Spellforce 3 — третья часть серии ролевых игр, дополненных стратегическими элементами. Редко встретишь проект, в котором сочетаются лучшие стороны RPG и RTS. Первая часть вышла в 2003 году и получила два дополнения. Вторая была выпущена в 2006 году и с тех пор обзавелась тремя дополнениями. Релиза третьей части фанатам пришлось ждать аж до 2017 года. И вот, 28 мая для нее выходит первое самостоятельное дополнение Soul Harvest. Сегодня я расскажу об этой игре подробнее и опишу свои впечатления.
Сеттинг
Что нового в дополнении Soul Harvest?
Итак, был добавлен новый сюжет с достаточно длинной историей. Если будете вдумчиво выполнять все квесты и общаться с каждым NPC, вас ждут минимум двадцать увлекательных часов геймплея. Также появились две новые играбельные расы — темные эльфы и гномы. Немало нового можно увидеть и в линейках способностей героев. Также разработчики решили разнообразить игровой процесс летающими юнитами и поработали над пользовательским интерфейсом.
Редактор персонажа
Но самое интересное дальше — редактор предлагает выбрать класс персонажа или самостоятельно наделить его несколькими древами способностей. По умолчанию есть следующие классы:
- Боевой маг — использует разрушительную магию и повергает в ужас целые армии противников.
- Следопыт — в бою использует одновременно лук и холодное оружие. Обучен выживать в диких условиях.
- Оборотень — помимо врожденной тяги к лукам, эти ребята способны перевоплощаться в животных и свирепо терзать своих врагов.
- Алый рыцарь — представитель воинского ордена, который не брезгует демонической магией. Алые рыцари способны хорошо проявить себя в атаке, но предпочитают в основном оборонительные тактики.
- Властитель дум — по набору умений его можно было бы назвать хитроумным некромантом. Он управляет разумом своих жертв и подчиняет своей воле души усопших.
- Жрец — эталонный саппорт, предпочитающий сражаться на задней линии и поддерживать своих союзников мощной магией.
- Инквизитор — универсал, использующий холодное оружие и черную магию.
- Часовой — светлый воин, идущий в бой в числе первых и использующий сильную защитную магию.
- Элементалист — им подчиняются силы льда, огня, земли и воздуха. Нет счета битвам, в которых они переламывали ход событий.
Вариантов много, но это не значит, что вы должны себя ими ограничивать. Скажем, вам нравится властитель дум из-за его некромантии, но управление разумом вы бы лучше поменяли на защитную магию — пожалуйста, выбирайте соответствующую ветку способностей и наслаждайтесь!
Геймплей
Ролевые элементы
Ролевая составляющая заключается в прокачке персонажей, которых может быть сразу несколько. К главному герою по ходу кампании то и дело присоединяются интересные личности. Правда, со временем их становится слишком много, поэтому перед боем приходится выбирать команду наиболее подходящих персонажей (до четырех героев). Со стороны может показаться, что здесь нужно думать, тщательно подбирая героев. Но на деле в бой всегда будет отправляться изначально собранная команда, которую вы будете прокачивать с самого начала. Тем более, что из-за баланса в SpellForce 3: Soul Harvest есть практически идеальная комбинация героев. Об этом я расскажу позже.
Итак, есть герои, которых нужно прокачивать. Каким образом? Да самым привычным и классическим. С каждой миссией увеличиваются уровни персонажей. За это выдаются очки, которые можно тратить на приобретение способностей. Способности в основном магические, позволяющие усиливать собственных юнитов или наносить урон вражеским солдатам (зачастую по площади). Есть и пассивки, например, шанс вызвать у противника кровотечение и ослабить его. Имбовых схем прокачки я не заметил, вы сами должны определить, какие способности подходят вам по стилю. Единственное, заклинания с массовым уроном особенно полезны в миссиях на застройку.
Также, с ростом уровня появляется возможность улучшать характеристики персонажа вроде силы, ловкости и т.д. Ничего нестандартного. Влияют они на показатели урона и здоровья, а также на качество предметов, которые можно добавить в экипировку. Например, если у вас сила равна четырем, меч с «пятерочкой» в требованиях взять не получится. Следовательно, вы должны заранее определить, какую именно специализацию прокачивать персонажу. Будет ли он сражаться в ближнем бою или дальнем, станет ли он атаковать магией или стрелами. Ведь одна глубоко прокачанная графа характеристик гораздо выгоднее нескольких слабых.
Стратегические элементы
Помимо походов по картам в компании нескольких героев, нередко вы будете сталкиваться с необходимостью возведения военной базы и последующим захватом окружающих территорий. Строительство тут стандартное, как в любой любой простенькой RTS. То есть, разработчики не слишком сильно усложняли эту систему, позволяя сосредоточиться на более важных деталях. Вы можете строить здания, добывать ресурсы и нанимать армию.
Для добычи ресурсов используются отдельные постройки. Они могут находиться как на главной базе, так и на аванпостах. Аванпосты разбросаны по всей карте, контролируя их, можно управлять отдельными секторами. В рамках этих секторов разрешается строить свои здания. Сложность в том, что ни в одном из секторов нет одновременно всех необходимых ресурсов. Поэтому, вы должны будете тщательно продумать, на каких аванпостах лучше построить много добывающих зданий, а на каких стоит установить оборонительные сооружения в виде башен.
