Обзор Total War: Three Kingdoms — китайская Игра Престолов

Краткая предыстория серии Total War, мое отношение к движку Warscape, особенности стратегического и тактического режимов новой части — обо всем этом в обзоре Total War: Three Kingdoms.

Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью серии Total War, которая посвящена одной из ярчайших страниц истории древнего Китая. Total War: Three Kingdoms выйдет совсем скоро, релиз запланирован на 23 мая. Мне уже удалось в нее сыграть, поэтому постараюсь рассказать о положительных и отрицательных сторонах Three Kingdoms с точки зрения ярого фаната, коим считаю себя с релиза Rome: Total War в 2004 году. 

Предыстория

Чтобы понять, где мы оказались теперь, нужно увидеть, что происходило раньше. Мне особо нечего рассказать о первых Shogun и Medieval, потому что их я пропустил, да и эти игры морально устарели, несмотря на их колоссальное значение для развития жанров пошаговых стратегий и RTS.

Начну, пожалуй с первого Рима. Легендарная игра. Огромные армии, внушительная карта, реализм, который позволяет моддерам до сих пор выпускать новинки и впечатлять фанатов. Несмотря на откровенно слабый ИИ и ряд ломающих игру эксплойтов, это одна из лучших частей, которая навсегда останется в моем сердце.

Далее выходил Medieval 2 — абсолютный фаворит в глазах тысяч геймеров. И хотя игра вышла в 2006 году, она до сих пор остается актуальной для тех, кто ценит зрелищные и исторически достоверные битвы, а также не требует слишком многого от стратегического режима. Об этом я еще поговорю, проводя аналогию с Three Kingdoms.

Да, фотошоп, но в 2006 году Medieval 2 воспринимался именно так :)

После Medieval 2 разработчики из Creative Assembly решили сменить движок, совершив одну из самых больших своих ошибок. В результате, Empire: Total War оказалась если не провальной, то, как минимум, грустной и печальной. Искусственный интеллект был ужасным, количество багов неисчислимо, геймплей не цепляющим и все в таком духе.

Реабилитировались Creative Assembly с выходом Shogun 2. Потрясающая атмосфера Японии, зрелищные сражения, поразительно красивая графика при небольших системных требованиях, восхитительные анимации, продуманный стратегический режим — просто сказка. Жаль только, игру оценили далеко не все, ведь сеттинг в стиле средневековой Японии оказался слишком специфичным. 

Rome 2 — о провальном релизе этой игры не говорил только ленивый. Но спустя несколько лет разработчики все же выпустили финальный патч и проект стал более-менее играбельным. Хотя тактические бои из-за того же нового движка Warscape были похожи скорее на уличную драку, а не сражения профессиональных армий.

Остальным играм от Total War я уделил гораздо меньше внимания. Все они оставались на голову ниже Medieval 2 в тактическом плане, но зато развивались в стратегическом. Аттила и Троны Британии были интересны скорее своим сеттингом, но геймплейно заинтересовали слишком мало игроков. В фэнтезийное ответвление, посвященное вселенной Warhammer, не заглядывал чисто из принципа, надеясь на возвращение разработчиков к историческим играм. И вот, свершилось.

О чем рассказывает Total War: Three Kingdoms

Тринадцатая часть серии Total War посвящена эпохе Троецарствия и предшествовавшим ей событиям. Вряд ли вы читаете игровой обзор, желая получить урок истории. Поэтому буду краток. В 190 году нашей эры огромная империя Хань, занимавшая всю территорию Китая, начала распадаться. Во многом из-за коррупции и предательств со стороны вассалов императора. Начались многочисленные восстания, появились тираны местного разлива и сочувствующие к судьбе простого народа владыки, которые объединились в коалицию. В итоге, некогда целостная империя фактически разделилась на десятки регионов. Со временем сильные начали поглощать слабых и к 220 году образовались три царства — У, Вэй и Шу. Они начали сражаться друг с другом, пока не появился окончательный победитель и не образовалась империя Цзинь. 

