На днях для тактического шутера Arma 3 вышло наверное самое крупное дополнение — Contact. Оно оказалось настолько масштабным, что его запуск осуществляется через отдельную кнопку в лаунчере игры. Конечно же, я сделаю на него обзор. Но будет это через пару дней. Потому что было бы неправильно обозревать контентное дополнение, упустив из виду оригинальную ArmA 3. Тем более, это один из лучших шутеров современности, незаслуженно забытый многими геймерами (а есть и те, кто вообще о нем не слышал).
Так что, устраивайтесь поудобнее на ближайшие десять минут, потому что я буду знакомить вас с Arma 3 от компании Bohemia Interactive Studio.
Предыстория
Спустя несколько лет BIS начали новую серию под названием Armed Assault, которая в итоге превратилась в ArmA. По сути, это было наследие Operation Flashpoint, но заметно улучшенное и доработанное, ведь прогресс не стоял на месте. Первая ArmA обзавелась одним дополнением, вторая уже получила около десятка крупных DLC и в период с 2009 по 2013 годы считалась одной из лучших в своем жанре, пока не вышла третья часть, которая была на голову выше в плане графики и физики.
Триквел даже можно было бы назвать прорывным, потому что визуальная составляющая игры улучшилась очень заметно. Плюс подвезли PhysX от Nvidia, благодаря чему объекты стали реалистичнее взаимодействовать между собой, да и окружение стало куда более отзывчивым (например, когда моделька игрока ползла по траве, она мялась).
Ну и заглянем немного дальше, упомянув последнюю на данный момент игру серии — Argo. Это бесплатная версия ArmA с заметно урезанным функционалом и уменьшенными локациями. Как и любая попытка выпустить free-to-play версию крупного проекта, эта игра провалилась. Игроки были в ужасе от оптимизации и геймплея, из-за чего и оставили в основном негативные отзывы.
Нельзя не упомянуть также о гиганте, который принес BIS мировую славу и пополнил бюджет компании миллионами хрустящих евро. Речь о DayZ, которую создали в качестве модификации для ArmA 2. Но проект настолько заинтересовал геймеров, что его начали развивать, дополнять, а затем перенесли на другой движок и выпустили в качестве отдельной игры.
Наконец, отмечу, что BIS используют для своих игр собственный движок Real Virtuality. Для ArmA 3 приготовили уже четвертую версию этого движка, снабдив ее множеством современных наработок. Главное отличие Real Virtuality в том, что он умеет отрисовывать объекты на огромном расстоянии. Если верить настройкам ArmA 3, максимальная видимость может быть установлена на расстоянии 12 километров — потрясающий результат, который легко может соперничать даже с современными играми. А ведь ArmA 3 вышла в далеком 2013 году. Но идеальным движок не назовешь, о чем я еще расскажу в сегодняшнем обзоре.
Сеттинг ArmA 3
И несмотря на то, что на дворе будущее, никаких лазерных винтовок, летающих танков и прыгающих по стенам солдат нет. Что вполне логично, ведь даже несмотря на стремительное развитие технологий, через 20 лет война вряд ли будет сильно отличаться от нынешней. Оружие будет слегка доработано, появятся новые гаджеты, но не более. Что мы и видим в ArmA 3. Все типы вооружения старательно срисованы с реально существующих, но еще не отправленных в массовое производство прототипов. Техника тоже не слишком отличается от нынешней. Да и солдаты одеты в те же тактические бронежилеты и камуфляж.
Кампания
Основная кампания рассказывает о противостоянии сил ООН группировкам из Ирана и Китая. Также на островах действуют независимые вооруженные силы, подчиняющиеся местному правительству, и повстанцы. Спойлерить не буду, но и так понятно, что сосредоточение такого количества войск на одном клочке земли неизбежно приведет к столкновению.
Помимо основной кампании есть еще дополнительные, но они входят в состав многочисленных DLC, поэтому просто так в них не поиграешь. По своему стилю они ничем не отличаются, просто добавлены новые сценарии, свежая техника и вооружение.
Также присутствует редактор, при помощи которого можно создавать собственные миссии и даже кампании с кат-сценами. И коммьюнити с удовольствием пользуется этим инструментом, выкладывая много интересного контента в Steam Workshop.
ГЕЙМПЛЕЙ
Одиночная игра
Несмотря на то, что играем мы за персонажа-специалиста, а не зеленого новобранца, легче от этого не становится. Первое, чем удивляет ArmA — реалистичной симуляцией стрельбы. Это не Call of Duty, где можно зажать из автомата в режиме бега и безошибочно всадить каждый патрон в тушку противника. И не Battlefield, где пробежал стометровку, остановился и всадил хедшоты трем врагам. В ArmA неподготовленный к испытаниям геймер будет страдать.
Почему страдать? Ответ простой — на точность стрельбы здесь влияют сразу несколько факторов, которые порой не позволяют убивать врагов даже в упор. Сейчас расскажу подробнее. Если ваш персонаж будет свежим и здоровым, для прицельной стрельбы по врагу на расстоянии более пятидесяти метров нужно будет как минимум присесть на колено, затем навести прицел, подержать его несколько секунд и аккуратно стрелять одиночными патронами. И тогда есть шанс, что хотя бы три из пяти пуль попадут в нужную точку. На расстоянии свыше 100 метров стрельба очень неточная даже в идеальных условиях.
