Итак, игры – ваша страсть. Всю сознательную жизнь вы играли во все самые громкие проекты, а может быть даже искали те, о которых мало кто говорит. Вы бы хотели связать свою жизнь с играми! Но вот незадача… Программирование – не ваше, 3D-моделлинг – не привлекает, игровые механики придумывать – не идет. Есть ли выход? Можно ли работать в игровой индустрии, не разрабатывая при этом игры? Конечно, да!
Игровая индустрия - не для всех?
На самом деле, нет. Игровая индустрия уже давно не выглядит, как кучка гиков, кодящих и моделящих у себя в гараже. Это гигантская отрасль, которая крайне быстро развивается. Newzoo в 2022 году провели исследование, в котором выяснили, что во всем мире насчитывается около 3 млрд людей, играющих в видеоигры, а на сумму, которую они на них потратили за тот же год, вполне может существовать какое-нибудь маленькое государство - $182,9 млрд!
В целом, игры можно подразделять по-разному. Например, с точки зрения количества и качества времени, которые на них тратит игрок, сложности изучения игровых механик и уровня погружения в геймплей их можно разделить на казуальные и хардкорные.
Цель первых – охватить как можно большее количество игроков. Как правило, базовая игровая платформа для них – мобильные устройства. Это игры, в которые можно зайти на 10 минут, пока стоишь в очереди, чтобы убить время (Subway Surfers, Angry Birds и пр.). Они просты в освоении, не требуют от игрока особых навыков и не претендуют на какую-либо художественную ценность.
С хардкорными дело обстоит иначе. В них уже можно встретить глубокие проработанные механики, грамотно написанный сюжет и поставленную драматургию. Проекты этого калибра предполагают, что человек будет играть в них дома, сидя за компьютером или приставкой (однако, в последнее время такие игры встречаются и на смартфонах), и уделит им куда больше 10 минут.
Серия Souls, например, прославила студию From Software за свои сложные бои и в свое время приучила игроков проигрывать и переигрывать один и тот же бой с боссом по 10 раз, заставляя комьюнити до сих пор разбирать, какой тактики придерживаться в каждой ситуации. А любители шутеров постоянно разбирают в гайдах лучшие вооружения и стратегии ведения боя в таких играх, как например, Counter Strike или Warface.
Отдельно можно выделить явление киберспорта. Этот вид спорта уже официально признан в России и многих других странах мира. На турниры выделяются миллионы призовых. Призовой фонд турнира Blast Paris Major 2023 в Париже по CS:GO составил 1 250 000 $, а Valorant Champions 2023 в Сан-Паулу – $2,4 млн.
В российском киберспорте ситуация немного иная, многие зарубежные киберспортивные организации покинули страну, поэтому происходит рост как количества отечественных турниров, так и призовых фондов, разыгрываемых на них. Так, например, в турнирах для непрофессиональных игроков Warface ежемесячно разыгрывают по 1 млн рублей, а профессионалы в 2023 году выступали на турнире Warface PRO.Fall 2023 с призовым фондом 6,7 млн рублей.
Какие профессии в индустрии не связаны с разработкой
Итак, мы разобрались в том, какие есть особенности в игровой индустрии. Загоревшись желанием работать в ней, возникает вопрос, как можно попасть “за кулисы” игровых студий и сделать свой вклад в развитие индустрии? В этом сейчас и разберемся!
Маркетинг и PR
PR-специалисты и маркетологи востребованы во всех отраслях. Это люди, которые отвечают за то, чтобы аудитория знала об игре и хотела в нее поиграть.
PR
PR-специалист отвечает за коммуникацию игровой студии или издателя с внешним миром, формирует ее имидж на рынке. Это креативная и многогранная профессия, которая включает в себя и работу с блогерами, и общение со СМИ, и организацию мероприятий, и разработку комплексной стратегии продвижения компании или проекта. В эпоху соцсетей и инфлюенсеров грамотная PR-кампания может привлечь к проекту значительное количество аудитории. Поэтому если вы любите не только играть в игры, но и рассказывать про них – вам сюда!
Маркетолог
Если PR-специалист отвечает за построение репутации бренда, то маркетолог специализируется на том, чтобы вызвать у аудитории желание купить продукт. Исследование рынка, конкурентов и аудитории, определение площадок для размещения рекламы – задачи маркетолога. Его работу всегда можно оценить в цифрах. Но несмотря на различия в методах и подходах, глобальная задача у направлений одна – увеличение прибыли.
