Обзор Serious Sam 4 — нет проблемы, которую не решит пушка!

Тысячи противников на поле боя, кровь и кишки, классические пушки и новые виды врагов, ручные черные дыры и ядерная боеголовка в кармане — в обзоре Serious Sam 4.

Серия Serious Sam родилась 21 марта 2001 года трудами скромной хорватской студии Croteam. Ребята решили возродить концепцию классических шутеров девяностых. Но, имея в руках более современные технологии, они значительно ее расширили. Вместо узких коридоров и десятков врагов они сделали огромные арены и выпустили в сторону игрока сотни агрессивных монстров. Идея была воспринята на ура и первая часть, Serious Sam: The First Encounter, получила множество положительных отзывов и неоднократно была названа лучшей игрой года. 

Serious Sam: The First Encounter

Вместо сиквела в 2002 году Croteam выпустили независимое дополнение Serious Sam: The Second Encounter на том же движке, но с еще большим количеством врагов и более разнообразными локациями. Успех не заставил себя ждать, хвалебные отзывы посыпались снова. В 2010 году, кстати, вышел ремейк The Second Encounter на движке Serious Sam 3.

Ремейк Serious Sam: The Second Encounter

Вторая номерная часть серии добралась до магазинов в 2005 году. И хотя она в целом сохранила атмосферу оригинала, чересчур мультяшная графика и обилие не самых талантливых шуток подпортили впечатление. Поэтому сиквел приняли не так тепло, как первые две игры.

Мультяшный Serious Sam II

Хорошенько поразмыслив над причинами мини-провала, Croteam взяла паузу и выпустила третью часть лишь в конце 2011 года. Передышка пошла команде на пользу. Дух оригинала вернулся, графика стала более-менее реалистичной и атмосферной, к Сэму вернулось нормальное чувство юмора. Да и сюжет порадовал фанатов, ведь триквел по сути был приквелом первой части, в котором Земля все еще вращалась вокруг Солнца и не подозревала, что однажды ее уничтожат при помощи Луны. В то время журналисты и геймеры называли третью часть «Возвращением короля». 

Serious Sam III

И вот, в 2020 году вышла четвертая номерная часть. За прошедшие десять лет Croteam занималась мелкими спин-оффами серии, выпускала сторонние проекты (The Talos Principle, SCUM). А потом получила бюджет для возрождения Серьезного Сэма. Я успел поиграть до релиза, в еще не пропатченную версию. Но уже могу с уверенностью сказать — Король вернулся во второй раз! Надеюсь, надолго.

Сюжет

Четвертый «Сэм» — это приквел приквела двух первых частей. Да, запутанно, но на этом принципе основывается вся серия. Игрокам не нужно думать. Им нужно знать, где враги, почему они враги и где взять пушки для их уничтожения. Но если вам интересно, то в четвертой части рассказаны события, предшествующие третьей. То есть, вы увидите первое вторжение Ментала — древнего титана, жаждущего завоевать и искоренить всех на своем пути. В третьей части события происходят через три года после первого вторжения. Именно там Земля взрывается после падения Луны, а Сэм спасается, прыгнув в портал времени. Ну а в первых двух частях Сэм куролесит по галактике и пытается надрать зад Менталу, который успешно от него убегает.

Первый взгляд на финального босса в самом начале

Теперь вернемся к Serious Sam 4. В отличие от предыдущих игр серии, здесь более масштабный и проработанный сценарий. Появились сразу несколько второстепенных персонажей, диалоги стали длинными, шутейки и прибаутки много раз вызывали смех. Все это было дополнено неожиданными поворотами сюжета и даже драматическими моментами. Похоже разработчикам понравилась идея Игры Престолов, где ключевые герои гибли на каждом шагу. Так что, совет — не привязывайтесь к бойцам, с которыми вы будете воевать в первых миссиях. Иначе будет грустно. Как мне.

Казалось бы, драма в боевике, который посвящен вечно неунывающему и отпускающему шуточки суперсолдату, должна быть неуместной. Но она вклинивается очень внезапно и вовремя. Из-за гибели одного из самых милых персонажей я даже проникся искренней ненавистью к злодею, который до этого казался мне каррикатурным и не особенно интересным. 

