Вот и вышло долгожданное продолжение серии партийных ролевых игр Pathfinder от российских разработчиков из студии Owlcat Games. Сиквел получил название «Wrath of the Righteous» и уже достиг неплохих успехов — ворвался на первое место в ТОП продаж Steam, получил почти три тысячи отзывов (из них 82% положительные), порадовал фанатов и новичков.
Я тоже приобщился ко всеобщему мини-хайпу (мини, потому что игра все-таки нишевая и далеко не для широкой аудитории), в общей сложности наиграв около 20 часов. Для обычной ролевой игры, вроде Skyrim или Ведьмака, этого вполне достаточно, чтобы быстренько пробежаться по кампании и изучить основные механики. Но для Pathfinder: Wrath of the Righteous — это капля в море. Почему? Сейчас расскажу.
Предыстория
Куда же без экскурса в недалекое прошлое, когда на свет появилась первая часть серии — Pathfinder: Kingmaker. Разработчики собрали на Kickstarter около 900 тысяч долларов, чего им вполне хватило для переноса в виртуальный мир настольной игры Pathfinder. Не без огрехов, конечно, но хватило. Поклонники партийных RPG приняли проект тепло и с надежной, что их любимый жанр наконец возродится после долгих лет застоя. Более 18 тысяч отзывов в Steam, 78% из которых положительные, тому подтверждение.
Недавно стало известно, что продажи Kingmaker по всему миру превысили миллион копий. А значит, проект и дальше активно продается и вызывает интерес. И разработчики не прогадали, занявшись сиквелом.
Работа над продолжением, скорее всего, началась через несколько месяцев после релиза первой части, которую мы увидели 25 сентября 2018 года. Выпустив несколько крупных патчей, дополнений и образовав тем самым версию игры «Enhanced Plus Edition», разработчики принялись за сиквел.
Первое время они обходились заработанными на Kingmaker средствами, но в феврале 2020 года попросили у фанатов помощи — ребятам требовались какие-то «жалкие» 300 тысяч долларов. Воодушевленные фанаты набрали нужную сумму за первые 12 часов кампании! Но у разработчиков были и другие цели, поэтому закрывать кампанию они не стали. В результате, общая сумма вложений превысила 2 миллиона долларов! И знаете, после знакомства с Wrath of the Righteous я верю, что каждая копейка была потрачена по назначению.
Сеттинг и сюжет
Сеттинг остался прежним — фэнтезийный, основанный на артах оригинальной настолки. Разве что, действие перенесено на несколько лет после событий Kingmaker. Средневековые города и крепости, темные подземелья, яростные монстры, магия, таинственность, ощущение настоящего приключения — это лишь малая часть всех слов, которыми хочется передать атмосферу этой игры.
Что касается сюжета, то он не связан с предыдущей частью и все герои, линии и события абсолютно новые и самостоятельные. Для меня это большой плюс, потому что в Kingmaker я не играл, а учитывая масштаб сюжета, прямое продолжение показалось бы очень запутанным.
Спойлерами делиться, конечно же не стану. Поэтому о самом сюжете расскажу туманно, но чтобы вы хоть что-то поняли. Итак, главный герой попадает в столицу крестоносцев, борющихся с нападением демонов. На город нападает главный «демонюга», разрубает землю огромной косой, протагонист падает в подземелье и приключение начинается.
Главному герою, как избранному, суждено собрать вокруг себя группу единомышленников — тоже героев с уникальными способностями и характерами. Он должен выполнять второстепенные и основные квесты, а также управлять крестовым походом в роли главнокомандующего.
Сюжет многогранный. В игре очень много текста с подробными описаниями событий, окружающего мира, персонажей. Словно читаешь настоящий роман. Диалоги содержат в себе многочисленные варианты ответов — некоторые носят информационный характер, другие позволяют сделать выбор, который повлияет на развитие сюжета и персонажа.
Не скажу, что сюжет идеальный. При желании можно легко найти рояли в кустах, пришитые белыми нитками повороты, неоправданное поведение некоторых героев. Но мысли об этом приходят только когда начинаешь анализировать и думать о сюжете в отрыве от геймплея. Во время игры ты с головой погружен в происходящее и забываешь обо всем на свете (в том числе о пельменях, которые варятся вот уже полтора часа, пока ты увлеченно кромсаешь очередного моба в подземной библиотеке).
