В 2009 году в Steam вышло всего 266 игр (против 7635 в 2019 году). Самая мощная на то время видеокарта теперь в подметки не годится самой слабой современной. Микротранзакции были еще в зачаточном состоянии и многие лишь посмеивались над ними. Геймеры все еще активно рубились в CS 1.6 и первую Доту на базе Warcraft III, не забывая также про World of Warcraft и другие MMO. Но сегодня мы вам расскажем именно про новинки 2009 года, которые вышли, хорошо продались и сумели завоевать любовь аудитории. Составить список лучших игр было непросто — ностальгия то и дело вмешивалась, заставляя выбирать все подряд. Но, ограничения формата ТОП-10 непреодолимы. Поэтому, если вы не увидите свою любимую игру в списке — обязательно напишите о ней в комментариях и расскажите, чем именно она вам понравилась и какие интересные истории с ней связаны. А мы начинаем! И, кстати, игры в списке перечислены в свободном порядке, потому что сравнивать их друг с другом и ранжировать невозможно.
Call of Duty: Modern Warfare 2
Дата выхода: 10 ноября 2009 года
Вспоминая трилогию Modern Warfare, многие геймеры ставят на первое место именно первую часть. И это объяснимо — игра была своего рода прорывом. Плюс ностальгия играет свою роль. И миссия в Чернобыле, которая пришлась по душе фанатам Сталкера, добавляет проекту плюсов. О третьей части почти никто не говорит, потому что она не предлагала почти ничего нового в геймплейном плане и стала просто эффектным боевичком, о котором все забыли спустя пару лет.
Вторая часть — нечто среднее. Несмотря на то, что она тоже не слишком далеко ушла от первой по красоте графики и насыщенности сюжета, мы все еще хорошо ее помним. Гибель Гоуста, погоня за Шепардом на лодке с последующим падением с водопада, штурм ГУЛАГа, «Ни слова по-русски», вторжение российской армии на территорию США — эти миссии буквально стоят перед глазами у всех, кто прошел Modern Warfare 2. А значит, ее смело можно называть культовой.
Но в нашем списке игра не потому, что она прошла проверку временем и попала в зал славы лучших шутеров. На момент 2009 года у MW2 был самый высокий уровень предзаказов в истории Infinity Ward. Всего за 12 месяцев были проданы почти 12 миллионов копий игры, а выручка Activision благодаря этому превысила миллиард долларов. При этом, пираты умудрились скачать более пяти миллионов копий бесплатно. Для игровой индустрии десятилетней давности эти цифры были практически баснословными. Ну и, конечно же, MW2 получила всевозможные награды от крупных изданий, высокие оценки критиков и хвалебные отзывы игроков. Так что, это заслуженный участник нашего ТОП-10 лучших игр 2009 года.
Dragon Age: Origins
Дата выхода: 3 ноября 2009 года
На момент релиза первой части Dragon Age компания BioWare была на подъеме. Ее уже любили и уважали за Baldur’s Gate, Star Wars KotOR, Jade Empire и Mass Effect. Мало кто в наше время может похвастаться таким количеством тайтлов, которые одинаково хорошо были восприняты фанатами. И это без всяких микротранзакций, сервисов и умопомрачительного графона.
Но, давайте ближе к Dragon Age. Это однозначно лучшая ролевая игра 2009 года, которая познакомила нас с совершенно новым фэнтезийным миром, глубина которого обеспечивалась обширным лором и до мелочей проработанным сюжетом. После анонса в 2004 году разработчики заявляли, что готовят духовную наследницу Baldur’s Gate. А так как обманывать фанатов в те времена никто не собирался, мы действительно получили улучшенную версию BG, в которой каждый фанат жанра нашел что-то для себя.
Небольшие опасения были касательно боевой системы, которую могли позаимствовать у Jade Empire. Но Bioware пошли другим путем и сделали бои в реальном времени с огромным количеством тактических возможностей. Создав персонажа и выбрав его класс, мы набирали в свой отряд соратников и использовали их в борьбе с великим злом (демонами, монстрами и прочей нечистью). Во время боя можно было в любой момент нажать на паузу и раздать союзникам приказы, тем самым комбинируя их способности. Но даже без руководства ИИ-бойцы отлично сражались и выглядели очень умными — во многом из-за тонкой настройки поведения в бою.
