В последнее время культура ретро-игр начала приобретать все более массовый характер. YouTube каналы на данную тематику имеют многотысячную аудиторию, а отдельные ролики могут набирать не один миллион просмотров. Однако многие геймеры, только начинают приобщаться к миру винтажных видео игровых развлечений. И очень быстро теряются среди миллионов проектов. Поэтому я отобрал для вас десятку тех игр прошлых лет, которые стоит попробовать каждому. Итак, поехали!
10 место: Трилогия Donkey Kong Country
Серия игр про веселую гориллу и ее друзей, к сожалению, не получила широкого распространения на постсоветском пространстве из-за дороговизны Super Nintendo. Однако этот проект можно смело считать одним из лучших платформеров 16-битной эры. Внимание заслуживает, прежде всего, техническая реализация проекта. Ведь это одна из первых игр с полноценной 3D графикой.
Все внутриигровые спрайты, от локаций до персонажей 一 это оцифрованные 3D модели, на создание которых у разработчиков ушло более полутора лет. Из-за этого первая часть Donkey Kong Country вышла под конец жизненного цикла Super Nintendo, а именно в 1994 году. Затем последовало два продолжения, которые были ничуть не хуже оригинала не только с визуальной стороны, но и с геймплейной точки зрения. Кстати о геймплее: все три части DKC безумно динамичные и увлекательные, а дизайн уровней этих игр по прежнему способен удивить даже самого искушенного игрока.
9 место: Vectorman
Раз уж речь зашла о Donkey Kong, нельзя не упомянуть и про главного конкурента этой серии, а именно Vectorman от компании SEGA. Невероятно детализированную по тем временам картинку DK сложно было превзойти, поэтому разработчики решили сотворить нечто иное, прибегнув к использованию технологии скелетной анимации. Все объекты игры делились движком на множество секторов и были анимированы по отдельности. Например, спрайт главного героя был разделен на 28 элементов, благодаря чему и получалось добиться действительно реалистичной анимации поведения персонажа, чем не могли похвастаться та же Donkey Kong.
Геймплей, по-моему, сильно упрощен, если сравнивать с той же DK. Однако творение SEGA цепляет стилистикой и атмосферой, это нечто среднее между старым-добрым терминатором и бегущим по лезвию. Добавляем в этот коктейль драйвовую, электронную музыку и в итоге получаем Cyberpunk 2077 своего времени.
8 место: Wendy: Every Witch Way
Этот, на первый взгляд, незамысловатый платформер про маленькую ведьму способен вызвать восторг игрока, стоит лишь немного его изучить. Ведь это одна из первых игр, которая использует механику антигравитации. У главной героини в арсенале есть волшебные туфельки, способные притягивать ее к потолку вниз головой.
На эту фишку завязано решение головоломок, которые приходится разгадывать одновременно в двух плоскостях, и не сказать, что задачки адски сложные, но в некоторых местах приходится по настоящему пошевелить извилинами. Геймплей затягивает, и в пылу игры можно забыть о том, что она вышла аж в 2001 году для портативной приставки Game Boy Color. А ее запросто можно принять за современное инди-произведение.
7 место: Young Merlin
Ролевая игра для Super Nintendo, рассказывающая о приключениях молодого волшебника Мелрина. Игровой процесс прост: пойти туда, принести то, спасти принцессу, в общем, классические будни юного мага. История временами радует легким, непосредственным юмором.
Но главная прелесть игры не в этом. Young Merlin-один из тех редких случаев, когда общая простота происходящего буквально растворяется в великолепном антураже воздушной сказки в духе Гарри Поттера или Властелина колец. Такой эффект достигается благодаря мультяшной рисовке и легкому соундтреку. К тому же, благодаря малой продолжительности (всего 4-5 часов) игра не успевает надоесть, дарит улыбку и проходится буквально взахлеб.
6 место: Final Fantasy IX
Девятая часть легендарной серии, которая гордо носит звание самой неоднозначной главы всей франшизы. Почему так? Все просто. Несмотря на то, что многие из разработчиков FF IX, в том числе и создатель серии Хиронобу Сакагути, считают эту игру лучшей во всей эпопее, игроки явно не разделяют это мнение (особенно западная аудитория).
Визуальный стиль проекта довольно непривычен, история может показаться слишком ванильной, а звуковое оформление чересчур пафосным. И это действительно не похоже на Final Fanatasy в классическом ее образе. Но кто сказал, что канон ー это всегда хорошо? Именно за свою дерзость и уникальность девятая фантазия по праву попала в этот топ. Плюс ко всему, девятка наиболее доступна для современного геймера, ведь она идет на ПК без эмуляторов, с удобным управлением и уморительным переводом.
