В 2016 году прибыль от игр достигла отметки в 91 миллиард долларов. Доминация мобильного сегмента стала неоспоримой — он принес почти половину всей прибыли. ПК-игры оказались на втором месте, почти в шесть раз обогнав консольный рынок, правда, в основном за счет бесплатных проектов и их доната. Также заметно подросли продажи VR-проектов и оборудования для них, что положительно сказалось на дальнейшем развитии этого направления.
Но нас, как вы понимаете, интересуют только проекты на ПК. Поэтому мы составили список лучших игр 2016 года, вышедших для персональных компьютеров. Несмотря на то, что это по сути ТОП, его участники будут распределены в свободном порядке, потому что ранжировать их между собой невозможно из-за разницы в жанре, масштабе, геймплее. Поехали!
Doom 2016
Дата выхода: 13 мая 2016 года
Последняя на тот момент часть некогда великой серии DOOM вышла в 2004 году. В 2008 состоялся официальный анонс DOOM 4, которому так и не суждено было появиться на свет. Игра попала в производственный ад, в основном из-за безответственности руководства. Кроме того, она напоминала скорее попытку скопировать идеи Call of Duty, утратив дух франшизы, к которой принадлежала.
И знаете, очень хорошо, что примерно в 2011 году разработка началась с нуля. К ней подошли совсем с другой стороны, оценив все возможности команды и потребности игроков. Компания id Software пошла на некоторые эксперименты, сохранив все главные концепции оригинальных частей. И успех оказался если не ошеломительным, то как минимум внушительным.
Геймплей, как и подобает, состоял из стрельбы по демонам от первого лица. В игру добавили ближний бой и эффектные добивания. Также протагонист научился совершать двойные прыжки и забираться на уступы. Это добавило динамичности и дало дополнительную тактическую свободу на больших аренах. Некоторые критики после релиза жаловались, что игра чересчур кровавая. Но это же DOOM! Такие жалобы для него — лучшая похвала!
Оптимизация у игры была отличная, она выдавала под сотню FPS даже на не самых мощных системах. При этом, графика была приличной, спецэффекты радовали глаз. Багов никто особо не встречал (кроме спидраннеров, которые способны найти лазейки между текстурами любой игры), все механики работали отлично. Единственное, был немного недоработан, но это быстро исправили патчами. Так что, DOOM — самая лучшая игра в жанре шутеров от первого лица в 2016 году. А кто будет с этим спорить, получит в лицо залп из BFG-9000 :)
Dark Souls III
Дата выхода: 24 марта 2016 года
Третья и финальная часть трилогии «Темных Душ» была лучшей в серии. С этим согласны почти все критики и фанаты, которые поставили ей оценки не ниже 8 баллов из 10. Разработчики учли все свои былые промахи и собрали в Dark Souls III все самое лучше, в усовершенствованном виде. Графика стала красивее, локации масштабнее, сюжет глубже, боевые механики приятнее. Боли и страданий тоже заметно прибавилось, что неудивительно.
Если до этого сложность DS очень часто заключалась в необходимости раз за разом пробегать одни и те же локации, погибая в конце от босса, то в третьей части все тяготы и «попаболь» сконцентрировали именно на сражениях с гигантскими антагонистами. Избавившись от ненужной беготни, разработчики сделали акцент на самом главном — боевке. И надо сказать, боссы в DS3 самые сложные в серии (хотя некоторые хардкорщики так не считают). У них много уникальных мувсетов, они могут удивлять, и даже изучив каждое их движение, все равно рано или поздно совершаешь промашку и платишь гибелью своего персонажа.
Путешествие по миру Dark Souls III запомнилось фанатам надолго, а возможно и навсегда. Мрачные и эпичные, выросшие в размерах и наполненные секретами — локациями хотелось любоваться, руки так и тянулись к изучению каждого уголка. В общем, если вы хотите познакомиться с серией DS и не готовы тратить нервные клетки в первых двух частях, смело покупайте DS3. Возможно, вы слегка запутаетесь в лоре и сюжете, но для «лечения» этой проблемы достаточно посмотреть парочку обзоров на Youtube. А дальше вы с головой окунетесь в концентрат всего того, за что любят серию Dark Souls миллионы геймеров по всему миру.
