Технологии Web3 в игровой индустрии — эволюция или революция?

Рассказываю о технологии Web3 и о том, как она повлияет на игровую индустрию.

Посетив в августе 2022 года популярную конференцию разработчиков игр Devcom, которая традиционно проходила в Кельне, я четко увидел интерес профессионалов к WEB3 технологиям, которые в ближайшее время могут не только изменить интернет, но и повлиять на видеоигры.

В этой статье я попробую разобраться, что это за технологии и как они могут изменить игровую индустрию. 

Что такое Web3 — краткая историческая справка

Как несложно догадаться, web3 или Web 3.0 это третья версия World Wide Web (WWW) или проще говоря «интернета». 

Первая эра Web 1.0 появилась в 1989 году и продлилась примерно до 2004 года. Ее основателем можно считать Тима Бернерса-Ли, британского ученого, который на основе концепций гипертекста, описанных Тедом Нельсоном еще в 1963 году, создал сразу три составляющих компонента «интернета»: специальный язык Hypertext Markup Language (HTML), протокол передачи данных HTTP и первый браузер.  

Первая версия «вэба» состояла в основном из гиперссылок на различные страницы, содержащие статический контент и напоминающие больше каталоги или справочники. Контент-мейкеров было очень мало, это были или какие-то крупные компании или эксперты, а большая часть пользователей интернета была потребителями этого контента.  

Web 2.0 появился примерно в 2004 году и привнес очень много новых технологий, целью которых было повышение безопасности пользователей и их данных, а также массовое вовлечение простых посетителей интернета в создание нового контента. Здесь же получили свое развитие социальные сети, создание профилей пользователя, комментарии и, конечно, мультимедийный контент. Интернет стал не только текстом, теперь его можно было послушать и посмотреть, на сайтах появились различные формы и динамический контент, который изменялся по мере взаимодействия с ним пользователей.  

На данный момент Web3 или Web 3.0 еще не стандарт, который где-то четко прописан. О нем только начинают говорить эксперты и евангелисты, предлагая новые технологии для решения проблем первой и второй версий интернета. Но уже сформулировано несколько ключевых особенностей Web 3.0, которые определяют, о чем, вероятно, будет третье поколение Интернета.

Ключевые особенности Web3

Есть ряд отличий Web3, и я постараюсь их озвучить: 

  • Децентрализованность. В отличие от первых двух поколений Интернета, где управление и приложения в основном были централизованы, Web 3.0 будет предоставлять приложения и сервисы посредством распределенного подхода, который не зависит от центрального органа.
  • Интернет основанный на блокчейне. Децентрализация блокчейна является ключевым элементом распределенных приложений и сервисов Web 3.0. Благодаря блокчейну данные управляются и проверяются на широко распределенной пиринговой сети. Блокчейн также использует теоретически неизменяемый реестр транзакций и деятельности, что помогает подтвердить подлинность и создать доверие между участниками блокчейна.
  • Возможность использования криптовалюты. Криптовалюта — это ключевая особенность Web 3.0, которая, как ожидается, в значительной степени заменит классические деньги, выпускаемые центральными банками правительств.
  • Семантическая организация. Идея Семантического веба заключается в классификации и хранении информации таким образом, чтобы помочь «обучить» систему на основе искусственного интеллекта тому, что означает эта информация. Веб-сайты смогут понимать слова в поисковых запросах так же, как это делает человек, что позволит им генерировать и делиться более качественным контентом.
  • Автономность и искусственный интеллект. Более широкая автоматизация —  важная особенность Web 3.0, и она в основном будет осуществляться при помощи искусственного интеллекта. Веб-сайты, оснащенные искусственным интеллектом, будут фильтровать и предоставлять данные, необходимые отдельным пользователям.

Все это в той или иной форме мы уже видим. И речь не только об интернет страницах, эти технологии применимы к любым индустриях, имеющим в своей основе информационные технологии, в том числе и гейминг. 

Как Web3 применим к геймингу?

Web3 гейминг позволяет использовать такие вещи, как Метавселенная, NFT и технология блокчейн. Все они имеют потенциал предоставить игрокам и разработчикам возможности и преимущества, о которых раньше они и не могли мечтать. 