А теперь представьте, что ваше виртуальное воплощение пробежало триста метров до нужной точки, да еще и по дороге получило пару пуль в бочину — насколько ухудшится меткость? У меня не раз были случаи, когда тратил целый магазин при стрельбе с пятнадцати метров в израненном и измотанном состоянии, но все пули летели хрен знает куда. Приходилось подбегать ко врагу вплотную. А ведь это почти невозможно, если сложность стоит не на минимальном уровне.
Итак, стрельба зависит от выносливости, физического здоровья и выдержки. Ситуацию в бою спасают аптечки, которые позволяют за несколько секунд улучшить состояние и продолжить бой. От усталости поможет только отдых у ближайшего куста. Ну а меткость придется тренировать в течение долгих часов, потому что разброс тут очень сильно отличается от всех мультиплеерных шутеров, в которые мне доводилось играть.
Второе удивление возникло после того, как я понял концепцию прохождения. Это в казуальных стрелялках тебя высаживают из вертолета сразу на место действия, позволяют расстреливать врагов, словно в тире, а затем экран загрузки переносит к следующей миссии. В ArmA 3 вы начнете на базе своего подразделения, а затем пешком претесь через весь остров, чтобы занять первую позицию, затем, если переживете первую перестрелку с врагом, отправитесь еще на одну пяти-десятиминутную пробежку. И так по всем точкам, которые необходимо зачистить или разведать (задания разнообразны, скучными их не назову). В итоге, прохождение состоит процентов на 80 из беготни по полям и лесам, на 10 из стрельбы и еще на 10 из кат-сцен и монологов начальства по рации. И самое обидное, если забудешь сделать сейв и погибнешь от шальной вражеской пули после длительного марафона, придется бежать заново.
Ну и стоит упомянуть ботов, от которых очень много проблем. Вне зависимости от уровня сложности они умеют тупить и пользуются этим навыком. Нередко возникают ситуации, когда половина ботов отстреливается, а другая половина смотрит в никуда и ничего не делает. Но обольщаться не стоит, потому что эти искусственные гады могут убить из пистолета на расстоянии километра. Преувеличиваю, конечно, они будут использовать винтовки, но смысл тот же. В открытую бегать перед их лицом не стоит даже на минимальной сложности, пристрелят без проблем. Тем более, что погибнуть тут можно даже от одной удачно пойманной пули. Короче, реализм.
Мультиплеер
В мультиплеере все совершенно иначе. Там есть несколько режимов, от кооперативных кампаний до PvP-заруб. В кооперативе можно проходить подобие одиночных миссий — вместе веселее, да и тактики можно придумывать. В PvP игроки делятся на несколько сторон и пытаются захватить точки противника, придумывая гениальные планы штурма и обороны. А еще есть сервера с модификациями вроде RP (Role Play), где каждый участник отыгрывает определенную роль. В отличие от обычных PvP, там особых военных действий нет, все стараются жить мирно и взаимодействовать друг с другом иными способами — общаться, торговать, создавать альянсы и банды и т.д. Можно играть за полицейского, официанта, наркоторговца, кого угодно. Единственное требование — соблюдать правила RP и не чудить :)
Графика и оптимизация
А вот оптимизация подкачала. Забавно, что в Steam до сих пор стоят системные требования, согласно которым игра на максималках взлетит на не самом мощном компьютере 2013 года. На деле она до сих пор напрягает топовые системы и не выдает стабильные 60 FPS. Вернее, не напрягает, а не умеет использовать все ресурсы — у меня, например, процессор был загружен лишь наполовину, даже на минимальных настройках графики. И это самая большая проблема движка, о которой я обещал рассказать в начале. На релизе ситуация была еще хуже, патчи исправили большинство проблем. Но общая оптимизация все еще находится на недостаточном уровне. А уж когда я расскажу о дополнении Contact, вы вообще обалдеете.
Кому подойдет ArmA 3?
Плюсы и минусы
- Огромный открытый мир — каждый остров доступен для исследования, хотя в одиночных кампаниях кроме непосредственных задач делать больше нечего.
- Стрельба — глоток свежего воздуха для любителей хардкора.
- Реализм — боевые действия, несмотря на слегка футуристичный сеттинг, остаются суровыми и требующими повышенного внимания к деталям.
- Оптимизация — апгрейдом компа ситуацию не исправишь, если только не взять монстра за 300 тысяч.
- Затянутость одиночных миссий — кто-то может морально устать от постоянных многокилометровых пробежек.
Выводы
Процессор | Ryzen 5 2600 | |
Охлаждение | NZXT Kraken X72 | |
RAM память | HyperX Predator DDR4 3600MHz | |
SSD Диск | Kingston SSDNow G2 240GB | |
Системная плата | MSI X470 Gaming Plus | |
Видеокарта | GeForce GTX 1080Ti Waterforce | |
Блок питания | Gamer Storm DQ850-M | |
Корпус | NZXT H700i |