Об этом периоде мы знаем как из исторических справок, так и из бессмертного романа Ло Гуаньчжуна «Троецарствие», созданного на основе летописей. Поэтому, судить о тех событиях мы можем с реалистичной и полулегендарной точки зрения. Реалистичная рассказывает о событиях достаточно сухо и прямолинейно, а полулегендарная превозносит героев тех времен, приписывая им нечеловеческие силы и подвиги.

Выбор фракции — очень важно прочитать об особенностях каждой из них

Режимы

Разработчики подумали, что было бы неправильно концентрироваться только на легендах или реализме. Поэтому сделали в игре два режима кампании. Один — романтизированный, другой — классический. В романтизированном военачальники обладают немыслимой силой и способны уничтожить чуть ли не половину вражеской армии. Геймплей в сражении концентрируется на их поединках и способностях. Довольно спорное решение, чуть позже расскажу, почему. В классическом режиме все стандартно — герои выходят на поле боя вместе со своим отрядом охраны и вполне могут погибнуть от рук простого копейщика. 

Еще есть возможность включать романтизированную или реалистичную цветокоррецию. В первой цвета будут яркими и насыщенными, а во второй — блеклыми, синеватыми, даже слегка мрачными.

Конечно же, традиционно остались одиночные, исторические и сетевые сражения. В одиночных можно самостоятельно подбирать состав своих и вражеских армий. Исторические предлагают ознакомиться с самыми значимыми битвами того времени. А по сети можно сражаться с реальными соперниками, демонстрируя все свое мастерство. 

Отдельно хотелось бы отметить исторические битвы. Конечно, масштаб игры не позволяет воспроизвести их достоверно, поэтому приходится довольствоваться небольшими, но хорошо смоделированными картами. Но предыстория каждой рассказана детально, а события очень интересные. Например, Битва у Красной скалы, где один из величайших китайских полководцев Цао Цао потерпел сокрушительное поражение, имея четырехкратное преимущество в количестве солдат. Советую, кстати, посмотреть одноименный фильм Джона Ву — любители исторических картин будут в восторге.

Меню исторических сражений

Стратегическая карта

В романтизированном и классическом режимах акцент на стратегической карте сделан на персонажах. И речь не только о полководцах — агенты, наместники, члены семьи, все они важны для развития государства. Каждого персонажа можно прокачивать, для этого есть специальные навыки, черты характера и даже предметы. Особо глубокой ролевую составляющую не назовешь, но на геймплей она влияет сильно.

Перед стартом кампании игра предлагает выбрать фракцию с ее лидером. У каждого лидера есть уникальные особенности. Один получает хорошие бонусы, атакуя соседей и отбирая у них золото, другой намного легче подчиняет себе крестьянские поселения, имея поддержку простого народа. Кто-то предпочитает вести диалог с противником и не тратить деньги на военную силу, а кому-то нравится собирать огромные войска и наводить страх на окружающих.

И это не просто слова, а инструкция к действиям. Выбрали фракцию с ее лидером — будьте добры придерживаться его стиля. Иначе лишитесь множества преимуществ и окажетесь легкой добычей для искусственного интеллекта. 

Фракции начинают свой путь с разных ступеней развития. Захватывая все больше территорий и развивая инфраструктуру, они постепенно повышают свой ранг. Добравшись до уровня царства уже можно будет претендовать на звание императора. Но, конечно же, для этого придется разобраться со всеми врагами. 

Древо развития — реформы

Чем сильнее развиваешься, тем больше растет зависть со стороны соседей. Приумножив свои владения, можно получить удар в спину даже от некогда верных союзников. И правильно, ведь каждому хочется занять место императора, даже ценой предательства. 