В итоге, могу уверенно сказать — сюжет написан с душой, диалоги писали профессионалы своего дела, читать приятно, интересно, увлекательно. Для ролевой игры, тем более такой — это чуть ли не половина успеха. И я утверждаю, что разработчики справились на пятерку (из пяти, конечно же).
Создание персонажа
Знаете, сколько времени у меня заняло путешествие от кнопки «Начать игру» до начала игрового процесса? Около часа. И это далеко не предел. Потому что Wrath of the Righteous предлагает подробнейшие настройки сложности и персонажа.
Сложность
По умолчанию в игре семь уровней сложности. От «Истории» до «Нечестной». Все они покрывают почти все потребности аудитории. Новички с удовольствием пробегутся по сюжету, не испытывая сложностей в сражениях и не занимаясь почти ничем, кроме исследования уровней и чтения диалогов.
Более опытные игроки на более-менее средней сложности узнают, что такое менеджмент ресурсов, будут глубже вчитываться в правила боевой системы, не раз погибнут на пути к цели и ощутят себя частью опасного приключения.
Те, кто считает себя профессионалами партийных RPG, имея опыт в похожих проектах, вроде Dungeons & Dragons, первых частей Baldur’s Gate, Pillars of Eternity и т.д., познают всю ярость демонов на суровой и нечестной сложностях. Они будут часами придумывать билд для персонажа, тщательно осматривать и изучать каждый предмет, обдумывать мельчайший ход в пошаговых сражениях. И не факт, что им суждено победить.
В дополнение к предустановленным сложностям, в игре есть настраиваемая сложность с десятками пунктов — ознакомившись с геймплеем, можно изменить только те параметры, которые вызывают дискомфорт. Да, сложность меняется прямо во время игры, что весьма удобно.
Редактор персонажа
Ох, а вот и самое интересное. Я привык к банальным редакторам персонажа, на которые меня подсадили всякие «Скайримы» и MMORPG. Выбрал внешность, класс, распределил очки навыков — вперед с песней!
А здесь так не получится. Самая простая часть создания персонажа — выбор портрета. Можно клацнуть по готовому арту или загрузить свою картинку. Дальше начинается Ад для новичка и Рай для фаната. Подумайте сами: в игре 12 рас, 25 классов, сотни заклинаний, десятки специализаций, да еще и мифические пути добавили. Все это комбинируется миллионами способов, благодаря чему получаются по-настоящему уникальные персонажи.
Каждый класс, раса, специализация, заклинание, путь имеют описание и существенно влияют на геймплей. Не только на сражения, но и на исследование мира, поведение персонажа в диалогах. Чтобы прочитать все описания в редакторе, уйдет не меньше часа. А ведь потом нужно еще выбрать.
На легкой сложности, благо, можно взять одного из заранее созданных разработчиками персонажей. На средней уже нужно думать. На максимальной придется вычислять вычислять идеальный билд, минимальное отклонение от которого принесет в дальнейшем массу проблем.
Так что, не пугайтесь. Если вас интересует только сюжет и базовая боевка, берите случайного персонажа и бегайте. Хардкорщикам тоже будет приятно — они смогут буквально жить в этом редакторе и предвкушать шикарное приключение.
Боевка
Здесь два режима боя — в реальном времени и пошаговый. Какой выбирать — зависит от вас. В реальном времени персонажи бегают строем и сражаются одновременно, почти автоматически — главное, прожимать паузу и вовремя жать на заклинания и указывать приоритетные цели. В пошаговом режиме появляется очередность ходов и полный контроль над персонажами.
Бои, как и любые другие активности в мире игры, основаны на ролевой игровой системе d20. Это значит, что игра каждый раз проверяет параметры персонажей и бросает виртуальный кубик с двадцатью гранями — результат зависит от предустановленных требований к выпавшему числу.
Новичкам от этого ни холодно, ни жарко — на низкой сложности кубик почти всегда на стороне игрока и просчитывать варианты его падения нет смысла. А вот на хардкоре нужно чуть ли не таблицы вручную рисовать, чтобы иметь хотя бы малейшее представление об исходе того или иного сражения (события, действия).
В целом боевка нареканий не вызывает. Бойцы ведут себя адекватно, заклинаний тьма-тьмущая, разнообразие противников тоже вызывает восторг. Лично я пробовал играть на низкой и средней сложности. На низкой сражался в реальном времени, чтобы лишний раз не увлекаться боями, отвлекаясь от сюжета. На средней предпочитал пошаговый режим, потому что в нем куда больше контроля.
