В 1993 году благодаря сотрудничеству компаний Panasonic, Goldstar и Sanyo на свет появилась приставка 3DO. В это же время Commodore выпустили свою Amiga CD32. Но больше всего порадовала Atari, представившая «next-gen» приставку Jaguar, которую на тот момент позиционировали, как «первую в истории 64-битную игровую систему». Ну а у Nintendo хватило фантазии разве что на обновление NES, после которого картриджи можно было подключать сверху. А что там с играми? Много вышло? О, да! Познакомьтесь с лучшими играми 1993 года — пускай они устарели, но заряд ностальгии в них чрезвычайно силен.
Doom
Дата выхода: 10 декабря 1993 года
Платформы: MS-DOS, Sega 32X, Atari Jaguar, SNES, PlayStation, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox, Xbox 360, Xbox One, Game Boy Advance, Nintendo Switch, 3DO, PC-9801, Sega, Saturn, Acorn Archimedes, iOS, Android
Один из самых важных в истории игростроения проектов, повлиявший на развитие жанра шутеров от первого лица. До появления Doom и предшествовавшего ему Wolfenstein 3D (о нем расскажем в следующий раз) стрелялки с видом от первого лица не пользовались популярностью — их можно было пересчитать на пальцах и они предлагали не самый веселый игровой процесс. Но затем все изменилось.
Doom отличался глубиной проработки игрового мира. Это была не просто коридорная беготня и стрельба по монстрам. Мы могли исследовать различные уголки локаций, решать пространственные и логические головоломки, выживать на опасных для жизни персонажа поверхностях (лава, кислота, ядовитые отходы). Также были телепорты, движущиеся платформы, лабиринты. И, конечно же, присутствовала механика стрельбы, при помощи которой протагонист беспощадно уничтожал армии демонов.
Именно в первом Doom появился режим deathmatch, так обожаемый многими фанатами сетевых стрелялок. Также игра одной из первых была доступна для свободного модифицирования, чем и воспользовались тысячи энтузиастов. Культ вокруг Doom разрастался и жив до сих пор. Проект портировали на десятки платформ, в том числе на современные. Спидраннеры до сих пор ставят в Doom рекорды и не собираются забывать про эту легендарную игру — она уже существует вне времени и законов популярности. Плохая графика? Устаревшие механики? Отсутствие вменяемого сюжета? Да какая разница? Это Doom!
Duke Nukem II
Дата выхода: 3 декабря 1993 года
Платформы: MS-DOS, Game Boy Color, iOS
Учитывая опыт последних игр серии Duke Nukem и не зная истории, вы могли бы предположить, что вторая часть составляла конкуренцию Doom. Но нет. В 1993 году Дюк Нюкем все еще бегал по двухмерным уровням в пиксельном виде и расстреливал врагов, прыгая по платформам. И лишь спустя три года вышла Duke Nukem 3D, о котором мы рассказывали в списке лучших игр 1996 года.
Чем был примечателен сиквел Duke Nukem? Изменений по сравнению с первой частью было не так уж и много. Появились боссы с уникальными шаблонами поведения, которые почти не вызывали у игроков жжение пониже спины. Также Дюка заставили уничтожать летящие за ним спутники — без этого он не могу завершить уровень. Появились новые виды оружия, а старое получило балансные правки. Дюка научили ползать, пользоваться лестницами и стрелять вверх. Уровни стали более разнообразными, на них появились заскриптованные спецэффекты, вроде разрушения зданий. Наконец, в графике стали использовать больше цветовых оттенков, что добавило уникальности каждой локации.
В остальном это был все тот же первый Duke Nukem, главный герой которого уже носил футболку, но еще не купил себе очки, в которых будет щеголять в трехмерных частях серии. Игра получила хорошие оценки и неплохо продалась. Но 3D-вселенная Duke Nukem затмила ее зрелищностью и динамикой геймплея, поэтому о сиквеле сейчас вспоминают только самые ярые фанаты или спидраннеры, которые тоже входят в их число.
Star Wars: X-Wing
Дата выхода: февраль 1993 года
Платформы: DOS, Macintosh, Windows
Космический симулятор и первая игра в сеттинге Звездных Войн от студии LucasArts на ПК. Игровой процесс происходил от лица пилота Альянса повстанцев, который летал...правильно, на корабле типа «X-Wing». Мы могли переключать мощность на лазерах, включать энергетические щиты, управлять работой двигателей и маневрировать в трехмерном пространстве. Противники в лице имперских «Тай-Файтеров» состояли не из спрайтов, а полноценных трехмерных полигонов, что добавляло космическим сражениям зрелищности.