Сюжет тоже получился мощным. На перечисление всех его поворотов и разветвлений уйдет не одна статья, поэтому ограничимся положительным отзывом. Если вы любите погружаться в ролевые фэнтезийные истории с головой, иногда разбавляя чтение диалогов яркими сражениями, Dragon Age: Origins точно вам понравится.
Batman: Arkham Asylum
Дата выхода: 25 августа 2009 года
Разлетевшись по всему миру двумя миллионами копий всего за две недели, Arkham Asylum стала одной из самых успешных игр, посвященных супергеройской тематике. Благодаря этой франшизе, мы вспомнили (а некоторые впервые узнали), что играть за Бэтмена очень даже прикольно.
Разработчики из Rocksteady Studios хорошенько вдохновились комиксами и представили мрачный мир знаменитой лечебницы Готэма, в которой «лечатся» самые безумные и кошмарные преступники вселенной DC. Игровой процесс делился на несколько частей. В первой мы исследовали мир игры, используя гаджеты для преодоления препятствий и ловушек, а также проводя детективный осмотр местности. Встречая врагов, мы могли прибегнуть к одной из оставшихся частей — прямому бою или стелсу. В прямом бою Бэтмен лихо наваливал толпам верзил, прыгая от одного врага к другому и демонстрируя недюжинную ловкость (при такой-то мускулатуре!). Во время стелса он подбирался к противнику незаметно и нейтрализовывал его, не поднимая лишнего шума. В принципе, всю игру можно было пройти напролом, но стелс добавлял происходящему атмосферности. Ведь человек-летучая мышь в первую очередь прославился тем, что незаметно приближался, резко нападал и быстро побеждал.
Среди персонажей были Джокер, Загадочник, Ядовитый Плющ, Женщина-кошка, Двуликий, Мистер Фриз — в общем, команда самых ярких антаногистов. Но особенно интересным получился Пугало — выпуская свой токсин, он вызывал у протагониста галлюцинации, благодаря которым мы словно попадали в параллельную вселенную и испытывали острые ощущения. И если бы не следующий участник нашего ТОПа, мы бы назвали Batman: Arkham Asylum лучшей экшен-адвенчурой 2009 года.
Assassin’s Creed II
Дата выхода: 17 ноября 2009 года
Для большинства фанатов серии это лучший Assassin’s Creed всех времен и народов. После третьей части Ubisoft стали все сильнее отдаляться от канонов, концентрируясь на размерах игрового мира, большом количестве не самых интересных активностей и экшен-боевке вместо стелса, расследований, харизматичных персонажей и хоть какого-то следования реальным историческим событиям.
Именно вторая часть полностью соответствовала духу, настроению и концепции Assassin’s Creed. При этом она была масштабной, с завораживающей историей, привлекательным сеттингом, самым харизматичным протагонистом серии и большим разнообразием миссий.
Следить за зарождением ассасина Эцио Аудиторе было сплошным удовольствием. Мы бегали по итальянским городам Эпохи Возрождения, проникались местным колоритом, наслаждались одной из лучших реализаций паркура в AC, попадали в смертельно опасные переделки, знакомились с легендарными деятелями того времени и просто кайфовали.
Несмотря на то, что единого открытого мира в AC 2 не было, каждая локация казалась масштабной. Да, во многом потому, что примеров огромных игровых миров тогда было не так много. Но сейчас, даже гигантские Origins и Odyssey не вызывают тех эмоций, потому что несмотря на размеры, их миры полупустые и пытаются развлекать слишком скучными сайд-квестами. В Assassin’s Creed 2 все города были до отвала набиты увлекательными активностями и мы на скучали даже после многочасовых игровых сессий. В общем, если вы хотите узнать, что такое настоящий Assassin’s Creed, не испорченный растянутым геймплеем, микротранзакциями и современными культурными веяниями — покупайте вторую часть, не пожалеете.
