Во второй половине 1995 года первая PlayStation официально вышла на мировых рынков, покинув пределы Японии. За несколько месяцев до этого компания Sega выпустила ее прямого конкурента — приставку Sega Saturn. Вместе они планировали отобрать рынок у Nintendo 64 и поделить его между собой. Saturn с треском провалилась. А PlayStation первое время уступала N64 из-за более слабого железа, но позже отобрала лидерство за счет поддержки более вместительных носителей — дисков (тогда N64 работала на картриджах). Помимо этих драматичных событий геймеры того времени восторженно следили и за видеоигровыми релизами. Представляем вашему вниманию список лучших игр 1995 года на ПК и других платформах.
Warcraft II: Tides of Darkness
Дата выхода: 9 декабря 1995 года
Платформы: ПК, PlayStation, Sega Saturn
Вторая часть серии Warcraft — некогда одной из самых популярных RTS. Сиквел создавали, стараясь не сильно изменять игровой процесс оригинала, но с некоторыми улучшениями. Так, именно во второй части появился серый туман войны, обозначающий исследованные участки карты, на которых не присутствуют союзные юниты. Также разработчики представили редактор карт и потрудились над искусственным интеллектом.
Геймплей был стандартным для серии — игроки развивали базу, проводили исследования, нанимали юнитов и шли уничтожать врагов, постепенно захватывая контроль над картой. Из режимов были одиночная кампания и мультиплеер. Кампания была посвящена противостоянию людей и орков, ее же частично продолжили в Warcraft III: Reign of Chaos. Мультиплеер же базировался на простом принципе — создал карту, подождал соперников, загрузился, победил, получил удовольствие. Да и проигрыши не сильно печалили — все-таки, бои были увлекательными.
Также именно вторая часть Warcraft стала основой для первого Starcraft — Blizzard сохранили общие концепции игрового процесса и изменили лишь сеттинг. Что касается финансового успеха, за четыре года существования были проданы более двух миллионов копий Warcraft II: Tides of Darkness — этого более чем хватило для успешной работы над продолжением и развития огромной вселенной.
Heroes of Might and Magic
Дата выхода: 31 августа 1995 года
Платформы: ПК, Game Boy Color
«Герои меча и магии» добрались до нас при поддержке компании Бука лишь в 2003 году. К тому времени весь мир уже восемь лет играл в Heroes of Might and Magic и вдохновленно следил за приключением героев в мире захватывающих пошаговых сражений.
Первая часть Heroes of Might and Magic заложила основы для развития серии. Дальнейшие игры лишь модифицировались, улучшались, развивались. Но фундамент, созданный компанией New World Computing в 1995 году, оставался практически неизменным.
Герои перемещались по двухмерной карте, посещали разные локации, прокачивались, снаряжались, набирали бойцов в армию. А потом были те самые любимые многими сражения на карте, состоящей из шестиугольников. Каждый юнит имел особые способности и возможности, что превращало бои в зрелищную шахматную партию. Помимо полевых противостояний присутствовали и осады, которые существенно меняли расстановку сил и заставляли применять новые тактические приемы.
И хотя о сюжете и особенностях кампании сейчас помнят лишь те, кто сотнями часов залипал за прохождением первой Heroes of Might and Magic, весь мир знает и будет знать эту игру, как родоначальника наверное самой популярной фэнтезийной пошаговой стратегии.
Command & Conquer
Дата выхода: 31 августа 1995 года
Платформы: ПК, PlayStation, Sega Saturn, Nintendo 64
Первая часть серии Command & Conquer и основательница так называемой «Тибериевой» серии, повествовавшей о противостоянии вымышленных земных фракций с участием инопланетных существ. Была и вторая серия, Red Alert, но о ней мы уже рассказывали.
Для разработчиков из Westwood Studios эта стратегия в реальном времени была далеко не первой. За несколько лет до C&C они выпустили легендарную Dune II — в ней и появились первые идеи, которые затем были развиты в Command & Conquer.
Геймплейно игра представляла собой классическую RTS — добывай ресурсы, строй базу, нанимай войска и сражайся. Правда, в отличие от того же Warcraft, C&C предлагала куда большее разнообразие юнитов, благодаря чему игроки могли придумывать огромное количество стратегий и тактик.
