В 1991 году SNES впервые вышла на территории Северной Америки. Компания Fujitsu в это же время выпустила приставку FM Towns Marty, которая впоследствии осталась эксклюзивом японского рынка. А Sega отправила в продажу дополнение к Sega Mega Drive — Sega Mega-CD, позволяющее воспроизводить игры и слушать музыку с компакт-диска.
Но вас больше заинтересует, что именно 1991 год стал первым в истории любимых всеми нами компаний. Была основана Silicon & Synapse, в будущем переименованная в Blizzard Entertainment. Появилась на свет и id Software, благодаря которой мы до сих пор рубимся в игры серии Doom. Ну и не стоит забывать про The 3DO Company, которая спустя пять лет приобрела студию New World Computing, подарившую нам десятки крутых ролевых игр (Might and Magic, Heroes Chronicles). Ну а пока перечисленные компании еще только набирали разгон, к релизу уже готовились интересные проекты. Прямо сейчас мы вас с ними познакомим — держите список лучших игр 1991 года на ПК и другие платформы!
Duke Nukem
Дата выхода: 1 июля 1991 года
Платформы: MS-DOS
Платформенный сайд-скроллер, впервые рассказавший историю теперь уже знаменитого на весь мир Дюка Нюкема. По сюжету главного героя наняли на работу в ЦРУ, чтобы он разобрался с безумным ученым Доктором Протоном и его армией техботов. Выполняя эту сложную и опасную задачу, Дюк побывал в разрушенном городе, отправился на секретную лунную базу и даже улетел в далекое будущее, двигаясь по стопам убегающего на машине времени Протона.
Игровой процесс был незамысловатым. Прохождение уровней заключалось в поиске выхода и побочным уничтожением противников. Локации были большими, путь был свободным в любых направлениях. Поэтому обычной пробежкой с перестрелками геймплей не ограничивался. Нужно было взаимодействовать с окружением и решать простенькие головоломки.
Что интересно, первый Duke Nukem был совсем не о стрельбе. У разработчиков получился традиционный лабиринтный платформер. Ключевой особенностью игры была проработка деталей. К примеру, в восстанавливающую здоровье ножку индейки можно было выстрелить — от этого она становилась приготовленной и пополняла больший запас хитпоинтов. Во время ракетных взрывов разрушалась часть уровней, банки с колой при выстреле по ним взрывались, огонь из ящиков-ловушек распространялся по поверхности всей платформы. В общем, кроме стрельбы у геймеров было еще много веселых возможностей.
Аудитория приняла Duke Nukem неоднозначно. Игра немного уступала конкурентам, вышедшим в то же время. Но учитывая, что именно эта часть стала основой для развития одной из самых популярных игровых вселенных, мы не могли не добавить ее в список лучших игр 1991 года.
Final Fantasy IV
Дата выхода: 19 июля 1991 года
Платформы: SNES, PlayStation, WonderSwan Color, Game Boy Advance, Nintendo DS, Virtual Console, FOMA 903i / 703i, PlayStation Portable, Windows, iOS, Android
Японская ролевая игра. В Северной Америке ее издавали под названием Final Fantasy II, потому что вторую и третью часть там не выпускали. Но затем эту оплошность исправили, поэтому если будете искать, не запутайтесь. Действие FF IV происходит на вымышленной планете. Главный герой собирает отряд спутников и отправляется в путешествие, чтобы остановить злого колдуна.
Final Fantasy IV стала поворотным моментом в развитии серии и жанра в целом. Именно в этой игре впервые появилась боевая система Active Time Battle, которая несмотря на пошаговость, требовала от игроков быстрой реакции. Также впервые в серии персонажи FF получили предысторию и уникальные, созданные специально для них классы.
Сюжет с его неожиданными поворотами, глубокая проработка героев, интересная боевая система, до сих пор любимый многими саундтрек — все это превратило Final Fantasy IV в шедевр. Продажи игры достигли четырех миллионов копий. Ее портировали на множество платформ, в том числе на Android и iOS. Более того, в 2008-2009 годах для мобильных устройств и Wii выпустили сиквел под названием Final Fantasy IV: The After Years. А в 2007 году для Nintendo DS вышла трехмерная версия игры. Плюс, эксклюзивно для японского рынка был выпущен роман, основанный на сюжете игры — возможно, в интернете вы найдете русский перевод.