Когда такие гиганты, как Morgan Stanley начинают раскручивать инвестиционную машину через ряд своих аналитических публикаций и прогнозов — это направление привлекает очень большие деньги. А это означает создание новых рабочих мест, привлечение специалистов,  множество новых идей и стремительное развитие индустрии.  

С точки зрения технологий и новых игровых механик, прежде всего, это интеграция NFT и цифрового владения. Игроки очень ценят свои предметы и достижения внутри игр, но в данный момент в обычной игре они не владеют ими и лишь временно арендуют их у разработчика игр. Блокчейн, даже если рассматривать его просто как базу транзакционных данных, тоже дает ряд бесспорных преимуществ для всех участников. Предлагаемые изменения могут кардинально поменять отношение людей к дигитальным предметам.

Схематическое сравнение традиционной и открытой экономик. Источник Chainling

Для игроков в данный момент я вижу четыре перспективных направления:

  • Сила напрямую влиять на развитие любимого проекта. Web3 технологии предлагают уже готовые решения, например, создание Децентрализованных Автономных Организаций (DAO), цель которых — помогать принимать быстрые решения, подкрепленные большинством участников проекта. В каждом проекте их может быть множество, каждая из которых отвечает за какие-то отдельные аспекты развития проекта или управления его ресурсами. Сейчас же у игроков в лучшем случае есть возможность высказывать недовольства на форуме игры и в Реддите, кидаясь ультимативными угрозами в стиле «всё, я отменяю подписку!!1» в надежде как-то повлиять на решение, принятым каким-то эффективным менеджером. 
  • Игрок — владелец игровых предметов. Блокчейн технологии позволяют легко фиксировать факт владения каким-то конкретным предметом. Совершенно безопасно и прозрачно, так как база данных децентрализована и не находится в чьем-то контроле. В текущих играх владение и контроль за базой данных сосредоточены в руках разработчика/издателя/платформодержателя, а все игровые блага лишь во временном пользовании геймеров. 
  • Зарабатывай играя (P2E). Играя и прогрессируя в игре, геймер набирает всевозможные предметы и коллекции, которые вытекая из предыдущего пункта, по праву принадлежат только ему и существует запись об этом, которую никто не может изменить без ведома владельца. Это позволяет вполне легально и безопасно продавать или менять эти предметы другим игрокам или даже на других площадках. На данный момент мало игр, где вообще легально можно продавать игровые предметы, прежде всего потому, что текущая модель и лицензионное соглашение в играх говорит о том, что все это принадлежит компании, и, следовательно, не может сменить владельца. А черный рынок, как известно, приводит к обманам, непрозрачности и банам. 
  • Взаимная совместимость между различными проектами и платформами. Мы, как геймеры, знаем это под словом кроссплатформенность, хотя есть и более емкое слово, и оно лучше применимо именно тут — интероперабельность. Это возможность переносить не только игровой прогресс в рамках одной игры, а скорее даже возможность создать свой мета-аватар, который объединяет все, чем вы владеете в играх. Сейчас из-за отсутствия договоренностей, протоколов, а главное из-за закреплением владения предметами за компаниями-разработчиками, мы имеем разрозненный набор лаунчеров на нашем десктопе. 

Эти направления соответствуют потребностям современных игроков, которые вкладывают в игры деньги, а главное свое время.  

И это я еще не коснулся темы искусственного интеллекта, которая по слухам станет очень горячей в ближайшие месяцы. ИИ тоже имеет важную роль в становлении Web3 и, следовательно, гейминга. 

Выводы 

Учитывая, как стремительно развивается эта тема, я склонен к тому, что это все же революция. Еще два года назад об этом даже не говорили в кулуарах, а сейчас это самая горячая тема. 

На мой взгляд, основы технологии блокчейн прекрасно подходят для новой эры гейминга, где децентрализация, безопасность, токенизация и владение могут сыграть большую роль в изменении того, как мы знаем гейминг. У нас появилась уникальная возможность понаблюдать за развитием событий и, возможно, даже и принять в нем активное участие.