2001 год стал для игровой индустрии одним из самых плодовитых. А возможно, и самым плодовитым. Такого количества новых игр геймеры того времени еще не видели. Вы попробуете поспорить: «В Steam вон каждую неделю по сто игр появляется». А мы ответим: «Сколько из них вы знаете или помните?». Геймеры, которые девятнадцать лет назад просиживали у ПК все свободное время, до их пор легко припомнят сюжет и геймплей почти всех игр. И это не шутка. Назовите любой тайтл — ассоциации и воспоминания нахлынут огромной волной.
Еще одна особенность 2001 года — стремительное развитие игровых приставок. PS2 на тот момент уже обрела популярность, ведь вышла на год раньше первого Xbox. Но обе консоли впервые заявили о себе, как о претендентах на лидерство. И в последующие годы мы наблюдали за реализацией этих заявлений.
Сегодня же мы с вами поговорим о лучших играх 2001 года, которые вышли для ПК. Имея ограничение ТОП-10, перечислить все проекты не сможем. Поэтому руководствоваться будем ностальгическими переживаниями, собственным опытом и коммерческим успехом некоторых проектов. Не пинайте нас и не ругайте. А лучше — пишите в комментариях, какие игрушки 2001 года запомнились вам сильнее всего.
Max Payne
Дата выхода: 23 июля 2001 года
Платформы: ПК, Xbox, PS2, PS3, PS4, iOS, Android
Первая игра в истории, которая использовала режим bullet time — стрельбу в замедленном времени. Но было бы неправильно характеризовать Max Payne только этим достижением геймдизайна. Ведь помимо зрелищных перестрелок игра предлагала незабываемую нуарную атмосферу, целостный и весьма захватывающий сюжет и достойную на момент 2001 года графику.
Мы играли за Макса Пэйна, агента управления по борьбе с наркотиками. Его семью убили бандиты, а сам он оказался в списке подозреваемых после убийства его друга. Неожиданно наткнувшись на след преступников, Макс решил лично с ними разобраться, схватив заряженные беретты и начав кровавое правосудие.
Лицо максу подарил сценарист и дизайнер игры Сэм Лейк. Именно его слегка пугающую ухмылку мы видели на протяжении всего прохождения. Нестандартные черты лица Лейка превратили Макса Пэйна в харизматичного, одновременно привлекательного и пугающего персонажа.
Игровой процесс состоял из перемещения по практически линейным уровням, перестрелок (в том числе с замедлением), ознакомления с историей при помощи кат-сцен. А еще на фоне регулярно звучали мысли Макса, который цинично оценивал текущую ситуацию и комментировал самые интересные моменты своего «приключения». Max Payne — однозначно одна из лучших игр 2001 года, в которую стоит поиграть и в наше время. Особенно учитывая, что ее удачно портировали на iOS и Android.
Gothic
Дата выхода: 15 марта 2001 года
Платформы: ПК
Первая часть некогда легендарной ролевой серии. Разработкой проекта занимались ребята из немецкой студии Piranha Bytes, для которой игра стала дебютом в мире видеоигр. Не имея огромного бюджета, но при этом вложив весь свой талант и мотивацию, разработчики выпустили шикарную ролевую игру. В 2001 году она казалась чем-то невероятным, особенно на фоне RPG-приключений того времени, у которых не было трехмерной графики и открытого мира.
В качестве главного героя нам предоставили каторжника, которого отправили на рудник за неизвестное преступление. Пытаясь искупить свою вину, он выполнял миссии, а мы всячески ему помогали, привыкая к не совсем стандартному управлению. Нестандартность заключалась в необходимости нажимать сразу две клавиши для взаимодействия с предметами, а также в активации боевого режима для атаки противника.
Инвентарь персонажа был неограниченным. Его характеристики и навыки прокачивались в соответствии с ролевыми канонами. Боевка делилась на рукопашный и дальний бой. Присутствовала и магия, которую герой черпал из свитков. Критики и геймеры отмечали, что искусственный интеллект в игре был очень неплохим, а графика и интерактивный мир поражали воображение. При этом, сюжет не отличался гениальностью, а нередкие баги вызывали раздражение. И все же, спустя почти двадцать лет, о первой Готике мы помним только самое лучшее. Она этого заслуживает.
Кстати, издатель THQ Nordic задумал выпустить ремейк на движке Unreal Engine. Чуть меньше года назад разработчики из студии THQ Nordic Barcelona уже выпустили играбельный двухчасовой тизер с набросками геймплея. Пользователям он в основном понравился. Так что, можно предположить, что работа над ремейком ведется в полную силу.
Return to Castle Wolfenstein
Дата выхода: 20 ноября 2001 года
Платформы: ПК, PS2, Xbox
Фактически четвертая часть серии Wolfenstein, которую многие считают первой. Это и не удивительно. Ведь к релизу этой игры со времен предыдущей Wolfenstein 3D прошло десять лет. А самая первая часть и вовсе вышла в 1981 году. Кроме того, именно Return to Castle Wolfenstein породила культ фанатов «Вольфенштейна».
