В мае многопользовательской игре EVE Online исполнилось 16 лет. Именно тогда я побывал на Фестивале Invasion World Tour в Петербурге, пообщался с игроками и взял несколько интервью у разработчиков. В конце того же месяца CCP Games выкатили большое обновление игры, включающее, на мой взгляд, самое важное улучшение для этого проекта, но обо всем по порядку, сначала окунемся в историю.
Ранние годы — никакой помощи
Уже тогда это было невероятно много. В большинстве ММО игр на одном сервере едва умещались даже две сотни игроков.
Запустив игру в первый раз, ты появлялся на станции в стартовом корвете, имея 5000 исков (игровая валюта). Пара подсказок от Aura, местного киб-интеллекта, и все — дальше свободное плаванье.
В стартовой системе был один агент на станции, у которого ты мог взять цепочку из восьми миссий, связанных с holoreels. После прохождения тебе давали имплант с +1 характеристикой. Учитывая, что на тот момент самые крутые импы были на +3, это была стоящая награда.
Игровой процесс выглядел примерно так: ты создавал персонажа, проходил вот эту цепочку, перекидывал вещи через эскроу (аналог современных контрактов) или друга и создавал нового персонажа, делая это все на триальном 14-дневном аккаунте. Когда набиралась нормальная сумма, покупал крейсер и летел копать =)
Кстати о крейсерах, я играл за расу Галлентов и прокачал дронов. На маркете выбирал между Vexor за 4.2 миллиона исков и Guardian Vexor за 14.5 миллионов. Выбор пал на первый вариант, потому что я не видел смысла переплачивать за один слот пусковой установки вместо точки монтажа орудий. Для тех кто не в курсе, я тогда совершил большую ошибку. Guardian Vexor оказался специальным выпуском ограниченного издания. Теперь этих кораблей осталось едва несколько штук, и за один недавно предложили на форуме 590 миллиардов (примерно 6600 настоящих долларов).
В те времена ключевым успехом конверсии нового игрока в полноценного был играющий друг, который мог поделится знаниями. И у меня такой был.
Для тех кто хочет посмотреть или вспомнить как игра выглядела тогда, вот самый первый кинематографический ролик.
Русскоязычный чат и комьюнити
Но было много троллей и негатива. Как на большинстве тематических форумов, когда завсегдатаи накидываются на новичка, мол, тот не умеет пользоваться поиском и что его вопрос уже когда-то обсуждался. Как нетрудно догадаться — это отгоняло новых капсулеров.
Вообще это тайна, как столь не дружественная для русских геймеров игра, стала столь популярной в России. Русское коммьюнити до сих пор занимает второе место среди всех игроков EVE.
Еще одним важным источником информации становились корпорации (гильдии). Некоторые специально создавали летные школы и академии, где после прохождения курса молодого бойца, капсулера приглашали уже в основную корпу. Эта традиция сохранилась до сих пор, но скорее для выявления шпионов и воров (этой теме можно посвятить отдельный рассказ).
Расцвет сторонних сервисов
Учитывая жанр, сложность и специфику игры, много пилотов в EVE так или иначе связаны с IT. Поэтому программисты стали создавать всякие программки, например EFT, Pyfa, EVE Character, а также сайты типа Battleclinic, EVE wiki и всевозможные киллборды. Примерно в этот же момент вся планета учится «гуглить», что помогает обмениваться информацией по игре намного быстрее.
У Aura появляются полноценные обучающие задания, которые помогают новичкам вылететь со станции, сделать свой первый прыжок и установить модуль.
А в 2009 году корпорация игроков EVE University запускает проект wiki.eveuniversity.org — крупнейший кладезь информации, правда, только на английском языке.
Предпосылки к улучшению качества жизни новичков
Позже, в мае 2016 года игрок Altrue обновил и дополнил схему «Чем заняться в Еве», добавив к каждой активности еще две градации: сложность и количество необходимых вложений.
