Обзор Wasteland 3 — симулятор постъядерной жизни

Постъядерные холода, пороки разложившегося общества, вариативность прохождения, глубокая система диалогов, зрелищные пошаговые бои — в обзоре Обзор Wasteland 3.

В 1988 году первая Wasteland показала, что постапокалиптический постъядерный сеттинг может быть интересен игрокам. Тем самым она проложила дорогу для первых частей серии Fallout. Обе серии вышли из-под крыла Interplay Entertainment под руководством Брайана Фарго, также известного работой над Baldur's Gate и The Bard’s Tale. 

Wasteland 1988 года

Вторую часть Wasteland пришлось ждать без малого 26 лет — кампания на Кикстартере собрала более трех миллионов долларов и обеспечила все этапы разработки. Сиквел вызвал у фанатов положительные эмоции и они окрестили его «Фоллаутом, которого они заслуживали». К счастью, ждать еще 26 лет, чтобы увидеть третью часть, не пришлось — собрав еще чуть более трех миллионов долларов на Кикстартере, разработчики принялись за работу и справились к 28 августа 2020 года. Именно в это время игра попала ко мне в руки и я прикоснулся к ее огромному и очень разнообразному миру. Сейчас расскажу обо всем по порядку.

Сюжет

С первыми двумя частями я был знаком разве что по летсплеям и обзорам. Несмотря на это, в Wasteland 3 я не чувствовал себя потерянным. Всего за пару минут игра рассказала мне о предшествовавших текущему сюжету событиях. Если кратко, рейнджеры Аризоны расправились во второй части со своими врагами, но заплатили очень высокую цену, потеряв инфраструктуру и необходимые для выживания ресурсы. 

Население некогда процветавшего штата оказалось под угрозой гуманитарной катастрофы. В этот момент Патриарх Колорадо (забавный титул, согласитесь) предложил материальную помощь в обмен на огневую поддержку рейнджеров. Отправившись к нему в гости, рейнджеры попали в засаду и погибли. Почти все. За исключением парочки счастливчиков — главных персонажей. 

Попав к Патриарху, они доложили о гибели товарищей и с удивлением обнаружили, что им разрешили нанимать людей в команду и вообще дали полную свободу с единственной целью — защитить интересы Патриарха. 

Уровни сложности можно менять «на лету», они влияют на количество доступных расходников, входящий урон, огонь по своим и ряд других параметров. 

О вариативности сюжета и его миссий расскажу позже. Сейчас же отмечу, что несмотря на банальную завязку, сценарий разворачивается на полную катушку и удивляет своей насыщенностью. Это не просто история о вояках, пытающихся выжить в условиях постапокалипсиса. 

Большое внимание в сюжете уделено отношениям между людьми и их взглядам на жизнь. Более того, Wasteland 3 — это в первую очередь именно сюжетная RPG, в которой исследование и пошаговые бои играют лишь второстепенную, дополняющую роль.

Сеттинг

Нам обещали заснеженный Колорадо — его мы и получили. Действие происходит спустя несколько лет после событий второй части, поэтому фанаты серии будут чувствовать себя, как дома. 

А вот новичков увиденное впечатлит. Даже те, кто знаком с серией Fallout и «ужасами постапокалипсиса», обалдеют от циничной демонстрации нашего возможного постъядерного будущего. Казнь холодом, распоротые животы с кишками наружу, секс с животными, предательство членов семьи, беспощадное уничтожение инакомыслящих — человеческие пороки в Wasteland 3 процветают и демонстрируются буквально на каждом шагу.

Девочка с навыком «Жополиз». Но не волнуйтесь, она просто очень дипломатичная :)

Если же отбросить эмоции, в Wasteland 3 привычный для постапокалиптического мира сеттинг. Люди объединились в коммуны и построили города, используя обломки погибшей цивилизации. Быт и мода основаны на тех же обломках и первобытных инстинктах. Обвесить себя железками, чтобы выглядеть круто — вполне в духе местных жителей.

