Обзор Children of Morta — фэнтезийная суперсемейка

Я познакомился с семьей Бергсонов, следил за ее судьбой, многократно погибал в пещерах, искал артефакты, наслаждался саундтреками и любовался простой на первый взгляд графикой — подробнее читайте в обзоре Children of Morta.

На Gamescom 2019 разработчики из техасской студии Dead Mage дали журналистам RBK Games ключ релизной версии своего ролевого рогалика Children of Morta. Я не мог этим не воспользоваться, ведь игра заинтересовала меня еще с момента анонса.

Сеттинг, сюжет, концепция

Children of Morta — изометрический пиксельный ролевой рогалик с элементами hack-and-slash и процедурной генерацией уровней. Солидная смесь жанров и механик, как для игры, которая занимает на диске всего гигабайт.

Действие происходит в фэнтезийном мире, где семья Бергсонов столетиями охраняет гору Морта от всяких происшествий. На этот раз гора стала целью для Скверны — она пропитывает землю, сводит с ума зверей, угрожает всему живому в округе. И Бергсоны должны с ней справиться.

Скверна поглощает все в округе

Здесь могло бы показаться, что перед нами очередная история о вторжении злых сил, с которыми борются отважные герои. Но это будет правдой лишь наполовину, потому что сюжет концентрируется не на глобальных событиях, а на отношениях внутри одной сплоченной семьи.

И это очень необычно для рогалика. Все мы привыкли, что в играх такого жанра нам дают пару строчек сюжета для оправдания дальнейших действий, и мы отправляемся в путь по бесконечным уровням, сотни раз погибая и пытаясь не утратить интерес к происходящему. В Children of Morta все иначе. Почему? Потому что сюжет здесь так же важен, как и сражения.

Отдельно хочется отметить процедурную генерацию локаций. После каждой смерти один и тот же уровень, на котором вы остановились, будет меняться. Поэтому скучно не станет. Да и не получится абузить свое бессмертие, заучивая расположение монстров — каждое прохождение будет одинаково увлекательным и опасным.

Спасительные кристаллы

В семье Бергсонов шесть активных персонажей и еще парочка второстепенных. Все они проживают в одном большом доме, в подвале которого лестница, ведущая в подземную пещеру. В этой пещере находится большой кристалл и портал в разные участки игрового мира.

Семейный совет

Подробно останавливаться на каждом члене семьи не стану, в игре есть прекрасная библиотека, в которой у каждого персонажа есть большая предыстория. При чтении обзора вам будет достаточно понимать, что активных персонажей можно выбирать для боя, а второстепенные играют роль ремесленников (например, есть кузнец, который улучшает снаряжение в обмен на ценные ресурсы).

Особенно интересна бабуля Бергсон — хранительница семейного очага и кладезь древних знаний. Ее магические способности велики. Как только семья узнала о пришествии Скверны, отец семейства и его старшая дочь сразу взялись за оружие и спустились в подземную пещеру. Бабуля дала им в дорогу особые мини-кристаллы, благодаря которым после смерти они могли бы возвращаться обратно в пещеру. Так и происходило каждый раз, как я бездумно погибал от рук мини-боссов или кучки мелких монстров.

«Обычный рестарт уровня, замаскированный под телепортацию на стартовую площадку», — подумаете вы. А вот и нет. После смерти персонажи действительно теряют снаряжение, но опыт остается с ними. Более того, после каждого посмертного возвращения героев сюжет двигается вперед. Возникает ощущение, что гибель — это лишь продолжение пути.

Жилище Бергсонов

Каким образом сюжет движется после смерти героев? Очень просто. Ведь их гибель не воспринимается, как таковая. Они просто возвращаются, зачастую с новой информацией. Семья каждый раз встречается, общается, принимает какие-то решения. Иногда случаются непредвиденные ситуации, вроде пропажи младшего брата — я следил за этой историей на протяжении нескольких смертей. Не буду врать, пару раз я погиб специально, чтобы вернуться на стартовую локацию и узнать продолжение. Но, спустя время катсцены прекратились и сюжет продвигался лишь общением персонажей друг с другом в реальном времени (при помощи субтитров). И так происходило до тех пор, пока я не прошел локацию и не начал следующую.

Вообще, прохождение воспринимается, как чтение книги. Вот почему:

  • пиксельная графика минималистична, поэтому воображение создает свои картинки, прямо как во время чтения.

