14 мая 2021 года, после более чем двух лет в раннем доступе Steam, до официального релиза добралось самостоятельное дополнение для симулятора выживания Subnautica под названием Below Zero. Учитывая такое знаменательное событие, я не мог не поиграть. Тем более, что оригинал был невероятно популярным, а старт раннего доступа у Below Zero не блистал. Посмотрим, что сделали разработчики за эти годы и получилось ли у них повторить былой успех.
Предыстория
Оригинальная Subnautica вышла в раннем доступе в конце 2014 года, а ее релиз состоялся лишь в начале 2018 года. Это была атмосферная выживалка в подводном мире неизвестной планеты, с налетом таинственности, небольшого хоррора и тревожности. Однако, в первую очередь игрушка дарила ощущение медитативности, расслабления — игроки кайфовали, исследуя полутемные морские глубины, любуясь флорой и фауной, слушая саундтрек и выполняя не самые сложные, но все же увлекательные миссии.
Продажи Subnautica по меркам жанра были колоссальными. К началу 2020 года их количество перевалило за пять миллионов копий. К этой цифре добавились четыре с половиной миллиона бесплатных загрузок во время раздачи в Epic Games Store. Тайтл пользовался популярностью и все ждали продолжения.
Но вместо полноценного сиквела разработчики решили заняться самостоятельным дополнением. И хотя Below Zero позиционировали скорее как «новую главу во вселенной Subnautica», это по всем признакам дополнение — в нем используется много контента из оригинала, место действия (за исключением локаций и биомов) прежнее, графика существенно не поменялась (хотя стала заметно краше), открытый мир чуть меньше и сюжет по длительности заметно уступает оригиналу.
В январе 2019 года Below Zero отправилась в ранний доступ Steam. Игра оказалась сырой и пустой в плане контента. Игрокам предложили несколько сюжетных миссий и парочку биомов для исследования. И все это вперемешку с багами, вылетами и проседаниями FPS. Отразились ли перечисленные недостатки на оценках? Удивительно, но нет. Подавляющее большинство фанатов Subnautica поддержало разработчиков в их начинаниях и авансом оставили хорошие отзывы, не забывая при этом перечислять недостатки. Были и негативные обзоры, но на общем фоне они попросту терялись.
И вот, после двух лет усердных обновлений, улучшений, исправлений и дополнений в свет вышла релизная версия Below Zero. За это время она собрала более 40 тысяч обзоров в Steam, из которых 93% положительные. Так что, продолжение удалось? Сейчас расскажу.
Сюжет
В оригинале главного героя буквально швыряли на незнакомую планету, а он был вынужден выживать в неуютных условиях, совершенно не понимая, где находится. Благодаря этому возникало ощущение приключения, каждый новый биом вызывал «вау-эффект», хотелось двигаться все дальше и дальше.
Дополнение пошло по другому пути. Главная героиня, узнав о возможной гибели сестры во время исследовательской миссии на той же планете, что и в оригинальной Subnautica, отправилась в самоволку и решила докопаться до истины. В отличие от предыдущего протагониста, она понимала, куда отправляется и отчасти представляла, что ее ждет.
Более того, новую героиню научили говорить и озвучивать собственные мысли. Сюжет стали подавать «на блюдечке» без возможности самостоятельно оценивать ситуацию и строить домыслы. Хорошо это или плохо? У каждого будет свой ответ. Но кажется, что таинственность подводного мира Subnautica лучше сочетается именно со свободой мысли.
С другой стороны, новый способ подачи сюжета (а ведь еще появились NPC, которые тоже любят поболтать) позволит сценаристу подробнее описать происходящее, рассказать о мире Subnautica, добавить интересные отсылки к оригиналу. Так что, жаловаться не на что.
Что касается сюжета в целом, спойлерить я не стану. Отмечу лишь, что важных ключевых точек в нем не так много, как раньше. Поэтому кажется, что сюжетка заметно короче, чем в Subnautica. Кроме того, геймплей теперь очень тесно связан с кампанией — героиня чаще вынуждена следовать сценарным рельсам вместо свободного изучения открытых пространств. Но, опять же, критическим минусом я это не назову — кому-то понравится, кому-то нет.
Самостоятельное дополнение — что в нем нового?
Базовых геймплейных отличий от Subnautica у Below Zero практически нет. Нам все так же предлагают исследовать мир, собирать ресурсы, строить базу, крафтить инструменты, управлять транспортом, сражаться (в основном уплывать/убегать) с монстрами и медитировать на шикарные пейзажи. Также есть несколько режимов — творческий для строительства и безопасного исследования, казуальный без потребности постоянно «кормить» персонажа ресурсами и стандартный со всеми сложностями, которые запланировали разработчики.
