2012 год в игровой индустрии был богатым на события. Пока почти все население планеты обсуждало грядущий «конец света», Kickstarter начал активно развиваться и приносить миллионы долларов самым разным проектам, Nintendo выпустили Wii U, Sony отправила на полки магазинов первые партии PlayStation Vita, Steam запустил сервисы Greenlight и Big Picture, а пионеры VR-гейминга получили от «народных» инвесторов два с половиной миллиона долларов и начали активно работать над шлемом Oculus Rift.
Мы же, держа в памяти все эти знаменательные события, хотим поговорить немного о другом — о лучших играх, которые взбудоражили индустрию, привлекли огромную аудиторию и надолго запомнились фанатам. В списке будут только проекты для ПК, но не исключено, что они присутствуют на консолях. Кроме того, участники ТОПа будут распределены в свободном порядке. Приступим!
Far Cry 3
Дата выхода: 29 ноября 2012 года
Десять миллионов проданных копий за два года, множество хвалебных отзывов и наград — такой получилась третья часть Far Cry, обеспечившая серии долгую жизнь. Игру можно было критиковать за назойливые вышки, ставшие символом Ubisoft, и излишний гринд в некоторых моментах. Но разработчики смогли создать практически идеальный на момент 2012 года открытый мир, в котором постоянно поддерживался интерес к происходящему.
Что касается сюжета, то впервые в серии протагонистом стал новичок, никогда не державший в руках оружие и не знакомый с жестокими убийствами. Но жизнь заставила и главный герой достаточно быстро познал азы стрельбы из огнестрела, охоты и скрытых убийств. Не говоря уже про дополнительные перки, выдаваемые за успешное выполнение миссий.
Вишенкой на торте стала актерская игра антагониста Вааса Монтенегро, которого отечественные геймеры любя прозвали Василием Черногоровым. Его психопатические монологи и садистские выходки, зачастую вызванные действием наркотических веществ, до сих пор в памяти игроков. И именно благодаря этому персонажу мы знаем, «что такое безумие».
Советуем ли мы третью часть к прохождению? Да. Даже если вы не знакомы с первыми двумя. А затем пройдите четвертую — в ней усовершенствовано все то, что понравилось геймерам в третьей. Пятую же лучше обойти стороной — она слишком далеко отошла от канонов серии и оказалась на голову хуже предшественниц.
Assassin’s Creed III
Дата выхода: 30 октября 2012 года
Многие поклонники серии считают, что именно на Assassin’s Creed III закончилась настоящая история об Ассасинах. Ведь с первых игр мы следили за историей Дезмонда Майлза, который путешествовал по ДНК своих предков и пытался найти артефакты, способные спасти нашу планету. В Assassin’s Creed III линия его жизни оборвалась и спустя восемь лет мы до сих пор не знаем, погиб ли он или попал в какое-то иное измерение.
Но не будем о фанатских теориях. Нас больше интересует геймплей. После нескольких лет приключений бок о бок с Эцио Аудиторе, мы распрощались с легендарным ассасином и отправились в Северную Америку времен гражданской войны. Игру создавали на новом движке, представив революционную для серии графику и физику. В целом, третья часть получилась неплохой, хотя и не такой запоминающейся и привлекательной, как предыдущие. Причина тому — не слишком харизматичный протагонист, недостаточное погружение в исторические события, многочисленные геймплейные филлеры вроде скучной охоты во Фронтире.
Но все же, Assassin’s Creed III остается в памяти, как одна из лучших игр 2012 года. А фанаты помнят ее, потому что в ней они наконец узнали, от какой катастрофы Дезмонд спасал нашу планету и какие коварные планы были у некоторых Предтеч касательно человеческого рода. Если захотите поиграть, советуем вам искать оригинал, потому что в официальной продаже сейчас в основном ремастер, в котором разработчики умудрились испортить картинку и сделать персонажей уродливыми.