Даже в нашем мире есть подобные примеры — жители африканских племен, например, вешают на шею карточки для пополнения телефонного счета, протыкают уши карандашами и ручками, носят с собой сломанные телефоны, и все это для красоты. Не удивлюсь, если авторы сеттинга ими и вдохновлялись. 

В Wasteland 3 процесс пошел в обратную сторону — общество деградировало и вернулось к истокам, вспомнив опыт предков. Разве что, вместо палок и камней есть огнестрельное оружие, оставшиеся в строю роботы и воспоминания о былой культуре. 

Добро пожаловать в Колорадо! 

Но не все так печально. Ведь многие пытаются сохранить цивилизацию такой, какой они ее помнят. Следят за порядком, обеспечивают безопасность, укрепляют города, создают развлекательные центры, соблюдают строгую иерархию. Хотя анархистов и просто падших намного больше. 

Геймплей

Начинается игра с создания персонажей. Их двое — задел на кооператив для двух человек. Можно выбрать готовую парочку выживальщиков или создать собственную, детально настроить внешность и выбрать стартовые перки. А дальше большой открытый мир и почти полная свобода действий. 

Исследование и общение

Исследованием и общением вы будете заниматься большую часть времени. Потому что, как я уже отмечал, Wasteland 3 сконцентрирована на сюжете, описании происходящего и диалогах. 

Инвентарь заполнился буквально за полчаса — лута очень много

Сначала об исследовании. Мир в игре разделен на локации. Хотелось бы, конечно, увидеть полностью открытую территорию штата (особенно при таких долгих загрузках), ну да ладно, это мелочи. Между локациями можно перемещаться на броневике, попадая в засады и расправляясь с разными бандитами. На многие локации персонажи попадают прямо из хабов при помощи быстрого перемещения.

Хабы — основные города, в которых можно принимать квесты, закупать снаряжение, лечиться, заводить полезные знакомства. За пределами хабов ограниченный сюжетом дикий мир. В нем бандиты, сундуки с ништяками, пасхалки, культурные отсылки, точки интереса, необычные локации с потенциалом для исследования (например, бункеры или небольшие города). 

Как и полагается любой уважающей себя RPG, особенно в стиле Fallout, персонажи ищут лут, общаются с NPC, прокачиваются и влияют на развитие сюжета, принимая во время общения и выполнения миссий те или иные решения. 

Казнь холодом — у местных органов правопорядка тяга к садизму

Общение осуществляется при помощи глубоко проработанных диалогов. Многие варианты ответов и вопросов несут лишь информационную пользу, позволяя детальнее познакомиться с особенностями игрового мира. Есть также пункты, позволяющие получить выгоду или решить проблему разными способами.

Некоторые варианты ответов доступны лишь владельцам определенных перков и профессий — с их помощью можно получить полезное снаряжение или открыть доступ к секретным веткам дополнительных миссий. 

Первое впечатление от диалогов с ключевыми NPC и контакта с простыми жителями — текста очень много и он чертовски интересный. У каждого «непися» есть детальное описание внешности и поведения, общение позволяет детально узнать обо всем, что связано с миссией или происходящем на экране.

При этом, текст в Wasteland 3 не просто для галочки — его словно вытащили из увлекательного приключенческого романа. Настолько «вкусно», интересно и мастерски все описано и рассказано. Сценаристам респектище!

Некоторые локации защищены минами — без специального навыка их не устранить

Влияние решений на развитие событий — отдельный кайф. За первый же час прохождения я около десяти раз принимал важные решения и наблюдал последствия, порой не самые приятные.

Спасти человека, чтобы он потом погиб страшной смертью? Сделано. Перестрелять негодяев и вызвать неожиданно негативную реакцию со стороны дружественной фракции? Тоже сделано. Дерзко пообщаться с дикарями и начать невыгодную перестрелку? Да, да, и такое произошло. Видимо, во время реального постапокалипсиса мне лучше воздержаться от лидерских должностей, иначе угроблю всех подчиненных.