Что касается нового контента — его очень даже много.
Транспорт
Транспорт существенно переработали и дополнили. Привычные подлодки «Мотылек» и «Циклоп» были заменены одной универсальной субмариной «Мореход» с модульной системой — ее можно менять на свой вкус, добавляя полезные отсеки. Из оригинала оставили механизированный костюм «КРАБ» и небольшой глайдер для ускорения перемещения. Четвертым же видом транспорта стал «Полярный лис» — аналог ховербайка для перемещения по суше.
Суша
Стоп… По суше? Да, в Below Zero есть надводные локации в виде достаточно больших по площади морозных островов (действие ведь происходит на одном из полюсов планеты). По уровню наполненности, детализации и интересности суша значительно уступает подводным пространствам. Словно это какая-то второстепенная локация, добавленная «чтобы хоть чем-то удивить».
Кажется, что топтать ножками твердую поверхность в Subnautica — это какой-то новый опыт, свежие впечатления, яркие эмоции. Но все не так радужно. Пространства большие и точек интереса на них мало. В основном суша используется для сюжетных миссий и парочки секретиков. В остальном — ледяные пустоши. Бегать по ним пешком — устанешь морально. Ситуацию должен был исправить ховербайк, но его управление местами бесит — уж слишком эта штука неотзывчивая, ее постоянно заносит. Остается надевать «КРАБ» и шагать уверенной походкой в этом давно полюбившемся костюме.
Есть подозрение, что в будущем разработчики добавят на суше больше контента. Но если этого не произойдет, возможность выплывать на поверхность останется нереализованной и почти бессмысленной (за исключением выполнения сюжетных миссий).
Подводный мир
К счастью, суша занимает не так много места на карте. Основа Below Zero — прекрасные подводные локации. Они и правда прекрасные — даже лучше, чем в оригинале. Графика стала заметно привлекательнее, детализация биомов выросла в несколько раз, появилось много новых подводных обитателей (в том числе монстров, которые порой плавают целыми косяками), секретных мест, интересных ресурсов.
Правда, в отличие от оригинала, мир в Below Zero стал более камерным. Если в Subnautica было ощущение огромного пространства и между биомами приходилось долго плавать, то в Below Zero биом на биоме. В одном из отзывов увидел, как оригинал сравнивают с несколькими деревнями посреди бескрайних полей, а дополнение — с мегаполисом. Так и есть. В Subnautica акцент был на длительном медитативном изучении громадных пространств. Below Zero предлагает куда более концентрированные впечатления — каждый участок мира детализирован, постоянно встречается что-то интересное, на каждом шагу есть чем заняться. Так что же лучше?
Хмм… Каждый ответит для себя сам! Да, я в очередной раз ухожу от прямого ответа. Но другого выхода нет. Ведь Subnautica и Below Zero, несмотря на концептуальную схожесть, заметно отличаются по атмосфере и настроению. Тем, кто кайфовал от просторов оригинала, в Below Zero будет «душновато» (но они «распробуют» новый геймплей, с большой долей вероятности почувствуют удовлетворение). А новички даже не заметят подвоха и будут любоваться прекрасным подводным миром, где не бывает скучно. От себя лишь замечу, что за семь лет беты и после прочтения огромного количества отзывов разработчики создали то, что просили большинство игроков.
Что еще нового?
Благодаря появлению морозной суши был добавлен новый индикатор выживания — морозостойкость. По аналогии с использованием кислорода под водой персонаж расходует запас тепла на поверхности. Пополняется этот запас привычно — при помощи ресурсов, от острых блюд до специальных цветков.
Были добавлены и усовершенствованы инструменты, появились новые объекты и отсеки для строительства, сам процесс возведения построек и обустройства базы был оптимизирован для большего удобства. Из ярких новинок в этой области могу отметить квантовый шкаф — водостойкий сундучок, в который можно сбрасывать полезный хлам. Особенность квантовых шкафов в том, что их содержимое едино вне зависимости от расстояния — положив предмет в один шкаф, его можно забрать в другом (аналог сундука Эндера из Майнкрафта). Приятно, что эту фичу обыграли с точки зрения научной фантастики, а не просто установили волшебное хранилище.
Ассортимент подводных обитателей расширился. Возможно, их не стало больше, чем в оригинале, но при виде новинок глаза просто разбегаются. Мирные существа хочется разглядывать и щупать, а монстры, как и раньше, внушают легкий страх и вынуждают маневрировать, отступать и «стелсить». Боевую систему, к счастью, не расширили — она позволяет выживать и не превращает героиню в подводного Рэмбо. Все по канону.