Diablo III
Дата выхода: 15 мая 2012 года
Новые части Диабло выходят редко, но очень метко. Третью часть ждали очень сильно, о чем красноречиво говорят три с лишним миллиона копий игры, проданные в течение первых суток. За три года в общей сложности продажи составили тридцать миллионов копий. Разработчики то и дело выпускали апдейты и дополнения, пополняя пул персонажей, добавляя новые предметы и правя баланс. Также они прислушивались к жалобам аудитории. В частности, мало кому понравился аукцион, позволявший покупать предметы за реальный деньги — в итоге его вырезали, хотя и только через два года, в течение которых многие игроки явно успели пополнить копилку разработчиков своими донатами.
Учитывая, что после выхода Diablo II на момент 2012 года прошло двенадцать лет, «тройку» выпустили на совершенно новом движке. Яркие спецэффекты, разнообразные анимации боя и гибели монстров, приятная физика — все это очень понравилось аудитории. Правда, была и ложка дегтя — не желая жертвовать прибылью в пользу хакеров, Blizzard заставили всех постоянно подключаться к серверам игры, даже в одиночной кампании. Из-за этого первое время наблюдались серьезные перебои со связью. Но «Близы» быстро справились с проблемой и фанаты до сих пор весьма активно покоряют подземелья любимой «диаблы», ожидая уже анонсированную четвертую часть.
Кстати, в 2018 году игру портировали на Nintendo Switch, так что, если у вас есть эта портативная приставка, вы вполне можете погонять демонов где-нибудь в автобусе или на даче, вдали от любимого ПК.
Max Payne 3
Дата выхода: 15 мая 2012 года
Наверное, вы уже заметили, что 2012 год стал годом трилогий :) Но поклонникам крупных игровых серий это было только в радость. Третий «Макс» оказался знаменательным по нескольким причинам.
Во-первых, похождения нуарного детектива, потерявшего всех любимых и цинично убивавшего своих врагов, врезались в память геймеров еще в начале двухтысячных и всем хотелось продолжения. А Rockstar хотя и слегка поэкспериментировали с сеттингом, все же не уронили планку качества и реализовали почти все пожелания фанов. Во-вторых, на момент релиза Max Payne 3 до выхода вожделенной GTA 5 оставалось еще полтора года. И именно в третьем «Максе» мы смогли впервые пощупать новый движок Rockstar и представить, какими будут городские приключения в Лос-Сантосе. Некоторые игроки специально покупали эту игру, изнемогая от ожидания «пятой ГТА».
Геймплей Max Payne 3 получился отличным. Много жестокости, стрельба с замедлением времени, размышления Макса на фоне, сюжет с неожиданными поворотами и шикарная развязка. Добавим сюда отличную графику и классную физику — получим одну из лучших игр 2012 года. И хотя в финале Макс демонстративно ушел в закат, надеемся, что он еще раз захочет взять в руки пару пистолетов в четвертой части серии.
Counter-Strike: Global Offensive
Дата выхода: 21 августа 2012 года
Одна из самых успешных игр Valve, которая на данный момент возглавляет ТОП Steam по ежедневному онлайну. И хотя покупательская способность у фанатов Dota 2 все еще заметно выше, «контра» подобралась к ней очень близко.
В далеком 2012 году мало кто верил, что Counter Strike 1.6 «погибнет». Он и не погиб, до сих пор собирая десятки тысяч онлайна. Но Global Offensive, на которую Valve сделали особую ставку, постепенно прорывалась и покоряла аудиторию. Первые версии игры были далекими от идеала и даже профессиональные киберспортсмены высказывались о ней негативно. После десятков патчей и удачных маркетинговых решений (добавление скинов и кейсов) одновременный онлайн игры перевалил за сотню тысяч человек, а затем приблизился к миллиону.