С первых минут игры мы бегло познакомились с протагонистом — Уильямом «Би-Джеем» Бласковицем. Затем узнали о проведении нацистами раскопок в древнем склепе и их желании провести страшный ритуал, способный перевернуть ход Второй Мировой войны.
Вооружившись ножом, автоматами и гранатами, мы бегали от лица Би-Джея по мрачновато-загадочным уровням, убивали солдат Вермахта и элитных бойцов СС, встречались лицом к лицу с демоническими отродьями в виде ходячих мертвецов и скелетов. А в конце сражались с воскрешенным королем Саксонии Генрихом Первым.
Эта игра на тот момент казалась невероятно страшной и пугающей. Каждый противник внушал ужас и даже небольшой прогресс на уровне казался подвигом. Возможно, из-за того, что в других играх на тот момент не было настолько реалистичных хоррор-элементов.
Кстати, на отечественных рынках в начале двухтысячных пираты продавали неофициальный аддон Return to Castle Wolfenstein: Time Gate — многие были знакомы именно с ним. Если подумать, он был не таким уж и плохим. Да и тянул на отдельную игру. Так что, возможно, вы не сражались с Генрихом Первым, а вместо этого зачищали склеп и прыгали во Врата Времени с острым желанием расстрелять побольше нацистов. В этом случае советуем вам пройти оригинал — эмоций будет море!
Sid Meier’s Civilization III
Дата выхода: 30 октября 2001 года
Платформы: ПК
Третья часть серии пошаговых стратегий Civilization, над которой работал уже не Сид Мейер, а два его верных товарища по студии Firaxis Games — Джефф Бриггс и Сорен Джонсон. Воспользовавшись опытом сиквела, они внесли в геймплей ряд изменений, которые пришлись геймерам по вкусу.
Появились культурные границы и очки культуры, из-за чего города начали постепенно увеличиваться в зависимости от культурного влияния. Ресурсы стали играть более важную роль, превратившись из территориальных бонусов в важные факторы строительства и набора войск. Торговля видоизменилась, утратив караваны и сосредоточившись на ключевых точках — портах, аэропортах и дорогах. Дипломатия стала чуть более комфортной благодаря обновленному интерфейсу.
Игровой процесс остался прежним — цивилизации начинали партию в виде слаборазвитых племен и постепенно эволюционировали, наращивая экономическую, военную и культурную мощь. Sid Meier’s Civilization III получила высокие оценки от сообщества и вошла в список лучших стратегий 2001 года.
Serious Sam: The First Encounter
Дата выхода: 21 марта 2001 года
Платформы: ПК
Разработчики Serious Sam еще в 2001 году просекли, что именно нравилась фанатам Quake и Doom. Остальные студии разрабатывали свои шутеры, добиваясь реализма, писали сценарии, придумывали новые механики взаимодействия с игровым миром. Ну а ребята из Croteam просто сделали стрелялку от первого лица, вооружили главного героя убойным арсеналом оружия и натравили на него тысячи врагов.
Serious Sam: The First Encounter — редкий шутер, в котором несмотря на простой геймплей, удовольствие и экстаз льются буквально рекой. Просто расстреливать, взрывать и перемалывать в муку бесчисленные армии инопланетных существ — вот настоящий кайф. Запустите эту игру спустя девятнадцать лет — удовольствия будет не меньше. Не верите? А вы попробуйте. Прохождение займет всего пару-тройку часов, а впечатлений останется на полгода вперед. И даже если вы испугаетесь текстур низкого разрешения, в Steam найдется ремейк Serious Sam HD: The First Encounter с улучшенной графикой. А после можете подождать и сыграть в четвертую часть, которая выйдет совсем скоро.
Tom Clancy’s Ghost Recon
Дата выхода: 13 ноября 2001 года
Платформы: ПК, Xbox, PS2, GameCube
Ох, во что превратили нынче серию Ghost Recon. У истинных фанатов сердце кровью обливается. Но, к счастью, у них сохранились воспоминания о первых частях, без донатов и сотен багов, с реалистичным геймплеем и атмосферными миссиями.
Вышедшая в 2001 году Tom Clancy’s Ghost Recon впечатлила уникальными возможностями, которыми не могли похвастаться другие шутеры. Мы командовали отрядом бойцов от первого лица, переключаясь между ними в любой удобный момент. Вооружали союзников и прокачивали их характеристики при помощи боевых очков. Страдали и одновременно получали удовольствие от системы повреждений, согласно которой выстрелы в голову и туловище были смертельными, а ранения в руку и ногу снижали скорость прицеливания и передвижения.