Left 4 Dead 2
Дата выхода: 17 ноября 2009 года
В конце 2009 года мы все еще помнили, что Valve — в первую очередь разработчик компьютерных игр. Left 4 Dead 2 стала одним из самых громких релизов того времени, и до сих пор многие фанаты считают ее лучшим кооперативным шутером, и не только в зомби-тематике.
О сюжете L4D2 рассказывать нечего — стандартный вирус вызвал всеобщее «озомбячивание», а группа выживших пытается пробиться сквозь орды зубастых мертвецов к безопасной зоне. Миссии описывать тоже нет смысла — мало кто вообще вникал в их повествовательное содержимое. Потому что на каждом уровне была лишь одна цепочка заданий — вооружиться в безопасной комнате, покинуть ее, пробиться с боем через более-менее линейный уровень, запустить сюжетный триггер (что-то нажать и т.д.), выдержать волну зомби и добраться до следующей безопасной комнаты.
Непримечательность сюжета вдоволь компенсировалась отличным кооперативным геймплеем. Мы выбирали одного персонажа из четырех доступных и вместе с друзьями отправлялись расстреливать и бить в лицо тысячи зомби. В игре была адаптивная сложность, которая менялась в зависимости от успехов. Хорошо стреляешь и чувствуешь себя непобедимым? Держи больше зомбаков. Мало? Получи еще и ливень, мешающий обзору и заглушающий звуки. Также при каждом новом прохождении менялся респавн монстров. Из-за этого реиграбельность L4D2 была замечательной. Вы и сейчас можете смело брать эту игру в Steam и веселиться с друзьями — даже графика не покажется вам такой уж устаревшей на фоне непревзойденного кровавого экшена.
Fuel
Дата выхода: 2 июля 2009 года
Экспериментальная аркадная гонка от компании Codemasters, о которой почему-то никто не помнит. А жаль, ведь концептуально она намного интереснее и свежее других рейсингов, вроде NFS. Действие игры происходит в альтернативной Америке. Сеттинг частично смахивает на постапокалипсис, но в мире игры всего лишь начался дефицит нефти, а своего Илона Маска и его Теслы у людей не было. Плюс климатические изменения привели к погодным катаклизмам. На фоне всего этого люди начали устраивать гонки по бездорожью, где победителю доставалось все топливо.
И здесь начинается самое интересное. Открытый мир игры до сих пор считается одним из крупнейших — более 14 тысяч квадратных километров. Гонки в нем не ограничены узкими трассами. Есть старт и финиш, а как добираться до цели — выбор каждого. Можно было рисковать и лететь через лес, рискуя закончить свою жизнь лицом в дереве. Или же гнать по пересеченной местности, подпрыгивая на холмах и практически задевая днищем автомобиля камни. Порой кратчайший путь к финишу оказывался самым медленным. Победа зависела от нашей реакции и стратегического мышления. К сожалению, финансового успеха Fuel не добилась. В то время геймеры прохладно восприняли мрачноватый сеттинг и отсутствие привычных трасс. Но теперь, учитывая однообразие современных казуальных гонок, понимаешь, что Fuel — одна из лучших представительниц своего жанра. Хотя бы из-за концепции. Поэтому мы добавили ее в список.
Borderlands
Дата выхода: 26 октября 2009 года (ПК), 20 октября 2009 года (PS3, Xbox 360)
Представляете, а ведь «Борды» в ее текущем виде могло и не существовать. Она вообще могла провалиться после релиза первой части и навсегда пропасть. Потому что изначально разработчики планировали сделать реалистичную графику. Но тогда игра конкурировала бы с Fallout 3 и Rage, на фоне которых смотрелась бы совсем не выигрышно. Поэтому, используя технологию сел-шейдинга, Gearbox Software создали тот самый лутер-шутер с мультяшно-комиксоидной стилистикой.