Sid Meier’s Civilization
Дата выхода: сентябрь 1991 года
Платформы: DOS, Windows, Macintosh, Amiga, SNES
Жил-был Сид Мейер и разрабатывал разные нишевые симуляторы, стратегии и экшены. Как вдруг, ему в голову стрельнула идея создать великую и неповторимую Цивилизацию. Конечно, на деле процесс был куда более сложным и преисполненным трудностей. Но мы здесь не историю разработки обсуждаем, а саму игру. Итак, в 1991 году ПК-бояре того времени вместе с фанатами Nintendo впервые прикоснулись к Sid Meier’s Civilization.
Несмотря на графическую простоту, это уже была глобальная стратегия с открытым миром и элементами варгейма. Игроки могли управлять цивилизациями на протяжении нескольких исторических периодов и добиваться победы при помощи экономических, политических, торговых, научных и военных инструментов.
В игре была процедурно-генерируемая карта, на которой появлялись города с постройками и юниты. Также присутствовали окошки с дипломатией и деревом технологий, которое впервые появилось именно в этой игре.
Первая Civilization оказала огромное влияние на развитие жанра глобальных стратегий и стала первым шагом Сида Мейера и его команды на пути к мировому признанию. Интересно, что спустя одиннадцать лет компания Eagle Games выпустила по мотивам Civilization настольную игру. А сам оригинал был переработан компанией Atari и выпущен на игровом телефоне-консоли N-Gage от компании Nokia.
The Legend of Zelda: A Link to the Past
Дата выхода: 21 ноября 1991 года
Платформы: SNES, Satellaview, GBA, Wii
Приключенческий боевик, ставший третьим в серии The Legend of Zelda. Это был приквел предыдущих двух частей, рассказывающий историю мальчика по имени Линк, проживавшего с дядей на юге от замка Хайрул. Получив телепатическое сообщение от принцессы Зельды, он отправился к ней на выручку и стал участником необычных приключений.
От предыдущих частей приквел отличался измененной боевой системой. Разработчики отказались от двухуровневого решения, при котором перемещение по миру осуществлялось по схематичной карте, а боевка происходила в режиме платформера — геймеры не оценили такое решение в Adventure of Link. Также были изменения в характеристиках оружия, был добавлен индикатор уровня магии, появилось теперь уже культовое для серии снаряжение (сапоги-скороходы, абордажная кошка). Наконец, разработчики позаботились о комфорте геймеров и добавили масштабируемую карту, при помощи которой можно было намного легче ориентироваться в большом мире игры.
The Legend of Zelda: A Link to the Past разошлась четырьмя миллионами копий и была несколько раз переиздана. Ее вклад в развитие серии неоднократно признавался самым крупным среди остальных частей. В 2002 году обновленную версию игры выпустили в рамках сборника The Legend of Zelda: A Link to the Past and Four Swords для Game Boy Advance. И не стоит забывать, что спидраннеры до сих пор активно играют в эту часть, постоянно устанавливая новые мировые рекорды.
Neverwinter Nights
Дата выхода: 1991 год
Платформы: MS-DOS
Многопользовательская ролевая игра, основанная на настолке Dungeons & Dragons. Да, к тому моменту уже существовали MMORPG. Но все они использовали только текстовые интерфейсы, полностью полагаясь на фантазию геймеров. Neverwinter Nights все изменила — игра обзавелась компьютерной графикой. Пускай она была двухмерной и скорее схематичной, но все же игроки видели своих персонажей на экране и могли себя с ними ассоциировать.
Игровой процесс начинался с создания героя в редакторе. А дальше начиналось приключение. Экран был разделен на несколько частей — графическое изображение местности и участки со статистической информацией. Во время битвы графика занимала весь экран, чтобы усилить эффект присутствия. Чтобы удержать внимание аудитории и усилить ее мотиваци, разработчики также интегрировали мировые рейтинги, за топовые места в которых велась ожесточенная борьба.
