Сейчас свирепствует эпидемия COVID-19, которая уже, так или иначе, затронула каждого жителя планеты. Пострадала даже игровая индустрия. Всего пару часов назад отгремел потрясающий синематик от EVE Online: Затмение — ролик, который я и многие тысячи игроков должны были смотреть на большом экране Харпа (концертного зала в Рейкьявике). Но из-за вируса ежегодный фестиваль EVE Online отменили.
Однако, я связался с разработчиками игры и узнал, что ждет игроков ближайшие месяцы. Со мной пообщались креативный директор EVE Online Bergur Finnbogason а.к.а. CCP Burger, бренд директор EVE Online Sæmundur Hermannsson а.к.а. CCP Goodfella и биздев Mikhail Margulev а.к.а. CCP Alpha (с Михаилом я уже встречался год назад на питерской встрече EVE фестиваля)
EVE-фестиваль накрылся «медным тазом». Какие мысли по этому поводу?
CCP Goodfella: Да, к сожалению это так, но сейчас нужно понимать, что времена тяжелые и следует быть сильным. Для нас это было тяжелое решение, но мы постарались по возможности дать игрокам ощущение праздника фестиваля, не подвергая их риску.
Что ты имеешь в виду?
CCP Goodfella: За несколько дней до показа трейлера, мы решили сделать широкий анонс в социальных сетях, а на Youtube воспользовались возможностью запуска трейлера нового квадранта 2 «Затмение» в режиме премьеры, с отсчетом времени. Конечно, это не заменит сцену Харпа, но мы попытались максимально воссоздать то эпическое ощущение причастности, которые люди испытывают во время трейлера на фестивале.
Все сейчас говорят о хождении по планетам, поэтому я не могу не спросить об этом!
CCP Goodfella: Да, в данный момент это, можно сказать, хайп, но все есть в трейлере и на данном этапе не нужно ожидать от этой фичи чего-то сверх меры ;)
В самом конце ролика, который мы только что вместе посмотрели, видно, что ворота в системе выключились — что вообще происходит?!
CCP Alpha: Я бы скорее применил термин «мигнули». Но да, нечто точно происходит. И это вам в скором времени выпадет честь все узнать лично (хитро ухмыляется).
Итак, в понедельник, 6 апреля выйдет большой патч. Что нас ожидает в первую очередь?
CCP Goodfella: Сразу же стартует новый ивент «Oхота». Скоро будет опубликованы все подробности. Скажу лишь, что игроков ждут большие награды за разбивание чужих «яиц» (капсул). При pod-килле из противника может выпасть имплант в качестве дропа.
Стоп, что?! Это не первоапрельская шутка про дроп имплантов из капсул игроков?
CCP Goodfella: Да, все верно :)
Но это не единственный ивент, запланированный на ближайшее время?
CCP Burger: Ни в коем случае! Вообще, такой подход к временным событиям открывает перед нами огромные возможности для экспериментов. Мы временно вводим сумасшедшие правила в каком-то аспекте игры, смотрим на реакцию игроков и статистику, делаем выводы и двигаемся дальше. Это позволяет быстро собрать полезную информацию, как стоит продолжать развивать продукт и что для наших пользователей действительно важно.
Вы уже запустили множество различных временных событий. Какие знания вы уже получили из этого? Кроме очевидного вывода — игроки любят халявные СП =)
CCP Goodfella: О да, прошлым летом был полный хаос, много чего происходило, были блэкаут, атака дрифтеров и так далее. Мы также ввели так называемые ежедневные задачи для получения дополнительных очков умений и награды за логин в игру. Причем, когда мы выключали эти события, в статистике были видно сильное падение активности в игре. Это явный признак того, что такой подход работает.
CCP Burger: Хочу добавить, что такого рода ежедневные активности и каждодневный логин-бонус весьма типичны для многих современных ММО игр. Мы уже давно хотели ввести эти вещи, но все время не были уверены, как отреагирует игровое сообщество. Запустив это в виде временных событий, мы получили позитивную обратную связь. Причем мы ожидали, что эти бонусы особо оценят новички, играющие меньше 30 дней. Однако, мы были удивлены, видя, как активно участвуют люди игравшие 5-10 лет!
