История Nintendo — как зарождалась великая компания

Первая массовая 8-битная приставка, первая портативная консоль, игры на них — история компании Nintendo.

Компания Nintendo, основанная еще в 1889 году была одним из самых крупных производителей игральных карт в Японии. И казалось бы стабильный доход, известный бренд, зачем что-то менять? Но вот наступил 1978 год. К руководству компании пришел талантливый инженер Ёкои Гумпэй и заявил, что скоро начнется революция в мире развлечений. Он предложил совету директоров создать игровую консоль. Руководство оценило энтузиазм Ёкои и предоставило ему полную творческую свободу.

После множества экспериментов с аркадными автоматами к Ёкои приходит понимание того, что необходимо сделать устройство для видеоигр, которое помещалось бы в карман. Благодаря его стараниям в 1980 году на свет появилась первая портативная консоль под названием Nintendo Game & Watch.

Это устройство помещалось на ладони, имело жидкокристаллический экран и одну игру на борту. Анимация практически отсутствовала, задний план был полностью статичен, двигались лишь отдельные объекты графики.

Игры были достаточно примитивными. Чтобы вы лучше понимали, уточним — прямым клоном Nintendo Game & Watch была советская «‎электроника»‎. Отличались они только тем, что на одной яйца ловил Микки Маус, а на другой волк из «‎Ну Погоди»‎.

Nintendo начала искать новые пути развития в рамках игровой индустрии. И однажды в компанию пришел молодой художник Сигэру Миямото.

Сейчас этого человека назвали бы геймдизайнером, а тогда это был простой любитель рисования, интересовавшийся видеоиграми. Руководство Nintendo приветствовало свежий взгляд Сигэру и предоставило ему карт-бланш на разработку видеоигр. Через некоторое время парень показал совету директоров двух персонажей — Donkey Kong и Jumpman. Первый был большой и злой гориллой, а второй обыкновенным Итальянским водопроводчиком.

Миямото разрешили свести этих двух героев в схватке. Проект получил название Donkey Kong. По сюжету Jumpman должен был спасти принцессу из лап бешенной гориллы. Персонаж уклонялся от бочек и других препятствий, которые создавал злодей на его пути.

Игра получилась мега успешной. Уже через год после релиза она была установлена на каждом втором игровом автомате в Японии и на каждом третьем в США. Позже Джампмена переименовали в Марио и сделали лицом компании Nintendo. Но это уже другая история.

Гейминг в каждый дом

Шло время и Nintendo задумалась о разработке домашней консоли. Ведь тогда люди играли в основном на автоматах. Компании необходимо было создать устройство, которое можно было бы подключить к телевизору и играть сидя на диване.

В 1983 году на Японский рынок выходит консоль под названием Famicom — маленькая коробочка способная запустить 8-битную игру.

Управление в этих играх было реализовано необычным для того времени способом — два проводных геймпада, на которых было всего две кнопки и крестовина. Можете себе представить насколько «‎удобно»‎ было управлять персонажем в 2D шутерах вроде первой Contra, где требовалось не просто передвигаться и стрелять, а еще и прицеливаться. Реализовать удобный гейминг на диване получилось лишь отчасти.

Длина шнуров от геймпадов не позволяла отойти от консоли даже на два метра, поэтому приходилось сидеть на полу у самого экрана телевизора. Тем не менее, несмотря на все неудобства, приставка обрела невиданную популярность в Японии и разошлась общим тиражом 25 млн. штук. Главным эксклюзивом Famicom стал легендарный платформер Super Mario Bros, который и обеспечил ей культовый статус.

У большинства игр отсутствовала возможность сохранения. Картридж, на котором они распространялись не позволял реализовать эту функцию.

Функция сохранения присутствовала только в The Legend of Zelda и первой части Dragon Quest.

После оглушительного триумфа на японском рынке Nintendo начала задумываться о покорении запада. Но не все было так просто. Дело в том, что в Америке рынок видеоигр переживал спад и аналитики предвещали его скорую кончину. Причиной тому стало отсутствие понимания авторских прав и стандартов качества в тогда еще молодой индустрии. Говоря проще, любой желающий мог сделать свою игру, например для приставки Atari, и без одобрения производителя консоли, начать ее продавать. Вскоре из-за избытка некачественной продукции массовая аудитория стала стремительно остывать к видеоиграм. Казалось, что этой отрасли вскоре придет конец.

Но в Nintendo были другого мнения. Они задали единый стандарт качества для выпуска игр на своей платформе. Этот стандарт был одобрен в США на законодательном уровне и назывался Nintendo Selects.