На момент релиза один сервер Neverwinter Nights выдерживал лишь 50 одновременных участников. Спустя четыре года это число выросло в десять раз. Ближе к закату своей популярности игра стала бесплатной для абонентов интернет-провайдера AOL. А в 1997 году, за несколько недель до закрытия серверов, на них в общей сложности играли более 115 тысяч игроков, а одновременный онлайн достигал 2000 человек — рекордный для того времени показатель.
Might and Magic III: Isles of Terra
Дата выхода: 1991 год
Платформы: DOS, Amiga, Mac OS, FM Towns, NEC PC-9801, Sega CD, TurboGrafx-CD, SNES
Ролевая игра, третья часть серии Might and Magic. Сюжетно она продолжала вторую часть, а вот геймплейно отличалась в лучшую сторону. Разработчики заметно переработали интерфейс, основанный на камере от первого лица. Действия все еще были пошаговыми, но новые достижения в области компьютерных технологий позволили преобразить внешний вид игры.
Графика стала более красочной — пришлись кстати новые VGA-дисплеи. Также игра поддерживала звуковые карты, предлагая синтезированную речь в кат-сценах, фоновую музыку и улучшенные звуковые эффекты. Также в Isles of Terra впервые в истории серии появилась поддержка управления курсором мыши.
Геймплейных изменений практически не было. Единственным крупным обновлением стала система сохранений. Раньше игрокам приходилось отправляться в гостиницу и там записывать свои достижения. В Isles of Terra сохраняться можно было практически в любом месте, кроме парочки специальных локаций. Более того, система запоминала информацию об убитых на уровне монстрах — после загрузки они оставались мертвыми и не воскресали, как происходило в предыдущих частях.
Критики и геймеры назвали Might and Magic III: Isles of Terra крепкой и достойной частью серии, на которую не жалко потратить и сотню часов свободного времени. Проект нередко попадал в чарты лучших игр в истории жанра. Поэтому смело добавляем его в список лучших игр 1991 года на ПК и другие платформы.
Sonic the Hedgehog
Дата выхода: 23 июня 1991 года
Платформы: Аркадные автоматы, Mega Drive/Genesis, мобильные телефоны, Wii , Game Boy Advance, Xbox 360, J2ME, iOS, PlayStation 3, Windows, BlackBerry, Android, Nintendo 3DS, Switch
В начале девяностых компания Sega доминировала на рынке игровых приставок со своей Mega Drive/Genesis. Во многом благодаря синему большеглазому ежику Сонику, приключения которого шли в комплекте. С чего все началось?
В 1990 году Sonic Team, состоявшая из семи человек, получила «простое задание» — придумать талисмана компании Sega и создать под него платформер, который разошелся бы минимум миллионом экземпляров. И знаете, Sonic Team справились. Художник Наото Осима нарисовал Соника и его заклятого врага доктора Роботника, а геймдизайнеры придумали концепцию и удачно ее реализовали.
Геймплей состоял из перемещения по двухмерным уровням с платформами. Соник мог быстро разгоняться и высоко прыгать, преодолевая препятствия и собирая кольца. Сбор колец позволял ему зарабатывать очки и получать дополнительные жизни. В случае необходимости ежик умел разгоняться до сверхзвуковой скорости и пробегать мертвые петли или скручиваться в клубок и разрушать преграды.
Скоростной игровой процесс и приятная внешность главного героя в паре с агрессивной рекламной кампанией сделали свое дело — Mega Drive/Genesis раскупали похлеще горячих пирожков. И Sega была на вершине «приставочной» славы, пока в 1994 году Sony не покорила рынок при помощи легендарной первой PlayStation.