Миссии пускай не были сюжетно захватывающими, но игровой процесс увлекал с головой. В каждой миссии перед нами ставилась цель и мы ее достигали, заботясь о своих солдатах и пытаясь устранить врагов наиболее оптимальными способами. Не боитесь устаревшей графики? Тогда советуем сыграть в Tom Clancy’s Ghost Recon — как минимум, вы узнаете, с чего началась история крупной серии тактических шутеров.
Grand Theft Auto III
Дата выхода: 22 октября 2001 года (PS2), 20 мая 2002 года (ПК)
Платформы: PS2, ПК, Xbox
Да, на ПК третья GTA вышла только в 2002 году. Но в списке лучших игр 2002 года мы рассказывали о Vice City. А ставить сразу два таких крупных проекта подряд, да еще и за счет исключения других претендентов на ТОП, не очень красиво. Поэтому, слегка вас обманем и добавим в список игр для ПК 2001 года шикарный экшен в открытом мире, который Rockstar портировала лишь спустя год. Но вы ведь от этого не пострадаете? Игра в любом случае давно доступна и ждет, когда вы ее наконец купите.
Чем запомнилась Grand Theft Auto III? Тем, что она стала первой игрой в серии, выполненной с использованием трехмерного движка. Никаких камер с видом сверху и плоских моделей — мы увидели полноценный город с бурлящей в нем жизнью. Сотни прохожих и автомобилей, огромные здания, десятки улиц, буйная растительность — все это дополнялось неплохой гангстерской историей, зрелищным геймплеем от третьего лица и множеством второстепенных активностей. Ну и про радио тоже хочется вспомнить — добавленные в него композиции все еще занимают почетное место в плейлистах фанатов. Найдите в Youtube радио Lips 106 или Flashback 95.6 — сами поймете, почему. А лучше, установите игру и пройдите ее.
Stronghold
Дата выхода: 22 октября 2001 года
Платформы: ПК
В исторических RTS конца девяностых слишком мало внимания уделялось строительству и обороне замков. Британцы из Firefly Studios вовремя заметили свободную нишу и создали стратегию в реальном времени, которую можно смело назвать симулятором развития и осады средневековых крепостей.
Многие механики в игре были инновационными. Здания и юниты строились моментально, но требовали много ресурсов. Мы играли от лица главнокомандующего и постоянно следили за уровнем популярности, от которого зависел прирост населения замка.
Геймплей состоял из двух частей — укрепления экономики и военных действий. Конечно, битвы были самым интересным этапом, но многим нравилось просто выстраивать экономические цепочки, обеспечивая свою цитадель почти неограниченными запасами. А еще в Stronghold был редактор уровней — сложно представить, сколько пользовательских карт появилось благодаря его функционалу.
Что интересно, графика Stronghold спустя девятнадцать лет не кажется такой уж устаревшей. Особенно учитывая, что в Steam есть HD-версия игры. Так что, устанавливайте и перевоплощайтесь во владык с неприступными крепостями! Кстати, совсем скоро выйдет новая часть серии Stronghold: Warlords — попробуйте и ее.
Дальнобойщики 2
Дата выхода: 17 апреля 2001 года
Платформы: ПК
«Посреди огней вечерних и гудков машин мчится тихий огонек моей души» — эту и многие другие культовые дорожные песни мы включали на фоне геймплея Дальнобойщиков 2, пока гоняли с многотонными грузами по дорогам с разным покрытием, выживали в погонях с милицией и бандитами, конкурировали с другими дальнобойщиками и развивали свою компанию по грузоперевозкам.
От первой части Дальнобойщики 2 отличались улучшенной графикой и расширенным функционалом управления компанией. Физика тягачей стала более реалистичной, на дорогах происходило больше случайных событий. И хотя кажется, что симулятор дальнобойщика априори не может быть интересным, игры от российской компании SoftLab-NSK красноречиво это опровергают.
Ил-2 Штурмовик
Дата выхода: 18 ноября 2001 года
Платформы: ПК
Не поверите, но у нас в ТОПе еще одна игра от российских разработчиков. Золотые были времена — наши студии конкурировали почти на одном уровне с западными, а иногда даже превосходили их. Яркий тому пример — авиасимулятор Ил-2 Штурмовик, моделировавший воздушные боевые действия времен Второй мировой.
В игре была отличная симуляция полетов на самолетах с поршневыми двигателями. Более того, почти никто не смог повторить ее и на момент 2020 года. Разработчики нарисовали более тридцати моделей самолетов, добавили неплохо детализированные наземные объекты вроде танков и строений, внедрили систему изменения погодных условий и смену дня/ночи. Игровой процесс вызывал восхищение и влюблял в себя практически моментально.
Сайт IGN добавил Ил-2 Штурмовик в список 25 лучших игр всех времен и народов — мы с ним полностью согласны. Поэтому этот симулятор занимает почетное место в нашем ТОПе.