Обзор шутера Control — паранормальный экшен-детектив

Я путешествовал по изменчивому офисному миру штаб-квартиры Федерального Бюро Контроля, швырял кусками стен и людьми в других людей, сражался с гигантскими боссами и разгадывал невероятные тайны — подробнее читайте в обзоре шутера Control.

Как сделать потенциально лучшую игру года, имея посредственный для ААА-проекта бюджет в размере 8.45 миллионов долларов, желание, опыт и имея страсть к экспериментам? Спросите об этом у разработчиков из Remedy Entertainment, с которыми мы уже общались на Gamescom 2019.

А задача у студии стояла и правда непростая. Они нашли издателя в лице 505 Games — не самого плохого, но и далеко не самого топового. Лучшие проекты издателя за последние несколько лет — автосимулятор Assetto Corsa, рогалик Don’t Starve и экшен-шутер Payday 2. А ведь до этого Remedy сотрудничали с Rockstar при создании первых двух частей Max Payne и с Microsoft, разрабатывая Alan Wake и Quantum Break. И теперь, с гораздо более скромным бюджетом ребята решили продемонстрировать максимум своих творческих возможностей в приключенческом экшене Control. Я в него поиграл и, надо сказать, это было одно из самых необычных прохождений на моей памяти. 

Кстати, спойлеров не будет, даже не просите. Если бы это был простенький шутан, где сюжет был бы оправданием для зрелищной стрельбы по толпам врагов, можно было бы углубиться в подробности. Но в Control на сюжете держится практически все. 

Сюжет

Главная героиня, Джесси Фейден, отправляется в здание Федерального Бюро Контроля, именуемое Старейшим домом, чтобы разыскать информацию о пропавшем брате. И тут она узнает, что директора Бюро Захарию Тренча убили, а ее саму по непонятным причинам назначили на его место. Да еще и таинственные Ииссы из другого измерения напали на здание, подчинив своей воле большинство сотрудников и охранников. Начав расследование, Джесси постепенно находит все больше информации о происходящем и заодно обретает КОНТРОЛЬ над сверхъестественными силами. 
В астральном измерении

Такова завязка. Дальнейшие детали будут спойлерами, способными разрушить всю магию Control. Но я не оставлю вас в полном неведении, рассказав об особенностях сюжета и его влиянии на прохождение. В большинстве игр мы привыкли, что сюжет подается через кат-сцены и определенные игровые события. Просто, быстро, буквально на блюдечке с сами знаете какой каемочкой. Разработчики Control решили, что в их концепцию запутанной, таинственной, многогранной и многослойной игры такая подача сюжета не вписывается. 

В Control вы будете смотреть кат-сцены, слушать внутренний голос героини, искать документы, записки, слушать кассеты, изучать видеодневники сотрудников Бюро. Способов пролить свет на происходящее в игре очень много. Но не думайте, что вас заставят прочесывать каждый квадратный метр на каждой локации (хотя именно так я и делал, заходил в каждую комнату, которую находил на своем пути). Нет. Вы вполне сможете оставаться в курсе событий, получая поверхностную информацию из кат-сцен и концентрируясь на экшене. Но если захотите больше узнать о персонажах, экспериментах Бюро, появлении Ииссов — нужно исследовать и изучать все, что попадется на глаза. От себя скажу, что второй вариант намного интереснее, потому что порой обнаруженная подсказка или отсылка к былым событиям могут повлиять на восприятие текущих событий и добавить атмосферности.