Еще одним запоминающимся отличием C&C стали сопровождающие кампанию видеоролики — их снимали с участием живых актеров, что добавляло происходящему в игре реалистичности и правдоподобности. А режиссер этих видеороликов до сих пор остается в памяти фанатов — харизматичный лысый бородач входил в число первых мемов, хотя тогда это явление еще не было развито.
За пару лет после релиза были проданы более трех миллионов копий Command & Conquer. Рецензии журналистов были положительными, отзывы игроков — завидными. Игра быстро взобралась на вершину славы и уверенно удерживала ее до выхода следующих частей.
Mortal Kombat 3
Дата выхода: 1 апреля 1995 года
Платформы: ПК, Super NES, PlayStation, Game Boy, Atari Jaguar, Sega Master System, аркадные автоматы
Третья часть серии Mortal Kombat, которую традиционно для того времени сначала выпустили на аркадных автоматах, а затем портировали для всех актуальных платформ. Что поменялось в триквеле? Очень многое. Восточный сеттинг поменяли на западный урбанистический, видоизменили некоторых старых персонажей, добавили новых героев (в том числе киборгов).
Из геймплейных механик появилась кнопка «Бег», которая была призвана сбалансировать желание некоторых геймеров уходить в глухую оборону и тем самым получать нечестное преимущество. Также появились комбо, при использовании которых после первого успешного удара остальные переставали блокироваться. Ну и, конечно же, были добавлены новые добивания и удары.
Визуально триквел выглядел симпатичнее первых двух частей. Более того, в нем впервые появились арены, созданные с использованием отрендеренной трехмерной графики. И игроки смогли пробивать врагами перегородки между аренами и перемещаться между ними, тем самым резко меняя атмосферу поединка. Наконец, появились комбат-коды, при использовании которых можно было использовать скрытых бойцов, открывать тайных боссов или читать замаскированные послания разрабочтиков.
Ложкой дегтя стало выведение из активного ростера бойцов Рейдена, Рептилии, Скоорпиона и Джонни Кейджа. Но этот минус не помешал игре стать хитом и в течение долгих месяцев занимать лидирующие позиции на рынке файтингов.
Tekken 2
Дата выхода: 3 августа 1995 года
Платформы: PlayStation, аркадные автоматы
Сиквел японской серии файтингов Tekken. Его геймплей не сильно отличался от первой части, но графика была улучшена и появились новые персонажи. Сюжет тоже получился уникальным и увлекательным — пересказывать его не будем, иначе вы зависнете над нашим ТОПом на добрых полтора часа.
Лучше вспомним, что разработанный компанией Namco Tekken 2 вышел в августе 1995 года, но был доступен только на аркадных автоматах Японии. Спустя почти год игру выпустили на PlayStation (опять сначала для Японии) и она постепенно разошлась по всему миру. За первый день были куплены 250 тысяч копий, а за два года продажи выросли до трех миллионов копий, что на тот момент считалось абсолютным рекордом.
Геймеры и критики особенно хвалили графику игры и отличную работу со светом. Действительно, визуально Tekken 2 превосходил конкурентов по жанру, а четкость движения моделек бойцов и вовсе была самой лучшей на тот момент. Что и позволило игре добиться такого поразительного успеха. И в качестве уважения мы с удовольствием добавляем ее в наш список лучших игр 1995 года.
Rayman
Дата выхода: 1 сентября 1995 года
Платформы: ПК, Atari Jaguar, PlayStation, Sega Saturn, Game Boy Color, Game Boy Advance
Безрукий, безногий, с большим носом и развевающимися волосами — кто это? Конечно же, Рэйман! Забавный дизайн этого персонажа позволил компании Ubisoft продвинуть свой платформер на рынке и навязать серьезную конкуренцию другим гигантам, вроде Соника и Марио.
Игровой процесс у Rayman не был революционным. Собой он представлял обычный сайд-скроллер с прыжками по платформам, сбором всяких ништяков, использованием объектов окружения для решения простых головоломок и быстротечными драками с вражескими персонажами.
Нотку свежести в геймплей добавлял сам Рэйман. Его наделили многочисленными способностями, которые помогали ему проходить уровни и с комфортом преодолевать препятствия. Одна из фишек в виде пропеллера из волос и вовсе стала культовой и обязательной для всех игр серии Rayman.
