2002 год считается среди олдскульных геймеров одним из самых успешных в истории. Несмотря на то, что среди ПК-игр было мало уникальных новинок и издатели в основном «паразитировали» на продолжениях зарекомендовавших себя серий. Вот только в отличие от современного «паразитирования», 18 лет назад разработчики вкладывали душу и редко подводили своих фанатов. Чтобы вы в этом убедились, мы составили список лучших игр для ПК 2002 года — читайте и выбирайте, в какой игрушке понастольгировать.
Mafia: The City of Lost Heaven
Дата выхода: 28 августа 2002 года
Платформы: ПК, PS2, Xbox
Первая часть самой известной мафиозно-игровой серии. И одновременно главный конкурент GTA. Представьте себе, но в 2002 году геймеры не могли определиться, восхвалять труды Rockstar или чешских разработчиков из Illusion Softworks.
Причин тому несколько. Во-первых, открытый мир первой Mafia был прекрасным. Атмосфера начала двадцатого века, аутентичность (транспорт, архитектура, внешний вид людей, оружие, музыка), внимание к деталям. В какой еще игре нас заставляли соблюдать правила дорожного движения и пополнять запас топлива в автомобиле? И нам это очень нравилось! Когда все эти фишки оказались проигнорированы в сиквеле и триквеле, разочарованию фанатов не было предела.
Кроме внимания к деталям и атмосферы первая Мафия увлекала и покоряла сюжетом. История простого таксиста, случайно попавшего в мафиозный мир, трогала до глубины души. В том числе и печальный финал, без которого игра просто не могла обойтись.
Стоит ли играть в Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году? Спорный вопрос. Графика в игре устарела, да и некоторые миссии слишком затянуты. Наверное, стоит, но только если вы фанат итальянской мафии или серии Mafia. Остальным предлагаем подождать выхода ремейка Mafia: Definitive Edition — осталось всего три недели. В нем разработчики постарались сохранить уникальную атмосферу оргинала, хотя и слегка видоизменили сюжет и подкорректировали ряд миссий. Скоро узнаем, возродится ли классика.
Grand Theft Auto: Vice City
Дата выхода: 27 октября 2002 года (PS2), 12 мая 2003 года (ПК)
Платформы: ПК, PS2, Xbox, iOS, Android
В ТОПе лучших игр для ПК 2003 года про Vice City не было и слова. Потому что изначально она вышла в 2002 году для PS2 и лишь спустя несколько месяцев оказалась на персональных компьютерах. И хотя раньше мы ставили в приоритет именно дату выхода на ПК, в прошлый раз ТОП был уж очень насыщенным и мы решили оставить вторую трехмерную GTA на следующий раз. И вот, он наступил.
Vice City — волшебный город на берегу моря. Вдохновившись пейзажами Майами, Rockstar воспроизвели атмосферу курортно-гангстерских восьмидесятых. Если вы смотрели «Лицо со шрамом» или «Полицию Майами», в Vice City увидите десятки крутых отсылок. Но даже если не смотрели, шикарная музыка, неоновые украшения на зданиях, незабываемые рассветы и закаты, богатая жизнь с привкусом свинцовых пуль — все это не оставит вас равнодушными. Так было 18 лет назад, так остается и по сей день.
GTA: Vice City все еще актуальна во многом благодаря спидраннерам, которые ежегодно находят новые способы скоростного прохождения игры (на данный момент рекорд установлен на уровне 15-20 минут!) и собирают внушительную аудиторию. Также популярность проекта подскочила после его выхода на мобильных платформах — порт у Rockstar получился очень даже вменяемым, без багов и тормозов, с неплохой оптимизацией управления.
Что интересно, графика Vice City, по сравнению с той же Mafia, не кажется сильно устаревшей. Скорее всего из-за визуального стиля — яркие краски, минимализм и простота восприятия стимулируют воображение и способствуют погружению в атмосферу игры. Прямо как в третьем Варкрафте, ремастер которого, несмотря на современную графику, выглядит заметно хуже.
Warcraft III: Reign of Chaos
Дата выхода: 3 июля 2002 года
Платформы: ПК
В прошлый раз мы рассказывали о дополнении The Frozen Throne, масштаб которого смахивает на отдельную игру. Поэтому и про оригинал не могли забыть. На момент выхода Reign of Chaos с релиза Warcraft II: Tides of Darkness и дополнения Beyond the Dark Portal прошло почти семь лет. За это время игровая индустрия сильно развилась, а железо у геймеров стало куда более мощным. Поэтому скачок в графике был огромным — вместо двухмерных плиточных карт со спрайтовыми юнитами мы получили трехмерный фэнтезийный мир.
