Не так давно прошло открытое бета-тестирование одной из самых ожидаемых RTS этого года — Men of War II. В ноябре 2021 года мне от лица редакции RBK Games удалось побывать на закрытом показе игры и пообщаться с разработчиками. Теперь, после ОБТ, можно хотя бы частично сравнить ожидания (обещания) и реальность. Но прежде чем читать этот обзор, обязательно ознакомьтесь с этим материалом, чтобы быть в курсе происходящего. Итак, приступим.
Краткая предыстория
Первую часть серии Men of War (или «В тылу врага», как ее называли у нас) выпустили в 2004 году. Разработкой тогда занималась компания Best Way — ее игровое подразделение было основано еще в 1999 году. Игра оказалась успешной, поэтому серию начали активно развивать.
В течение практически двадцати лет Best Way выпустили несколько частей — лишь иногда права переходили к другим компаниям и разработчики менялись. Но, начиная с 2020 года и анонса отмененной ныне Men of War II: Arena, Best Way снова получили доступ к серии. И теперь нас ждет современное продолжение — Men of War II.
Сеттинг
Собственно, Вторая мировая. Без фантастики и альтернативщины. Суровая реальность масштабнейшей войны в истории человечества. В целом, сеттинг выдержан. Каких-то неточностей я не заметил. Конечно, не претендую на звание эксперта в области военной техники первой половины прошлого века. Да и детали солдатской формы мне не особо известны.
Но, как простому обывателю, мне показалось, что атмосфера тех времен передана отлично, каждый элемент выглядит гармонично, будь-то солдаты, постройки или танки.
Сюжет
На ОБТ пощупать сюжет не позволили. Однако, присутствовало весьма подробное обучение, разделенное на несколько глав-миссий. И хотя по обучению судить сложно, оформление этого режима оставило положительные впечатления.
Очевидно, что разработчики уделяют внимание мельчайшим деталям и глубоко прорабатывают каждый элемент игры. Так что, уверен — основные кампании будут такими, как и обещано (масштабными, исторически достоверными, увлекательными).
Режимы
Во время ОБТ были доступны лишь мультиплеер и обучение. В мультиплеере мне попадался только один режим — захват флага. Что интересно, он не ограничен исключительно контролем точек.
Как и было обещано, появилась механика фронта, о которой расскажу позже. Задача в режиме — двигать фронт по направлению к противнику, тем самым зарабатывая очки. Время от времени на карте появлялись точки, которые нужно было захватывать для получения дополнительных очков. Этого можно было и не делать, сосредоточившись на боях в других частях фронта, если они казались более перспективными.
Режим увлекательный, побуждает к действиям, особенно если проигрываешь по очкам. Внезапные штурмы точек переворачивали сражение с ног на голову и заставляли противников целиком менять планы и подстраиваться под новые реалии. Все, как в настоящем бою.
Механика фронта
Линия фронта — на удивление классная штука. Она устраняет лишний хаос, который мог бы воцариться, когда все игроки начали бы гонять по всей карте и искать фраги.
На своей стороне фронта вообще нет тумана войны, видны союзники и просочившиеся враги. На вражеской — не видно ничего, нужно проводить разведку боем или использовать специальных юнитов-разведчиков.
С одной стороны, такая видимость позволяет лучше контролировать свою территорию и усложняет захват вражеской. С другой, уж слишком имбово, когда ты переезжаешь на танке фронт, не видишь ничего, а в тебя уже летят снаряды со всех сторон. Здесь помогают лишь слаженные действия всей команды, когда один су, другой штурмует. Либо же приходится собирать универсальный батальон, состоящий не из одних только танков или пехоты.
Пехота, кстати, царица полей. Именно она двигает фронт и укрепляется на различных точках (в основном в зданиях или в окопах). Без нее танки слепы и практически бесполезны. Да, без танков пехоте тоже тяжело, если ей противостоит бронетехника. Однако, пехота без танков может быстро пробежать, сдвинуть фронт и закрепиться. Танки же без пехоты беспомощны и представляют собой легкую мишень. Про артиллерию вообще не говорю — ее место в тылу.
Бои за контроль над линией фронта мне понравились. Приходилось искать уязвимые точки в обороне врага, придумывать молниеносные маневры, порой даже жертвуя некоторыми юнитами. Сражения не превращались в кашу и имели четкие границы (хотя и не обходилось без внезапных прорывов танков в тыл, которые быстро уничтожались, будучи практически слепыми).
Вид от первого лица
Классная штука, хотя фактически это вид от третьего лица, ведь камера летает сзади. Управлять бронетехникой нужно только с таким видом, иначе противник тебя раскатает. Фишка в том, что при прямом управлении техника более отзывчивая, моментально едет туда, куда ты нажал. Если управлять ею, как в обычной RTS, происходят задержки и сама техника двигается небрежно, не всегда выбирая четкий путь.