А как вообще готовятся запуски вроде «Затмения»?
CCP Burger: У нас есть несколько независимых продуктовых команд, некоторые работают в быстром темпе, имея двухнедельные спринты и производящие небольшие изменения или фичи. Второй тип команд может иметь продолжительные итерации — эти ребята трудятся над крупными фичами и эпическими задачами, которые обычно становятся ядром нового квадранта. Т.е. есть уже люди, которые занимаются задачами для третьего и даже четвертого квадранта.
Вернемся к Затмению, в котором нас ждут новые корабли и оружие? Рассказывайте!
CCP Burger: Ха! На самом деле, все перед глазами — просто еще раз не спеша посмотри трейлер и там ты найдешь все ответы.
CCP Goodfella: Да, мы хотим, чтобы игроки попытались самостоятельно расшифровать новинки и предположить, что же их ждет. Не будем лишать их этой радости. Также на нашем Twitch-канале после премьеры игроки смогут обсудить и выдвинуть свои догадки.
Справедливо. Оставим игроков гадать, а пока хотелось бы послушать о балансе супер-капиталов. Расскажите, что нас ждет?
CCP Goodfella: Пару дней назад мы опубликовали в блоге статью «Взгляд на экосистему EVE Online». Один из пунктов как раз нацелен на то, чтобы сделать каждый корабль и класс прозрачным и понятным, имеющим конкретную роль. А не так, как иногда бывает — один корабль может все. Это заставит игроков делать выбор, на чем лететь для выполнения какой-то задачи.
CCP Alpha: Хочу добавить, что баланс в том числе будет между суб-капиталами и супер-капиталами — некоторые шаги мы уже сделали и продолжим работать в этом направлении. Мы учимся на практике, делая небольшие изменения и получая обратную связь от игроков. Между делом, Аватар получит редизайн.
Последнее время я вижу фокус на лоу-сек PvP. Означает ли это, что другими аспектами игры вы довольны или с чем связан такой интерес к «лоу»?
CCP Burger: Да, ты точно подметил и первый квадрант был посвящен PVP. Тут и событие «Убойная серия как образ жизни», «Герои «ЛОУ-СЕКОВ» и само недавнее обновление «Любимые «ЛОУ-СЕКИ». Но, как ты помнишь, в январе начался первый квадрант 2020 года «Бей или беги», нацеленный на ПВП в целом. В феврале мы занимались червоточинами, а теперь настал черед взглянуть на лоу-секи.
CCP Goodfella: Кстати, сюда можно отнести и государственные войны. Но во всех случаях мы не пытаемся просто взять и «починить» весь аспект игры целиком и за один раз. Вместо этого мы делаем небольшие шаги и каждый раз смотрим на результат, а затем планируем следующий небольшой шаг.
CCP Alpha: Да, и все эти небольшие события-эксперименты позволяют быстро и безопасно для игроков проверить наши новые идеи. А за беспокойство игроки получают фан и лут. Мы стараемся затронуть все зоны космоса — как ты помнишь, в прошлом году были события и в хайсеках.
Говоря о «Любимых ЛОУ-СЕКАХ», вы добавили возможность загрузить фрегат в трюм линкора — почему решили так сделать?
CCP Burger: Те кто летал на линкорах в PvP, хорошо знают такую ситуацию, когда ты летишь, скажем, на север 40 джампов (это минимум час), прилетаешь и тебя убивают. После этого тебе нужно лететь час назад и, в принципе, для тебя игра на сегодня закончилась. Теперь же, потеряв основной корабль, ты можешь остаться на поле боя и продолжать получать удовольствие от игры.
Но не станет ли от этого PvP более казуальным?