Окружающий мир
Пролог проходит на карте разрушенного города. Берешь квесты в хабах, отправляешься на карту и двигаешь фигурку героя в разных направлениях. Нередко возникают случайные встречи, в том числе с противниками.
Основная игра связана с крестовым походом против демонов. Главный герой отыгрывает сразу две роли — персонажа с отрядом и главнокомандующего. Вместе с отрядом он выполняет квесты, а как командующий — посылает армии на битвы с демонами и захват аванпостов. Во время крестового похода открывается карта всего игрового мира. Можно набирать рекрутов в армии, возводить постройки на аванпостах и в крепостях, принимать различные решения.
Бои с армиями демонов проходят на полях в клеточку и напоминают аналогичные из Героев — войска состоят из отрядов, представленных фигуркой с цифрами. Двигаешь, нападаешь, используешь заклинания. Первое время весело, затем начинается скучный гринд. Благо, управление крестовым походом можно отключить и он будет проходить где-то на фоне, пока герой бегает со своей командой и выполняет квесты.
Локации — внимание к деталям и разнообразие
Локации делятся на основные, в главных и второстепенных миссиях, и случайные, например, для неожиданного боя с противником, который появился на дороге. Случайные проработаны слабо, но это логично. Их главная задача — стать полем боя или встречи для диалогов.
Основные же локации — «шикардос», другого слова не подобрать. Попадаешь на старт и осознаешь, что впереди десятки комнат, коридоров и арен для исследования.
Секреты на каждом шагу, можно случайно пройти сразу к цели или полчаса блуждать по округе, пытаясь найти нужный путь. То и дело встречаются ловушки, мини-боссы, головоломки. Хватает и неожиданных встреч со второстепенными и главными персонажами.
Каждая крупная локация — отдельное приключение, после прохождения которого ощущаешь, что совершил подвиг. А ведь таких локаций десятки (а по моим ощущениям — сотни).
А ведь я еще не рассказал о возможности обустраивать лагерь для отдыха с готовкой пищи и приготовлением зелий, милом общении с торговцем-скелетом, опасном для жизни паркуре, стелсе и многом другом. Но я прошу прощения — для детального и максимально полного описания этой игры нужно написать книгу. И это не преувеличение!
С другой стороны, если вы пройдете хотя бы часть сюжета на легкой сложности и втянетесь, совсем скоро захотите повысить сложность и будете с удовольствием изучать гигантский мир Wrath of the Righteous. И буквально каждые полчаса будете узнавать что-то новое, удивляясь, улыбаясь, печалясь, вдохновляясь и испытывая десятки других ярких эмоций.
Графика и баги
Здесь кратко. Графика заметно улучшилась по сравнению с Kingmaker и выглядит очень современно. Не топовый топ, но картинка красивая. Баги встречались — проходы не открывались, персонажи застревали в текстурках. Но за два десятка часов геймплея я их видел всего пару раз, что весьма крутой показать для столь масштабного проекта.
Оптимизация и вовсе отличная — на максималках никаких лагов и проседаний, а загрузки на SSD и вовсе занимают десять секунд (слышал, в Kingmaker с этим были огромные проблемы.
Выводы
Pathfinder: Wrath of the Righteous — это не игра в обычном понимании. Ее можно назвать платформой для приключений. Имея основу в виде главного сюжета, она не ограничивает и с каждым новым билдом предлагает уникальный ход событий, приводящий к разным результатам. Реиграбельность здесь настолько высока, что вы потратите несколько лет и вряд ли протестируете все варианты развития персонажей.
При этом, игра дружелюбная к новичкам и по-хорошему агрессивна по отношению к любителям сложных ролевых приключений. Ребятам из Owlcat Games гигантский респект. Даже от меня — делеко не фаната подобных игр, с головой утонувшего в мире Pathfinder. Однозначно, одна из лучших игр года, а в жанре — один из лучших проектов десятилетия.
Тестовая машина редакции RBK GamesПроцессор | Intel Core i5+8500 с Optane 16Gb | |
Охлаждение | NZXT Kraken X72 | |
RAM память | Corsair DOMINATOR PLATINUM RGB DDR4 | |
SSD Диск | SSD Corsair Force Series Gen.4 PCIe MP600 | |
Системная плата | Gigabyte Z390 UD | |
Видеокарта | Aorus GTX 1080ti | |
Блок питания | Corsair RMx Series RM650x | |
Корпус | NZXT H700i | |
Монитор | MSI Oculux NXG251R |