Graveyard Keeper с ходу расставляет приоритеты. Роль смотрителя кладбища лишь личина, а на самом деле игра про то, как зарабатывать деньги в средневековой деревне. Конечно, придётся работать лопатой и хоронить умерших, но это лишь капля в море. Прохождение квестов часто упирается в сбор определённой суммы. Чтобы проложить дорогу из грязи в князи, умения махать лопатой окажется мало. К счастью, в Graveyard Keeper много способов заработка, и есть где развернуться.
Загробный бизнес
Можно заняться фермерством и засеять грядки огорода. Готовить элитные блюда из выращенных овощей и продавать королевской короне, а в подвале из винограда и хмеля можно варить пиво или вино.
Почти каждый ресурс участвует в длинных производственных цепочках. Например, витражное окно для церкви создаётся из трёх предметов: стекло, сложные железные детали и золотые ювелирные изделия. Кажется, что ничего особенного, но это лишь, на первый взгляд. Для стекла придётся накопать речного песка и обжечь его в печи. Сложные детали куются на наковальне из выплавленной руды, добытой киркой в карьере. Ювелирные изделия и вовсе требуют золотые самородки, которые случайно попадаются во время добычи, и тоже нуждаются в выплавке.
В погоне за состоянием герой не брезгует аморальными проступками. Доставляемые трупы в Graveyard Keeper можно вскрывать, изымая части тела для собственных нужд. Из кожи можно сделать переплёт и бумагу для книг, свежему мясу обрадуется ничего не подозревающий трактирщик, а органы пригодятся в алхимии и исследованиях.
Средневековый мир Graveyard Keeper
Разработчики построили небольшой, но интересный мир, который живёт неспешной деревенской жизнью. Деревня — сердце средневекового мира Graveyard Keeper. Здесь обитают почти все NPC и проворачиваются крупные сделки. Смена суток добавляет реализма: персонажи днём работают, а ночью отдыхают. При этом ключевые NPC появляются лишь в определённые дни недели.
Здешняя экономика также походит на реальную. Купцы изменяют цены после сделок, увеличивая или уменьшая стоимость предметов. Если продать партию хлеба торговцу, то в следующий раз за тот же товар он предложит меньшую цену.
Один день смотрителя кладбища
Чтобы понять геймплей Graveyard Keeper, достаточно описать один игровой день.
Утро
Сегодня день проповеди и епископ будет на кладбище. Он обещал улучшить церковь, если выполню его задания и добуду разрешение на строительство. Сначала решил улучшить качество кладбища, избавившись от невзрачных могил. Купил два разрешения на эксгумацию и раскопал два трупа. Они были сильно изуродованы. Ошибки прошлого: во время аутопсии доставал органы для исследований и синих шариков. Видимо, отрезал лишнего, а бальзамирование ещё не изучил.
Теперь надо избавиться от тел. Выкинуть трупы в реку? Нет, говорящий череп обещал покусать меня, если я снова так сделаю. Тогда надо сжечь тела в крематории. Точно! А из пепла сделаю колумбарий или черную краску для чернил. Рубил деревья и сломал топор, пришлось затачивать на точильном камне. Выпилил чурбаны для крематория и поджог тела. В это же время приехал осёл с телегой. Подумал, что привёз новый труп, но он сказал, что отказывается возить тела, пока не повышу условия труда. Разберусь с ним позже.
День
Пока пилил чурбаны, тратил много энергии, поэтому съел все морковные котлеты. Собрал урожай с фермы и в доме закинул в печь тыкву, морковь и свёклу для супа, чтобы пополнить запасы еды. Во дворе в каменотесной мастерской делал статуи для могил пока не сломалась стамеска. Забрал тыквенный суп из дома и спустился в подвал к церковному верстаку, чтобы сделать свечи и настенный канделябр для второй части квеста епископа. Придя к верстаку, вспомнил, что забыл взять ресурсы. Вернулся во двор и выковал на наковальне детали, а также взял предметы для крафта свечей со склада.