Атмосфера — звуки, музыка, озвучка
О графике я уже говорил, повторяться не хочу. Она заметно лучше, так и должно быть, ведь между стартом работ над оригиналом и дополнением прошло почти пять лет.
А вот про звуковой дизайн расскажу подробнее, потому что был впечатлен. Сами звуки подводного мира высокого качества, это логично. Но их позиционирование — восхитительная штука. В любом месте карты можно остановиться, закрыть глаза и буквально ощутить, кто и в каком точно месте проплывает, что находится рядом и какова вокруг ситуация. Подводные потоки, рык монстров, скрип металла, клацание зубов — если при этом еще и нацепить топовые наушники, удовольствие непередаваемое.
Саундтрек тоже получился отличным. В роли композитора выступал Бен Пранти, раннее работавший над FTL: Faster Than Light и Into the Breach. Музыкальное сопровождение удалось на все сто. Оно создавало эффект большого пространства даже в узких коридорных локациях, что слегка нивелировало недостаток подводной свободы.
Кстати, в качестве одного из предметов для обустройства базы добавили музыкальный автомат с портативными колонками, которые можно вешать по всему периметру. По умолчанию в нем несколько треков, остальные нужно искать в открытом мире. Но главное, что в него можно добавлять собственную музыку, разметив файлы по адресу «C:\Users\USER_NAME\Music\Unknown Worlds\Subnautica\» — при этом треки получат эффект подводного звучания и будут соответствовать общей атмосфере.
Озвучка — ну что сказать, она профессиональная, сделана с душой, слушать приятно. Правда, она на английском языке, поэтому если вы им не владеете, придется «ласкать ушки» звуками, параллельно читая субтитры. Благо, текстовая локализация на высоте — переведены даже надписи на внутриигровых объектах.
Плюсы и минусы
Пора подводить итоги, поэтому кратко перечислю сильные и слабые стороны Subnautica: Below Zero. Начну с плюсов:
- Открытый мир — пускай суша немного подвела, но подводные локации в разы детализированнее и интереснее, чем в оригинале.
- Новая графика — это не скачок уровня «next-gen», но игра стала заметно красивее. Да и учитывая слегка мультяшный стиль, выглядит она очень достойно и в меру реалистично.
- Новые биомы — очень разнообразные, с огромным количеством уникальных растений и живности, хочется исследовать без остановки.
- Общая атмосфера — это Subnautica, увлекающая на десятки часов своей красотой, звуками, музыкой, медитативным геймплеем.
- Оптимизация — проблем вообще никаких, FPS стабильный, вылетов нет, багов не встретил. В наши непростые времена такое качество игры — редкость. Поэтому отдельно отмечаю этот пункт.
Минусы:
- Смена стиля — яростные фанаты оригинала жалуются на камерность локаций и отсутствие «тех самых впечатлений». Но в защиту Below Zero скажу, что разработчики не занялись самоповтором, а придумали нечто уникальное, новое. Кто хочет «тех самых впечатлений», могут проходить оригинал.
- Отсутствие нативной поддержки VR. Subnautica полюбилась многим игрокам благодаря уникальной возможности поплавать под водой в VR-гарнитуре. Но из-за недостатка времени и ресурсов, разработчики пока отказались от поддержки VR в Below Zero и в ближайшее время не планируют этим заниматься. К счастью, моддеры не спят — в сети уже появились модификации для VR-устройств, причем, весьма стабильные. Кстати, модифицировать будут и саму игру — на тематических ресурсах понемногу выкладывают первый пользовательский контент.
Выводы
Пускай Subnautica: Below Zero не стала полноценным сиквелом, но это все равно самостоятельная часть вселенной Subnautica. Оригинальный сюжет, новые биомы, уникальные подводные жители, новый транспорт (а также инструменты, ресурсы, объекты), собственный саундтрек — этого достаточно, чтобы будучи фанатом Subnautica прямо сейчас сломя голову побежать за игрой. Хотя, миллионы игроков уже это сделали еще во время раннего доступа — приятно, что разработчики это учли и убедились, чтобы разблокированный на релизе финальный контент работал с сохранениями из раннего доступа.
Тестовая машина редакции RBK GamesПроцессор | Intel Core i5+8500 с Optane 16Gb | |
Охлаждение | NZXT Kraken X72 | |
RAM память | Corsair DOMINATOR PLATINUM RGB DDR4 | |
SSD Диск | SSD Corsair Force Series Gen.4 PCIe MP600 | |
Системная плата | Gigabyte Z390 UD | |
Видеокарта | Aorus GTX 1080ti | |
Блок питания | Corsair RMx Series RM650x | |
Корпус | NZXT H700i | |
Монитор | MSI Oculux NXG251R |