Кампания состояла из нескольких глав, в которых главный герой выполнял для Альянса важные миссии, от сопровождения важных кораблей до зачистки определенных секторов. Детально прописанного сюжета не было, но текстовые вставки позволяли оставаться в курсе событий и были основой для воображения, которое дорисовывало закадровые события.
Игру приняли очень тепло. LucasArts не ожидали такого успеха — к релизу они отгрузили всего 100 тысяч копий, но до конца года им пришлось отправлять в магазины еще 400 тысяч копий. Проект стал настоящим бестселлером и запомнилась игрокам в первую очередь благодаря достоверно переданной атмосфере Звездных Войн — для фанатов вселенной это самое главное. Поэтому смело добавляем Star Wars: X-Wing в список лучших игр 1993 года.
Myst
Дата выхода: 24 сентября 1993 года
Платформы: Mac OS, Windows, Saturn, PlayStation, Jaguar CD, AmigaOS, CD-i, 3DO, PlayStation Portable, Pocket PC, Nintendo DS, iOS
Не удивляйтесь, увидев на скриншоте графику начала двухтысячных — игра состоит из отрендеренных картинок, между которыми нужно было перемещаться при помощи кликов. Но не в виде перелистывания, а с симуляцией движения в трехмерном пространстве — геймплей был похож на телепорты из одного места в другое со статичным окружением и без возможности крутить камерой. Геймеры до сих пор шутят, что это была трехмерная игра с нулем FPS :)
Также не удивляйтесь, что в списке лучших игр 1993 года графический квест с головоломками. Разработчики Myst тоже не могли представить, что создадут шедевр, способный покорить сердца шести миллионов игроков. Но так и произошло — проект удерживал звание самой продаваемой игры на ПК, пока в 2002 году его не отобрала The Sims.
Что же такого особенного было в Myst? Атмосфера приключения. Учитывайте, что на дворе был 1993 год и игры в основном были двухмерными и пиксельными. А здесь и «графон четкий», и игровой мир словно в историческом голливудском блокбастере. Плюс, головоломки и сюжет не подкачали — они удерживали внимание до самого финала, не позволяя оторваться ни на минуту. Впоследствии Myst стала образцом для других разработчиков, выбравших стезю приключенческих игр. А ее саму несколько раз переиздавали в трехмерном виде.
Master of Orion
Дата выхода: 6 сентября 1993 года
Платформы: DOS, Macintosh
Глобальная пошаговая стратегия, в которой можно было завоевывать галактику, колонизируя планеты, устраивая войны с другими цивилизациями и побеждая на межгалактических выборах путем дипломатических ухищрений.
Игровой процесс был похож на Civilization, Colonization и Master of Magic. В распоряжении игроков были экономически, научные, военные и дипломатические инструменты. Из-за огромного по меркам 1993 года масштаба, экономика в Master of Orion была проработана несколько слабее, чем в Цивилизации. Но зато имелось много веток технологического развития, была возможность самостоятельного конструирования кораблей и присутствовали пошаговые тактические бои с участием десятков юнитов.
За свежий взгляд на жанр, разнообразие контента и большое количество увлекательных механик Master of Orion получила отличные отзывы от игроков и критиков. Также она неплохо продалась и стала основой для серии Master of Orion, последняя часть которой вышла в 2016 году.
Mortal Kombat II
Дата выхода: 25 июня 1993 года
Платформы: Аркадные автоматы, Sega Game Gear, Master System, Mega Drive/Genesis, SNES, Game Boy, Amiga, DOS, Sega 32X, Sega Saturn, PlayStation
Сиквел серии Mortal Kombat. Изначально его разрабатывали для популярных в то время аркадных автоматов, но затем портировали на игровые консоли и персональные компьютеры. Графически и геймплейно нововведений практически не было. А вот улучшений и дополнений оказалось не так уж мало.
Персонажам первой части добавили новые спецприемы. У всех бойцов появились новые удары, в том числе рукой в сидячем положении. Старым ударам изменили баланс, некоторые из них обзавелись дополнительным влиянием на противника (например, подбрасывали в воздух). Игровой процесс стал более плавным и комфортным, чем в первой части. Но оставался главный недостаток, перекочевавший из оригинала — персонажи отличались только внешне и своими добиваниями, а сила, скорость и высота прыжков у них были одинаковыми.