Streets of Rage
Дата выхода: 2 августа 1991 года
Платформы: Mega Drive/Genesis, Game Gear, Master System, Wii, iOS, Android, Windows, Nintendo 3DS
Классический для своей эры beat 'em up, ставший первой частью серии Streets of Rage. Сюжет игры был банальным, но для 1991 года попадал под все трендовые течения — бывшие полицейские отправлялись на улицы города, чтобы навалять преступному синдикату при помощи кулаков и случайно оказавшегося под рукой оружия.
Геймплей был стандартным. Можно было перемещаться по уровням налево, направо, вверх и вниз. Боевая система состояла из прыжков, ударов и специальных приемов — для полного контроля над сражением хватало трех кнопок. В качестве оружия персонажи использовали руки, ноги, ножи, биты, стеклянные бутылки, перцовые баллончики. Свое здоровье они восстанавливали, поедая яблоки, курицу и жареное мясо. Кампания состояла из восьми уровней — в конце каждого ждал босс (а в кооперативном режиме для двоих боссов тоже было двое).
Игра тоже положительно повлияла на продвижение Sega Mega Drive. Всего было продано более двух с половиной миллионов копий Streets of Rage, что сделало ее четвертой по популярности на платформе Mega Drive после двух частей Sonic и первого Mortal Kombat.
Street Fighter II
Дата выхода: февраль 1991 года
Платформы: Аркадные автоматы, SNES, PC Engine, Amiga, Commodore 64, ZX Spectrum, ПК, Amiga CD32, 3DO, Sega Master System, Game Boy, Game Boy Advance, PlayStation, Sega Saturn, PlayStation 2, Xbox
Файтинг от компании Capcom, продолживший серию Street Fighter. Если вы прочитаете его описание в наше время, мало чему удивитесь. В игре проводились бои один на один с участием разных персонажей. В каждом бою были несколько раундов, бойцы использовали обычные удары и специальные приемы. Все стандартно, ничего особенного. Если бы не одно огромное «НО» — именно успех второго Street Fighter привел к буму популярности файтингов в девяностых. Возможно, если бы не эта игра, вы бы не увидели и половины популярных ныне «драчек». И это достойно уважения.
Изначально игру выпустили для аркадных автоматов. Осознавая потенциал консоли Super Nintendo, компания Capcom дала добро на портирование и не прогадала — Street Fighter долгое время считался бестселлером платформы. За четыре года существования проект принес издателю в общей сложности более двух миллиардов долларов (более четырех, если пересчитать по текущему курсу). Общие продажи всех версий игры составили более четырнадцати миллионов копий — побить этот рекорд среди игр Capcom смогли только пятая и шестая часть Resident Evil, вышедшие почти через два десятилетия.
Battletoads
Дата выхода: июнь 1991 года
Платформы: NES/Famicom, Amiga, Sega Mega Drive/Genesis, Sega Game Gear, Game Boy, Amiga CD32, Windows
Ну и как же можно не вспомнить beat 'em up, который задумывался в качестве конкурента для серии игр про Черепашек-ниндзя. Но запомнилась игра совсем не попытками нажиться на популярности черепах. Ее запомнили, как одну из самых сложных игр в истории. Dark Souls, говорите? В начале девяностых слезы, пот и кровь из геймеров выжимал вот этот незатейливый экшн-платформер.
Сочетая скоростные гонки, элементы скалолазания, ловушки и бои с противниками при помощи пинков и ударов, Battletoads превысила все мыслимые и немыслимые границы сложности. Да еще и бесила отсутствием сохранений. Но зато каждый пройденный уровень вызывал у геймеров чувство гордости, ради которого они десятками часов корпели над одними и теми же локациями.
Отзывы геймеров и обзорщиков оказались в основном положительными. Они высоко оценили красивую мультяшную графику, неплохо срежиссированные кат-сцены, качественные анимации и юмористические моменты. Геймплей тоже получил похвалы, хотя и было отмечено, что с его напористостью справятся далеко не все. И все же, справлялись. Скрипели зубами и справлялись. Те, кто в начале девяностых провел в Battletoads хотя бы десяток часов, помнят ее до сих пор. Однозначно добавляем этот проект в список лучших игр 1991 года — он этого заслуживает.