Российская инди-студия Lesser Evil Games буквально вчера выпустила свою необычную текстовую ролевую игру, посвященную ужасам средневековья — The Executioner. Впечатлений после знакомства с ней у меня очень много, поэтому спешу ими поделиться.
Сюжет
О, да! Хотя сначала я был в ужасе от увиденного. Сюжет рассказывает о судьбе средневекового палача. Его отец тоже был палачом и хотел, чтобы сын продолжил семейную традицию. Однажды после обвинения в государственной измене, палача приговорили к казни. Его сын, главный герой, был к тому моменту уже взрослым и весьма мускулистым юношей. Ему предложили занять место отца и казнить его собственными руками.
Здесь я оборву повествование, потому что в этот момент игра предлагает первый выбор — стать палачом или отказаться. В зависимости от принятого решения вы продолжите играть или станете жертвой другой средневековой традиции, согласно которой вся семья изменника подвергается умерщвлению. Не буду лгать, я сначала отказался брать в руки топор. Ведь было интересно, каким образом развивались бы события в игре про палача без самого палача. И меня казнили. Конец. Вот так, на пятой минуте игры.
Осознав, что откровенно глупые поступки совершать не стоит, я решил поставить себя на место главного героя и в первую очередь заботиться о собственной шкуре, не испытывая судьбу. При каждом выборе я думал, как он на мне отразится. Но не думайте, что страх проиграть превратил меня в бесполезного эгоиста. Ведь то, что в этой игре полезно мне, полезно и для многих других персонажей. Если бы я превратился в зверя и творил беспредел, заполнилась бы шкала хаоса — а это гейм овер. Слишком рисковать ради спасения других жителей этого мрачного мира тоже было бессмысленно — главный герой не рыцарь в толстенных доспехах, а простой палач с топором, его легко ранить или даже убить.
Но, вернемся к сюжету. Так как в подробности влезать нет смысла, потому что у каждого они будут свои, расскажу в общих чертах. Главный герой становится королевским палачом. Помимо прямых обязанностей (пытать и казнить), он знакомится с родственниками жертв, начинает расследования, подрабатывает, сталкивается с революционерами. Каждый день он принимает решения, которые влияют на дальнейшее развитие событий.
В основе повествования очень много текста. Почти девяносто процентов времени вы будете читать и думать. Но, черт возьми, как же красочно, пугающе и увлекательно описывается происходящее. Это практически книга, которую хочется проглотить от корки до корки. Единственное, что меня останавливало — уставшие глаза.
Помню, как в детстве нашел на родительской книжной полке книгу «Легенда об Уленшпигеле» бельгийского писателя Шарля Де Костера. Удивительным образом она меня увлекла и я до сих пор помню описанные в ней сцены пыток подозреваемой в колдовстве героини. Так и в The Executioner — большая часть описанного со временем забывается. А вот подробные и доводящие до мурашек описания пыточных инструментов и экзекуций отпечатываются в мозгах и остаются там навсегда. Поэтому, если у вас нежная психика и вы ни разу не смотрели серию фильмов «Пила», игру советовать не стану. Остальным, добро пожаловать в ад.
Геймплей
Геймплей делится на дни. Утром палач просыпается и имеет в запасе определенный запас времени для действий. Зачастую каждый день начинается с уникального текстового вступления. В зависимости от сюжетных поворотов, палач может посещать доступные места и там продвигать свою историю. Некоторые из этих мест доступны всегда — дом, чумное озеро, рынок. На чумном озере можно подрабатывать, получая мелкие монеты в обмен на чудовищный труд. Чудовищный он потому, что туда свозятся все отходы города. На рынке можно купить еду, лекарства и снаряжение. Еду палач поглощает перед сном, чтобы на следующее утро восстановить больше здоровья и выносливости. Лекарства нужны в случае травм. А снаряжение увеличивает характеристики героя.
И, раз уж я заговорил о характеристиках, пора рассказать о ролевой составляющей The Executioner. Герой прокачивает свои параметры и навыки. Параметров десять: здоровье, выносливость, рассудок, ментальная броня, бонус к восстановлению выносливости и рассудка, шансы на успех в конфликтах (четыре параметра).
Навыки делятся на шесть категорий: человечность, рационализм, мистицизм, социопатия, революция и монархия. Прокачивать их можно при помощи очков опыта. Зарабатываются они при общении с разными персонажами и принятии решений. Если вы за короля — сможете прокачать ветку монархии и получать за это бонусы. Симпатизируете сопротивлению — ветка революции для вас. В зависимости от веры в сверхъестественное прокачиваете рационализм или мистицизм. А ваши поступки по отношению к окружающим повлияют на навыки социопатии и человечности.
Чуть выше я упомянул про шансы на успех в конфликтах. Конфликты в игре предстают в виде сюжетных ивентов. Кого-то защитить, что-то отобрать, кому-то объяснить — палач может все, но силы его не безграничны. Во время конфликта герой может попытаться убедить противников, запугать, показать свою силу или перейти к оружию. При выборе каждого способа показан шанс на успех. Выйти из конфликта без урона не получится, большую роль играет рандом. Зачастую герой теряет здоровье и выносливость, иногда страдает и его рассудок. Повествование продолжается в зависимости от исхода конфликтов.