Помимо графической революции третий Варкрафт привнес в жанр фэнтезийных RTS еще кое-что очень важное — акцент на героях и их способностях. Все разработчики похожих проектов в будущем ориентировались именно на опыт Blizzard. Превратившись в центральных персонажей, герои сделали сюжет намного богаче — их противостояние, отношения друг с другом, личные переживания и мечты затрагивали наши геймерские души и мы с удовольствием помогали им в осуществлении великих планов.
Также без героев было бы невозможным появление DotA — да, да, именно в Reign of Chaos была создана первая версия карты, которая в будущем захватила весь мир и долгое время собирала онлайн, свойственный разве что крупным MMORPG.
Как и The Frozen Throne, оригинал Reign of Chaos до сих пор отлично выглядит. Пускай баланс юнитов там слегка другой и некоторые интересные возможности отсутствуют — битвы все так же интересны, а кампания увлекательна. Если вы любите современные RTS и нуждаетсь в свежих впечатлениях — обязательно пройдите третий Warcraft и его дополнение. Возможно даже в виде ремейка Warcraft: Reforged, если его текущее состояние покажется вам удовлетворительным.
The Elder Scrolls III: Morrowind
Дата выхода: 1 мая 2002 года
Платформы: ПК
Если бы Morrowind, сейчас мы бы вряд ли радовались успехам и высмеивали неудачи компании Bethesda. После неплохо принятой игроками первой The Elder Scrolls: Arena и гигантского сиквела The Elder Scrolls II: Daggerfall, студия ударилась в эксперименты и вместо ролевых приключений во вселенной TES выпускала приключенческие An Elder Scrolls Legend: Battlespire и The Elder Scrolls Adventures: Redguard. Альтернативный взгляд на фэнтезийный жанр, попытки создать мультиплеер — все это не возымело среди фанатов успеха. Поэтому студия решила взять курс на классическую RPG.
При разработке Morrowind было решено отказаться от автоматической генерации игрового мира и мультиплеера. Вместо этого Bethesda сосредоточилась на ручной прорисовке всех локаций и проработке одиночного приключения. Благодаря этому мы увидели пускай не такой большой (как в Daggerfall), но чертовски красивый открытый мир, наполненный магией и необъяснимым шармом. Миссий было очень много, активностей тоже. Персонаж мог болеть и лечиться, отдыхать и спать для пополнения сил и маны, вступать во фракции и, конечно же, спасать мир в основной сюжетной линии.
Это одна из лучших игр 2002 года, которая в 2020 году не кажется старой или вышедшей из моды. Смело качайте оригинал и наслаждайтесь. Ну или ждите, пока наконец сообщат дату выхода TESR Skywind — пользовательской модификации для Skyrim, на движке которого фанаты воспроизводят весь контент из Morrowind. Озвучка, модели, анимации, локации — все будет перерисовано с нуля. Прямо как в Black Mesa.
Gothic II
Дата выхода: 29 ноября 2002 года
Платформы: ПК
Еще одна топовая ролевая игра 2002 года. Фанаты RPG в то время фактически разрывались между Gothic 2 и Morrowind. Настолько хороши и своеобразны оказались эти проекты. Все они дарили игрокам незабываемые приключения, во время которых герои прокачивались, знакомились с NPC, сражались с монстрами, собирали легендарное оружие и исследовали огромные миры. Во второй Готике карта, кстати, имела площадь более 25 квадратных километров — настоящее раздолье!
К сожалению, несмотря на разнообразие игрового мира и большое количество активностей, со временем про Gothic II почти перестали вспоминать. Сначала третья часть немного отпугнула количеством багов и отказом от привычных механик. Затем четвертая похоронила всю серию целиком. Но ради вселенской справедливости, мы советуем вам время от времени заглядывать во вторую Готику и навещать жителей острова Хоринис — все-таки нужно помнить, какие проекты создавали революцию в ролевом жанре, плодами которой до сих пор пользуются современные разработчики.
Divine Divinity
Дата выхода: 2 августа 2002 года
Платформы: ПК
Чуть меньшей популярностью в 2002 году пользовалась Divine Divinity от Larian Studios, известной как раз серией Divinity и текущей разработкой Baldur’s Gate 3. Причина относительно низкой популярности была в том, что разработчики не были на слуху, да и игру выпустили на территории Европы. До нас она добралась лишь в 2009 году, получив название «Divine Divinity. Рождение легенды».
Эта RPG сильно напоминала Diablo, но все же имела уникальные черты. Разработчики расширили управление, позволив самостоятельно перетаскивать предметы из инвентаря в нужное место и менять все функциональные клавиши по своему усмотрению. Кроме того, в Divine Divinity можно было торговать с любым NPC — на цену предметов влиял уровень отношений с персонажами и репутация. Не забыли Larian Studios и про зачарование вещей, позволявшее заметно усиливать базовое снаряжение героев.
Большую часть своих идей ребята из Larian затем использовали в Divinity II и Divinity: Original Sin. Хотите узнать, с чего начиналась история этих мастеров ролевого искусства? Обязательно пройдите Divine Divinity — одну из лучших игр 2002 года.