Рассмотрим разницу на примере:
Разработчики God of War 2018 выложили на YouTube креативный ролик, по сюжету которого сотрудник рекламного агентства неправильно понял название игры и принес трейлер к игре Dog of War, в котором героев заменили пёсики. Аудитория оценила работу и начала распространять ее по Интернету. Таким образом ролик завирусился в социальных сетях и СМИ, набрал 2,5 млн просмотров, 88 тыс. лайков и 4,5 тыс. комментариев. – Маркетинг
Издатель Astrum Ent. провел презентацию проекта Atomic Heart в Москве. Место встречи украсили декорации в стиле Советского Союза и ретрофутуризма; приглашённые гости, в числе которых были блогеры и журналисты, смогли узнать новые детали о проекте и опробовать демонстрационную версию игры – PR
Комьюнити-менеджер
Когда-нибудь удавалось убедить друга поиграть в игру, которая вам понравилась настолько, что вы ни спать, ни есть не могли? Да? Вы приняты! Комьюнити-менеджеры отвечают за коммуникацию с игроками в социальных сетях: рассказывают о новостях, проводят конкурсы, отвечают на вопросы игроков, контролируют и сглаживают конфликтные ситуации и негативные комментарии.
Эти специалисты также помогают создавать ажиотаж вокруг игры, которая еще не вышла, и поддерживают его после релиза. Если у вас есть опыт работы в SMM или вам нравится вести свой блог в социальных сетях, задумайтесь, может эта профессия для вас?
Можно вспомнить яркий пример отличного использования социальных сетей для громкого анонса игры. В 2015 году Square Enix запустили на Twitch загадочный стрим под названием “Project CKP”. Он проходил в течение трех суток, постепенно раскрывая все новые и новые детали.
Игроки начали оживленно обсуждать, что это может означать. Таймеры, загадочные цифры, как тут не почувствовать себя детективом? Подойдя к часу X, на стриме разработчики показали трейлер новой части Deus Ex.
Какое образование нужно?
На самом деле, для работы в этой сфере не обязательно получать высшее профильное образование. Однако, оно может упростить и ускорить ваше развитие в профессии. Вот какие направления обучения в вузе можно рассмотреть, чтобы попасть в отдел маркетинга и PR:
- Реклама и связи с общественностью;
- Журналистика (так как это смежная специальность);
- Социология;
- Маркетинг.
Дизайн интерфейсов
Хотя UX и UI дизайн можно отнести к определенной составляющей разработки, сделать это можно лишь косвенно. Человек воспринимает принципы интерфейсов одинаково во всех составляющих жизни, поэтому UX/UI-дизайнеру, который до этого занимался только разработкой, условно, сайтов, будет не сложно переключиться на создание интерфейсов для видеоигр.
UX-дизайнер (дизайнер пользовательского опыта)
Этот специалист отвечает за то, как пользователь будет взаимодействовать с интерфейсом: изучает сценарии поведения человека, его восприятие расположения элементов интерфейса на экране, определяет целевую аудиторию, интервьюирует ее – словом, собирает как можно больше информации для того, чтобы создать прототип интерфейса.
Его главная задача – сделать интерфейс интуитивно понятным для пользователя и свести к минимуму его сопротивление при его использовании. От работы этого специалиста зависит, будет ли вам удобно настраивать уровень графики на экране настроек в игре, изучать предметы в своем инвентаре, как быстро вы привыкнете к мини-карте и много чего еще.
UI-дизайнер (дизайнер пользовательского интерфейса)
На этапе, когда прототип интерфейса готов, в дело вступает UI-дизайнер. Его задача – сделать интерфейс не только понятным, но и красивым. Он определяет визуальную концепцию будущего дизайна, цветовую гамму, шрифты, иллюстрации, которые будут использованы в интерфейсе и доводит работу UX-дизайнера до финальной точки. Если вы чувствуете в себе страсть к работе с рисованием, вам определенно стоит задуматься над этим направлением!
Какое образование нужно?