Что касается юнитов, то в первых миссиях вы имеете доступ к самым базовым, так называемому «мясу». В дальнейшем будет открываться доступ к более профессиональным, элитным бойцам. С одной стороны, это очень интересно и добавляет игре разнообразия. С другой — большой необходимости в усилении юнитов я не увидел. Почему? Сейчас расскажу подробнее.
Дело в том, что герои сами по себе очень сильные. Их единственная слабость — неспособность разобраться с врагами за короткое время. Они наносят сильный урон, но если противников много, их просто задавят числом. Дополнительные юниты (набранная в поселении армия) призваны стать этаким заграждением, которому необходимо просто продержаться некоторое время и позволить героям сделать свое дело. С этой задачей справятся и юниты начального уровня. Нужно просто построить как можно больше этих ребят и послать одной толпой на врага. С элитными же юнитами все сложнее — для их найма придется добывать дополнительные ресурсы, возводить новые постройки. А значит, противник получит больше времени для развития собственных баз. Сплошные минусы, не правда ли?
Бывали и такие ситуации, при которых было легче послать отряд героев вперед на малоразвитые базы противника и задушить их в зародыше. Но для такой отважной миссии нужен особый пул героев. Рассказывая про способности персонажей, я отметил заклинания с массовым уроном. Так вот, если у вас в команде будет один хороший танк и несколько героев с дальним массовым уроном, этого хватит, чтобы победить почти любую армию противника. Конечно, если юнитов у него будет слишком много, придется ждать подкреплений и забрасывать врага «мясом».
Расы
В SpellForce 3: Soul Harvest есть пять рас, с которыми вы столкнетесь в кампании и в кастомных битвах (стычках):
- Люди — сбалансированная раса, в которой есть сильная пехота и надежные стрелки.
- Орки — полагаются на свою многочисленность и свирепость, рубят врагов топорами.
- Эльфы — дисциплинированные и мобильные. У них нет численного преимущества над противниками, но качественно они их превосходят.
- Гномы — предпочитают глухую оборону, поэтому преуспели в строительстве укреплений. Но они могут и дать по зубам в контратаке — недооценивать бородатых бойцов не стоит.
- Темные эльфы — от своих светлых собратьев отличаются любовью к черной магии. Могут как поразить врагов своими умениями, так и призвать на поле боя страшных существ.
Могло показаться, что каждая раса полностью уникальна и способна предложить разнообразный геймплей. Но на деле есть небольшая проблема. В основном юниты разных рас отличаются модельками, а по своим механикам остаются практически одинаковыми. Да, у них меняются характеристики, но этого недостаточно.
В пример можно привести подходящую по сеттингу и почти идеальную по своим механикам Armies of Exigo. Там было всего три расы, но их юниты очень сильно отличались. У людей были стандартные пехотинцы, лучники и кавалеристы. Орки призывали гоблинов, колдунов, огромных троллей, виверн. Нежить полагалась на силы пауков, костяных воинов, ловчих, эфирных бойцов. Их поведение на поле боя очень сильно различалось, что вызывало необходимость в создании специальных тактик для каждой отдельной расы.
Здесь же тактика с набором толпы бойцов и их рашем при поддержке команды героев работает безотказно почти всегда. Можно ли считать это проблемой? Разве что для кастомных битв, где упор делается именно на строительство, а ролевая составляющая где-то там в стороне. Во время же кампании история и ролевка важны намного больше, чем массовые сражения, хотя последние и занимают внушительную часть геймплея.
Что мне понравилось
Озвучка — да, она здесь только на английском языке, но ее качество приятно удивляет. Персонажи не просто проговаривают свой текст, а делают это эмоционально. На фоне приятной фоновой музыки это создает ту самую атмосферу классических RPG, в которых мы зависали в середине двухтысячных.
Внимание к деталям. Здесь я не имею в виду какие-то особые геймплейные фишки. Речь о графике и ее детализации. Во многих ролевых играх, особенно с видом сверху, деталям поверхности уделяют не так много внимания. А здесь можно любоваться даже развалинами, которые случайно встретились по пути. Не говоря уже про города или священные места. За это разработчикам большой респект.
Преимущества и недостатки
- Сюжетная история — благодаря диалогам, в том числе озвученным, она очень глубокая и увлекательная.
- Графика и детализация — игра самобытная, слегка мрачноватая, но глаз радуется.
- Ролевая система — благодаря комбинации веток развития можно создавать героев на свой вкус.
- Комбинация ролевых элементов и RTS — беспроигрышный вариант для любителей обоих жанров.
- Возможно, пользовательский интерфейс сначала покажется слишком сложным и непонятным, но со временем этот «недуг» пройдет :)
- Герои очень сильные, роль армии значительно уменьшается.
- Физика в игре несколько уступает по качеству топовым представителям перечисленных жанров.
Выводы
Процессор | Ryzen 5 2600 | |
Охлаждение | NZXT Kraken X72 | |
RAM память | HyperX Predator DDR4 3600MHz | |
SSD Диск | Kingston SSDNow G2 240GB | |
Системная плата | MSI X470 Gaming Plus | |
Видеокарта | GeForce GTX 1080Ti Waterforce | |
Блок питания | Gamer Storm DQ850-M | |
Корпус | NZXT H700i |