Watch Dogs 2
Дата выхода: 15 ноября 2016 года
Мы долго думали, какой экшен от третьего лица (помимо DS3) добавить в этот список. Претендентов было очень много. Hitman получился очень неплохим, но он слишком нишевый. The Division стал глотком свежего воздуха в плане сеттинга, но геймплей понравился далеко не всем и без кооператива с друзьями эта игра казалась скучноватой. Mafia 3 — тьфу на нее три раза. А вот Watch Dogs 2 захотелось выбрать, несмотря на то, что она тоже далека от совершенства. Почему? Как минимум, в благодарность разработчикам из Ubisoft (да, да, представьте себе) за то, что прислушались к жалобам фанатов и провели существенную работу над ошибками.
Первая Watch Dogs была чересчур серьезной, но при этом не оправдывала такой атмосферы — сюжет был угроблен дырами (и русская озвучка внесла свою лепту), протагонист оказался скучным, хакинг вызывал какие-то эмоции разве что в первые три часа прохождения. Не говоря уже про урезанную графику и смешную физику.
В Watch Dogs 2 действие перенесли в солнечный Сан-Франциско. Физика, особенно транспортная, осталась на допотопном уровне. Но все остальное заметно преобразилось. Сюжет сделали молодежным, наполнив его культурными отсылками. Главные герои были забавными, ненавязчивыми и гармоничными. Сюжет хоть и отдавал банальностью, но все же увлекал. Город стал живее и интереснее. Механики взлома стали более разнообразными. И хотя заменой GTA вторая Watch Dogs так и не стала, она все равно получилась неплохой и самое главное — сохранила жизнь серии. И мы добавили ее в список лучших игр 2016 года. Если не согласны — ругайте нас в комментариях :) А если согласны, успейте отхватить ее бесплатно!
Battlefield 1
Дата выхода: 21 октября 2016 года
Сложно забыть тот самый момент, когда DICE впервые выпустили трейлер Battlefield 1. Отлично срежиссированный, с крутым саундтреком и головокружительной по тем временам графикой. После этого трейлера вся рекламная кампания Call of Duty: Infinite Warfare стала похожа на детский сад. Но мы здесь вспоминаем не очередной провал Activision. Поэтому подробнее о «первой батле».
Несмотря на единицу в названии, эта часть стала уже пятнадцатой в серии Battlefield. После успеха BF3 и BF4 последовала жиденькая Hardline, которая временно развлекла аудиторию и не претендовала на восхищенные отзывы. При помощи следующей части DICE хотели доказать, что все еще остаются королями мультиплеерных военных шутеров. И им удалось. Battlefield 1 в сеттинге Первой мировой оказался на удивление атмосферным. Вооружение того времени, начиная от винтовок и заканчивая первыми в истории танками, вызвало неподдельный интерес у геймеров. Они с удовольствием проходили эпизодическую кампанию и рубились в мультиплеере, отдаленно знакомясь с тяготами солдат начала двадцатого века.
Проблемы у игры были. Как минимум, не порадовало разнообразие оружия и его кастомизации. Также не все оценили короткую кампанию, разделенную на несколько эпизодов. Но эти придирки были ничтожными на фоне общего качества игры. В 2016 году Battlefield 1 стала одним из лучших шутеров, чем серьезно ударила по самолюбию прямого конкурента в лице Call of Duty.
Sid Meier’s Civilization VI
Дата выхода: 21 октября 2016 года
Новый движок, крупные изменения в игровом процессе, улучшенная графика — шестая Цивилизация оправдала ожидания и заслуженно стала топовой пошаговой стратегией. Спустя четыре года после релиза, игра все еще собирает почти 50 тысяч одновременного онлайна — на подобное не способны даже попсовые части Total War, не говоря уже о менее крупных стратегиях.
Карта в Civilization VI, как и в пятой части, разделена на шестиугольники. Но разработчики добавили новую механику районов. С ее появлением постройки пришлось строить в разных кварталах города, получая от них те или иные преимущества. До этого здания сосредотачивались в центре. Также было разделено древо технологий — у него появились культурная и научно-промышленная ветки. Вместе с этим, появился религиозный тип победы, при котором в большинстве городов основная религия должна была привлечь больше половины населения.