Но игра интересна не только необычной графикой, которая до сих пор выглядит не так уж и плохо. Стрельба и лут — вот ее основная фишка. Отправившись по сюжету на далекую планету и попав в разложившееся общество местных искателей ценных ресурсов, мы расстреливали бандитов и начиняли свинцом агрессивную фауну. Из врагов постоянно выпадали предметы, в том числе оружие. Благодаря процедурной генерации, лут каждый раз был уникальным, с разными боевыми характеристиками. Добавьте сюда неплохой кооперативный режим и получите игру на все времена. Если у вас и ваших друзей слабые ПК, которые не тянут Borderlands 3, смело покупайте первую часть и рубитесь — она подарит вам не меньше ярких впечатлений.
The Sims 3
Дата выхода: 2 июня 2009 года
«Игра для девочек», которой не брезговали и мальчики. Более того, некоторые представители суровой половины человечества весьма активно играли и получали искреннее удовольствие. Серия Sims — это смесь симуляторов бога и жизни в целом. В этой игре мы управляли симами (аналогами людей из параллельной вселенной). У нас под контролем были все сферы их жизни. Мы обустраивали их жилища, строили им отношения, создавали для них социальные связи, продвигали их по карьерной лестнице, закатывали вечеринки и просто медитировали, осматривая открытый мир.
Благодаря отсутствию сюжета и элементам песочницы, The Sims 3 считалась бесконечной игрой. И правда, геймовер в ее коде заложен не был и при желании одну и ту же сессию можно было развивать до бесконечности. В этом помогали и многочисленные контентные дополнения, которые добавляли в игру новые локации, предметы и события. Геймеры оценили высокое качество The Sims 3 и купили почти полтора миллиона ее копий всего за неделю. Так что, это лучший симулятор 2009 года. Хотя, возможно, вы не согласитесь — напишите в комментариях, почему.
Prototype
Дата выхода: 9 июня 2009 года
Пока Эцио Аудиторе лазал по стенам Флоренции, напрягая мускулы и стирая в кровь пальцы рук, Алекс Мерсер из Prototype прыгал по стенам небоскребов при помощи мутировавших конечностей. И это было круто.
По сюжету главный герой Алекс очнулся в морге крупной корпорации и обнаружил себя способности супермутанта. Его не брали пули, он мог хватать и швырять огромные фуры, бегать по стенам, поглощать простых людей и превращать свои руки в опасное оружие. Желая во всем разобраться, протагонист объявил корпорации войну и стал уничтожать ее солдат.
Как и в L4D2, за сюжетом Prototype мало кто следил, хотя он был не таким уж и плохим. Все в основном занимались хаосом и анархией. Еще бы, в наше распоряжение выдали целый мегаполис с кучей прохожих, машин, солдат и военной техники. Имея настолько выдающиеся способности, мы крушили все подряд, устраивали кровавое месиво, освещали улицы города взрывами и разбрасывали повсюду кишки. И пускай графика Prorotype сейчас кажется устаревшей, ее геймплей все еще свеж и привлекателен. Обязательно попробуйте.
Инди-шедевры: Trine и Machinarium
Дата выхода: 3 июля 2009 года (Trine) и 16 октября 2009 года (Machinarium)
Ну что, пора приступать к индюшатинке? Инди-сегмент игровой индустрии десять лет назад был развит не так хорошо, как в сейчас, но шедевры в нем все же присутствовали. Сейчас мы это докажем.
Начнем с Trine — платформера, в котором мы управляли тремя персонажами. У каждого из них были свои способности. Комбинируя их, можно было навалять люлей врагам, вскарабкаться на недоступные участки уровня и решить основанные на физике головоломки. Простенький сюжет компенсировался сказочной атмосферой, а некоторое однообразие геймплея — кооперативным режимом. Игра получила массу положительных отзывов и до сих пор пользуется популярностью среди фанатов жанра.
Машинариум — тоже головоломка, но уже куда более интересная в визуальном и повествовательном плане. Ее создали разработчики Samorost и Botanicula, так что вы понимаете, насколько велик полет их фантазии. Попав в город живых роботов, мы бросали вызов банде Черных Шляп и спасали подругу, решая задачки, избавляясь от врагов и слушая потрясающие саундтреки Томаша Дворжака. Это отличная игра для тех, кто хочет позалипать часок-другой, медитируя и наслаждаясь необычной сказочной атмосферой.