«Гений! Гений!» — скандирует толпа, приветствуя своего кумира, талантливого режиссера и геймдизайнера Хидео Кодзиму. Среди людей, мало тех, кто удостаивается таких почестей, еще меньше в сфере игровой индустрии.
Творчество Кодзимы затрагивает тяжелые и неудобные темы, о которых не принято говорить в обществе (антивоенный посыл серии Metal Gear), а также рушит устоявшиеся игровые шаблоны («симулятор ходьбы» Death Stranding).
С детства Кодзима увлекался литературой и кинематографом и рассматривает создание игр как новый вид художественного творчества.
Чем вдохновлялся признанный гений и какое кино оказало влияние на его игровые детища — узнаем в сегодняшней подборке.
Подборка фильмов, послуживших вдохновением для Хидео Кодзимы
Рай и ад (Tengoku to jigoku)
Детективный триллер одного из самых влиятельных кинорежиссеров Японии Акиры Куросавы, основанный на детективном романе Эда Макбейна «Выкуп Кинга».
Картина, поднимающая актуальные, но замалчиваемые проблемы Японии того времени: погоня за прибылью в ущерб качеству, колоссальная пропасть между богачами и нищими, похищение детей, торговля наркотиками и убийства. Фильм смог привлечь внимание общественности и привел к ужесточению закона по отношению к правонарушителям.
Яркий пример того, как киноискусство влияет на общество, вдохновил Кодзиму. Также как и Куросава, он не боится поднимать неудобные темы, в надежде через призму игрового мира изменить нашу реальность в лучшую сторону.
2001 год: Космическая одиссея (2001: A Space Odyssey)
Неоднократно пересматриваемый Хидео, фильм, который позволил исполнить его детскую мечту.
Экипаж космического корабля «Дискавери» — капитаны Дэйв Боумэн, Фрэнк Пул и их бортовой компьютер HAL 9000 — должны исследовать район галактики и понять, почему инопланетяне следят за Землей.
В детстве Кодзима мечтал стать астронавтом. Картина подарила ему недоступное ощущение прожитого «космического опыта» и чувство исследования. А еще, персонажи Metal Gear, Солид Снейк и Эммерик, носят имена, взятые из «Одиссеи» — Дэвид и Хал.
Бегущий по лезвию (Blade Runner)
Размеренность повествования, филосовские темы, визуальный стиль и содержание, опережающее время — главные особенности фильма, заинтриговавшие Кодзиму.
Ноябрь 2019 года. Бывший охотник на андроидов Рик Декард восстановлен в полиции Лос-Анджелеса для поиска возглавляемой Роем Батти группы репликантов, совершившей побег из космической колонии на Землю. В полиции считают, что андроиды пытаются встретиться с Эндолом Тайреллом — руководителем корпорации, которая разрабатывает кибернетический интеллект. Декард получает задание выяснить мотивы репликантов и уничтожить их.
Сам геймдизайнер говорит, что его детище Death Stranding, во многом схоже с кинолентой Ридли Скотта. Также фильм стал вдохновителем для визуальной приключенческой игры Кодзимы — Snatcher.
Безумный Макс 2: Воин дороги (Mad Max 2)
Фильм, практически лишенный диалогов. Режиссерское умение невербальной передачи истории, в свое время поразило Кодзиму. В своих работах геймдизанер использует полученный от Миллера опыт, и в большинстве своем делает упор на атмосферу и действия, нежели на объемные диалоги.
Катастрофа постигла цивилизацию. Страшный энергетический кризис парализовал города и пути сообщения. За топливо теперь дерутся на смерть. Потому что там, где бензин, — там жизнь... Одинокий водитель Макс бороздит пустоши далекой Австралии в поисках горючего.
Планета обезьян (Planet of the Apes)
Фильм, снятый по одноименному роману Пьера Булля.
В 3978 году космический корабль землян терпит крушение на далекой планете. Выжившие в катастрофе астронавты удивляются, как она похожа на их дом. Вскоре они узнают, что планета населена разумными обезьянами и деградировавшими до животного состояния людьми. Обезьяны захватывают астронавтов в плен, но после продолжительных пыток один из них совершает побег вместе с симпатичной девушкой-шимпанзе, которая открывает ему страшные тайны.
Картина, которая помогла Кодзиме исследовать мотивы противостояния, а также стремления цивилизации к разрешению конфликтов посредством войн. Настроения «Планеты обезьян» нашли свое отражение в серии игр Metal Gear.
Джанго (Django)
Спагетти-вестерн, чьи элементы заимствованы Кодзимой и перенесены в Metal Gear Solid.
Дикий Запад. Безлюдный вымерший город — место регулярных побоищ мятежных мексиканцев и отряда солдат под командованием майора Джексона. Терроризм процветает на территории небольшого городка, пока в нем не появляется защитник слабых и угнетенных Джанго.
Вестерн — один из самых любимых жанров геймдизайнера. Револьвер Оцелот обладает не только именем, отсылающим к указанному жанру, но и характерной суровой внешностью.
Побег из Нью-Йорка (Escape from New York)
Картина, с которой едва ли не целиком списан главный протагонист MGS — Солид Снейк.
Город Нью-Йорк стал тюрьмой строгого режима, куда отправляют преступников со всей страны. Остров Манхэттен окружает 15-метровая стена, охраняемая полицией, все пути, ведущие в город, заминированы. Внутри тюрьмы нет охраны, только заключенные, которые живут в своем мире. Попав туда, уже не выйдешь обратно. Но когда в Нью-Йорке в результате авиакатастрофы оказывается президент США, вызволить его оттуда предлагают отбывающему срок грабителю — Змею Плисскену...
Характерная внешность и повадки, повязка на глазу, змеиное имя! Этого достаточно, чтобы попасть под обвинения в плагиате. Однако Кодзиме повезло, режиссеру «Побега» Джону Карпентеру очень понравилась серия Metal Gear и он не стал делать из ситуации скандал.
Еще больше интересного кино можно найти здесь.