Из мелких изменений можно отметить переработку редких ресурсов, которые начали обеспечивать всего четыре города, а не всю империю целиком. Великим людям выдали уникальные бонусы и открыли их список всем фракциям. А лидерам прописали различные предпочтения — к примеру, королева Виктория проявляла колониальные замашки, стараясь захватить хотя бы один город на каждом континенте.
На данный момент для Civilization VI вышло два крупных дополнения с новыми цивилизациями и механиками. Также появились новые технологии будущего, катастрофы, дипломатические условия победы и Мировой конгресс. Так что, если будете играть, обязательно покупайте дополнения — с ними намного интереснее.
XCOM 2
Дата выхода: 5 февраля 2016 года
У поклонников пошаговых стратегий в 2016 году был настоящий праздник. Сначала шестая Цивилизация, а затем и вторая номерная часть одной из самых известных ролевых тактических серий. В XCOM 2 по сюжету прошло двадцать лет, пришельцы успешно колонизировали нашу планету, переселили большинство людей по крупным городам и установили тотальный контроль над каждым аспектом их жизни.
Но сопротивление возникает всегда, реальные исторические события тому в пример. Поэтому и в этом мире на задворках одного из мегаполисов снова возродилась организация XCOM. В качестве центральной базы она выбрала корабль снабжения пришельцев и начала рейды по всей планете, добывая ресурсы, собирая разведданные и нанося ущерб инфраструктуре захватчиков.
Основной геймплей остался практически нетронутым по сравнению с первой частью. Крупнейшим нововведением стали динамически генерируемые уровни, которые добавляли элемент неожиданности и заставляли раз за разом придумывать новые тактические ходы. Также появились новые типы врагов, логичные для сложившейся ситуации (например, змеелюди и помесь сектоидов и человека).
Также разработчики позаботились о поддержке пользовательских модов, выпустив вместе с основной игрой Unreal Engine SDK. Комьюнити воспользовалось такой возможностью, поэтому купив оригинальную XCOM 2, вы откроете доступ к десяткам крутых модификаций.
Нельзя сказать, что это самая лучшая игра в жанре стратегий в 2016 году, ведь Цивилизация дышит ей в затылок. Но фанаты серии и любители sci-fi сеттинга считают именно так. Расскажите в комментариях, какую стратегию вы считаете лучшей (из вышедших в этот конкретный временной период).
No Man’s Sky
Дата выхода: 9 августа 2016 года
Этот космический ролевой боевик с элементами выживания и процедурной генерацией уникален. Он стал примером того, что чудеса в игровой индустрии существуют. И зависят они не только от финансирования, но и от увлеченности и преданности разработчиков своему делу.
Разработка игры началась в конце 2010 года. В первую очередь маленькая на тот момент студия Hello Games хотела разработать движок, способный поддерживать процедурную генерацию огромной вселенной, вплоть до мельчайших деталей на каждой из планет. Чуть позже разработчики поделились первыми подробностями проекта и сорвали овации на крупнейших видеоигровых выставках. Ожидания были чрезвычайно высокими. Фанатов кормили обещаниями и предлагали им множество механик.
Но после релиза стало понятно — No Man’s Sky пребывает в лучшем случае на стадии альфы. Движок был полностью готов, но контента практически не оказалось. Летать между скучными планетами на скучных корабликах, не имея при этом почти никакого функционала в своем распоряжении — поклонники были в шоке. Онлайн игры моментально упал с 200 тысяч до 10 тысяч и менее.
Обычно на этом жизнь подобных проектов заканчивается. Но не в случае с No Man’s Sky. Разработчики понимали масштаб проблем и осознавали, что сильно обидели фанатов пустыми обещаниями. В течение первого же года они выкатили крупный апдейт, в котором добавили много интересного, от строительства баз до обновленной графики. Далее, с интервалом в полгода-год выходили еще несколько масштабных апдейтов. Со временем мир No Man’s Sky наполнялся, игра обзаводилась проработанными механиками, у игроков появлялись новые активности, графика и физика всячески улучшались. Также разработчики прислушивались к пожеланиям коммьюнити и реализовывали их мечты.