Старейший дом

Именно так называется здание Бюро. Со стороны это обычная серая постройка в Нью-Йорке прототипом которой послужил реальный небоскреб, окруженный городскими легендами. Но, оказавшись внутри, понимаешь, что здание живет своей жизнью и постоянно меняется. С одной стороны, после прохождения различных квестов открываются проходы к ранее недоступным локациям. С другой — сами локации видоизменяются и буквально издеваются над законами физики. С третьей — порой героиня попадает в места, которые, как минимум, можно назвать потусторонними. В результате, внутри здание бесконечно больше, чем кажется снаружи. У него очень много слоев и уровней, исследовать которые чертовски интересно. Разве что, невнимательные геймеры могут легко потеряться. Да и внимательные тоже — как бы я ни старался, пару раз все же забывал, где нахожусь и как добраться до нужной точки. Карта немного помогает, но ее удобство под вопросом — об этом еще расскажу.
Можно и телевизор посмотреть, только передача жутковатая

Еще одна особенность здания — в нем проводили многочисленные эксперименты со сверхъестественными предметами. Изначально все было под КОНТРОЛЕМ, но после нападения Ииссов системы безопасности отключились, охрана перестала выполнять свои обязанности и локации с активными экспериментами оказались открыты для общего доступа. Чем и воспользуется героиня, изучая их, решая головоломки и получая новые ответы для своего расследования.

Геймплей

О значительной части геймплея я уже рассказал. Джесси бродит по коридорам и комнатам Старейшего дома и изучает подсказки. Но это не симулятор детектива, поэтому в основном она все же сражается с врагами, пытаясь добраться до нужных мест или просто спасая свою жизнь.

Для боевой системы разработчики приготовили уникальный пистолет Директора, который можно модифицировать, превращая его в мини-пулемет, штурмовую винтовку и даже дробовик. Боеприпасы у пистолета неограниченные, но ему все же требуется перезарядка

Куда более полезным и опасным оружием станут паранормальные способности героини. Она научится левитировать, управлять разумом врагов, поднимать любые предметы и использовать их себе на пользу (например, в качестве щитов или снарядов). Удивительно, но все способности одинаково полезны в боевых условиях. Главное, создавать грамотные билды, которые подойдут для вашего стиля прохождения. По сравнению с тем же Quantum Brake, где способности персонажа позволяли ему доминировать и чувствовать себя непобедимым, здесь вы будете буквально выживать и побеждать на грани фола. Интересно, что получая новое умение, героиня может потренироваться в астральном измерении, проходя своеобразный туториал.

Почти таким же был мой мозг после прохождения

Экшен в Control шикарный, один из самых необычных и увлекательных. Здесь вы не будете просто бегать по укрытиям и пугливо отстреливаться от превосходящих сил противников. Нет. Вы сможете хватать офисные столы и швырять их через всю комнату, вырывать куски стен и создавать щиты, левитировать над врагами и подчинять их своей воле. КОНТРОЛЬ — вот ключевой момент игры. Вы должны КОНТРОЛИРОВАТЬ происходящее при помощи своих способностей и, конечно же, понимания тактической ситуации. Если что-то выйдет из-под КОНТРОЛЯ, вы моментально за это поплатитесь, отправившись на чекпоинт.

Для развития способностей есть древо — четыре его ветки посвящены самим умениям, а остальные базовым характеристикам (здоровью, энергии и рукопашной схватке). Для открытия новых способностей нужны очки, которые можно получить за выполнение миссий, убийства боссов и обнаружение секретных мест.

Древо развития

Чекпоинты здесь называются Точками КОНТРОЛЯ — думаю, вы уже не удивляетесь :) На этих точках можно потратить очки прокачки, отдышаться и заново начать неудачно завершенную миссию. Но порой они могут находиться достаточно далеко от места гибели, поэтому придется заново бежать по пройденным локациям. 

Противники

Было бы скучно иметь такие крутые способности и применять их против деревянного ИИ. К счастью, разработчики потратили время на создание продвинутых искусственных противников. Я не скажу, что они идеальные, порой им свойственна тупость и заторможенность. Но они могут и удивить внезапными выпадами и неожиданными маневрами. Кроме того, если слишком наглеть и впутываться в заведомо проигрышные дуэли, можно легко отлететь на точку КОНТРОЛЯ. 
Подсказки буквально везде

Кстати, противники очень тихие, поэтому они легко могут зайти в тыл. Но есть простой индикатор, подсказывающий, что еще не все враги убиты — особая музыка. Когда на затихает, можно спокойно бегать по зачищенной локации и лутать все вокруг. Кстати, о луте — инвентарь ограничен, поэтому шмотки и моды нужно иногда распылять на ресурсы, которые потом используются для крафта. Но если инвентарь будет заполнен на момент завершения квеста, полученный в награду предмет не пропадет и будет висеть овердрафтом (например, 25/24). 