Плюс, во время танковых дуэлей от первого лица ты всегда знаешь, в зоне видимости противник или нет. Ты не будешь стрелять в здания и другие препятствия, зря выпуская снаряды. От третьего лица танки частенько лупили по стенам, заборам, камням. Игра не понимала, что хотя противник в зоне досягаемости, прямой видимости нет.
Однако, зацикливаться на виде от первого лица нельзя. Необходимо постоянно комбинировать режимы камеры. Потому что вид сверху позволяет лучше ориентироваться в пространстве, тогда как «снизу» ты имеешь ограниченную видимость и легко можешь попасть в засаду. Опыт быстро подсказал, что нужно приехать на дуэль, как в RTS, а когда начнется прямое соприкосновение, необходимо моментально переходить в режим World of Tanks и лично разруливать ситуацию.
Разнообразие техники и юнитов
С этим полный порядок. В ОБТ были десятки видов бронетехники, пехоты, артиллерии. Каждый юнит отличался внешне и по характеристикам. На поле боя вся эта красота поступает волнами — от слабых юнитов до мощных. Чтобы сыграть за элиту, необходимо ждать финальной стадии сражения.
Вот только из-за всего этого разнообразия порог входа в игру повышается. Если разработчики не добавят в мультиплеер систему матчмейкинга с рангами, новичкам придется туго. Ведь чтобы эффективно сражаться, необходимо знать сильные и слабые стороны каждого юнита, а также его способности. Если в большинстве RTS юнитов от силы пара десятков, то здесь их число переваливает за сотню. А всего обещаны более 300 юнитов.
На ОБТ были доступны далеко не все юниты — их полный список удалось увидеть только в разделе с обучением. Но даже та «скудная» порция бронетехники и пехоты вынудила меня потратить около получаса, чтобы узнать хотя бы базовые способности и функциональную принадлежность подопечных. Не представляю, сколько времени нужно потратить, чтобы стать «про» :)
Боевые действия
Как и было обещано, ультимативного оружия или идеальной тактики в игре нет. Любой юнит может стать решающей силой в правильном месте и в нужный момент. Например, нередко я двигал линию фронта при помощи экипажей подбитых танков, у которых из вооружения были лишь пистолетики. Просто бегал к зданиям и захватывал их, добавляя своей команде очков. А иногда и топовые танки не были ни на что способны — моментально попадали под огонь артиллерии, авиаудары или были атакованы из нескольких точек одновременно.
Насчет брони что-то сказать сложно. У меня не было времени тщательно изучать углы попадания, толщину брони, различные условия для более эффективного поражения противника. Что неудивительно, ведь я провел в игре лишь несколько часов. А это информация, которую нужно постигать глубоко и с расстановкой. Что еще выше поднимает порог вхождения при условии, если не будет ММ с рангами.
А вот компонентная структура техники сразу бросилась в глаза. Во время дуэлей танки часто теряли гусеницы, их башня выходила из строя, гибли конкретные члены экипажа. Техника при этом оставалась «живой» и ее можно было починить. Полностью из строя она выходила лишь при полном подрыве.
Звук
Звуки здесь сочные, а звуковая атмосфера — реалистичная, как и обещали разработчики. В зависимости от расстояния до какого-либо наполненного событиями места, звуки меняются, от фоновых до сносящих уши. Сами звуки настроены четко, не перебивают друг друга, чувствуются гармонично.
Графика
При виде сверху к графике никаких замечаний. Игра выглядит красиво, современно, эффекты привлекательные, разрушаемость присутствует. А вот вид от первого лица открывает некоторые недостатки — до той же WoT и уж тем более War Thunder новенькая Men of War II совершенно не дотягивает.
Однако, и жанр у этих игр разный. Men of War II компенсирует отсутствие миллионов полигонов и 4K-текстур огромным масштабом и разнообразием тактических возможностей, которые даже не снились танковым экшенам.
Баги, лаги, технические проблемы
Технически бета была отличной, но можно пожаловаться на сложности с поиском пути у некоторых юнитов. Еще пинг постоянно превышал сотню, что добавляло подлагиваний и ухудшало отзывчивость. Но впечатления все равно положительные.
Выводы
Открытое бета-тестирование Men of War II удалось на славу. Учитывая, что матчи с участием десяти человек искались менее, чем за минуту, игра привлекла внушительную аудиторию. И я уверен, что большинство заценивших Men of War II сейчас, обязательно вернутся на релизе. Ведь игра оказалась увлекательной, интересной и однозначно достойной внимания. Если релизная версия будет еще лучше, то это явный кандидат на лучшую RTS года.