В данной сфере кому-то подойдет самообразование при помощи роликов на YouTube, кому-то – прохождение онлайн-курсов, однако стоит учесть, что оба эти варианта займут гораздо больше времени и потребуют больше усилий и дисциплины, чем учеба в университете.
Если решите идти в вуз, то присмотреться стоит к следующим направлениям:
- Графический дизайн;
- Информационные технологии в дизайне;
- Прикладная информатика в дизайне;
- ИТ-технологии создания цифрового контента.
Продюсирование и управление проектами
Помните, мы упоминали, что игровая индустрия уже давно не кучка гиков в гараже? Это все благодаря специалистам, о которых речь пойдет дальше. В этом разделе люди, плавающие в бизнесе как рыбы в воде, красноречивые ораторы и жесткие командиры, горящие желанием попасть в игровую индустрию найдут себя. Какие должности они могут занять?
Проектный менеджер
Работа этого специалиста в игровой индустрии почти не отличается от других отраслей, поэтому человеку, имеющему опыт работы project-менеджером в любой другой отрасли (особенно в IT-сфере), не составит труда перейти в игровую студию или издательство.
Проектный менеджер занимается постановкой задач для разных отделов разработки, контролирует соблюдение сроков, расставляет приоритетные задачи и оптимально распределяет нагрузку на специалистов. Также ему необходимо оперативно принимать решения в случаях, когда что-то идет не по плану. Допустим, если после согласования сроков выполнения задач специалист понимает, что это скорее всего потребует больше времени.
В таком случае project-менеджер принимает решение, как оптимизировать процесс. Привлечь ли дополнительного человека для выполнения задачи или передать ее в целом разработчику, имеющему схожий опыт, который сможет выполнить ее быстрее. Если вы хорошо управляете коллективом, легко ориентируетесь в больших объемах работ и знаете как все выполнить в срок, эта профессия может подойти вам.
Игровой продюсер
Вам знакомо имя Тодда Говарда? Это человек, которому удавалось на протяжении десяти лет продавать различные вариации игры The Elder Scrolls V: Skyrim. И несмотря на то, что в какой-то момент Интернет превратил это в мем, к 2023 году продажи Skyrim превысили 60 млн копий!
Работа продюсера в игровой индустрии направлена на то, чтобы проект приносил прибыль. Внутри данной задачи у него масса других зон ответственности. Он оценивает перспективность игры по питчу и прототипу, участвует в планировании концепции проекта, контролирует работу проектного менеджера и других специалистов. В целом, продюсер следит за эффективностью работы команды, не дает общему видению проекта и разработке свернуть в сторону, иногда занимается привлечением инвестиций и распределением бюджета. Одним словом, сопровождает проект от самого его рождения до выхода в свет.
Это ответственная должность, которая требует большого опыта работы, но если прочитав этот абзац, вы поняли, что это ваше, при этом не имея опыта, для начала следует присмотреться к позиции проектного менеджера и со временем, вы обязательно продадите нам свой Skyrim!
Какое образование нужно?
Многие вузы имеют управленческие и бизнес направления, которые могут помочь начать развиваться в данных сферах. Следует присмотреться к следующим:
- Управление бизнесом;
- Управление персоналом;
- Менеджмент.
Возможности для самореализации в игровой индустрии
Как мы уже говорили в начале, игровая индустрия активно развивается и привлекает все больше различных специалистов. В России сегодня созданы условия для того, чтобы человек, горящий желанием развиваться в этом направлении, смог реализовать себя. Игровые издатели начинают официально сотрудничать с вузами для обучения высококлассных специалистов. Например, недавно о таком сотрудничестве объявили игровой издатель Astrum Entertainment и МФТИ. Они разрабатывают как программы для получения высшего образования, так и мастер-классы и курсы для профессиональной переподготовки действующих специалистов.
Некоторые игровые компании активно привлекают и junior-специалистов без большого опыта, а также предоставляют возможности для прохождения стажировок и практики. В целом, индустрия активно фокусируется на поиске сотрудников среди студентов, особенно обучающихся на профильных специальностях. Поэтому, не стоит бояться желания развиваться в игровой индустрии – это уже давно полноценно сформировавшаяся индустрия с серьезными доходами и объемами рынка, и перспективная отрасль для самореализации, которая предлагает большое количество точек входа даже тем специалистам, которые не хотят участвовать в непосредственной разработке игр.