Полководцы в ваших армиях не просто стоят на карте и ждут приказов. У них есть система отношений. Если поставите в одно войско неприятных друг другу генералов, со временем их отношение к вам начнет портиться, вплоть до дезертирства. У одних фракций с этим полный порядок, другим придется следить за совместимостью своих полководцев. Кстати, попавших в плен вражеских персонажей можно нанимать себе на службу, в случае, когда у них полезные характеристики.

Если говорить о кампаниях в целом, романтизированная интереснее многочисленными отсылками к китайской культуре и легендам. При этом, сохраняется песочница — вы вольны делать, что вздумается, а противники действуют в зависимости от ваших решений.

Окно фракции, где можно следить за дворянами, персонажами и семейным древом

Тактические битвы

Если графически и стратегически второй Medieval серьезно уступает новым играм на движке Warscape, то тактически он уделывает их подчистую. Во-первых, анимации юнитов и их взаимодействие. Забудьте про четкие формации, боевые дуэли, реалистичное поведение отрядов на поле боя. Месиво, которым славился еще второй Рим, переходит из части в часть. Поэтому какими бы красивыми ни были юниты, во время боя хочется закрыть глаза. И это не говоря о багах, когда отдельные бойцы скользят, поворачиваются не в ту сторону, не обращают внимание на действия противников и т.д. Со стороны выглядит так, словно сражаются отряды необученных крестьян, а не профессиональные солдаты, и иногда появляются «сбои в матрице».

Искусственный интеллект — не заметил в его поведении ничего нового. Если вы хотя бы немного разбираетесь в механиках боя, сможете побеждать в каждом сражении (разве что, у ИИ будет огромное количественное преимущество).

В романтизированном режиме полководцы получили возможность вызывать друг друга на дуэли. Выглядит это так: приняли дуэль или призвали вражеского полководца, оба персонажа согласились, вылетели друг на друга, помахались оружием и кто-то либо убежал, либо погиб. Гибель полководца — катастрофа для морали остальных бойцов. 

Угадайте, кого сейчас выбьют из седла?

Вот только на деле такая механика очень смущает. Когда полководцы мчатся друг на друга на лошадях, и один из них после столкновения вылетает из седла, второй тоже спешивается. Зачем? Разгонись второй раз и вломи ослабленному противнику копьем промеж глаз. Но нет, он слезает и начинается поединок с приемами кунг-фу. Частично это смотрится неплохо, но иногда анимации не синхронные, из-за этого противники даже могут повернуться спиной друг к другу. Плюс, во время поединка вокруг героев появляется невидимый барьер, сквозь который не могут пройти другие юниты. Если поединок вдруг происходит на пути вашего войска, прощайте боевые порядки. 

Кстати, чуть не забыл. Теперь в каждой армии может быть от трех до шести полководцев. Каждый ведет с собой шесть отрядов бойцов. Их класс зависит от характеристик полководца. Если один из генералов погибнет, его солдаты потеряют мораль. 

Три отряда элитных юнитов пали на подходе ко вражескому герою-лучнику в романтизированном режиме — читерство какое-то :)

Осады, в принципе, забавны. Большую сложность представляют вражеские башни, которые нужно захватывать. Пока добежишь до них, можно потерять половину отрядов. Но искусственный интеллект все еще слаб. Старые эксплойты работают. Например, можно зафорсить отряд конницы к центру вражеского поселения, начав тем самым его захват. Вместо того, чтобы послать на перехват один или два отряда, ИИ бросает все позиции и мчится к заветному центру. 

Графика, атмосфера, оптимизация

Громадного шага вперед графика не сделала. На глаз даже сложно определить, чем эта часть лучше предыдущих. А вот системные требования высоки, особенно к процессору. Чем больше размер отрядов, тем сильнее съедаются ресурсы системы. Видеокарта при этом загружается не особенно сильно. Так что, если у вас будут тормоза, в первую очередь уменьшайте размер отрядов, а потом уже экспериментируйте с графическими настройками.