Коммьюнити активно создавало карты и сервера. Организаторы турниров вкладывали миллионы долларов и с каждым годом улучшали качество чемпионатов. Во всем мире начали появляться сотни организаций с самыми талантливыми игроками, имена которых теперь постоянно на слуху. Игра процветает и радует фанатов (несмотря на проблему с читерами и иногда неудачными апдейтами, негативно влияющими на производительность). Бытуют слухи, что совсем скоро ее переведут на движок Source 2, что добавит разработчикам гибкости и они смогут добавлять все больше интересного контента.
XCOM: Enemy Unknown
Дата выхода: 9 октября 2012 года
В день выхода XCOM: Enemy Unknown жанр пошаговых тактических стратегий снова оказался среди лидеров по популярности. Ремейк классической X-COM: UFO Defense оказался очень привлекательным, как своей историей, так и геймплеем.
По сюжету мы защищали землю от вторжения инопланетян, используя ресурсы организации XCOM, к созданию которой приложили руки 16 крупнейших мировых государств. Разместив базу на одном из континентов и получив соответствующие бонусы, мы развивали ее, собирали ресурсы, проводили исследования и отправляли отряды быстрого реагирования для уничтожения инопланетян. От успешности наших действий зависел уровень паники в странах. Если он добирался до максимального уровня, страны выходили из состава XCOM. Потеряв слишком много стран, мы проигрывали.
Пошаговые бои были украшением игры. Разнообразие тактических возможностей позволяло уничтожать крупные силы инопланетных врагов всего несколькими солдатами. Не обходилось и без курьезов, ведь иногда солдаты промахивались при стрельбе впритык или неудачно кидали гранаты. Но в целом бои были увлекательными и требовали интеллектуального подхода.
Спустя год вышло крупное дополнение Enemy Within, в котором была улучшена основная игра и появился новый сюжет, посвященный захвату мира при помощи технологий пришельцев. Советуем проходить именно XCOM: Enemy Within, причем, любую из кампаний — они не зависят друг от друга.
Dishonored
Дата выхода: 9 октября 2012 года
Когда честь протагониста пятнают и наносят вред его близким, что он делает? Правильно — мстит. Именно этим мы и занимались в Dishonored, с приятным удивлением изучая пораженный чумой мир игры, выполненный в сеттинге Викторианской эпохи с примесью фэнтези.
Особенностью геймплея был акцент на стелсе. Мы должны были самостоятельно выбирать пути устранения ключевых противников, не подвергая себя излишней опасности и не вступая в заведомо проигранные сражения. Нелинейность миссий позволяла фантазировать и придумывать уникальные тактики прохождения.
И хотя сюжет был предсказуемым, а концовка получилась не совсем удовлетворительной, уникальный стиль игры, ее физика и графика понравились аудитории. Три миллиона проданных копий стали ярким тому подтверждением. Что интересно, на консолях Dishonored оказалась заметно популярнее, чем на ПК, несмотря на то, что с мышкой и клавиатурой играть удобнее (хотя, на вкус и цвет, как говорится).
Sleeping Dogs
Дата выхода: 14 августа 2012 года
После того, как Activision пытались сделать продолжение серии экшенов True Crime в сеттинге криминального Гонконга, заморозили наработки и продали их Square Enix, на свет появилась Sleeping Dogs — одна из лучших конкуренток GTA, о которой сейчас незаслуженно забыли.
Игра привлекала детально воссозданной атмосферой китайских кварталов с ярким освещением, множеством культурных отсылок и интересных деталей. Сюжет тоже был довольно увлекательным — история полицейского, внедрившегося в крупную банду, знакомила нас с особенностями гонконгского преступного мира. Экшен оказался очень даже инновационным — его основу составляли рукопашные бои с использованием приемов кунг-фу и предметов окружения. Перестрелки и погони на транспорте тоже присутствовали. Хотя физика автомобилей оставляла желать лучшего.
