Обзор Shadow Tactics: Blades of the Shogun - Aiko's Choice

Япония 17 века, группа тайных убийц, много стелса, скромный сюжет и отличная оптимизация — в обзоре Shadow Tactics: Blades of the Shogun - Aiko's Choice.

Совсем скоро у поклонников жанра тактических стелс-симуляторов будет мини-праздник — к релизу готовится самостоятельное дополнение для Shadow Tactics: Blades of the Shogun под названием Aiko's Choice. Я поиграл в раннюю версию этого дополнения и теперь поделюсь впечатлениями.

Предыстория

Стелс-экшен с тактическими элементами в реальном времени Shadow Tactics: Blades of the Shogun появился на свет в декабре 2016 года. Разработкой тогда занималась студия Mimimi Games, которая четырьмя годами позже выпустила третью часть серии Desperados, благодаря чему и стала известной среди поклонников жанра.

Shadow Tactics: Blades of the Shogun, 2016 год

Shadow Tactics: Blades of the Shogun отлично себя показала, получив крайне положительные отзывы от игроков Steam — 96% из 22 783 обзоров оказались положительными. Геймерам понравилось практически все — сеттинг японии начала 17 века, сложные миссии, стилизованная под ручную рисовку графика, разнообразие персонажей… Список можно продолжать еще долго.

И вот, в марте 2021 года Mimimi Games анонсировали самостоятельное дополнение Aiko's Choice, в котором решили рассказать истории куноити Аико — незаменимого члена отряда убийц, вместе с которыми она и будет сражаться с врагами из своего таинственного прошлого. 

Движок Unity многие ругают, но мастера способны создать на нем настоящую конфетку, как и произошло в случае с Shadow Tactics: Blades of the Shogun. 

Дополнение полностью автономное, но разработчики рекомендуют сыграть хотя бы несколько миссий из оригинала, чтобы познакомиться с механиками и персонажами. И в чем-то они правы — расскажу об этом чуть позже. Сейчас же приступим к дополнению.

Сюжет

Скажу сразу — в ранней версии мне были доступны только две миссии из шести заявленных (трех масштабных и трех коротких). И, судя по сообщениям на игровом экране, я играл не с самого начала, из-за чего оказался погружен в сюжет, не понимая, что вообще происходит. Также хочу отметить, что не проходил оригинал 2016 года, хотя и был знаком с геймплеем — меня заинтересовал сеттинг и я косвенно ознакомился с прохождением, используя «великую мощь» Youtube. 

Вступительная в моем случае миссия, которая в полной версии будет не первой — об этом сообщили разработчики. 

Учитывая перечисленное, скажу, что запускать дополнение, не ознакомившись с оригиналом — плохая затея. Сюжет в Shadow Tactics: Blades of the Shogun не слишком глубокий и подается в нескольких строчках диалога, но хотя бы общее представление о персонажах иметь стоит. Как минимум, появится сопереживание их судьбе и будет понимание происходящего вокруг. 

Но не исключаю, что в релизной версии разработчики добавят хотя бы коротенькое вступление, где в общих чертах опишут все, что происходило в оригинальной игре — в этом случае можно будет играть сразу в дополнение.

Енотовидная собака или тануки — милашка, от которой становилось теплее на душе и прохладнее в пятой точке (отличная помощница, когда доходит дело до отвлечения противников).

Что касается качества сюжета — никаких откровений здесь нет. Игра полностью сосредоточена на тактике. Перед миссией вам покажут меньше минуты диалогов и сразу бросят в бой. Правда, радует, что по достижении определенных позиций на карте, у персонажей появляется реакция — они делятся впечатлениями, мыслями, переживаниями, перекидываются друг с другом забавными колкостями. Реакций маловато, но и на том спасибо — они помогают погрузиться в атмосферу. 

Кат-сцены простенькие, персонажи просто говорят на фоне геймплея. Зато озвучка полная и профессиональная. 

Если вы хотите от Aiko's Choice проработанную историю, описывающую тяготы самураев-отступников, проходите мимо. Остальным — добро пожаловать.

Геймплей

Сейчас я кого-то разочарую, а может быть и обрадую. Геймплей остался неизменным. Разработчики лишь нарисовали несколько новых, достаточно крупных локаций, и прописали коротенькую  историю, описывающую приключения Аико. Все остальное перекочевало из оригинала.

Первая жертва на пути к далекой цели

Вы возглавите знакомый отряд:

  • Аико — способна переодеваться в мирную жительницу, вооружена заколкой и чихательным порошком.
  • Хаято — ниндзя с сюрикеном и камнями для отвлечения.
  • Муген — мощный самурай, умеющий привлекать внимание врагов бутылкой сакэ и врываться в толпу противников, размахивая несколькими клинками.
  • Такума — пожилой снайпер с гранатами, имеющий под боком ручную енотовидную собаку Куму, отвлекающей противников. Единственный не умеет атаковать в ближнем бою и перетаскивать трупы, ввиду своего почтенного возраста.

У всех персонажей есть аптечки и разовые усилители оружия дальнего боя. Также не все они одинаково преодолевают препятствия — одни не умеют плавать, другим не дано залезать по лозам растений, третьи не могут убить сильного противника в ближнем бою. Вместе все эти различия и особенности позволяют придумывать десятки тактических ухищрений, постепенно расправляясь с врагами на обширных картах.