И хотя порой в диалогах проскакивает кринж, а некоторые шутки заезжены, в целом сюжетка четвертого Сэма мне понравилась. Она в меру интересная и грамотно мотивирует к действию. А большего убойному шутеру от первого лица и не требуется.

Сеттинг

Действие происходит на Земле. А именно, на территории Италии и Франции. Спасибо, что хоть здесь США — не центр вселенной :) Взяв за основу эти страны, разработчики провели главного героя по самым интересными культовым локациям. Я сразился с монстрами в Колизее, вызвал очередное извержение Везувия, взорвал Ватикан, залил кровью врагов Версаль. Короче говоря, побывал на увлекательной экскурсии, не выходя из дома. 

Задний план иногда впечатляет. Даже слишком. 

Очень понравилось разнообразие сеттингов. Сначала бегаешь по городу, затем попадаешь на древние развалины, а после выбираешься из вызванного вулканом огненного ада. Отправляешься в Ватикан, бегаешь по зеленым полям Франции, а в конце становишься свидетелями величайшей битвы в истории человечества. 

Визуально и стилистически игра постоянно предлагает что-то новое. Хотя, несмотря на это, окружение все еще выглядит, как декорация для арен с монстрами. Да, графика стала заметно лучше, масштаб увеличился, задние фоны оживляют мир игры. Но до реализма современных AAA-проектов Сэму далеко. Для кого-то это минус, но для меня, как фаната серии — огромный плюс. Потому что ничего не отвлекает от самого главного — расстрела огромных инопланетных армий!

Геймплей

Это классический Serious Sam — аренный шутер от первого лица. Правда, появился вид от третьего, который может понравится некоторым ньюфагам. Но тот самый кайф появляется только когда камера отправляется в район головы Сэма и на экране видна лишь пушка. 

Локации и миссии

Как и раньше локации делятся на несколько участков — коридоры, мелкие арены и крупные арены. В коридорах зачастую разбросан лут и встречаются одиночные враги. На мелких аренах нападают десятки противников — при входе в них все двери закрываются и приходится выживать. Крупные арены отведены для побочных миссий и финальных для каждого уровня противостояний.

Один из персонажей — явная отсылка к отцу Григорию из Half-Life 2. 

Побочные миссии — интересное нововведение. Геймплейно они не предлагают ничего нового. Просто бежишь к цели, активируешь триггер, уничтожаешь дивизию врагов и забираешь «подарок». Среди «подарков» — апгрейды для оружия и гаджеты. Апгрейды расширяют возможности стандартных пушек (например, позволяют стрелять гранатами из подстволки дробовика). 

Гаджеты

Гаджеты куда интереснее — есть отвлекающая врагов голограмма, замедлялка времени, энергетик для ускорения бега и стрельбы, воскрешалка, ручная черная дыра и даже установка с ядерной боеголовкой. Все это в разы усиливает удовольствие от прохождения. 

Красоты Италии — вторым Ассассинскридом запахло :)

Но есть претензия — гаджеты не бесконечные и их очень мало. К примеру, я получил замедлялку времени. Но из описания не совсем понял, как она работает. Активировал, посмотрел на эффект, обрадовался, раскатал губу, а потом увидел, что у меня остался всего один заряд. То же и с черными дырами — их всего три. Справедливости ради стоит отметить, что второстепенных миссий много и некоторые гаджеты встречаются по ходу игры несколько раз. 

Громила с молотом — новый враг, убивается только со спины или из гранатомета.

Но их все равно мало. Возможно из-за дисбаланса, который они вносят. Ведь черная дыра и ядерная боеголовка моментально сносят всех врагов на арене, а замедление времени превращает противников в почти неподвижные мишени из тира. Возможно, разработчикам стоило добавить в меню настройку с бесконечными/конечными гаджетами, чтобы каждый выбрал что-то свое. Но даже если она не появится, фанаты порезвятся в редакторе (об этом позже).

