2 декабря вышла The Callisto Protocol от судии Striking Distance Studios. Это космический хоррор за авторством Глена Скофилда и части команды Visceral Games, причастных к созданию Dead Space. Чтобы оценить игру объективно, давайте освежим в памяти несколько моментов, которые предшествовали выходу The Callisto Protocol.
Впервые трейлер космо хоррора был показан на церемонии The Game Awards в 2020 году. Тогда в одном из интервью Глен заявил, что хочет сделать одну из самых жутких историй на новом движке, поскольку Dead Space признан многими, как одна из самых страшных игр своего времени.
Также известно, что после первой части игры про мёртвый космос, Скофилд ушёл из ЕА и основал свою студию — Sledgehammer Games. Electronic Arts продолжила серию и выпустила две коммерчески провальные части, хотя критики оценили игры довольно положительно.
Теперь спустя почти 14 лет, создатель Dead Space выпустил игру, которая была ей вдохновлена, но постарался улучшить и изменить некоторые идеи. Насколько Глену Скофилду это удалось? Давайте разберёмся!
Сюжет
Действие игры происходит в 2320 году, человечество активно исследует космос, колонизирует спутники и планеты. Главным героем является Джейкоб Ли — капитан космического корабля, занимающегося космическими перевозками. Повествование начинается с момента, когда Джейкоб со своим напарником Максом, совершают рейс с одного спутника Юпитера — Европы на другой — Каллисто.
По пути на корабль нападает известная террористическая группировка — Иной Путь. В результате нападения происходит кораблекрушение, а выживших Джейкоба и участницу Иного пути берёт в плен начальник местной тюрьмы, которая называется Чёрное Железо.
Перед игроком ставят главную задачу — сбежать из тюрьмы и улететь со спутника Каллисто. С этого момента начинается долгий и тернистый путь капитана.
С каждым шагом перед Джейкобом открывается всё больше тайн Чёрного Железа. Постепенно выясняется, что все заключённые находятся здесь из-за некоего глобального плана, который к концу игры раскрывается полностью.
В целом, сюжет не станет откровением для многих игроков. Он довольно сильно похож на сюжет Dead Space, однако небольшие твисты присутствуют. История достаточно понятная, без сильных хитросплетений, однако за ней интересно следить благодаря диалогам и актёрской игре.
Геймплей
В плане геймплея игра опирается на находки игр про мёртвый космос. Помимо слегка изменённых интерфейса и отображения здоровья и боеприпасов в оружии, добавлено и несколько новых идей, по большей части в боевую систему. Это основная часть игры, поэтому предлагаю их рассмотреть по отдельности.
Боевая система
Раньше для расправы над некроморфами необходимо было отстреливать конечности, а при нехватке патронов Айзек мог ударить прикладом оружия.
Новая боевая система предлагает другой способ расправы над мутантами. Теперь ближний бой — важная часть сражений. В частности, было добавлено оружие для рукопашных схваток и возможность уклонения. Наиболее эффективно комбинировать ближний и дальний бой.
К примеру, в начале боя герой должен уклониться от атак, в которых может быть серия доходящая до пяти последовательных ударов. В момент, когда враг выдохнется, перед игроком встанет два варианта — либо ударить электрошоковой дубинкой либо попытаться выстрелить в уязвимую часть из пушек.
Оба варианта имеют плюсы и минусы — рукопашные атаки наносят не очень много урона, но можно совершить серию ударов, после которой проще прицелиться в отдельную часть на теле противника. Стрелковые атаки зависят от характеристик оружия, таких как урон и количество патронов в магазине.
Для приверженцев дальнего боя создатели дали пять пушек на выбор. Здесь присутствует два вида пистолетов, два дробовика и штурмовая винтовка. Три из пяти оружий являются модификациями, которые приходится менять, чтобы получить, к примеру, одноручный дробовик. На каждую смену модификации уходит некоторое время, что надо учитывать во время боя.
Последним способом расправы над монстрами станет специальная перчатка. При помощи перчатки можно притягивать и отталкивать врага. Например, чтобы избежать столкновения с неприятным противником, можно выкинуть мутанта в пропасть или кинуть на элементы локации. К таким элементам можно отнести как простенькие шипы, так и включённые вентиляторы.
Элементы интерфейса и особенности локаций
В The Callisto Protocol нельзя увеличить запас здоровья и вместительность инвентаря. Один раз по сюжету нам увеличат и то и другое в два раза. Поэтому игрокам придётся часто выбирать, что им в данный момент нужнее — патроны или инъекция здоровья, блок питания для перчатки или предмет на продажу.
В игру не забыли добавить затаптывание противника, для получения различных ресурсов, от инъекций здоровья до патронов. Все ресурсы можно продать за местную валюту — кредиты Каллисто, на которые, в свою очередь, приобрести другие ресурсы или купить улучшение для оружия.
При передвижении по локациям у игрока не будет подсказок, куда двигаться. Хотя игра довольно прямолинейна, периодически будут попадаться развилки. Один путь ведёт по сюжету, второй создан для получения дополнительных ресурсов. В Dead Space у Айзека был своеобразный компас, указывающий, куда идти, здесь придётся угадывать или, при необходимости, загружаться.