Medieval: Total War
Дата выхода: 19 августа 2002 года
Платформы: ПК
Любители средневековья и масштабных исторических битв, чье сердце бешено колотилось при просмотре «Храброго Сердца» и его шикарных сражений, часами напролет просиживали в Medieval: Total War. Это была уже вторая часть серии, которая все также впечатляла масштабными военными действиями и возможностью управлять собственным европейским государством.
Пускай по сравнению с революционным Rome и незабываемым Medieval 2 первый Medieval смотрится не так выигрышно — в 2002 году это была лучшая глобальная стратегия, совмещающая относительно глубокий менеджмент и трехмерные сражения. Влиять на политику государства, строить дипломатические отношения, нанимать армии и затем отправлять сотни мощных рыцарей в бой одним кликом мышки — большего любителям средневековой войны и не требовалось.
За 18 лет Medieval: Total War сильно состарился, поэтому принуждать вас к его прохождению мы не станем. Но запрещать тоже не будем — пробуйте, вдруг вас вдохновит визуальный стиль этой игры. Как минимум, ностальгия вам обеспечена.
Battlefield 1942
Дата выхода: 10 сентября 2002 года
Платформы: ПК
Еще одна порция революционного контента. Только на этот раз в области мультиплеерных шутеров. Первая часть серии Battlefield оказала огромное влияние на жанр, предложив популярную и в наши дни формулу — захват точек на большой карте с возможностью выбора специализации бойцов.
Кампания в игре была выполнена в виде необязательного обучения. Мы попадали в разгар сражений Второй мировой и придерживались советов инструктора. Но из-за слабого ИИ и не особо интересной постановки боев, кампания казалась скучной и вообще ненужной.
Куда интереснее было в мультиплеере, ради которого и создавался Battlefield 1942. Огромные карты, десятки участников, бронетанковая и воздушная техника, захват и удержание точек, разделение на классы (снайпер, медик, инженер, штурмовик) — все были в восторге. На момент 2002 года Battlefield доминировал в мире сетевых сражений и присутствовал на ПК у каждого фаната шутеров.
Что интересно, погонять в Battlefield 1942 по сети можно даже в 2020 году — спасибо любительскому патчу, заменившему необходимость подключения к теперь уже закрытым серверам GameSpy. Онлайн, конечно, оставляет желать лучшего, но для достигшей совершеннолетия игры он все равно весьма достойный.
Hitman 2: Silent Assassin
Дата выхода: 1 октября 2002 года
Платформы: ПК, PS2, Xbox, GameCube, PS3, Xbox 360
Игра, после которой о серии Hitman заговорили во всем мире. Исправив проблемные стороны оригинала, разработчики улучшили управление, упростили некоторые механики, добавили много новых фишек и разнообразили способы устранения целей. В игре появился вид от первого лица и показатель подозрения, позволявший точно определять насколько близок главный герой к провалу стелса.
Появилась в Hitman 2 и ранговая система, без которой мы уже не можем представить эту франшизу. Можно было проходить миссии, как Mass Murderer, убивая всех подряд, или как Silent Assassin, не выдавая себя и устраняя лишь главную цель. За ранг Silent Assassin игра поощряла выдачей нового оружия.
Используя обновленный движок Glacier Engine, оригинал которого был в первой части, Hitman 2: Silent Assassin выглядела намного привлекательнее. Текстуры, освещение, спецэффекты — в 2002 году мы считали эту игру одной из лучших. В сердцах фанатов серии она будет жить вечно. А вы, если хотите, присоединяйтесь к их числу, а затем знакомьтесь с более свежими релизами Hitman.
Syberia
Дата выхода: 9 января 2002 года
Платформы: ПК, PS2, Xbox, PS3, iOS, Android, Nintendo DS, Nintendo Switch
Мы бы могли рассказать о динамичном Serious Sam: The Second Encounter, темной и интригующей Disciples II: Dark Prophecy или зрелищной Star Wars Jedi Knight II: Jedi Outcast. Но у нас ограничение ТОП-10 и желание расширить ваш кругозор. О перечисленных игрушках вы явно слышали, их популярность неоспорима. А вот Syberia, один из самых интересных и привлекательных квестов, в ТОПах появляется не так часто. Исправляем это недоразумение.
Syberia — не просто point-and-click квест, в котором нужно клацать мышкой по экрану. Это еще и захватывающая история журналистки Кейт, попавшей в круговорот событий, которым позавидовал бы даже Индиана Джонс. Прохождение Syberia сравнимо с прочтением романа или просмотром приключенческого фильма. Графика, музыкальное и звуковое сопровождение — атмосфера игры впечатляла в 2002 году и продолжает радовать в 2020, но уже на мобильных устройствах.