Есть что-то волшебное в путешествии по постапокалиптическим мирам. Современный игропром предлагает нам сражаться с зомбаками, выживать в разрушенных ядерной войной городах, бороться с неожиданными эпидемиями. Но все это уже приелось, душа просит чего-то особенного. И хотя игра, о которой я сегодня расскажу, вышла в июне 2013 года, ее все еще можно назвать особенной. Хотя бы потому, что она очень близка отечественным геймерам.
Знакомьтесь, Stalker Online. Многопользовательская выживалка, шутер, RPG, симулятор торговца — подогнать этот проект под один жанр невозможно. Проще было бы сказать «симулятор жизни в Зоне отчуждения Чернобыльской АЭС».
Немного о вселенной

И вот, Stalker.so Team выпустили Stalker Online с уникальной атмосферой, кучей квестов, шмотом, активностями, детализированными локациями — искатели приключений начали заходить в этот виртуальный мир и оставаться там на долгие годы. Почему? Надеюсь, мой обзор поможет вам ответить на этот вопрос.
Атмосфера
Здесь вы отправитесь в Зону отчуждения — внушительную область на севере Украины вокруг Чернобыльской АЭС. После аварии все вокруг было загрязнено радиацией, но игра оказалась бы скучной, если бы сталкеры просто добывали еду и боролись с радиоактивным облучением. Нет, в мире Stalker Online реализованы все мифы и догадки касательно Зоны — тут над поверхностью парят аномалии, бегают чудовищной силы звери, ковыляют на своих корявых конечностях мутанты. Получилось этакое научно-фантастическое фэнтези.

И вот, из-за аварии вся территория Зоны стала нежилой и полуразрушенной. Заброшенные поселки, ржавые автомобили, пожелтевшие леса, туман, болотистые местности, рев мутантов — выживать в таком сеттинге одно удовольствие. С первых минут в игре ощущаешь прилив сил и мотивацию двигаться дальше. Прямо представляешь, как целый день будешь бегать по полянам, расстреливать мутантов и других сталкеров, а поздним вечером сядешь у костра, пожаришь мясо кабана-мутанта и съешь его вместе с баночкой самой вкусной на свете тушенки. И все это, глядя на звездное небо и мысленно наслаждаясь своими достижениями. Странно, но в других выживалках таких ощущений не возникает. Возможно, дело в том, что сеттинг в Stalker Online знакомый любому, кто родился в небольшом постсоветском городке. Вокруг все такое родное и привычное. Не то что эти ваши небоскребы из The Division или мегаполисы, как в Dying Light.
Первые часы геймплея

Как только персонаж законнектится на сервер, его встретит проводник. Этот лихой парень, судя по всему, провел в Зоне десятки лет и знает ее, как свои пять пальцев. Он расскажет об основах управления и выживания, проведет по нескольким локациям, а затем предаст. Как так? Я тоже был в недоумении, но из-за этого человека мой персонаж чуть не погиб. К счастью, когда я очнулся, я обнаружил возле себя ящик с припасами. Их хватило, чтобы добраться до близлежащего поселения и встретиться с первыми NPC. А дальше пошли квесты, торговля, исследование мира.
В ранних версиях игры вступление занимало очень мало времени. Игрока знакомили с геймплеем и сразу кидали на большую локацию с кучей других пользователей. Теперь же начальный этап игры занимает несколько часов — есть несколько масштабных квестов, проходя которые можно получить кучу полезных ресурсов и отправиться в центральный город, имея хороший фундамент для дальнейшего развития.
Чем здесь занимаются?

Но это еще далеко не все. В игре присутствует механика выживания. Персонажу нужно постоянно есть и пить. А еще он может заразиться лучевой болезнью или отравиться. Тогда его нужно будет лечить. Еда и вода добываются традиционным способом — нашел колодец и набрал бутылку, убил кабана и отрезал мяса. Можно также брать еду у торговцев, но на первых порах это будет слишком дорого.
Если съесть сырое мясо, поленившись искать дрова и разводить костер, можно отравиться. Привыкнув к похожим механикам в других играх, я ожидал, персонаж после отравления просто получит урон и сам восстановится. Не тут то было — хитпоинты таяли на глазах и в течении нескольких минут мой сталкер откинул ласты. К счастью, окончательной смерти в игре нет, поэтому меня телепортнуло к ближайшей точке сохранения с потерей некоторого лута.
Та же ситуация с радиацией. Находясь вблизи зараженных участков почвы или рядом с фонящими железными конструкциями, можно быстро заразиться. Если лучевая болезнь слабая, со временем радиация выветрится и можно не беспокоиться. Если средняя или серьезная, придется принимать таблетки. Не имея их в распоряжении, заранее готовьтесь к гибели, потому что хитпоинты будут отниматься каждую секунду, пока не достигнут нуля. Вполне реалистично.

