Обзор Kapital: Sparks of Revolution — во всем виноват мэр

Я возрождал разрушенный войной город, ублажал различные классы населения, с болью в сердце наблюдал за погромами революционеров и устраивал полицейский беспредел — в обзоре Kapital: Sparks of Revolution.

Сегодня у меня на обзоре экономическая стратегия-песочница о классовой борьбе Kapital: Sparks of Revolution. Действительно ли в ней есть борьба и настолько хорошо реализована песочница — узнаете дальше. 

Предыстория

Разработкой проекта занималась белорусская студия Lapovich Team при поддержке издателя 1C Entertainment. На просторах Steam разработчики отметились разве что ураганным рисованным двухмерным шутером State of Anarchy: Master of Mayhem, который пришелся по вкусу небольшой аудитории геймеров. Вышел он в 2017 году.

State of Anarchy: Master of Mayhem, 2017 год

Теперь же ребята выпустили более крупный проект, воспользовавшись «мощностями» движка Unity. Речь о Kapital: Sparks of Revolution. На релизе они описывали его, как гибрид градостроительного симулятора и социального менеджера, в котором необходимо взять на себя роль мэра в разрушенном войной городе, восстановить его и заодно остановить классовое противостояние. Посмотрим, что же получилось на самом деле.

Сеттинг

Действие происходит в безымянном, среднестатистическом и вполне обычном европейском государстве начала двадцатого века. На момент начала игры оно полность разрушено глобальной войной — явная отсылка к Первой мировой. 

Игра сразу намекает, что идеалистам и перфекционистам в ней не место.

Сеттинг выдержан неплохо. Не уверен, что все детали на 100% соответствуют истории, но здания выглядят правдоподобно, люди одеты подобающе, а рисованный интерфейс отдает стариной. А другого и не требуется — здесь не исторический симулятор.

Сюжет

Сюжетная кампания максимально простая и прямолинейная. Стартует она с десятисекундного ролика с парочкой нарисованных карандашом артов, в котором объясняется, что произошла война и пора бы на развалинах прошлых городов построить нечто новое. 

Заставка простая, но рисунок красивый.

А дальше начинается туториал, который сопровождает игрока до самого финала. Всю кампанию в принципе можно назвать туториалам. Есть три главных персонажа, которые то и дело появляются на экране в виде картинок с написанными диалогами — дворянин, буржуй (предприниматель, капиталист) и рабочий. 

Вот и весь сюжет — несколько картинок со словами на фоне города. 

Все они представляют три класса, на которые разделены жители города. Каждый из них «достает» игрока-мэра своими проблемами, требованиями и пожеланиями. Иногда между героями возникает словесная перепалка, но она никогда ни к чему не приводит, потому что никакого выбора в диалогах нет. 

Но практически любой диалог приводит к последствию — слева в верхней части экрана появляется новый пункт в графе «Задачи». Построй, исследуй, прими закон и т.д. А где классовая борьба? Она отражена лишь в общении главных героев. А мэр в сюжетке — просто марионетка, которой приходится следовать по заранее проложенному пути, заодно пытаясь удержать город в работоспособном состоянии. 

Кроме сюжета еще есть режим свободной песочницы. И учитывая, что кроме диалогов никакой ценности сюжетка не несет, можно было бы вообще ее не добавлять и потратить лишние несколько недель на расширение функционала игры или полировку тех или иных механик. 

Геймплей

Основу геймплея составляет градостроение. Экономическая составляющая тоже присутствует, ведь без добычи и умелого распределения ресурсов ничего не построишь. Песочницы же маловато, но об этом чуть позже.

Градостроение

Как обычно бывает в подобных играх, строить нужно не потому, что ты хочешь, а потому что граждане требуют. В начале игры выдается разрушенный город — карта с руинами и красующимся в ее центре искалеченным дворцом. Карта только одна, поэтому к ней быстро привыкаешь и уже через парочку прохождений становится скучновато.

Некоторое время я умиленно наблюдал, как люди кайфуют на травке рядом с костром. И только потом понял, что бедняги на самом деле без жилища и сильно страдают :)

Дворец — всему голова. Именно от его площади идут дороги, к которым обязательно должны иметь доступ все здания, иначе последние не будут функционировать. Также дворец считается центром принятия решений, без которого невозможно управлять городом. Это здание — единственное, которое невозможно снести. Оно даже не рухнет после многочисленных бунтов. Революционеры максимум могут снять все его хитпоинты, увеличив тем самым стоимость ремонта.