Оружие

Итак, с локациями все понятно, с гаджетами тоже. А что там по пушкам? Все классическое оружие вернулось в полном объеме. Пистолет с бесконечными патронами, дробовики, винтовка, лазерный пулемет, многостволка, ракетницы, снайперка, средневековая бомбарда — как я по этому скучал! Доступ к вооружению открывается постепенно. Как и раньше, оно работает по принципу «камень-ножницы-бумага». 

Сайд-квест — бегал по ним редко, в основном за черными дырами.

Для каждого врага свое оружие. Конечно, стрелять можно из чего угодно по кому угодно. Но когда на тебя бежит сотня-другая монстров, приходится думать и вовремя переключаться на эффективную пушку. К примеру, мясо легче расстреливать из пулемета и винтовки, крупный рогатый скот и скелеты отлично ложатся от дробовиков, для крупных врагов идеальны ракетницы и пушка, для летающих тварей подходит снайперка. Благодаря этому в Сэме, о ужас, нужно думать и грамотно оценивать ситуацию. А не просто бежать вперед, как в каких-нибудь «калофдютях». Каждый ХП (в зависимости от уровня сложности) на счету, то же касается патронов. 

Враги

С оружием ничего нового не придумали, если не считать боевых гаджетов. Плохого в этом ничего нет — формула вооружения Сэма работает уже двадцать лет и менять ее нет смысла. А как насчет врагов? Ведь их разнообразие держит интерес к происходящему на плаву. Что ж, новые противники есть и они очень даже интересные.

Часть из них относится к классу порабощенных жителей земли — это солдатики с автоматами, гранатами, снайперками и щитами. Я называю их мясом, но в большом количестве они очень опасны. Особенно щитоносцы — напрямую их не пробьешь, приходится использовать гранаты или атаковать врукопашную. 

Папамобиль — слегка модифицированный, как вы могли заметить. 

Среди инопланетян из новичков отмечу летающих вампиров, бронированных увальней с молотами, полчища зергов (не помню их в прошлых частях). Остальной «бестиарий» состоит из знакомых персонажей — зомби-быков, скелетов, безголовых камикадзе, многоруких ящериц, двуногих биомехов и громадных двуногих гигантов. 

Прокачка

В «Сэма» завезли прокачку. Но не волнуйтесь, ролевухой тут даже не пахнет. Главный герой всего лишь научился открывать перки, подбирая на уровнях специальные артефакты. Перков чуть больше десятка, они открывают новые возможности. Например, можно выбивать из врагов аптечки, пополнять хитпоинты после атаки в ближнем бою, седлать крупных монстров, бить врагов предметами окружения (например, дорожными знаками), стрелять из двух рук. 

Просторы Франции

Самыми полезными перками мне показались те, которые выбивают из врагов амуницию и позволяют стрелять на бегу. Остальное — второстепенный фан, который не актуален для крупных аренных сражений. 

Особенности

Сэм ничем не хуже Думгая. Он умеет разрывать лица, прокалывать глаза и ломать кости всем врагам. В прошлых играх были намеки на эту механику, но тут ее раскрыли по-полной. Только нужны соответствующие перки. Выглядит прикольно, но когда на тебя бегут сотня-другая противников, лучше взять в руки пулемет или ракетницу. 

Появилось окошко выбора оружия — очень удобная штука. Можно быстро выбрать нужную пушку, а время в игре в этот момент замедлится. 

Собираю урожай

Добавили энциклопедию с перечнем вооружения, гаджетов, описанием персонажей и миссий. На ее основе также действует система, указывающая направление — для тех, кто заблудится.

Карты и в оригинале были очень большими. Но в четвертой части они просто огромные — площадь некоторых достигает 128 км². И хотя эти гиганты все равно делятся на участки с подзагрузками, впечатления великолепные.

Сэм теперь не только бегает пешком, но и использует транспорт. Самые безобидные его виды — мотоцикл и квадроцикл. Они нужны исключительно для поездки к чекпоинту. Что интересно, физика у них заметно лучше, чем в Watch Dogs :) Из смертоносных видов транспорта представлены комбайн, разрывающий врагов на куски, и огромный мех с ракетами, пулеметом и возможностью засыпать поле боя сотней гранат. Было эпично, мне понравилось.

