Обзор Serious Sam: Siberian Mayhem — не идеально, но терпимо

Я бродил по заводам, подземельям, болотам, деревушкам и советскому городку, стрелял из арбалета и лучевой пушки, катался на танке и резал врагов бензопилой — в обзоре Serious Sam: Siberian Mayhem.

Спустя почти два года после релиза Serious Sam 4, который мне очень даже понравился, вышло самостоятельное дополнение Siberian Mayhem. В нем Сэма забросили в суровую Сибирь. Что из этого вышло? Сейчас расскажу.

Вступление

Разработчиками дополнения стали не Croteam. Но и не какая-то сторонняя студия, которая не имеет к Сэму никакого отношения. Кто же тогда? Все очень просто — новинку разработали российские моддеры из Timelock Studio. До этого они много лет выпускали весьма качественные моды для различных частей Serious Sam. 

Карта «Muhosransk» авторства Ded Kadath

После выхода четвертой части ребята из Timelock Studio показали Croteam наработки и рассказали об одной очень смелой идее — отправить Сэма в Россию. Идея была принята с восторгом и в итоге мы получили одно из самых необычных дополнений в истории серии.

Модификация Red Day: Episode One авторства Ded Kadath

Интересно, что это не первая попытка участников Timelock Studio перенести события игры на постсоветское пространство. Один из ключевых сотрудников студии под ником Ded Kadath уже выпускал несколько лет назад атмосферную карту Muhosransk и модификацию на 50 минут геймплея Red Day: Episode One, в которой нужно было уничтожать орды Ментала на территории бывшего Советского Союза. Так что, если вам понравится это дополнение, можете зайти в Steam и найти там эти моды.

Теперь перейдем к обзору дополнения Siberian Mayhem.

Сюжет

Здесь он более скудный, чем в оригинальной четвертой части. И это вполне логично, ведь сюжетка состоит всего из пяти миссий. Однако, проблема еще и в уровне постановки кат-сцен. Зачастую они представляют собой статичную камеру с говорящими героями и длятся около минуты. В «четверке» качество постановки было куда выше, хотя и там оно не дотягивало до AAA-уровня.

Для такого сеттинга Сэм одет слишком легко. Поэтому я переодел его в деда Мороза (благо, в меню есть много костюмов и дополнительных моделей).

Здесь же сюжет рассказывается буквально в двух словах. А те, кто не играл в основную игру, вообще ничего не поймут. Если вкратце, действие происходит в середине кампании «четверки». Сэм попадает в Россию и узнает о том, что генерал-предатель Брэнд со Святым Граалем отправляется в Сибирь, чтобы передать артефакт Менталу. Не желая мириться с поражением, Сэм отправляется в погоню.

Завязка звучит достаточно интересно. Вот только погоня реализована не так увлекательно, как могла бы. Сам генерал Брэнд в его демоническом облике появляется лишь ближе к концу. Причем, он находит героя сам. Остальное время Сэм бродит по Сибири и пытается найти дорогу, пользуясь посильной помощью местного сопротивления. «Я потерялся, но не отчаялся» — примерно такой лозунг звучит в голове у протагониста. 

Наверное, атмосферно. Но, блин, дополнение короткое, хотело бы увидеть достопримечательности, а не природу. Хотя, для западного геймера это экзотика, так что, придирка скорее личная. 

Но, как бы я не придирался к простоте, скудости и неинтересности сюжета, игры серии Serious Sam совершенно не об этом. Сюжет здесь — лишь оправдание, чтобы вновь и вновь лупить подчиненных Ментала из всевозможного оружия. 

Сеттинг

Здесь уже поинтереснее, хотя и не без огрехов. Дополнение начинается на ледяном берегу, что вполне аутентично. Выбравшись, Сэм оказывается на нефтеперерабатывающем заводе. Чего-то душевного и близкого сердцу я там не увидел — разве что надписи и плакаты на русском языке напоминали, что действие происходит в России. 

Завод вроде бы аутентичный, но чего-то уникального в нем нет, стандартные индустриальные виды. 

После завода Сэм бродит по болотам и полям, встречает полуразвалившиеся деревушки. Вроде бы понятно, что так разработчики хотели показать бескрайние просторы Сибири. Но достопримечательности где? Хоть какие-то элементы, которые могли бы ярко выделить этот сеттинг на фоне остальных в серии — где? Да, по пути встречаются церквушки, избушки, но не более.

Иногда виды действительно крутые, но лишь при правильном освещении и под грамотным углом. 