5 место: Dragon Ball: Advanced Adventure
Этот портативный Shoot ’em up, выпущенный эксклюзивно для Game Boy Advance. Хотите классическую Contra в азиатском сеттинге, с элементами файтинга и сложностью на уровне Sekiro?
Тогда добро пожаловать, эта игра испытает вас на стрессоустойчивость с первого же босс файта. Заскучать точно не получиться. Постоянный баланс между платформером и файтингом типа Street Fighter, с полноценной боевой системой заставит геймера постоянно подстраиваться под новые условия, которые ставит игра.
4 место: Kingdom Hearts: Chain of Memories
Этот проект, как и предыдущий участник нашего топа, эксклюзив Game Boy Advance. Это ролевой кроссовер двух разных по духу вселенных, Disney и Final Fantasy.
От Диснея игра переняла фирменный стиль повествования, милый юмор, а от FF 一 пошаговые бои. Так что, если хотите увидеть Дональда Дака и Клауда Страйфера в одной команде и насладиться их совместными приключениями, милости прошу.
3 место: Comix Zone
Эту игру наверняка вспомнят все обладатели культовой SEGA Mega Drive. Была она у единиц (если мы говорим про постсоветское пространство), а вот поиграть в нее хотели тысячи советских детей. Немудрено, ведь это действительно уникальное произведение. Shoot em up в стиле комикса, где главный герой, заточенный на его страницах, пытается найти разгадку и выбраться из плена.
Естественно, ему мешают сложнейшие боссы, многочисленные ловушки, вроде горящего прямо под ногами пола или постепенно сужающегося пространства. Ты реально путешествуешь по страницам комикса. Игра делает все, чтобы тебе это доказать, и у нее это замечательно получается, что удивительно для проекта 1995 года, когда о технологии Cell shading еще никто даже не мечтал.
2 место: The Legend of Zelda: A Link To The Past
Пришло время поговорить о легендарной классике Super Nintendo. Третья номерная глава приключений лесного эльфа Линка многими считается эталоном всей серии, и с этим трудно поспорить. Уровень свободы, который дает эта игра, недостижим для многих современных AAA RPG. Эта игра, в которой игрока никто не водит за руку: вышел в мир, получил квест и делай, что хочешь. Опрашивай горожан, чтобы получить наводку на решение, или вообще забей на основной квест во славу гринда и изучения мира.
Теперь пара слов о сюжете. В 1991 году тема путешествий во времени не была столь избита. История здесь по хорошему пафосная, все персонажи прописаны настолько детально, что переживаешь даже за второстепенных NPC. Например лесная ведьма, которая сперва дает тебе задание принести ингредиенты для зелья, а выполнив поручение и вернувшись к ней, узнаешь, что ее дом разрушен, а от ее самой осталось лишь короткая записка. The Legend of Zelda: A Link To The Past 一 безоговорочный шедевр, обязательный к ознакомлению, особенно если вы любитель RPG.
1 место: Seiken Densetsu 3
И снова Super Nintendo, и снова RPG. Но разве может быть что-то более великолепное, чем A Link To The Past, если мы говорим про ролевые игры 16-битной эры? Позволю себе вольность и поставлю на первое место сиквел культовой Secret of Mana под названием Seiken Densetsu 3. По-моему он это более чем заслужил. Начнем с визуальной части. Тут я буду краток 一 это вершина визуала в 16-битном формате. Как вам полноценное CG интро в игре 1995 года? Графика выжимает буквально все из железа Snes, используя все чипы консоли, а их на минуточку было аж 5 штук. Угадайте сколько игр использовало весь потенциал приставки на 100%? Правильно, всего одна, и это SD3.
Боссы игры занимали 64 спрайта игрового пространства, при этом каждый был анимирован скелетно. Плюс ко всему для игры не хватало стандартной цветовой палитры Snes, и движку приходилось смешивать цвета, чтобы получать новые. Такой финт применялся всего раз за всю историю платформы. Короче говоря, эта игра на момент релиза переворачивала представление о видеоиграх. Однако есть одна проблема: SD3 выходила исключительно в Японии, и соответственно, имеет лишь “лунный” язык. Русской локализацией игры занимается команда энтузиастов, и сейчас она готова примерно на 13% (учитывая, что игра рассчитана на 140 часов геймплея). Поэтому если хотите приобщиться к сему шедевру и неплохо знаете английский, воспользуйтесь фанатским англофикатором. Благо он в свободном доступе.
Спасибо за внимание, удачного погружения в мир ретро-гейминга, до новых встреч.