Пытки
Итак, задача палача — выбить из подозреваемого признание. Презумпция невиновности? Нет, не слышал. К сожалению, во время пыток очень часто страдали невиновные. Находясь в агонии, они подписывали, что угодно. Этот хорошо показано в The Executioner. Местному судье главное, чтобы стояла подпись преступника и после казни не страдала репутация короля. А герою нужно выполнить работу, чтобы получить деньги.
Пытки в игре делятся на два этапа — работа с телом подозреваемого и допрос. Допрос относительно прост. Вопрос можно задать напрямую, путем перекрестного допроса или выбить информацию запугиванием. На прямые вопросы жертвы отвечают только после серьезных увечий, при помощи перекрестного допроса можно запутать жертву и выудить из нее факты даже после небольших пыток. А запугивание работает, только если жертва осознает свое положение и начинает цепляться руками за жизнь.
Как вы уже догадались, простым допросом подозреваемых не расколешь. Тогда на помощь приходят пытки. Их несколько и они влияют на ментальное и физическое состояние жертвы. Если пропадут все хитпоинты на ментальной шкале, подозреваемый сойдет с ума и допрос будет провален. Если кончится запас шкалы здоровья, жертва умрет — тоже провал. Вот список пыток, чтобы вы могли хотя бы прикоснуться к тому, что я испытал во время прохождения:
- Пытка шумом — жертву сажают в небольшую комнату, над ее головой висит огромный церковный колокол. В этот колокол звонят на протяжении нескольких часов, пока человек не ломается морально и физически. Вот, где настоящий кошмар, а в интернетах шутят, что пытать нужно музыкой Nickelback. Наивные.
- Пытка жаждой — не совсем жаждой, если вдаваться в подробности. Жертве при помощи воронки заливают в рот несколько литров соляного раствора. Можете представить, какие ощущения она испытывает. После такого мало кто останется несговорчивым (в реальной жизни, в игре происходит совершенно другое).
- Избиение — самая безобидная из пыток, палач просто мутузит жертву кулачищами по правильным местам.
- Иголки под ногти — в принципе, и описывать нечего.
- Утопление — эта пытка знакома всем по голливудским фильмам Тоже все очевидно. Помните сцену с унитазом из Большого Лебовски?
Но на этом пытки не заканчиваются. Ведь есть еще «Зверства». Так как игру я прошел не до конца, подозреваю, что их список со временем пополняется. А может и нет. Но изначально в игре есть отрезание конечностей и ослепление — самые суровые пытки, которые наносят больше всего урона ментальному и физическому здоровью жертвы.
Что интересно, палач тоже страдает во время пыток. У него кончается выносливость и слабеет психика. И это вполне логично. Пытки — тяжелый труд, а крики и кровь с кишками приводят к потере рассудка. К счастью, с собой можно брать лекарства, которые помогут восстановить силы, здоровье и подлечат головушку.
Сложность пыточного процесса в том, что жертвы очень несговорчивые. Даже потеряв больше половины здоровья или рассудка, они все равно сопротивляются. Доходило до абсурда — я отрезал простому егерю руки и ослеплял, а он все равно не признавался в браконьерстве. Понимаю, что это работа механики, но правдоподобности никакой. Лишь доведя полоски жизни и рассудка до минимума, можно получить ответы. Иногда, конечно, хватает и пары экзекуций в комбинации с запугиванием.
Ах да, жертва между пытками восстанавливает часть сил. Поэтому ей нельзя давать отдыхать — для этого действия есть отдельный пункт. Каждое действие отнимает у палача время, которое строго лимитировано. Не успеешь — провалишь дело и получишь минус к характеристикам и репутации.
Атмосфера и саундтрек
Баги
Плюсы и минусы
- История — чтение меня увлекло, написано талантливо.
- Атмосфера — несмотря на двухмерность и простоту в дизайне, игра впечатляет своей мрачностью и брутальностью.
- Пытки — не думаю, что видел настолько подробную их реализацию в компьютерных играх. По сравнению с ними сцена из GTA V, где Тревор игрался с электричеством, кажется милой беседой. Но, конечно же, речь о воображении, ведь большую часть происходящего в The Executioner мозг рисует самостоятельно (от этого не легче, поверьте).
- Баги — их многовато, как для относительно простой игры.
- Подходит не для всех — серьезно, если вы теряете сознание, когда сдаете кровь из пальца, обходите этот проект десятой дорогой.
Выводы
The Executioner — мастерски написанное приключение простого королевского палача с огромной секирой и фигурой Александра Невского. Геймплейные механики хорошо дополняют текстовую часть игры, но баги иногда выводят из себя. Пытки — хотелось бы о них забыть, но вряд ли получится. Брать или не брать, решайте сами. Но у любого вашего решения будут последствия, как и в самой The Executioner.
Процессор | Ryzen 5 2600 | |
Охлаждение | NZXT Kraken X72 | |
RAM память | HyperX Predator DDR4 3600MHz | |
SSD Диск | Kingston SSDNow G2 240GB | |
Системная плата | MSI X470 Gaming Plus | |
Видеокарта | GeForce GTX 1080Ti Waterforce | |
Блок питания | Gamer Storm DQ850-M | |
Корпус | NZXT H700i |