Когда все бумажные проблемы были устранены, японцам оставалось лишь представить западному сообществу финальный продукт. Консоль получила название Nintendo entertainment system или NES. По начинке это была полная копия Famicom, но в другом дизайне. Приставку ждал не просто феноменальный успех — Nintendo возродила рынок видеоигр на Западе. За все время было продано 60 миллионов приставок.

Nintendo стала лидером в мире игровых консолей. Но эпоха 8-битного гейминга потихоньку близилась к своему завершению. Большая N должна была превзойти саму себя, чтобы сохранить лидерство на рынке.

Когда все SUPER

21 ноября 1990 года на рынок Японии выходит Super Famicom, 16-битная наследница первой консоли. Кроме удвоенной цветовой палитры она получила дополнительные чипы, которые отвечали за графику.

Кроме того, в приставке нашлось место для микропроцессора Mario 1, ответственного за отображение 3D графики с разрешением 4 полигона. В 1990 году это было огромным достижением. Не стоит забывать и про отдельный звуковой чип, произведенный компанией Sony специально для Super Famicom, а также отдельный процессор для создания скелетной анимации в играх.

Таким образом Super Famicom можно считать первым массовым мультипроцессорным устройством.

Если говорить о проектах использующих весь технический потенциал консоли, то их можно пересчитать по пальцам. Игрой, которая задействовала 3D чип стала Star Fox — космический экшен в трехмерном пространстве. Но частота кадров при игре в Star Fox не поднималась выше пятнадцати в секунду. Да и в целом игровая индустрия тех лет еще не созрела для полноценного перехода в три измерения, поэтому звездная лиса стала лишь поводом обсуждения в игровых СМИ и гик-сообществах, но никак не тянула на статус мирового хита.

Второй игрой, которая выжимала из железа консоли максимум, стал Seiken Densetsu 3, опередивший свое время на несколько лет. Подробнее об этой игре можно узнать из нашего топа ретро-игр в которые должен поиграть каждый. Остальные игры полагались на мощность центрального графического процессора, не используя при этом дополнительные чипы приставки. И не сказать что это плохо, коллекция игр на Super Famicom по-настоящему разнообразна. Ниже подборка из трех классических проектов.

Super Bomberman

Хорошо знакомый Бомбермен в 16-битной обертке. Эта игра показывает, что даже самые избитые механики могут заинтересовать. Плюс ко всему, благодаря качественной картинке, сегодня игру можно спутать с каким-нибудь мобильным кликером.

Super Metroid

Один из самых ярких представителей олдскульных 2D шутеров. Если вы любите научно-фантастический сеттинг, плавное нарастание сложности и по-хорошему пафосный сюжет — вам сюда.

EarthBound

Максимально нетипичная ролевая игра. История рассказывает про подростков и их жизнь, показывая ее под максимально неординарным углом. В итоге мы имеем одну из самых глубоких и легких RPG всей индустрии.

Super Nintendo в России

Стоит отметить, что эта приставка официально продавалась на территории постсоветских стран, но была слишком дорогой для большинства семей. Наверное многие помнят помнят передачу «‎Новая реальность»,‎ которая шла по федеральным каналам в девяностые. Именно на этом телешоу активно продвигалась SNES, но, к сожалению, для подавляющего большинства детей тех лет она так и осталась несбыточной мечтой.

К концу своего жизненного цикла Super Nintendo обрела такой же культовый статус, как и ее предшественница. Но на рынке вновь назревала революция — индустрия готовилась к долгожданному переходу в 3D. И Nintendo намеревалась успеть на этот поезд одной из первых.

 
аватар
Была в нашей семье Нинтендо. Конг завораживал. Бомбера тоже помню. Да, для большинства семей такая приставка была скажем так "лишней" - лучше потратиться на что-то более нужное. Но те кто имел Нинтендо сталкивались часто с иной проблемой - картриджи. Их было мало и достать было сложно. Потому и помнится именно Конг и Бомбер. Правда помню еще какую-то игру про Микки Мауса. В общем было дело )
аватар
А мы с братом тоже были счастливыми обладателями и Конга и Марио и даже Утиной охоты и Дикого Запада. Да мы даже в тир играли :)
аватар
а у меня была такая приставка
аватар
Спасибо за историю, в танчики рубились просто сутками.
аватар
Интересно было почитать, спасибо. Такая приставка была практически в каждом доме.
аватар
Ну тогда компов не было вот и игрались, я еще помню наша была вроде с волком, который яйца в корзину ловил.