Кадровые агенты и расширенный туториал
Всего в игре пять типов кадровых агентов, каждый предлагает небольшую цепочку миссий и хорошими наградами:
- Бизнесмен - учит перевозкам, переработке, копке, хакингу и производству.
- Исследователь - учит исследованию систем, сканированию, хакингу и добыче газа.
- Производственник - учит копке, переработке, производству и перевозке.
- Военный - все что связано с ПВЕ боем.
- Углубленный курс военного - опять же ПВЕ и некоторые основы ПВП.
Таких вот академий из пяти агентов всего двенадцать, по три на каждую расу.
Компания CCP Games понимала, насколько важно завлечь новых игроков, и что необходимо сделать начало игры понятным, поставить на ноги и научить людей основам до того, как они наделают дорогостоящих ошибок и разочаруются в игре.
Однако, по форумам и социальным сетям видно, что этого было недостаточно, люди продолжали спрашивать: «Я прошел всех агентов, чем теперь заняться?». Это означало, что работу в этом направлении нужно продолжать.
Побывав на Фесте и пообщавшись с игроками и разработчиками я часто слышал: «Вообще, игру я начал в 2011, но первый раз ее попробовал в 2008». Я думаю кто-то из наших читателей тоже «попробовал, не получилось, бросил».
Агентство 1.0
Это был просто интерфейс, в котором ты мог получить задания типа «пойди убей 10 пиратов» или «очисти пояс астероидов». Включались эти задания временно, только на определенные события. Игрокам это не сильно понравилось.
Агентство 2.0
Агентство 3.0 (Текущая версия)
На мой взгляд отличительная черта нового интерфейса в том, что игрок через серию простых выборов указывает чего он хочет, а не занимается открытым поиском, как это было в предыдущей версии.
Но в основе все те же древа категорий, созданные игроками много лет назад. Только теперь дерево упаковано в красивый и понятный интерфейс, а каждый шаг предоставляет исчерпывающую информацию о рисках, необходимом оборудовании, умениях и многом другом.
В данный момент агентство имеет следующую структуру:
Агенты и задания:
- агенты заданий (служба безопасности, отдел распределений, добыча, логистика и научно-исследовательские агенты);
- особые сюжетные линии (эпик арки);
- поиск агентов;
- агенты особых заданий (сторилайны);
- кадровые агенты.
Столкновения:
- вторжения (Санша);
- межгосударственные войны (фракционные);
- пиратские крепости (рейды);
- мертвая бездна.
Исследование:
- боевые аномалии;
- космические сигнатуры;
- эскалации;
- проект «Дискавери» (В данный момент это поиск экзопланет).
Сбор ресурсов:
- пояса астероидов;
- рудные аномалии;
- ледяные пояса;
- планетарное производство.
Учебные курсы.
- Вторжение Триглав (видимо временно вынесено на главную страницу как отдельная категория).
Это лишь начало и разработчики планируют добавить производство, а также улучшать уже существующий опыт и интерфейс на основе обратной связи.
Что действительно круто с точки зрения пользовательского опыта, так это запоминание ответов и фильтров поиска, позволяя в один клик попасть на нужный контент, не теряя время на прохождения всего древа ответов при каждом логине. Это делает фичу полезной не только новичкам, но и старожилам. По меню и разделам так же можно ползать через кнопки вверху и так называемые «хлебные крошки», есть также кнопки «назад/вперед» — все, как в интернет браузерах.
Единственное, что я заметил, не все еще переведено на русский, но всё и так очень наглядно.
Как итог
В начале статьи я писал о важности простоты вхождения для новых игроков. Ведь новички мотивируют разработчиков улучшать продукт, двигают игру вперед, как бы старожилы не ворчали «ох оказуалили игру!». Агентство 3.0 на мой взгляд наконец выстраивает нужный мост между сложной и многолетней игрой и новым игроком.
Мне нравится как игра продолжает развиваться. Недавний бета тест 64-битного клиента лишь говорит о том, что в ближайшие годы игра будет постоянно улучшаться, в том числе и визуально. Хоть я больше и не играю каждый день, сердце мое навсегда там, в Новом Эдеме.