В итоге, из провального проекта No Man’s Sky переродилась в одну из самых масштабных, популярных и любимых игр текущего поколения. Это один из лидеров в жанре sci-fi. Плюс, благодаря дальновидности студии Hello Games, движок до сих пор имеет огромный потенциал для развития, а значит в будущем No Man’s Sky станет еще прекраснее. Пускай в 2016 году это была далеко не лучшая игра, но учитывая невероятную историю ее возрождения, мы все же добавили ее в наш список. Это настоящий феномен и символ, напоминающий, что имея мечту, нельзя сдаваться.
Tyranny
Дата выхода: 10 ноября 2016 года
Одна из самых интересных и популярных ролевых игр 2016 года. Разработкой занимались Obsidian Entertainment. Для своего нового проекта они использовали движок от Pillars of Eternity, сохранив основные геймплейные фишки — от ветвистых диалогов до боев в реальном времени с использованием паузы.
Но от предшественника Tyranny отличалась более мрачным фэнтезийным сеттингом и большей свободой для игрока. Уже на этапе создания персонажа можно было установить уникальные стартовые условия игрового мира. Многие действия, в том числе во время диалогов, влияли на судьбу протагонистов и NPC, а также вызывали глобальные события. Благодаря этому каждое прохождение было практически уникальным.
Правда, контента было маловато, боевка казалась скучноватой, да и забеги по локациям со временем приедались. Поэтому идеальной ролевой игрой Tyranny не назовешь. Но она стала прорывом в жанре и позволила взглянуть на него под новым углом. Поэтому мы благодарим за это Obsidian Entertainment, добавляя ее проект в список лучших игр 2016 года.
Forza Horizon 3
Дата выхода: 27 сентября 2016 года
Одна из первых частей серии, которая вырвалась за пределы Xbox и оказалась на персональных компьютерах. Для виртуальных гонщиков это стало настоящим событием, ведь крутые рейсинги для ПК на тот момент можно было пересчитать по пальцам одной руки. В третьей части Horizon разработчики воссоздали австралийские биомы и представили большой открытый мир. Графика стала красивее, появились новые суперкары, окружение было проработано более детально. В результате, проект встретили весьма тепло. Геймерам особенно понравилась поддержка кроссплатформенной игры, благодаря которой владельцы Xbox и ПК успешно соревновались в увлекательном мультиплеере.
Кстати, в 2016 году до персональных компьютеров добралась вышедшая за несколько месяцев до этого Forza Motorsport 6. Поэтому, если решите пройтись по серии Forza и понастольгировать, попробуйте и эту часть — она получила высокие оценки от критиков и игроков, что можно назвать ярким показателем ее качества.
Инди-шедевры: This Is the Police и Firewatch
Дата выхода: 2 августа 2016 года (This Is the Police) и 9 февраля 2016 года (Firewatch)
В конце наших топов мы обычно рассказываем о двух инди-играх, которые получили отличные оценки от геймеров, неплохо продались и оказали существенное влияние на игровую индустрию в целом.
Начнем с This Is the Police — стратегии от белорусской студии Weappy Studio. В ней мы управляли полицейским участком, пытаясь заработать 500 тысяч долларов для обеспечения пенсии. Нам приходилось управлять подчиненными, принимать сложные моральные решения и порой балансировать на грани провала. Игроки отлично восприняли экспериментальный геймплей. А вот критикам понравилось далеко не все — они отметили, что со временем игровой процесс приедается и This Is the Police становится скучной. Что ж, у каждого свое мнение.
Теперь несколько слов о Firewatch — атмосферной приключенческой бродилке, в которой мы от лица пожарного Генри патрулировали леса в штате Вайоминг. Весь геймплей здесь ограничивался перемещением по лесным локациям, наблюдением за местными красотами и общением с начальницей Делайлой. Выбирая варианты ответа, мы развивали сюжет и попадали в различные неприятности. Несмотря на скудность механик, игра удерживала интерес до самого финала. Безусловно, Firewatch — одна из лучших инди 2016 года. К 2018 году, кстати, было продано почти 2.5 миллиона копий игры — отличный результат, как для скромного проекта.