Кажется, здесь кто-то шумел :)

Врагами выступают все те же знакомые «персонажи»:

  • Мобы-охранники — плохо дисциплинированы, легко отвлекаются и ведутся на ловушки.
  • Соломенные шляпы — опытные охранники, почти никогда не бросают свой пост, не ведутся на большую часть ловушек.
  • Самураи — элита в тяжелой броне, с первого удара убиваются лишь катаной Мугена, а в остальных случаях для их устранения требуются слаженные действия (ранение и моментальное добивание). Умеют раскрывать маскировку Аико, не реагируют на звуки и уловки.

Противников на уровнях очень много. Стоит протупить и вызвать тревогу, как на локацию сбегается с десяток мобов — этого достаточно, чтобы нажать на кнопку загрузки последнего сохранения. Кстати, сохраняться здесь нужно каждые несколько секунд, потому что ошибки возникают на каждом шагу и лишь имея многочасовой опыт, можно безукоризненно продвигаться по уровням. 

Мирных жителей тоже можно убивать — они способны вызвать тревогу, если рядом окажется сочувствующий солдат. Суровые времена, что поделать...

Сложно ли играть? Все зависит, как ни банально, от уровня сложности. Установив максимальный, вы будете продумывать буквально каждое движение, детально изучать каждый метр карты, предугадывая возможные последствия. Не говоря уже о необходимости выжимать максимум из способностей персонажей. На среднем и легком уровнях задача упрощается, но ошибки все равно часто бывают фатальными. 

«Рэмбо» вы здесь не станете ни при каких обстоятельствах (разве что, его вариацией из первого фильма, где Джон предпочитал пулеметам стелс). Но идеальной игру не назовешь. 

Способные плавать персонажи летают под водой со скоростью торпеды. 

Искусственный интеллект хоть и грамотно использует особенности местности, часто противников можно «эксплуатировать». Например, на открытой местности можно вызвать тревогу в одном месте, собрать всех стражников с округи и спокойно пробежать к цели другим персонажем. Правда, даже такая «эксплуатация» выглядит вполне уместно и не выбивается на фоне других ухищрений. 

Из деталей, которые немножко напрягают, могу отметить неумение персонажей оптимально перемещаться на местности. К примеру, приказав герою плыть на противоположный берег соседнего острова, я наблюдал, как он начинает огибать его по всему периметру, не покидая воду. Хотя, он мог бы в два раза сократить путь, высадившись на ближайшем берегу и добежав до точки по суше. 

Головоломка, которую очень приятно решать.

Также, герои не умеют спускаться и подниматься по лестницам, если просто отправляешь их на другой уровень локации — приходится каждому лично показывать лестницу, чтобы он додумался, что же я требую. С одной стороны, такова особенность механики. С другой — напрягает.

Ну и последняя «жалоба» — многовато игровых условностей. Квестовые предметы часто находятся в странных местах, враги не замечают персонажа в полуметре за своей спиной (пускай он крадется и не попадает в поле зрения, но все равно его должно быть слышно). Но все эти минусы перекрываются хорошей продуманностью локации и широкими возможностями ИИ — враги могут прислушиваться к жалобам местных жителей, умеют разыскивать героев по следам на песке, быстро реагируют на сильный шум. 

Графика и оптимизация

Графика ничуть не поменялась — вы увидите все ту же рисованную, слегка мультяшную картинку с неплохой детализацией. Визуал простенький, но благодаря этому отлично видны различные объекты и глаза не разбегаются. Да и системные требования низкие. 

В следующей миссии знакомый корабль стал густонаселенным и пути передвижения изменились — пришлось адаптироваться. 

Проблем с оптимизацией нет, игра моментально грузилась, ни разу не вылетала, с багами не встречался, FPS не проседал. 

Выводы

Shadow Tactics: Blades of the Shogun - Aiko's Choice — отличный подарок для фанатов оригинала и любителей стелс-тактики, вроде Desperados, Commandos и Partisans 1941. Дополнение сложно назвать масштабным, геймплейных изменений я не заметил. Но как продолжение истории интересного персонажа — очень даже ничего. 

Если на релизе в дополнении не будет подробного вступления, крайне рекомендую сыграть в оригинал и лишь потом изучать историю Аико. Мне игрушка понравилась и я с удовольствием провел в ней несколько часов, порой пригорая от собственной глупости :)

Тестовая машина редакции RBK Games
NZXT-Computer ПроцессорIntel Core i5+8500 с Optane 16Gb
 Охлаждение NZXT Kraken X72
 RAM памятьCorsair DOMINATOR PLATINUM RGB DDR4
 SSD ДискSSD Corsair Force Series Gen.4 PCIe MP600
 Системная плата  Gigabyte Z390 UD
 ВидеокартаAorus GTX 1080ti
 Блок питанияCorsair RMx Series RM650x
 КорпусNZXT H700i
 МониторMSI Oculux NXG251R
 
аватар
С оригиналом знаком, но дело давнее и фанатом как ни странно я не стал. Может я конечно заинтересуюсь этой частью, но если это будет бюджетно и качественно :) (ишь чего захотел:) )
аватар
"стелс-тактики, вроде Desperados, Commandos и Partisans 1941" могут впечатлить моего МЧ, а я как то не загорелась посмотреть это даже прочитав очень интересный обзор
аватар
Нуу такое.. на любителя.. как по мне то игра явно не дотягивает до современных требований.
аватар
Мне понятно что разраб хочет срубить денех и за оригинал. Но погнавшись за двумя зайцами может не поймать ни одного. У меня нет оригинала. А раз я вряд ли пойму новую часть без оного...... То мимо
аватар
эх ни как не привыкну к такому виду... так бы поиграл. от скуки
аватар
я не фанатка оригинала это точно, потому вряд ли захочу поиграть в продолжение