Опытным путём было выявлено, что путь к ресурсам всегда менее очевиден — он скрыт за ящиком или спрятан в вентиляции, решётку от которой надо сломать. Справедливости ради стоит заметить, что ресурсы не бывают лишними, особенно если имеется желание прокачать какое-нибудь оружие по максимуму.
Хочется также упомянуть систему лечения. Помимо инъекций лечения, игрок может найти такой ресурс, как здоровье, который действует сразу, без дополнительных манипуляций. Инъекции нельзя использовать мгновенно, анимация занимает некоторое время. Таким образом, в бою трудно выделить на это время, автору статьи такое удалось только в финальном сражении, в остальном приходилось стараться, не получать урона.
По итогу замечу, что геймплей достаточно разнообразен, чтобы не надоесть в течение игры. Игрокам придётся использовать разное оружие, менять модификации в момент сражения. Тактически использовать локации, выкидывать неприятных монстров перчаткой, стрелять по уязвимым местам и перемещаться по карте, прячась от части врагов за препятствиями.
Звуковое сопровождение и локализация
По части звукового сопровождения, в игре достаточно хорошо сделаны звуки монстров и эмбиент. В игре постоянно что-то звучит, изредка сменяясь абсолютной тишиной. По звуку можно определить, есть ли монстры поблизости, после убийства последнего мутанта на карте игрок это сразу поймёт.
Здесь нет полноценных скримеров, как в ужастиках, однако не стоит расслабляться, ведь всегда есть возможность нападения врага с резким звуком. Эмбиент локаций хорошо добавляет атмосферности, напоминая игроку, что герой один на один с ужасами и обитателями тюрьмы.
В локациях хорошо слышны различные звуки: от гудения вентилятора до поскрипывания лестниц и капающей где-то воды из трубы. По звуку также можно догадаться, какой именно монстр бродит неподалёку. К сожалению, в релизной версии The Callisto Protocol была пара моментов, когда звук накладывался друг на друга, вызывая хрип в наушниках. После патча таких моментов не было.
Локализация в игре далеко не идеальна. Во время прохождения будут периодически попадаться дневники в виде аудиозаписей, в части из них субтитры переведены не все. В диалогах с этим гораздо лучше — за время прохождения автору попалось только две фразы, которые не были переведены.
Для понимания сюжета тех данных, которые находит герой достаточно, хотя многим игрокам локализация сейчас придётся явно не по вкусу. Чувствуется отсутствие некоторой полировки.
Графика
Визуальная составляющая в The Callisto Protocol на высоте. Локации смотрятся отлично, детализация достаточно хороша. Освещение и тени в разных частях игры прекрасно вплетены. К сожалению, у этого есть и неприятная сторона — требовательность к «железу».
Из-за высоких технических требований далеко не каждый компьютер сможет легко и плавно показать некоторые кат-сцены. Также периодические подгрузки локаций будут немного фризить, в моментах появления героя в новом месте. При взгляде на некоторые объекты, полные различного освещения и мелких деталей, возможна похожая ситуация.
Замкнутые объекты — маленькие комнаты, небольшие технические коридоры не содержат таких проблем. Однако, если на героя нападает очень много противников одновременно, или происходит множество движений в кадре, могут возникнуть небольшие лаги и просадки кадров.
Уменьшить количество подобного можно, снизив графические настройки, а также отключив зернистость и вертикальную синхронизацию. Не зря существует такая поговорка — «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Многих потенциальных игроков отпугнула именно техническая составляющая проекта, особенно учитывая цену ААA игры.
Услышав отзывы и критику, разработчики выпустили несколько патчей, улучшающих оптимизацию. Однако первое впечатление, возможно связанное со спешкой и сроками выпуска было испорчено отсутствием полировки игры.
Что в итоге
Сегодня те, кого не отпугнёт техническая составляющая игры, вполне смогут насладиться хорошей историей в духе первой части Dead Space. Боевая система интересна, игроки смогут проходить локации и убивать монстров как им удобнее. Несколько видов оружия и гравитационная перчатка вносит разнообразие в утилизацию противников.
The Callisto Protocol смотрится хорошо, а различные звуки и эмбиент погружают в атмосферу отчаяния и опасности окружения. Актёрская игра и лицевая анимация сделаны отлично. Однако тем, кто хочет получить лучшие впечатления от игры, хотелось бы посоветовать подождать некоторое время, пока не исправят наиболее критичные технические моменты.
Процессор | Intel Core i5+8500 с Optane 16Gb | |
Охлаждение | NZXT Kraken X72 | |
RAM память | Corsair DOMINATOR PLATINUM RGB DDR4 | |
SSD Диск | SSD Corsair Force Series Gen.4 PCIe MP600 | |
Системная плата | Gigabyte Z390 UD | |
Видеокарта | Aorus GTX 1080ti | |
Блок питания | Corsair RMx Series RM650x | |
Корпус | NZXT H700i | |
Монитор | MSI Oculux NXG251R |