CCP Goodfella: Именно, и в этом была наша цель — сделать так, чтобы больше людей могли получать фан от боев. Кстати говоря, после введения последних изменений количество ежедневно сбитых кораблей в «лоу» удвоилось, что подтверждает правильность выбранного пути.
Кстати, кто же победил в побоищах «Герои «ЛОУ-СЕКОВ»?
CCP Goodfella: В данный момент мы ведем подсчеты и вскоре объявим победителя. Я думаю, в ближайшее время мы выпустим инфографику по этому событию.
А не мешало ли это мероприятие одиноким волкам-охотникам? Ведь оно рассчитано на альянсы, которые в эти пять дней особо усиленно рыскали по их охотничьем угодьям?
CCP Alpha: Вовсе нет. Кстати, я как раз отношусь к охотникам-одиночкам, которые кемпят гейт в лоусеках. Разумеется, активность крупных альянсов увеличилась, но в основном в районе фракционных стычек, где идет захват систем. Тем более, большинство одиночек имеет скаутов, позволяющих заблаговременно заметить передвижение крупных флотов в твоем направлении. Плюс, во время такого ивента больше лута и целей.
Теперь хотел опять вернуться к «Затмению». Вы пишите, что наступают события, после которых мир больше никогда не будет таким, как прежде — что это означает?
CCP Burger: Пам-пам-пам-пам! (играет драматическую музыку на виртуальном органе).
CCP Goodfella: Все началось в прошлом году, когда Триглавы вступили в игру…
CCP Burger: Да, Триглавы тесно связаны с числом три, и на сей раз игроков ждет третий акт их вторжения, в котором будет кульминация истории длинною в год. Конечно, все очень зависит от самих игроков. Как ты знаешь, EVE Online не заскриптованная игра, пользователи сами формируют свою историю, а мы лишь даем толчок. Но как бы история не развивалась, я обещаю, что мир EVE уже не будет таким, как раньше. Новый Эдем изменится до неузнаваемости и капсулеры заметят, что их жизнь неожиданно усложнилась. История EVE — это не трейлер, а то, что происходит в самой игре. Этого пути мы придерживаемся много лет.
Кстати, о годах. В начале мая EVE Online исполнится 17 лет. Что ожидает капсулеров в эти дни?
CCP Goodfella: 17 лет — это огромный срок для компьютерной игры, а в Исландии в этом возрасте уже можно получить водительские права. Разумеется, у нас будет праздничная логин-кампания для всех игроков. Как обычно, Alpha и Omega подписчики получат особые награды. Также в игре будет ивент, но я пока не готов его анонсировать. Скажу лишь, что в этом году мы хотим сделать фокус на ностальгии и памятных событиях прошлых лет. И тут я имею в виду события, которые создавали сами игроки.
И напоследок, пользуясь возможностью, хочу расспросить вас о мобильном проекте EVE Echoes. Расскажите, как там дела?
CCP Burger: Вообще, ребята из NetEase супер-крутые в создании мобильных игр. Начав с ними работать, мы невероятно многому у них научились, а они у нас. Они не просто портировали EVE, а экран за экраном, фичу за фичей перестраивали все заново, продумывая каждую мелочь. Я лично очень вдохновлен этой разработкой и также много чему научился благодаря ей. Данная коллаборация очень позитивно сказалась на обоих командах. И я верю что этот проект привлечет не только ветеранов EVE Online, но и откроет двери тем игрокам, которые хотят приобщится с истории семнадцатилетней игры, но не имеют технической возможности играть за персональным компьютером. Это мое любовное письмо команде EVE Echoes! ^_^
CCP Goodfella: Кстати, исполнительный продюсер этого проекта — хардкорный игрок EVE Online вот уже 15 лет.
CCP Alpha: Да, многие разработчики играли в EVE, поэтому они очень хорошо понимают продукт, который делают. Несмотря на всю ситуацию с вирусом и некоторые задержки, они все еще в рамках запланированного расписания. Пока мы не делали анонсов касательно запуска.