Крафт в игре не слишком сложный. Можно искать или создавать моды на оружие и персональные моды. Предметы из инвентаря можно распылять, получая материалы для крафтинга. Разобраться с этим не сложно, а бонусы к урону, точности, размеру обоймы и т.д. будут очень кстати.

Особенности

Разрушаемость — она здесь тотальная. Все предметы, которые не касаются квестов и сюжета, можно разнести вдребезги. Героиня даже умеет вырывать куски бетона из пола и стен, когда под рукой нет ничего более подходящего. Заметил только, что нет возможности уничтожить американский флаг и его крепление, даже если он просто висит для декорации. 
И все это происходит в офисном здании — представляете?

Второстепенные миссии — очень интересные и порой сложнее основного квеста. Ими, конечно, можно пренебречь, но тогда вы упустите добрую половину геймплея и умений, ведь героиня получает их не просто так.. В одних сайд-квестах вас ждут крутейшие боссы с не менее крутой наградой за их уничтожение, в других — задания по зачистке территорий или спасению людей. Во время таких заданий можно найти много дополнительной информации о сюжете и персонажах. А ведь я уже писал, что это ой как помогает при прохождении и добавляет атмосферности.

Выполняя квесты и исследуя старый дом, можно найти комплекты одежды для Джесс, которые меняются в гардеробной управления в центральном отделе. В интервью Микаэль Касуринен сообщил, что в будущих DLC возможно будет больше одежды. 

В «раздевалке»

Секретные места — если хочешь что-то спрятать, положи это на видное место. В Control вы нередко будете проходить мимо инсталляций или простых предметов, которые на первый взгляд не имеют никакой ценности. Но если подойти к ним поближе, можно найти интересные головоломки. То же касается тайников — не буду спойлерить, но старайтесь почаще осматриваться, можете найти много интересного, в том числе очки талантов.

По мере продвижения по сюжету вы будете получать карточки доступов с первого по шестой уровень. Прямо как в шпионских боевиках. Это интересная механика, которая сначала ограничивает передвижение, а затем открывает перед главной героиней совершенно новые места.

Зачищаю коридор от носителей Плесени

Джесси умеет хилить себя выпадающими из врагов частицами. Очень необычное решение. Ведь зачастую с критическим запасом хитпоинтов хочется уйти в укромное местечко и оттуда добить оставшихся врагов. Здесь же нужно включать на максимум свою агрессивность и врываться заветные частицы, даже если они в эпицентре противостояния. К счастью, героиня может создавать щит, поэтому этот рывок будет не таким опасным — правда, щит не дает 100% защиты, пули могут пролететь сквозь него.

Помните внутренний голос Макса Пэйна, сопровождавший его в кат-сценах и миссиях? Здесь он тоже присутствует, только теперь своими переживаниями и мыслями делится Джесси Фейден. Она реагирует на происходящее, строит догадки, собирается с мыслями — крутая фишка, хорошо, что Remedy решили ее реализовать.

Отсылки — не обошлось и без пасхалок. Во-первых, в игре очень много элементов из американского сериала 2006 года «Потерянная комната» — в нем сюжет строился вокруг Потерянной Комнаты и пропавших из нее предметов с загадочными свойствами. Советую его посмотреть, если понравится Control. Также разработчики не поскупились на отсылки к «Секретным материалам», «Твин Пикс», книжной трилогии «Southern Reach» Джеффа Вандермеера и «Сталкеру» Стругацких. При этом, действие игры происходит где-то в октябре 2019 года, но ее антураж напоминает восьмидесятые и наводит на воспоминания об еще одном интересном сериале «По ту сторону». Да и «Хранилище 13» тоже приходит на ум. В общем, любители жанра смогут найти очень много знакомых деталей. 