Итого, две трети игры сеттинг скорее напоминает сибирский регион России, но ни в коем случае не передает его культуру, атмосферу, настроение. Лишь в конце, когда ты попадаешь в городок-призрак с постройками советских времен, возникает хоть какая-то ностальгия. 

Практически спасаю родной двор :)

Всего несколько минут я ощущал себя дома и с искренним любопытством изучал каждый уголок локации. Остальное время просто бежал вперед, потому что глазу не за что было зацепиться.

Дом почти как у меня. Но хотелось бы большего разнообразия деталей — два балкона и три окошка, размноженные по всему периметру, выглядят дешево и странно. 

Геймплей

Теперь по порядку о различных аспектах геймплея, которые отличают дополнение от оригинала.

Миссии

Сюжетные миссии просты до невозможного — дойди до точки, чтобы пройти дальше. Второстепенные же таят в себе долю интереса, потому что с ними связаны различные пасхалки. Например, в одной из локаций я обнаружил горстку демонов, которые в подземной комнате злобно хихикали возле голограммы земного шара. Убив их, я получил ачивку «Раскрыт всемирный заговор». 

Логово таинственных заговорщиков.

В другой локации в глубокой пещере обнаружил портал. Телепортировавшись, оказался в ледяном логове двух гигантских монстров. Битва с ними была очень тяжелой и я даже вспотел, несмотря на низкую температуру в комнате. Монстры быстро двигались, швырялись глыбами льда, норовили меня раздавить и выглядели очень устрашающе, имея при этом солидный запас хитпоинтов. Сэм, конечно, всякое видал на своем веку, но такие встречи явно остаются у него в памяти :)

Зачем я прыгнул в портал? За весельем, конечно! 

Но такие миссии — редкость. Поэтому сказать, что они вытянули на себе весь геймплей, нельзя. Возможно, я пропустил парочку секретов, но вряд ли они бы поменяли картину. 

В одном подземелье были «вайбы» из серии Metro, а местные жуки-прыгуны напоминали о Half-Life. Но у меня был «калаш», поэтому я не боялся. 

В оригинальной «четверке» задания были куда более разнообразные, несмотря на похожую схему «прибеги-перестреляй-беги дальше». Обыгрывались различные ситуации, возникали нежданчики и т.д. Тут все проще и прямолинейнее.

Враги

Пул мобов пополнился новыми «красавчиками», вроде прыгающих огнеметчиков и шустрых гренадеров. Но механически они мало чем отличались от предшественников. А вот боевая башня — это действительно нововведение. Такие штуки встречались на крупных открытых локациях и доставляли попе боль. 

Адская башенка

Башни умеют стрелять из пулеметов, вызывать ракетный обстрел и спавнить мелких мобов. Чтобы их уничтожить, приходилось сначала разрушать турели, а затем поджидать момент, чтобы расстрелять биомеханический реактор. И все это под жестким обстрелом со всех сторон. Веселья было немало, за это я разработчикам благодарен. Особенно интересно было благодаря наличию в таких миссиях транспорта.

Транспорт

Учитывая сеттинг, появление снегохода выглядело логично. Хотя по ощущениям он мало отличается от того же мотоцикла из «четверки». Никаких бонусов не дает, чего-то необычного с ним делать нельзя. Просто едешь и все.

Танк. Просто танк. 

Танк — сложно назвать его транспортом, но ведь я проехал на нем несколько километров, периодически уничтожая целые дивизии врагов. Так что, он вполне подходит в эту категорию. Танк крутой, стреляет из пулемета и пушки, выдерживает прямые попадания из ракетниц — красота! 

Я согласен с Сэмом. Фантазия у наших моддеров безграничная :)

Мех с бензопилой — да, и это тоже транспорт! И не спорьте! На механических ногах я преодолел огромные пространства. И не просто шел, наслаждаясь красивыми видами, но и регулярно делал фарш из мобов при помощи огромной бензопилы. Ракетницы у меня тоже были, но ближний бой показался куда более приятным (я не маньяк, честно!).

Головоломки

В укромных уголках встретил парочку головоломок, решив которые, получил доступ к приятным ништякам, вроде сюжетных предметов и дополнительного оружия. Паззлы простенькие, из разряда «соедини цепочку, чтобы по ней прошла энергия». 

Головоломка заняла меня где-то на минутку. И это хорошо — напрягать мозг эта игра и не должна, особенно, когда заходишь в нее, чтобы отдохнуть. 

Еще в одной головоломке нужно было клацать на лампочки и подбирать цвета. Ее я решил методом тыка всего за десять секунд — повезло наверное. 