Горящие трупы — далеко не самое страшное, что вы увидите в Wasteland 3

Вариативность геймплея заключается не только в решениях и их последствиях. Прохождение миссий возможно разными путями — силовыми, дипломатическими, хитрыми. С силой все понятно — требуешь и убиваешь, если не дадут. Дипломатия позволяет заговаривать зубы или убеждать в своей правоте, предотвращая насилие. А при помощи хитрости можно заранее вывести из строя большую часть врагов (взрывая бочки, выводя из строя робототехнику, проводя стелс-устранения стоящих в сторонке противников).

Но, опять же, любой путь прохождения влияет на сюжет. К примеру, попав в развлекательный центр-казино, вместо общения с местными воротилами, я зверски всех перестрелял. И скорее всего навсегда утратил возможность брать там квесты или получать прибыль с игровых автоматов. Зато повеселился, расстреливая вышибал, проституток и наркоторговцев.

Боевка

Перед тем, как рассказать о пошаговых боях, пару слов о прокачке. Именно пару слов, потому что она предельно простая. Набираешь очки, вкладываешь их в разные перки и способности. Информация о каждом перке подробная, поэтому действовать наугад не приходится.

Помимо уровневой прокачки есть инвентарная (если ее можно так назвать). Персонажи одеваются в броню, цепляют на себя значки с бонусами, носят оружие. Часть предметов можно модифицировать, если у персонажа в команде есть соответствующий навык. Можно было бы рассказать и подробнее, но я был слишком увлечен сюжетом и боевкой, поэтому почти не уделял внимания прокачке. 

До боя у врагов есть области, в которых они могут вас заметить — если не попасть на них, можно пройти миссию по стелсу. Но иногда выбора нет. 

Что ж, пошаговые бои. Если вы играли в XCOM, ничего нового не увидите. Попадая в поле зрения противников, вы начнете бой — поле покроется сеткой и разделится на клетки, а у каждого юнита появятся очки действий, которые можно потратить за один ход.

Из ключевых боевых возможностей — прямая атака (огнестрел или холодное оружие), использование предметов из инвентаря (гранаты, лечилки), уничтожение вражеской инфраструктуры (отключение питания роботам, установка ловушек), тактические маневры с целью занятия выгодных и безопасных точек. Потратив все очки действий, персонажи могут занять оборонительную или атакующую позицию, которая даст бонусы во время хода противников. Ну и, наконец, у каждого героя есть своего рода ульта — она заряжается после нескольких удачных выстрелов и позволяет нанести больше урона. 

Пошаговая боевка здесь создана по всем канонам. Поэтому она не лишена недостатков. К примеру, бойцы все также могут промахнуться с полуметра, имея больше 90 процентов шанса на попадание. Но такова особенность системы, основанной на случайных числах. Представьте, что бросаете кости в настольной игре и смиритесь :)

Парень в стрингах в одной из комнат борделя. «Вот извращенцы!», — возмутился я. А затем в соседней комнате обнаружил рядом с кроватью козу...

После боя противников можно залутать. Очень приятно, что не нужно бегать к каждому трупу — достаточно нажать на одного поверженного врага и на экране появится табличка с содержимым всех вражеских карманов.

Огорчило, что сражения не оказывают влияния на мир игры в реальном времени. К примеру, перестреляли вы всех в одной комнате, используя пушки огромного калибра и взрывчатку — в соседней никто не пошевелится. Каждый участок локации словно живет в вакууме. Большая ли это проблема? Нет. Но из-за нее меньше веришь в происходящее, словно вокруг театральная постановка, а не реальный мир.

Атмосфера

Wasteland 3 — игра, в которой хочется жить. Просто ходить, рассматривать окружение, болтать с прохожими, слушать классную музыку. И даже демонстрация ужаснейших человеческих пороков не портит приятное впечатление. Наоборот, возникает желание сделать для окружающих что-нибудь полезное. 