Тем не менее, несмотря на критику, сиквел стал популярным. Все-таки, он превосходил первую часть по разнообразию, зрелищности и удобству. Также в игре были интересные пасхалки и секреты, поиску которых геймеры уделяли сотни часов. Такое внимание к Mortal Kombat II привело к появлению многочисленных портов на более современные консоли — некоторые действительно улучшали игру апгрейдом графики и улучшением звука, другие были не слишком удачными. Но главное, что MKII заслуживает место в зале славы и мы с удовольствием добавляем этот легендарный файтинг в список лучших игр 1993 года.
SimCity 2000
Дата выхода: 1 июля 1993 года
Платформы: Mac OS, MS-DOS, SNES, Sega Saturn, PlayStation, N64, Game Boy Advance
Градостроительный симулятор, ставший образцом для других игр в этом жанре. Да, первой частью серии была SimCity Classic, вышедшая за четыре года до этого. Но в SimCity 2000 впервые появилась изометрическая камера, позволявшая наблюдать за создаваемым городом со стороны, а не сверху, словно на схематической карте.
Геймплей состоял хорошо знакомых всем нам элементов. Нужно было строить различные здания, продумывать инфраструктуру, следить за благосостоянием и уровнем жизни населения, учитывать влияние промышленных объектов на экологию, поддерживать баланс между секторами экономики. Проще говоря, создавать город мечты, в котором все было идеально. Получалось далеко не всегда, но даже неудачи вызывали интерес, ведь хотелось узнать, что будет, если…
Продажи SimCity 2000 перевалили за четыре миллиона копий, а сам проект послужил толчком для появления десятков подобных игр от других компаний. Отзывы у игры были отличными, в особенности ее хвалили за графическую детализацию, удобный интерфейс и приятное музыкальное сопровождение.
The Settlers
Дата выхода: 30 июня 1993 года
Платформы: Amiga, MS-DOS, Windows
Смесь градостроительного симулятора и стратегии в реальном времени. В игре нужно было построить поселение, развить его экономику, укрепить его защитные рубежи, натренировать армию и завоевать близлежащие территории, получив тем самым контроль над всей картой. Тогда как SimCity концентрировалась на развитии города, The Settlers позволяла детальнее следить за жизнью каждого поселенца, направляя подчиненных на различные работы. Ну и, конечно, военные действия тоже стали отличительной чертой The Settlers.
Игру ждал коммерческий успех. Не головокружительный, как у предыдущих участников списка — за пять лет были проданы 400 тысяч копий. Но разработчикам этого хватило, чтобы начать работу над другими частями — релиз самой новой ожидается в ближайшие месяцы. Также проект называют одно из лучших игр для приставки Amiga, что вполне заслуженно.
Might and Magic V: Darkside of Xeen
Дата выхода: 1993 год
Платформы: MS-DOS, Macintosh, FM Towns, NEC PC-98
Ролевая игра, пятая часть серии Might and Magic. Она использовала движок Might and Magic III: Isles of Terra, поэтому игровой процесс обоих проектов был очень схож. Но были у Darkside of Xeen и уникальные стороны. Во-первых, она продолжала историю Clouds of Xeen. Во-вторых, в ней присутствовала уникальная для тех времен система интеграции, переносившая персонажей из Clouds of Xeen — благодаря этому обе игры объединялись в единый мир, World of Xeen. Для поклонников серии это была революционная и очень приятная фишка, а вот для новичков старт в Darkside of Xeen был сопряжен с трудностями, ведь у них не было подготовленной команды героев.
Геймплей состоял из перемещения по трехмерному миру от первого лица, выполнения квестов, общения с персонажами, прокачки героев, сражений с монстрами. Особенно интересно выглядели анимированные заставки с оцифрованной речью — это была одна из первых игр с озвучкой. Единственным минусом пятой части стали скучные головоломки. Но в остальном приключение игрокам понравилось.
Prince of Persia 2: The Shadow and the Flame
Дата выхода: 1993 год
Платформы: DOS, Mac, SNES, XBOX
Двухмерный платформер, продолжающий историю первой Prince of Persia. Причем, по сюжету игры после событий оригинала прошло всего одиннадцать дней. Бедный Принц не успел толком отдохнуть, как злой Джафар снова приготовил для него опасные испытания.
Игровой процесс сиквела полностью копировал первую часть — прыжки по платформам, увороты от ловушек, сражения с противниками при помощи огромного ятагана. Графика тоже мало чем отличалась. И все же, геймеры увлеченно следили за приключениями Принца, ведь атмосфера этой игры была непередаваемой, а управление очень удобным. В 2013 году компания Ubisoft, которая к тому моменту уже владела правами на серию, выпустила ремейк The Shadow and the Flame с современной графикой, трехмерными моделями и красочными спецэффектами — если заинтересуетесь, играйте именно в эту часть, она точно не покажется вам устаревшей.