоротливыми. Но неудобства не возникает, за исключением некоторых моментов (о них расскажу дальше).
Стрельба вполне комфортная. Учитывая, что оружие в игре кустарное и далекое от качества современных винтовок, меткость играет большую роль. Передвижение тоже не вызывает негативных эмоций, хотя порой не хватает простейших возможностей. Например, использовать лестницу, просто подбегая к ней, а не нажимая для этого дополнительную кнопку. В остальном бегать, прыгать и стрейфиться во время боя удобно.
Другое дело, транспортные средства. В игре вы будете плавать на лодке, перегонять вагон на дрезине, а также гонять по пыльным дорогам на постапокалиптическом УАЗике. Дрезина управляется легче всего — тарахти себе по рельсам и горя не ведай. УАЗик неповоротлив и трясется на каждом ухабе. А вот лодка — чемпион по испорченным нервам. Это самое неповоротливое и надоедливое «существо» в игре. Ею сложно управлять, она медленная, норовит застрять при столкновении с любой корягой. А еще без нее не обойтись даже если нужно переплыть речушку пятиметровой ширины — можно было бы и перепрыгнуть, но приходится бежать к лодке, хватать весла и тащиться по довольно привлекательным текстуркам воды.
Враги
Спектр противников тут поражает. От вооруженных лопатой фанатиков до медведей и практически кинг-конгов. Удивлены? Я тоже. Пускай медведь в лесной глуши еще легко объясним, а вот огромные зубастые гориллы посреди замерзшего северного города — прям фантастика. Но действие радиации в мире Метро не поддается логике, поэтому этот момент чересчур мусолить не стал. Тем более, что геймплейно звери-боссы впечатляют. На гориллу приходилось тратить несколько гранат, одновременно с этим десяток раз огорчая ее выстрелами из дробовика.
Медведь же, которого местные «аборигены» прозвали Хозяином Леса, и вовсе оказался мутантом высочайшего класса. Допустим, настоящий медведь может выдержать несколько выстрелов из ружья и наказать чересчур смелого охотника. Добавим сюда мутацию и усилим его в десять раз. Но в Метро мишка оказался терминатором. В заскриптованных сценах его несколько раз жгли коктейлями Молотова, лично я закидал его пятью гранатами и всадил не меньше шестидесяти пуль. И этого оказалось мало, потому что погибла «зверушка» от независящего от игрока события. Жалуюсь ли я на такую его неуязвимость? Конечно нет! Ведь сцены боя с этой махиной были невероятно крутыми!
В остальном враги были примерно такими же, как в предыдущих частях — от людей с ружьями до склизких подземных монстров. Порой во время путешествий на «любимой лодочке» о себе заявляют подводные чудища, после чего их приходится убивать.
Аврора
Модифицированный паровоз, с которым тесно связана судьба каждого персонажа игры. На нем вы будете колесить по всей России, то расчищая ему дорогу, то добывая топливо и воду. Внутри есть прихожая со станком, командный центр с картой и вечно разглагольствующим Мельником, а также жилые комнаты. Миссии можно начинать, добравшись до карты и нажав кнопку использования. В передышке между ними игра позволяет прогуляться по поезду, выглянуть наружу и выкурить сигаретку, наслаждаясь пролетающими за бортом пейзажами.
Движок и графика
Интересные механики
Когда почти все враги на локации полягут, оставшиеся начнут сдаваться, поднимая оружие над головой. Таких я обычно щадил, вырубая их смачным шлепком по носу. А вы делайте, что захотите, свобода действий все-таки.
Курение — вредная привычка, но здесь она присутствует, хотя особого смысла я не заметил. Доступна лишь на поезде во время прогулки между миссиями.
Сюжетные места на локациях часто помечены светом. Если источник света единственный, он будет нормальным. Если фонарей вокруг много, светильник над нужным местом будет слегка отличаться (например, окажется синеватым). Очень помогает, когда нужно ориентироваться в сумерках.
Погода меняется. Порой, внезапно. Даже очень — садишься в машину и попадаешь в песчаную бурю, или выходишь из хижины и начинается адский шторм. Пропадают природные напасти так же резко, как начинались. Нередко после того, как сработает сюжетный скрипт.
Можно спать. В некоторых лачугах есть кровати. Механика полезна тем, что в условиях динамической смены дня и ночи наступления темноты можно прождать с десяток минут. А стелс во вражеском лагере под покровом ночи куда эффективнее. Поэтому поспали, выбрав время подъема, и вперед к очередному подвигу.
Озвучка
Правда, не обошлось без ложки дегтя. Некоторые фразы плохо смонтированы, из-за чего герои используют странные интонации. Например, секунду назад союзник орал об опасности, и буквально сразу продолжает рассказывать что-то спокойным, приглушенным голосом.
Артем молчалив. Такой выбор разработчиков я понимаю, ведь они хотели, чтобы игроки ассоциировали себя с этим персонажем. Но в диалогах его молчание приводит к неловким моментам. Если в Half-Life немой Гордон редко становился важной частью диалога и его «недостаток» почти не замечался, то здесь к Артему постоянно обращаются, а тот молчит в ответ. Странно и вредно для атмосферы. В остальном претензий не имею.
Баги, лаги, фризы
Плюсы и минусы
- Игра красивая — текстуры, полигоны, освещение, все кинематографично.
- Геймплей разнообразный — от стелса до экшена, от решения головоломок до эпичных схваток с боссами.
- История захватывающая — она держит в напряжении от начала до конца. А если в конце вы не пророните хотя бы скупую слезу, натравлю на вас медведя-мутанта :)
- Следующую часть ждать очень долго.
Выводы
Процессор | Ryzen 5 2600 | |
Охлаждение | NZXT Kraken X72 | |
RAM память | HyperX Predator DDR4 3600MHz | |
SSD Диск | Kingston SSDNow G2 240GB | |
Системная плата | MSI X470 Gaming Plus | |
Видеокарта | GeForce GTX 1080Ti Waterforce | |
Блок питания | Gamer Storm DQ850-M | |
Корпус | NZXT H700i |