Стал ли Rayman успешным? Что ж, если вспомнить, что за двадцать пять лет существования тайтла вышли десятк игр, ответ появится в голове сам собой :)
Star Wars: Dark Forces
Дата выхода: 15 февраля 1995 года
Платформы: ПК, PlayStation
Пока Джордж Лукас еще только начинал работу над второй трилогией Звездных Войн, его студия LucasArts уже активно штамповала игры по этой вселенной. Вышедшая в 1995 году Star Wars: Dark Forces примечательна тем, что стала первым шутером в этом сеттинге.
Сюжетно игра рассказывала о событиях, которые происходили до и после событий фильма «Звёздные войны: Эпизод IV: Новая надежда». Поэтому для фанатов это был источник дополнительного контента и возможность расширить любимую вселенную в своем воображении. Что касается игрового процесса, Dark Forces не хватал звезд с неба и копировал механики Doom и Duke Nukem 3D — беготня по уровням, стрельба, увороты от вражеских снарядов.
Правда, было и интересное нововедение — альтернативный режим стрельбы у оружие, который до этого в шутерах еще не появлялся. Также в Dark Forces был выдержан баланс между активным игровым процессом и сюжетными вставками в виде кат-сцен. Плюс, некоторые уровни умышленно были огромными и пестрили загадками, чтобы игроки глубже погружались в исследование мира и не пропускали важные детали.
В итоге, Star Wars: Dark Forces не превзошла успех конкурентов. Но в памяти фанатов все же осталась. И это самое главное.
X-COM: Terror From The Deep
Дата выхода: 1 июня 1995 года
Платформы: ПК, PlayStation
Пошаговая тактическая стратегия и вторая часть серии X-COM. Глобальных изменений в игре не появилось, но взятый за основу оригинал значительно улучшили и доработали. Сеттинг сделали более мрачным, а графику — реалистичной (по меркам 1995 года).
Арсенал оружия расширился, дерево технологий было дополнено новыми возможностями. Сюжет все-также был посвящен вторжению инопланетян, а вот фокус миссий сместился в сторону вражеских террористических атак — ими бойцы X-COM занимались чаще всего.
Несмотря на схожесть с первой частью и отсутствие глобальных изменений, X-COM: Terror From The Deep все-же пришлась геймерам и критикам по вкусу. Поэтому ей самое место в списке лучших игр 1995 года. Кстати, игра доступна в Steam, где у нее несколько сотен положительных отзывов — можете зайти, посмотреть или даже поиграть.
Earthworm Jim 2
Дата выхода: 18 сентября 1995 года
Платформы: ПК, PlayStation, Sega Saturn, Game Boy Advance
У молодого поколения сейчас есть Minecraft и Fortnite. А в 1995 году дети часами сидели у телевизоров и упорно проходили веселого Червяка Джима. Главный герой этого платформера выделялся необычной внешностью и забавными способностями. Он умел превращать себя в хлыст и атаковать врагов или активировать рычаги. Также у Джима в скафандре сидел его товарищ Снотт, которого главный герой регулярно использовал в качестве веревки. Также Джим активно стрелял из бластера и ловко прыгал по платформам.
Хотя игровой процесс от уровня к уровню не слишком отличался, разработчики постарались разнообразить способы прохождения, поэтому слово «скука» даже не появлялось в увлеченном разуме геймеров. Юмор, веселье, забавы, угарный геймплей — второй Червяк Джим был крутым и с этим не поспоришь.
MechWarrior 2: 31st Century Combat
Дата выхода: 24 июля 1995 года
Платформы: ПК, Sega Saturn, PlayStation
Задолго до серии игр Call of Duty компания Activision выживала, как могла. И это положительно влияло на воображение сотрудников этой компании, а также на их смелость в принятии нестандартных решений. Одним из показателей этого стал симулятор меха MechWarrior 2: 31st Century Combat.
Игра повествовала о сражениях тридцать первого века и предполагала, что именно мехи станут доминирующей военной силой. Геймеры получали в пользование механическую боевую машину и выполняли простенькие миссии, расстреливая всех на своем пути.
По мере продвижения в одиночной кампании у главного героя появлялись подручные, которые сопровождали его в сложных боях. Также присутствовал мультиплеер, который появился после выхода Windows 95 и работал с использованием программы NetMech.
После первой части вышли еще пять, и для каждой выпускались десятки дополнений. Самая свежая игра серии — MechWarrior 5: Mercenaries, получившая в основном положительные оценки. Приятно, что тайтл живет и продолжает радовать любителей сражений на огромных мехах.