Голова кругом идет

Лайфхаки

В столь многогранной игре было несложно найти сразу несколько полезных лайфхаков, которые облегчат прохождение:
  • Чем больше предмет, тем больше урона он нанесет при броске — не разменивайтесь на мелочь, если есть возможность схватить что-нибудь увесистое.
  • Притягиваемые предметы наносят урон не только в момент броска, но и во время притягивания. Поэтому можно наносить двойной урон по противникам, захватив предмет за их спиной или уничтожать сразу двух врагов.
  • Следите за указателями на стенах — карта в игре не очень удобная, поэтому порой легче прочитать названия на указателях и определить правильный путь. Правда, пока эти указатели на переведены на русский язык, поэтому могут возникнуть трудности.
  • Оружие и способности главной героини дополняют друг друга, поэтому важно пользоваться ими в тандеме.
  • Не расслабляйтесь, даже если идете по ранее очищенному помещению — там может появиться засада.
  • При захвате врага его хитпоинты восстанавливаются на 100% и начинают таять (своеобразный таймер) — используйте его для отвлечения противников. А иногда подконтрольные охранники даже могут нанести серьезный урон по врагам. Кстати, скорость потери хитпоинтов после захвата зависит от прокачки в дереве талантов.
  • Возвращаясь на старые точки, вы получите больше информации — в ключевых точках после прохождения миссий будут появляться новые материалы, например, в кабинете совета директоров.
  • Двигайтесь во время боя — стоит остановиться, враги снесут ХП за пару секунд.
  • Как только получите возможность делать рывок, свободно прыгайте с любой высоты и жмите рывок вперед прямо перед приземлением — так вы точно не разобьетесь.

Плюсы и минусы

Теперь о плюсах и минусах Control. Начну с плюсов:
  • Сюжет — пускай он запутан и неоднозначен, но раскрывать его секреты очень увлекательно.
  • Боевка — спецспособности в комбинации с огнестрельным оружием ощущаются великолепно, а бешеная динамика добавляет адреналина.
  • Локации — Старейший дом запомнится мне надолго, многогранность этого места сложно описать словами, ее нужно увидеть и прочувствовать.
  • Разрушаемость — не мог не выделить этот момент в отдельный плюс, потому что настолько тотальной разрушаемости в современных играх практически не встретишь.
Минусы:
  • Игра очень требовательная, на слабых компьютерах не пойдет, даже не пытайтесь. 
  • Высокая сложность — это даже не минус, а констатация факта. Кому-то может не понравиться, но сложные моменты здесь не нервируют и не вызывают желания удалить игру.
  • Карта не очень удобная и информативная — кому-то может не понравиться, хотя я воспринимал ее, как еще один челлендж.

Выводы

У Control есть все шансы стать хитом. Это очень крепкий экшен с элементами исследования и мозговыносящей паранормальщиной. Правда, игру выпустили без защиты Denuvo, чем моментально воспользовались любители халявы. Поэтому финансовый успех проекта под вопросом. Но хотелось бы увидеть продолжение с еще большим бюджетом, чтобы разработчики смогли реализовать все свои самые смелые задумки.
Игра тестировалась на нашей красной сборке NZXT
NZXT-Computer Процессор Ryzen 5 2600
 Охлаждение  NZXT Kraken X72
 RAM память HyperX Predator DDR4 3600MHz
 SSD Диск Kingston SSDNow G2 240GB
 Системная плата   MSI X470 Gaming Plus
 Видеокарта GeForce GTX 1080Ti Waterforce
 Блок питания Gamer Storm DQ850-M
 Корпус NZXT H700i
 
аватар
Игра действительно очень крута
аватар
интересный сюжет: сверхъестественные силы, ФБР, Ииссы из другого измерения, и цель игры- всё держать под контролем... думаю, игра понравится людям, которые не разучились шевелить извилинами)
аватар
высокую сложность зачастую присваивают к минусам, хотя это минус лишь для маленького количества людей.