Графика и оптимизация

Если сравнить графику третьей части со второй — прогресс на лицо. Но в реалиях 2020 года Wasteland 3 выглядит отнюдь не впечатляюще. Детализация локаций великолепна, стилистика выдержана отлично и спецэффекты приятные. А вот количество полигонов на моделях и мутность текстур вызывают вопросы. Поэтому, если вас пугает слабый «графон», не приближайте камеру и смотрите на все с высоты птичьего полета. 

Оптимизация мне показалась отличной. В интернете пишут о слишком долгих загрузках, постоянных багах и просадках FPS. Я столкнулся лишь с загрузками, которые не показались таким уж долгими — по сравнению с десятиминутным ожиданием, от которого я страдал в детстве, сидя рядом с третьим Пентиумом, это мелочи. Баги тоже были. Касались они нестабильной работы интерфейса. Но критическими я их не назову, и на геймплей они почти не влияли. FPS держался на уровне 60 кадров при максимальных настройках. 

Плюсы и минусы

Подведу итоги. Начну с плюсов Wasteland 3:

  • Сюжет — увлекает, не отпускает, развлекает.

  • Миссии и диалоги — глубокие, детальные, с изрядной долей вариативности.

  • Проработка мира — я реально побывал в постапокалиптическом Колорадо, никаких сомнений.

  • Удобный интерфейс — ничего лишнего и запутанного, все очень наглядно и доступно.

  • Боевка — за исключением обидных промахов, бои выглядят классно. Они понравятся как прожженным тактикам, так и казуалам. 

Минусы:

  • Текстурки мыльноваты и модельки угловаты.

  • Правдоподобность мира иногда страдает из-за нелогичности происходящего.

Выводы

Пока серия Fallout уверенно катится в сторону казуального «экшончика», пугая фанатов кучей багов, Wasteland 3 возвращает веру в бесподобность постапокалиптических ролевых игр. Если не обращать внимание на мелкие недоработки, которые пофиксятся ближайшими патчами, игра отличная.

Огромная вариативность и реиграбельность, поразительное внимание к деталям, хорошо отлаженные ролевые механики — мое почтение. Однозначно советую Wasteland 3 всем любителям RPG. И даже если вы не любите пошаговые бои, все равно покупайте — включив легкую сложность, вы превратите боевку в третьестепенную активность и сосредоточитесь на ролевом отыгрыше, создавая собственную историю в большом и практически реалистичном мире. 

Игра тестировалась на нашей белой сборке Corsair
NZXT-Computer ПроцессорIntel Core i5+8500 с Optane 16Gb
 Охлаждение Corsair Hydro Series H60 (2018)
 RAM памятьCorsair DOMINATOR PLATINUM RGB DDR4
 SSD ДискSSD Corsair Force Series Gen.4 PCIe MP600
 Системная плата  Gigabyte Z390 UD
 ВидеокартаNVIDIA GeForce RTX 2060
 Блок питанияCorsair RMx Series RM650x
 КорпусCorsair Carbide Series SPEC-OMEGA RGB
 
аватар
ГОЛЫХ БАБ на крест)))и вообще что за парень в стрингах на последнем фото....фююююю
аватар
@krivolapон ни че так милаха
аватар
Хотелось бы глянуть ролики
аватар
Какая не ординарная игрушка,в такую бы я поиграла
аватар
однозначно неординарная игрушка, но я бы в такую НЕ поиграла... жутковато моментами до отвращения
аватар
Да уж точно игра не для девушек ) Я даже от скринов как то поёжился. А уж в игре точно страшновато будет )
аватар
Хоть и жуткие картинки в статье, но я все же посмотрю еще материалы по игре и скорее всего сподоблюсь поиграть
аватар
Я к этой гаме давно присматриваюсь. Осталось присмотреться поближе и решиться :)
аватар
не уверен что пробовать стану эту игрушку.. как то реально больше минусов для меня чем плюсов..да ещё это " не приближайте камеру "...
аватар
В принципе неплохо, надо пощупать.
аватар
Странная игра, не понять пока не поиграешь, но блин играть не буду, статья полностью донесла то, что мне в играх не нравится.