Оружие

А вот и самый главный источник кайфа. Пускай танк и мех были крутыми, но именно благодаря новым видам оружия я получил большую часть удовольствия. Разработчики добавили АК, энергетический арбалет и лучевую пушку. «Калаш» — просто конфетка, бегал с ним большую часть времени. 

АК — сеет смерть направо, налево и немножко по воздуху. 

Арбалет страдал из-за недостатка боеприпасов, но мочил даже толстых врагов с одного или пары попаданий. 

Арбалет хорош, но слишком имбовый, поэтому зарядов у него маловато.

А вот лучевая пушка — это просто «бомба-ракета»! Прожигала мобов насквозь вне зависимости от расстояния и количества хитпоинтов, да и зарядов для нее было выше крыши. Короче, было круто.

Лучевая пушка — прожигает и разрывает, мясо летит во все стороны. 

Вот только и здесь есть жалоба. Разработчики дополнения пошли по классическому пути серии. То есть, давали оружие постепенно, по мере прохождения. Из-за этого чуть ли не половину дополнения я бегал с простым шотганом и скучной ракетницей. В полноценной игре это терпимо и логично — 5 миссий из 15 бегаешь налегке, а потом начинается хаос. Здесь же полноценный кайф был лишь ближе к концу, и это большое упущение. Я бы дал весь арсенал с первых минут и устроил побоище космического масштаба — атмосфера от этого точно бы выиграла.

Графика и оптимизация

Движок остался прежним, каких-то существенных изменений я не заметил. Системные требования тоже не поменялись. Для тех, у кого «четверка» шла нормально, это хорошие новости. А тем, кто мучался от просадок FPS, придется мучаться дальше. Дополнительной оптимизации не было, производительность осталась спорной. 

Провинциальный постапокалипсис

Сэм — это не про графоний. Даже взрывами ты особо не наслаждаешься. Удовольствие приносит убойный геймплей, крутое оружие и огромное количество монстров на арене. Следовательно, даже на нормальных ПК хочется убрать графику в ноль и получить сотню-другую FPS. 

Топтать меня вздумал?!! Ну, погоди! 

К сожалению, на текущем движке это крайне неприятно, потому что графика становится не менее качественной, а буквально картофельной, невыносимой. Постоянные подзагрузки объектов и текстур, дребезжащие тени, ужасное освещение — никакой FPS такого не стоит. Так что, минималки здесь не вариант. 

Выводы

Serious Sam: Siberian Mayhem — дополнение исключительно для хардкорных поклонников Сэма. Если вы любите приключения этого харизматичного засранца, то и здесь вы будете удовлетворены. Сюжет, конечно, слабоват, персонажи плохо раскрыты, миссии однообразные и система оружейного развития слишком медленная. Но последние две главы — крутые, ради них стоит «страдать». 

Бравые русские, с которыми я прошел пару миссий — отчаянные ребята, почти их полюбил. Если бы только их персонажи были глубже раскрыты… 

Если же вы не знакомы с Сэмом или прошли четвертую часть и моментально о ней забыли — дополнение не вызовет у вас никаких эмоций. Вы пробежите его за 5-7 часов, постреляете, возможно несколько раз улыбнетесь, но не более. Однако, если вам больше негде пострелять, за 500 рублей это не худший способ провести парочку вечеров. 

Тестовая машина редакции RBK Games
NZXT-Computer ПроцессорIntel Core i5+8500 с Optane 16Gb
 Охлаждение NZXT Kraken X72
 RAM памятьCorsair DOMINATOR PLATINUM RGB DDR4
 SSD ДискSSD Corsair Force Series Gen.4 PCIe MP600
 Системная плата  Gigabyte Z390 UD
 ВидеокартаAorus GTX 1080ti
 Блок питанияCorsair RMx Series RM650x
 КорпусNZXT H700i
 МониторMSI Oculux NXG251R
 
аватар
Серия про Сэма мне нравится. Эта часть хоть и имеет недостатки, они скажем так субъективны в некотором роде. За 500 деревянных можно в эту часть "пострадать" как сказал автор :)
аватар
Отправила читать статью своего МЧ, это его жанр ему и решать
аватар
а разве есть на сегодня ИДЕАЛЬНО ????? так нет же! а терпимо это уже почти идеально в нынешних условиях :) сэм это хорошо! пусть фанаты радуются
аватар
Ну вот так видят Сибирь за океаном. с этой стороны по сути придраться не к чему . ))