Остальные здания более-менее стандартны для жанра. Разве что, многие из них делятся по принадлежности к классу. В хлипких домишках живут рабочие. Шикарные поместья — места обитания буржуев и дворян. В закусочных питаются рабочие, в элитных бистро наслаждаются пищей буржуи и дворяне. 

Все хотят кушать. Но по-отдельности — не подобает элите потреблять пищу в компании каких-то рабочих, на плечах которых всего лишь держится функционирование всего города. 

Также есть производственные здания, вроде лесопилки, пищевого и кирпичного завода. Не обошлось без увеселительных заведений (для рабочих и буржуев/дворян отдельные). Управленческие постройки тоже имеются — полиция, секретная служба, тюрьма. Ну и, конечно же, больница и ритуальная служба с кладбищем работают изо всех сил. 

Ну за такое казнить нельзя помиловать! 

Все эти постройки призваны удовлетворить потребности граждан. Но сложность в том, что карта достаточно маленькая, а строить нужно очень и очень много, особенно когда увеличится население. Поэтому вопрос оптимизации инфраструктуры постоянно острый и порой выводящий из себя. Масла в огонь подливает концепция игры.

Революционный настрой

Сколько бы ты ни строил — недовольные будут постоянно. А все потому, что люди все прибывают, а город не способен обеспечить их всем необходимым. Можно построить три десятка бистро, чтобы никто не голодал. А где людям жить? Где их хоронить? Где производить пищу и различные материалы? Приходится чем-то жертвовать.

Последствия жертвенных решений становятся видны при просмотре характеристик каждого из граждан. Можно клацнуть по любому человечку и посмотреть, насколько он сыт, здоров (или болен), счастлив и т.д. Одни характеристики влияют на выживаемость, другие — на отношение гражданина к мэру. 

Поезд, на котором приезжает зерно. Часто ломается и мало привозит — хорошо хоть его можно проапгрейдить. 

Когда накапливается критическая масса из недовольных в каждом классе — люди собираются в группы и отправляются поджигать главный дворец. Если есть патрульные, можно разогнать их (или расстрелять, уменьшив население и решив проблему голода). Но на поздних этапах, когда населения очень много, патрульных не хватает и львиная доля бюджета уходит на ремонт разрушенных протестующими построек. «Сами себе гадят, а я еще и исправляй», — постоянно думал я.

При должной сноровке, принимая законы и возводя соответствующие здания, население можно приструнить. Вешать заключенных, проводить полицейские рейды, вовремя выявлять подпольные банды, манипулировать уровнем налогов. Также время от времени появляются ивенты. Они представляют собой окошко с описанием проблемы и двумя вариантами решения. Необходимо встать на сторону того или иного класса, получив поддержку у одного, и вызвав негодование у другого. 

Классовая борьба

К большому сожалению, как я уже отмечал в начале, классовая борьба тут отсутствует в принципе. Борются классы только с бедным мэром, который должен угодить каждому. И ни один класс не понимает, что мешая управлению городом, он лишь усугубляет ситуацию.

Один из ивентов. Аристократы решили поиздеваться над рабочим, а он сломал одному из них руку. Кто прав? В душе я «топил» за рабочего. Но у меня были проблемы с аристократами, поэтому пришлось скрепя зубами «подлизать» именно им. 

Но меня куда сильнее интересует вопрос существования классов в созданной разработчиками вселенной. Подумайте сами — города разрушены до основания, жизнь полностью изменилась, в сознании людей произошел кардинальный сдвиг. Какие могут быть дворяне и буржуи? В реальности, они бы не продержались на своих классовых позициях и дня, потому что куда более многочисленные и физически сильные рабочие сняли бы их с небес и заставили бы трудиться на благо общества. 

В игре же дворяне с буржуями чувствуют себя хозяевами жизни, постоянно диктуют в диалогах свои условия, а рабочие максимум что-то там возражают и идут дальше вкалывать. Логики никакой. Но если бы разработчики хотя бы показали, как эти классы противостоят друг другу, я бы так не возмущался. Но у них крайний мэр — единственный человек, которому не наплевать на судьбу города. 

Система принятия законов. С их помощью открываются новые здания и связанный с ними функционал. 

Что самое забавное, если разрушить вообще все здания, экономика перестанет уходить в минус, а люди останутся спать у костров, периодически пытаясь разрушить дворец. Но дворец неуязвимый и будет стоять. 

Не нравился мэр и его решения? Гуляйте под солнышком и питайтесь свежим воздухом, козлы! 