Что касается атмосферы, все не так однозначно. С одной стороны, стилистически все неплохо, стратегическая карта красивая, модельки исторически достоверные. С другой — происходящее на поле боя выглядит игрушечным, не возникает мыслей вроде «сражаются две армии, все серьезно, люди гибнут, судьба королевства на кону» и все в таком роде. Во многом виноват перегруженный цветастыми указателями интерфейс. Возможно, в модах эту проблему решат.

А ведь вблизи все не так уж и плохо

Ах да, присутствует полноценная русская озвучка, вплоть до общения с игроком на загрузочных экранах. Но в настройках для большей аутентичности можно включить китайскую озвучку.

Плюсы и минусы

Настала очередь списка преимуществ и недостатков игры. Начну с преимуществ:
  • Огромная стратегическая карта с сотнями провинций — развернуться есть где.
  • Ролевая система — персонажей нужно прокачивать, используя потом их преимущества.
  • Интересные исторические битвы — изучайте их и повторяйте подвиги великих генералов.
Недостатки:
  • В тактических битвах движок все еще показывает себя не с лучшей стороны.
  • Искусственный интеллект туповат, его легко эксплуатировать.

Выводы

Стратегическая сторона Total War: Three Kingdoms глубока, появилось много интересных механик. Тактическая все еще имеет много проблем. Если вы больше любите сидеть на карте кампании и управлять государством — эта игра вам понравится. Фанатов же зрелищных сражений она разочарует. А если вы любите историю древнего Китая и хотите получить удовольствие от реалистичных битв, могу посоветовать модификацию Rise of Three Kingdoms для Medieval 2 — конечно же, сначала нужно будет купить оригинальную игру :)
Игра тестировалась на нашей белой сборке Corsair
NZXT-Computer ПроцессорIntel Core i5+8500 с Optane 16Gb
 Охлаждение Corsair Hydro Series H60 (2018)
 RAM памятьCorsair Vengeance RGB Pro 16ГБ 2666 МГц
 SSD ДискSSD Intel Optane SSD 905P 480 ГБ
HDD ДискToshiba X300 Performance Hard Drive 8TB
 Системная плата  Gigabyte Z390 UD
 ВидеокартаNVIDIA GeForce RTX 2060
 Блок питанияCorsair RMx Series RM650x
 КорпусCorsair Carbide Series SPEC-OMEGA RGB
 
Игродевочка изменит твою жизнь!
Игродевочка изменит твою жизнь!

Да, изменит! Потому что только на нашем Телеграм-канале ты почувствуешь себя частью большой геймерской семьи!
Интерактивы, тайны ИИ, интригующие скандалы и инсайды из мира игр и кино. А еще откровенные фото косплея, угарные мемчики, авторские «головные мюсли» (!!!) и личное общение с нашей редакцией на любые темы — подписывайся, чего ждёшь?!

Подписаться
аватар
"китайская игра престолов" лол)))) даешь династию "дзинь" против династии "дринь"!
аватар
Интересно а сюжет как- то развиваться будет? или только одни битвы массовые .
аватар
русская озвучка - это здорово... а вот то, что искусственный интеллект туповат, я лично не считаю минусом, даже наоборот... кому понравится, что искусственный интеллект умнее его?
аватар
@donoresкогда ИИ будет умнее удет востание машин, лучше пусть будет немного глупее))
аватар
Думаю не плохая игра,а что что есть косяки, их же можно и поправить
аватар
@SSaylasВполне согласен и думаю совсем не портят игрушку косяки
аватар
замечательно, когда в игре кроме как весело провести время, можно ещё и чему-то научиться, - в данном случае это исторические битвы с подробным описанием)
аватар
плохо, что эта игра с высокими системными требованиями, и чтоб не тормозило советуют уменьшить отряд...хм, но ведь тогда можно битву проиграть((
аватар
О да особенно после окончания ИП можно теперь и поиграть)