Пока вешал канделябр в церковном зале, кто-то из жителей пришёл в исповедальню. Выслушал его исповедь и получил историю для книги. Может быть, когда-нибудь напишу книгу, если сделаю письменный стол. Кстати, и листовки для инквизитора пора бы сделать.
Прошло полдня, и я совсем забыл, что собирался отдать мотыльков смотрителю маяка в обмен на удочку. Забрал мотыльков и мясо для трактирщика, которое на днях нарезал со свежих тел. Недавно Змей дал поддельную печать, теперь могу легально сбывать мясо в таверне. По пути в деревню заглянул к мельнику купить семена, чтобы сварить из пшеницы и хмеля пиво на продажу. Мельник вечно сидит без работы, но я ещё не разобрался, как починить его мельницу.
У трактирщика не хватало денег для обмена, поэтому купил второй камень телепортации. Подумал сократить путь и использовал телепорт к маяку. Оказалось, что второй камень не работает…
Вечер
Смотритель подарил удочку, но не сказал, как ловить рыбу в Graveyard Keeper. Три часа торчал на причале и пытался поймать себе ужин. Время позднее, а я ещё не читал молитву прихожанам. Поспешил в церковь, попутно собирая мёд и пчёл с ульев для будущей пасеки. Взял молитву о пожертвованиях и едва успел провести службу. Прихожане сегодня оставили больше пожертвований и очков веры, чем в прошлый раз. Отправился спать. Завтра пойду на болото искать ведьму, которая обучит алхимии!
Вердикт
Graveyard Keeper раскрывает необычную тему для жанра симуляторов. Первые 10–15 часов, действительно, удивляют обилием механик и приносят удовольствие. Со временем рутина надоедает, а цепочки крафта значительно удлиняются. При этом создатели не добавили никакой автоматизации повседневных занятий, и каждый день практически повторяет предыдущий.
Дойти до финала и посмотреть концовку смогут не все, так как геймплей искусственно растягивается. В интервью после релиза создатели пообещали в обновлениях добавить зомби, которые будут помогать по хозяйству, однако даты выхода на PC не назвали. Это бы решило проблему со скучной рутиной и сгладило отрицательные отзывы и обзоры игроков, которые даже используют читы из-за однообразия геймплея.
Часть механик взята из Stardew Valley, но они не получили должного развития. В итоге — куча разносторонних несвязанных механик в начальной стадии. Даже исключив некоторые из них, например, развитие магазина, рыбалку или бальзамирование, Graveyard Keeper ничего не потеряла бы.
Алхимия заслуживает отдельного слова. Разработчики серьёзно подошли к её созданию: придумали разные состояния веществ, специальные постройки и несколько десятков комбинаций. Однако алхимические рецепты, предназначенные не для сюжета, можно получить только перебором, так как их нельзя купить у торговцев или найти в подземелье. И единственный путь — wiki.
Плюсы
| Минусы
|
Наивно было ждать отсутствие гринда от разработчиков Punch Club, в которой игровой процесс также был затянут. Поэтому Graveyard Keeper, попавшую в наш ТОП новинок августа, от российской команды Lazy Bear Games, рекомендуем только поклонникам жанра.
Процессор | Intel Core i5+8500 с Optane 16Gb | |
Охлаждение | Corsair Hydro Series H60 (2018) | |
RAM память | Corsair Vengeance RGB Pro 16ГБ 2666 МГц | |
SSD Диск | SSD Intel Optane SSD 905P 480 ГБ | |
HDD Диск | Toshiba X300 Performance Hard Drive 8TB | |
Системная плата | Gigabyte Z390 UD | |
Видеокарта | NVIDIA GeForce RTX 2060 | |
Блок питания | Corsair RMx Series RM650x | |
Корпус | Corsair Carbide Series SPEC-OMEGA RGB |