Поэтому проиграть по настоящему не получится — в самой худшей ситуации сотни людей будут просто умирать на зеленой травке, а мэр-банкрот станет наблюдать за этим из своей сгоревшей резиденции. 

Экономика

Экономическая составляющая одновременно простая и сложная. С одной стороны, строишь здания и наблюдаешь за прибылью. С другой — не все ресурсы добываются на месте, а золото и вовсе тратится в рабочее время и пополняется, когда граждане тратят деньги вечером и ночью, что вызывает некую путаницу. Зерно вообще приезжает только на поезде, пока не построишь биржу и не начнешь покупать его самостоятельно. 

Но я бы не сказал, что над экономикой приходится долго думать и мучаться. Куда больше энергии уходит на планирование городских построек и работу с населением. А ресурсы копятся, тратятся, снова копятся — инструментарий для управления ими маловат, почти все сводится к строительству. 

Тюрьма. Убивать в ней можно только после принятия соответствующего закона. Выглядит, как игровая условность, потому как на руинах цивилизации мало кто задумывался бы о такой мелочи. 

И, как я понял, поражение в игре наступает лишь в одном случае — когда казна уходит в беспросветный минус и пропадает возможность что-либо строить. Никаких «Потрачено» на экране не появится — придется самостоятельно принять волевое решение и выйти в главное меню.

Песочница

Я бы сказал, здесь не песочница, а так, ведерко с песочком. Когда построил город и наладил экономику, из занятий остаются лишь вызов полиции, манипуляции с налогами, организация рейдов в гости бандитам. Ах да, еще казни в тюрьме, когда хочется на ком-то оторваться. В остальном обычная градостроительная стратегия. Разгуляться негде.

Графика и оптимизация

Графика здесь минималистичная, как у многих старых игр на Unity. Но безвкусной ее не назовешь. Художники поработали неплохо, атмосфера присутствует. Жалко лишь, эффектов маловато. Да и анимаций жителям города могли бы дорисовать, а то симуляция жизни слишком поверхностная. 

Толпу бунтовщиков можно разогнать, расстрелять или подкупить. Стрельба выглядит самым полезным вариантом — меньше ртов кормить и шансов на успех больше. Правда, люди будут отвечать на пули бросками камней, из-за чего погибнут полицейские. 

Оптимизация же в полном порядке. Лишь один раз меня посетил баг — к сожалению, из-за него пришлось перезапускать кампанию. Но это мелочь. А учитывая простоту графики, игра отлично «заведется» на любом устройстве, даже на мобильном. 

Выводы

По сравнению с предыдущим продуктом, здесь Lapovich Team сделали огромный скачок. Что правда, не все обещанное было реализовано, например, классовой борьбы как бы и нет. Или у разработчиков просто иное видение этого процесса. Сама по себе игра неплохая. Можно несколько вечеров позалипать над строительством города и его управлением. 

Но отсутствие разнообразия быстро наскучит. Да и проекту не хватает жизни — город полумертвый, несмотря на огромное количество человечков, диалоги не озвучены, эффектов маловато. Музыка на фоне неплохая, но ее недостаточно. Играть или нет — решайте сами. Я о потраченном в Kapital: Sparks of Revolution времени не сильно жалею, но осознаю, что мог бы потратить его с куда большей пользой. 

Тестовая машина редакции RBK Games
NZXT-Computer ПроцессорIntel Core i5+8500 с Optane 16Gb
 Охлаждение NZXT Kraken X72
 RAM памятьCorsair DOMINATOR PLATINUM RGB DDR4
 SSD ДискSSD Corsair Force Series Gen.4 PCIe MP600
 Системная плата  Gigabyte Z390 UD
 ВидеокартаAorus GTX 1080ti
 Блок питанияCorsair RMx Series RM650x
 КорпусNZXT H700i
 МониторMSI Oculux NXG251R
 
аватар
В общем игрушка так себе, на троечку. Любителям жанра просто потыкать на досуге
аватар
Я не буду играть в эту игру. Но как я впечатлилась в статье иллюстрацией к State of Anarchy: Master of Mayhem, 2017 год :)
аватар
Отличный полноценный обзор. Совершенно не мой жанр. Ну и судя по обзору не каждому фанату может зайти
аватар
Тоскливо как то от такой игрушки . хотя обзор просто великолепен и спасибо автору . теперь есть возможность заранее знать брать или не брать.
аватар
вот игра ну совсем не мое но при этом имеет крутой обзор. бесит...