Почему же, несмотря на высокие оценки критиков и хорошие отзывы аудитории, мы не увидели сиквела? Все просто. Никто не ожидал, что игра получится настолько классной. Даже сами игроки — продажи были не такими уж и внушительными, коммерческого успеха не случилось. Поэтому издатель не решился вкладывать средства во вторую часть, несмотря на то, что студия-разработчик уже приготовила многообещающую концепцию. Но несмотря на гибель потенциальной серии, мы все еще можем поиграть в Sleeping Dogs и убедиться, что экшены в открытом мире с городским сеттингом, криминальной историей и интересным геймплеем могут делать не только Rockstar.
The Walking Dead: The Game
Дата выхода: 24 апреля 2012 года — 20 ноября 2012 года (5 эпизодов)
Первый сезон стилизованного под комиксы квеста от Telltale Games, основанного на вселенной Ходячих Мертвецов. Игра вышла очень удачно, ведь на тот момент уже полтора года по всему миру гремел одноименный сериал от телеканала AMC, приковывавший к экранам миллионы зрителей.
Разработчики решили не копировать сюжет оригинала, создав новых персонажей и уникальную историю, которая вписывалась в сеттинг и каноны мира Мертвецов. В первом сезоне мы познакомились с бесстрашным Ли Эвереттом и малышкой Клементиной, которая стала центральным персонажем следующих частей игры.
Стилизация под комикс выгодно выделила проект на фоне остальных квестов — геймплей смахивал на просмотр сериала, в событиях которого мы могли принимать непосредственное участие. Да, любой наш выбор не сильно влиял на финальную развязку, но ощущение причастности к происходящему творило чудеса.
Первый сезон, разделенный на пять эпизодов, вышел в течение года и оказался настолько успешным, что Telltale начали стремительно развивать игровую вселенную, выпуская полноценные продолжения и спин-оффы. К сожалению, студия распылила свои силы на огромное количество проектов и в итоге обанкротилась. Но ее наследие живо и будет жить. Тем более, что благодаря уникальному стилю игры серии The Walking Dead не устаревают графически и геймплейно.
Инди-шедевры: Hotline Miami и Dear Esther
Дата выхода: 23 октября 2012 года (Hotline Miami) и 14 февраля 2012 года (Dear Esther)
В конце традиционная парочка лучших инди игр, вышедших в 2012 году. На этот раз выбрать было сложно, ведь инди-индустрия на тот момент начала переживать подъем и завалила игроков классными проектами. Поэтому, если вашей любимой «индюшки» в списке нет — заранее извиняемся. Но вы всегда можете предложить свои варианты в комментариях.
Начнем с Hotline Miami — ураганного двухмерного пиксельного экшена с видом сверху. Игра стилизована под восьмидесятые, с примесью сюрреализма и огромным количеством кровавых эффектов. По сюжету мы играли за безымянного парня, который, выполняя заказы, врывался на разные локации и уничтожал всех врагов. Особенностью игры была смерть от одного попадания, поэтому один и тот же уровень приходилось проходить очень долго, выбирая идеальные маршруты следования. Игроки делали вдох, запуская игру, и выдыхали только после ее полного прохождения — эмоции были незабываемыми. О чем свидетельствуют почти 45 тысяч отзывов в Steam, 97% из которых положительные.
И вспомним об артхаусной бродилке Dear Esther, выросшем из модификации для Half-Life 2, вышедшей в середине 2008 года. Попав на странный остров, мы бродили по его локациям, осматривая окружение и прислушиваясь к закадровому голосу. Сюжет раскрывался исключительно благодаря диктору, который проникал в наш разум и душу, заставляя испытывать самые разные эмоции. Никаких врагов, ловушек и головоломок в игре не было — мы просто ходили, смотрели, слушали, чувствовали. Удивительно, но этого оказалось достаточно, чтобы после прохождения понять, что время было потрачено не зря. Конечно, такая концепция понравилась далеко не всем, но свой след в истории видеоигр Dear Esther оставила. Поэтому мы без колебаний добавили ее в список лучших игр 2012 года.