Кроме прокачки, PvP, торговли и выживания в лесу можно охотиться на крупных монстров. Некоторые из них торчат в лесу группами — расстрелял, забрал лут и побежал его продавать. Другие предпочитают одиночество, например, Паукан в пещере — гигантский паук, лапы которого на рынке стоят больше миллиона местной валюты. Атаковать таких «лапочек» лучше группой, одиночки не продержатся и пары минут.
Охотиться можно самостоятельно или в группе с другими сталкерами. Вместе, конечно же, безопаснее и веселее. Только помните, что любой в этом мире может стать вашим врагом. Нередкими будут ситуации, когда вы вместе с кем-то пролутаете весь лес, соберете кучу прикольных ништяков, а потом союзник просто застрелит вас и заберет все себе. Всегда будьте начеку и не водитесь с откровенно агрессивными личностями.
Квесты

Некоторые квесты состоят из нескольких частей, на их выполнение могут уходить долгие часы. Но награда того стоит, потому что благодарные NPC одаривают удачливого сталкера денежками, огромным количеством опыта, а еще могут подкинуть хорошее оружие или броню.
Персонаж
- Бой — перки, связанные с огнестрельным оружием, в основном улучшают меткость.
- Выживание — все, что связано с едой, физподготовкой, добычей припасов.
- Поддержка — медицина, модификация, удача, в общем, второстепенные перки.

Мысли и впечатления
Диалоги с NPC без озвучки, но этот косяк компенсируется количеством интересного текста и обилием жаргонных словечек. NPC общаются не абсолютно грамотными и стерильными фразами, а как простые люди, которые всю жизнь провели вдали от цивилизации. Порой чтение диалогов увлекает настолько, что в конце забываешь, куда вообще шел :)

Мобов много и они разнообразны. Сначала вы будете встречать только диких собак, кабанов, крыс. Со временем бестиарий пополнится медведями, огромными пауками и чудовищными мутантами, некоторые из которых четыре метра в высоту.
Погода постоянно меняется, как и время суток. Причем, день и ночь здесь длятся не жалкие 15-20 минут, как во многих RPG или играх серии GTA. Если темнота застала вас врасплох, она не отпустит в течение часа, а то и больше (не засекал). Порой выгоднее выйти с сервера, отдохнуть немного и вернуться уже к восходу солнца. Ведь ночью видимость сильно ограничена и шанс нарваться на неприятности возрастает.
Донат — «За» и «Против»
Минус тут один. Имея толстый кошелек, можно за несколько минут одеть своего персонажа в топовый шмот и бегать, нагибая монстров и участников PvP.

А теперь давайте расскажу, почему донат здесь имеет право на существование и совершенно не мешает остальным игрокам. Во-первых, когда донатишь сразу и получаешь доступ к самым крутым ништякам, теряется мотивация и атмосфера игры. Ведь здесь самое интересное — выживать на грани, собирать хороший лут по кусочкам, тратить огромные силы на выполнение квестов. А когда все достается за деньги, становится скучно. Во-вторых, в игре можно получить абсолютно все вещи и без доната. Нужно просто гриндить. В итоге, донатить вообще не обязательно, а те, кто влил кучу денег, не получат морального удовлетворения, которым наслаждаются простые геймеры.
Графика
Плюсы и минусы
- Атмосфера — повторяться не буду, она тут великолепная.
- Детализация — локации наполнены деталями, изучая их, вы получите эстетическое удовольствие (если любите постапокалиптический сеттинг).
- Активности — занятий здесь много, скучать не будете.
- Прокачка — предметов сотни, присутствует подобие крафта, есть торговля, персонаж обзаводится перками.
- Графика — для меня это не минус, но кому-то может не хватить полигонов и текстур высокого разрешения.
- Оптимизация — на локациях с кучей аномалий и десятками одновременно бегающих сталкеров слабые ПК могут просесть. Особенно это касается процессоров и оперативной памяти — игра зависит от них сильнее, чем от видеокарты.
Выводы
![]() | Процессор | Intel Core i5+8500 с Optane 16Gb |
Охлаждение | Corsair Hydro Series H60 (2018) | |
RAM память | Corsair Vengeance RGB Pro 16ГБ 2666 МГц | |
SSD Диск | SSD Intel Optane SSD 905P 480 ГБ | |
HDD Диск | Toshiba X300 Performance Hard Drive 8TB | |
Системная плата | Gigabyte Z390 UD | |
Видеокарта | NVIDIA GeForce RTX 2060 | |
Блок питания | Corsair RMx Series RM650x | |
Корпус | Corsair Carbide Series SPEC-OMEGA RGB |