Изменения в мобильных игровых платежах: новые правила и вызовы

Рассказываю об изменениях, которые в ближайшее время коснутся игровых платежей и делюсь новостями от магазинов приложений на этот счет.

Изменения в мобильных игровых платежах: новые правила и вызовы для разработчиков и магазинов приложений

В рамках визита на Devcom я попытался выяснить отношение игровых разработчиков к предстоящим изменениям правил для платформодержателей. Помимо разработчиков на конференции присутствовали и компании, предоставляющие платежные решения для электронной коммерции, такие как Termnal3, Xsolla и Worldline. Пообщавшись с их представителями, стало ясно — всех ждут потрясения, а вот приятные или нет, это еще нужно выяснять, чем мы сегодня и попробуем заняться. 

Как работает платформа

Видеоигры — это огромная индустрия. Глобально игры приносят больше дохода, чем кассовые сборы от фильмов и музыки вместе взятые. По данным аналитической компании Newzoo, мобильные игры приносят более половины всего дохода от игр и почти 70% выручки магазинов приложений.

Разбивка оборота в играх по платформам и сравнение 2021 и 2022 годов. Источник Newzoo Global Games Market Report 2021 & 2022

Распространение этих игр — сложный и затратный бизнес. В значительной степени магазины приложений создали процветающую сегодня мобильную игровую экосистему, решив проблемы распространения и оплаты для разработчиков. Магазины приложений помогли разработчикам игр достичь глобальной аудитории и привлекли миллионы новых игроков. 

Встроенная оплата через магазины приложений создала практически беспрепятственный процесс покупки и обеспечила единый процесс оплаты для всех приложений, что уменьшило трение для пользователей и помогло повысить конверсию. Она упростила модель free-to-play, сделав ее не только жизнеспособной бизнес-моделью, но и доминирующей, и способствовала успеху многих современных игр. 

В свою очередь, магазины приложений взимают с разработчиков 15-30% от их дохода с мобильных платформ. Кроме того, магазины приложений ограничивают возможности пользователей оплачивать игры и покупки внутри приложений. Например, запрещены платежи через сторонние провайдеры, и разработчики не могут уведомлять игроков о других вариантах оплаты внутри игры. Несоблюдение этих правил может привести к удалению игры из магазина приложений (как в случае с Fortnite).

Катализатор

В августе 2020 года компания Epic Games объявила о запуске системы прямых платежей Epic, сторонней платежной системы, предназначенной для облегчения продаж внутриигрового контента для своей флагманской игры Fortnite на мобильных платформах. Последующее решение Apple удалить Fortnite из App Store вызвало судебное разбирательство.  

Этот громкий случай — символ текущих потрясений, происходящих в секторе. После многих лет несогласий практики и бизнес-модели магазинов приложений Apple и Google становятся предметом критики и сомнений. 

В центре битвы находится свобода разработчиков игр выбирать, как они обрабатывают платежи, и возможные последствия для будущего игровой экосистемы. Другая сторона тоже имеет свой законный интерес, ведь ее инвестиции было вложены в создание этой удобной для всех экосистемы. 

Предстоящие изменения в регулировании

В последние годы все больше предприятий и регуляторов начали оспаривать бизнес-модели и практики магазинов приложений. Политическое давление на регулирование может значительно изменить мобильную игровую экосистему и платежи. Вот, что мы имеем на данный момент:

ЕС: Закон о цифровых рынках

В Европейском союзе внедряются новые регулирующие меры. Новый закон о цифровых рынках (DMA) направлен на «создание более справедливого и конкурентоспособного» цифрового сектора путем регулирования практик крупных технологических компаний, таких как Apple и Google. 

Закон о цифровых рынках устанавливает, что такие компании больше не могут требовать от разработчиков использовать определенные услуги, такие как конкретные платежные системы, для размещения приложений в магазинах приложений. Если оператор платформы нарушает эти правила, он рискует штрафом в размере до 10% от его всемирного оборота. Ожидается, что закон о цифровых рынках будет окончательно принят в октябре 2022 года.

США: Закон о свободных рынках приложений

В сентябре 2021 года в судебном разбирательстве Epic против Apple суд США приказал Apple не мешать разработчикам информировать пользователей о других платежных системах внутри приложений. В том же году был представлен закон о свободных рынках приложений, который предусматривает более конкурентную экосистему магазинов приложений. 

Закон, который обсуждается в Конгрессе, предотвращал бы принудительное использование магазинами приложений своей собственной платежной системы для компаний с более чем 50 миллионами пользователей в Соединенных Штатах. Это позволило бы разработчикам обходить текущие комиссии Apple и Google в размере 15-30% за покупки через магазины приложений. Также закон предписывает разработчикам вести прямое общение с пользователями в коммерческих целях.

Южная Корея проложила путь

Одним из крупнейших игровых рынков в мире является Южная Корея, которая первой потребовала от магазинов приложений разрешить альтернативные способы оплаты. В августе 2021 года правительство Южной Кореи приняло закон, запрещающий «действие принуждения к использованию конкретного способа оплаты поставщику мобильного контента». Закон позволяет разработчикам мобильных игр использовать альтернативные платежные системы для приема платежей от своих клиентов в Южной Корее. Новое регулирование вступило в силу в марте 2022 года.

Последние новости от магазинов приложений

Apple и Google опасаются, что новое регулирование может подвергнуть опасности конфиденциальность потребителей, привести к ухудшению пользовательского опыта и создать риск мошенничества для пользователей, приобретающих цифровые товары из других источников. 

После введения нового регулирования в Южной Корее, Google объявила, что разработчики «смогут добавить альтернативную платежную систему внутри приложений вместе с системой оплаты Google Play для своих пользователей на мобильных устройствах и планшетах в Южной Корее». Google также «снизит комиссионные с разработчиков на 4%». Недавно Google также объявила об «исследовании выбора пользователей в оплате».  

Apple также внесла некоторые изменения в свою политику платежей. В октябре 2021 года Apple согласилась позволить разработчикам отправлять пользователям электронные письма с информацией о внешних способах оплаты. Однако Apple не сняла ограничение на использование сторонних платежных систем внутри приложений.

Итоги, пока промежуточные

Насколько значительно эти изменения повлияют на мобильную игровую экосистему и платежи, пока неизвестно. Однако регуляторные меры и судебные процессы, в сочетании с практиками самых крупных игровых компаний, могут привести к внушительным изменениям в бизнес-модели магазинов приложений и платежей в мобильных играх в ближайшие годы. 

Для простых игроков эти новости в целом выглядят, как позитивные, ведь конкуренция среди корпораций, как правило, для конечных потребителей заканчивается или снижением цен или повышением качества предоставляемых услуг. Ведь тот, кто не сумеет адаптироваться, имеет риск потерять долю рынка. И не стоит забывать о том, что на подступах у нас Web3 — по ссылке можно почитать подробней о том, что нас может ожидать в ближайшее время. 

В целом, Devcom показал, что fintech (финансовые технологии) занимает важную роль в игровой индустрии, особенно благодаря развитию F2P модели дистрибуции. Следует внимательно наблюдать за развитием событий. В следующем году я планирую посетить выставку Money 20/20, которая считается главным ежегодным событием в мире финансов. Посмотрим, куда дует ветер и что хорошего он может принести нам — геймерам!