Быстрый и эффективный способ зачистки арены

Ну и самое интересное — система «Легион». Если верить разработчикам, они придумали, как добавить на одну локацию сразу более 100 тысяч противников. К небольшому сожалению, во всей красе она раскрывается только в финальной миссии, часть которой демонстрируется во вступлении. Можете посмотреть на ютубе — это зрелище впечатлит вас сильнее битвы из Мстителей. А все остальное время вы будете видеть перед собой в лучшем случае 200-300 врагов. «В лучшем случае» — звучит, словно я недоволен. Хотя на самом деле противников в четвертой части в разы больше и сражения с ними по зрелищности не уступают обороне Зиона из Матрицы. 

Атмосфера и оптимизация

Даже с учетом графики уровня 2010-2015 годов, Serious Sam 4 — захватывающий боевик. Энергичная музыка, куча спецэффектов, тестостероновая мощь Сэма, уместные шутки, неплохо проработанные локации — у Croteam получился достойный приквел приквела :)

Случайно нашел ПК с текстовым квестом — поклацал, почитал, посмеялся и вам советую.

Насчет оптимизации ничего сказать не могу. Я играл в дорелизную версию и знал, что в день выхода будет крупный патч с исправлениями. В целом, оптимизация неплохая, сильных просадок я не заметил. Баги почти не встречались — для игры такого масштаба очень даже неплохо. Настроек графики оказалось очень много, даже слишком. Но я сначала поиграл на ультрах, а затем снизил настройки, чтобы показатель FPS перевалил за сотню — для такого шутера это идеальный вариант. Все-таки, здесь главное — удобное управление, а не графон. 

Выводы

Дюк Нюкем? Думгай? Да они и в подметки Серьезному Сэму Стоуну не годятся. Да, Нюкем давит на ностальгию, а DOOM впечатляет превосходным графоном. Но Сэм — это квинтэссенция всего самого зрелищного, эпичного и крутого, что можно встретить в аренном шутере. Один на один с полчищами врагов, динамичный геймплей, никакого кемпинга, переизбытка абилок и донатов — это классический, убойный, мясной, даже в некотором смысле расслабляющий шутерный экспириенс. Для меня это одна из самых ярких игр года. Хотя, из-за не самой топовой графики и отсутствия фан-сервиса, многомиллионные продажи ей вряд-ли светят.

Сэм побывал в России. И даже не столкнулся с клюквой. Респект. 

Приятно, что разработчики собираются активно поддерживать проект после релиза. Например, они хотят разнообразить многопользовательский режим (сейчас это просто кооп). Самым же ожидаемым дополнением станет инструментарий для моддинга, который выйдет через пару месяцев — фанаты обязательно создадут десятки крутейших арен и выжмут возможности системы «Легион» до последней капли. 

А пока я завершаю обзор и возвращаюсь в Serious Sam 4, чтобы еще раз испытать самые яркие моменты одиночного прохождения. А вам, если вы любите одиночные шутеры, от всей души советую приобрести копию игры и испытать свои навыки защитника Земли. Только не ставьте сразу максимальную сложность, иначе извержению из вашей пятой точки позавидует сам Везувий :)

Игра тестировалась на нашей белой сборке Corsair
NZXT-Computer ПроцессорIntel Core i5+8500 с Optane 16Gb
 Охлаждение Corsair Hydro Series H60 (2018)
 RAM памятьCorsair DOMINATOR PLATINUM RGB DDR4
 SSD ДискSSD Corsair Force Series Gen.4 PCIe MP600
 Системная плата  Gigabyte Z390 UD
 ВидеокартаNVIDIA GeForce RTX 2060
 Блок питанияCorsair RMx Series RM650x
 КорпусCorsair Carbide Series SPEC-OMEGA RGB
 
аватар
эээх . обязательно в эту часть Сэма поиграю . не то чтобы фанат . но все таки первые части . были пройдены и в свое время очень даже понравились .а потому считаю что эта игра того стоит чтобы уделить ей внимание
аватар
вот я совсем не фанатка пострелять. но судя по описанию и заразившись оптимизмом автора статьи... нет не поиграю, но наверное посоветую всем шутеристам отвлечься от стандартных командос и пострелять в удовольствие просто так