  • за кадром звучит голос рассказчика, который не только передает детали сюжета, но и комментирует некоторые события и локации.

И несмотря на то, что боевка занимает большую часть геймплея, сражаясь с монстрами все равно думаешь о сюжете, желая узнать, что будет дальше. И это один из главных козырей этого проекта — вы будете заинтересованы до самого финала, даже погибая сотни раз за уровень.

В темной-темной пещере со страшными-страшными врагами

Персонажи и боевка

Персонажи управляются кнопками «WASD», атака на кнопках мышки. Можно свободно выбирать направление атаки, никаких автоприцеливаний нет. Благодаря этому геймплей заметно усложняется, но герои гораздо более гибкие и отзывчивые.

К слову, о героях. Здесь стандартный набор любого фэнтезийного проекта — есть мечник с щитом, лучница, маг, берсерк с молотом, дамагер с кинжалами. Каждый персонаж уникален и использует в бою оружие и прокачиваемые способности. Помимо личных способностей члены семьи Бергсонов прокачивают также общие. Например, можно увеличить скорость перемещения всех персонажей одновременно.

Сражения весьма динамичные и требуют концентрации. В зависимости от выбранного персонажа геймплей будет существенно отличаться. Мечнику нужно быть в гуще событий и валить всех, прикрываясь иногда щитом. Лучнице и магу лучше оставаться подальше. А дамагеру и берсерку выгодно врываться в гущу, наносить урон и отступать.

Здесь же было бы уместно рассказать о противниках. Они делятся на вполне привычные группы — мясо, сильные личности, боссы. Мясо убивается парой ударов, хотя и может нанести много урона, если нападет толпой и застанет врасплох. Сильные личности бьют очень больно, но двигаются не так быстро и при достаточной осторожности не представляют страшной угрозы. Ну а боссы — это боссы, страшные существа, пройти которых с первого раза почти невозможно. Еще встречаются мини-ивенты, например, когда герой попадает на арену, все проходы закрываются и начинается отсчет вражеских волн. В первый раз я был даже напуган таким событием, ведь у моего героя было мало здоровья и я надеялся пройти уровень осторожно. А в итоге пришлось скакать, как на раскаленной сковородке, и молить местных богов о пощаде.

Колесо прокачки — аналог древа, только здесь усиливается снаряжение и врожденные способности

Ах да, чуть не забыл, в игре есть кооператив, так что можно создавать связки из героев, используя их сильные стороны. Лично я думаю, что идеальной будет связка мечника с щитом и мага/лучника — мечник танкует, а второй герой издалека раздает люлей зубастым тварям

Прокачка

Что касается прокачки, она более-менее стандартная. Герои набирают уровни, открывают доступ к новым умениям в древе способностей. Также они могут усиливать снаряжение в кузнице, находить артефакты и спутников в сундуках. Артефакты усиливают характеристики, а спутники (милые летающие шарики) иногда помогают — немного лечат, немного дамажат врагов. После гибели артефакты и спутники пропадают.

Плюсы и минусы

Кратко о плюсах и минусах Children of Morta. Начну с плюсов:

  • Сюжет — ламповый и увлекательный.

  • Боевка — полная свобода действий, герои управляются легко и приятно.

  • Саундтрек — музыка очень душевная, создает приятную атмосферу.

А минусов я не нашел. Хотя старался. И багов тоже.

Выводы

Children of Morta — один из лучших представителей жанра. Игра очень понравится фанатам ролевых рогаликов, а также поклонникам пиксельной графики. Но даже если вы привыкли к трехмерным RPG в открытом мире, все равно уделите этому проекту хотя бы пару вечеров — не исключено, что вас затянет минимум на неделю.

Игра тестировалась на нашей белой сборке Corsair
NZXT-Computer ПроцессорIntel Core i5+8500 с Optane 16Gb
 Охлаждение Corsair Hydro Series H60 (2018)
 RAM памятьCorsair Vengeance RGB Pro 16ГБ 2666 МГц
 SSD ДискSSD Intel Optane SSD 905P 480 ГБ
HDD ДискToshiba X300 Performance Hard Drive 8TB
 Системная плата  Gigabyte Z390 UD
 ВидеокартаNVIDIA GeForce RTX 2060
 Блок питанияCorsair RMx Series RM650x
 КорпусCorsair Carbide Series SPEC-OMEGA RGB
 
аватар
Игра без минусов и багов? что-то тут нечисто