2004 год стал одним из самых успешных и запоминающихся в истории игровой индустрии. Особенно осень 2004, когда на рынок чуть ли не каждый день выходили шедевры, в которые мы и до сих пор с удовольствием играем. Мы составили список лучших игр 2004 года для ПК, чтобы вы вспомнили или познакомились с игровыми проектами, достойными высочайшей похвалы. Приступим!
Half-Life 2
Дата выхода: 16 ноября 2004 года
Платформы: ПК, Xbox, Xbox 360, PS3, Android
Одна из лучших игр всех поколений. После того, как первый Half-Life познакомил нас с совершенно новым шутерным геймплеем и вывел жанр на новый уровень, Valve стали работать еще усерднее. Не имея огромного бюджета и запасных денежных подушек, вроде современных CS:GO и Dota 2, компания делала ставку исключительно на финансовый успех своего флагманского тайтла.
Модифицировав движок Source и улучшив его наработками физического движка Havok, разработчики показали сначала демку, без намеков на сюжет и сеттинг. Мы с широко открытыми глазами смотрели, как персонаж на экране взаимодействует с окружением, использует гравипушку, решает физические головоломки, разрушает объекты. Для 2004 года это была самая настоящая революция.
После первой демо-презентации интерес к Half-Life 2 вырос на порядок. Даже те, кто не был знаком с первой частью, активно следили за новостями и ждали релиза. Этим и обусловлен успех игры, которая продалась 6.5 миллионами копий за четыре года. И это без учета цифровых покупок в Steam, число которых вполне могло достигнуть миллиона.
В течение трех лет после релиза Half-Life 2 неизменно принимала участие в церемониях награждения от разных изданий и выставок, получая заслуженные первые места. На момент 2004 года в ней было прекрасно все — графика, физика, сюжет, сеттинг, управление, стрельба, оптимизация. Во многом ради второй «халвы» игроки активно апгрейдили свои ПК, не жалея и нескольких сотен долларов ради более мощной видеокарты и процессора. В наше же время это уже, извините за прямоту, старая игра, которую тянут самые дешевые «железки». Но все равно сиквел Half-Life отлично выглядит и приносит массу удовольствия от прохождения. А дополнения в виде эпизодов с улучшенной графикой и подавно хороши.
Кстати, вы можете поиграть и на планшете под управлением Android, но только если в нем установлен мобильный процессор от Nvidia — порт, к сожалению, не был оптимизирован для остальных систем. Есть, конечно, вариант с эмуляцией на Snapdragon, но в этом случае вы столкнетесь с графическими артефактами и низкой производительностью — проще сыграть на ПК и не мучиться.
The Sims 2
Дата выхода: 14 сентября 2004 года
Платформы: ПК, PS2, PSP, Xbox, Game Boy Advance, GameCube, Nintendo DS
Первые «симсы» в течение двух лет удерживали звание самой продаваемой игры на ПК. И это несмотря на слабый искусственный интеллект симов и крайне посредственную графику. Поэтому, когда Electronic Arts вместе со студией Maxis убедились, что обнаружили золотую жилу, они решили активно ее разрабатывать, привлекая все большую аудиторию.
В сиквеле разработчики сделали акцент на графике, добавив побольше полигонов и анимаций, а также разнообразив окружение и увеличив детализацию локаций. Кроме того, большая работа была проделана над усовершенствованием искусственного интеллекта, который в первой части портил хорошее впечатление от игры. Вместе с этим, Electronic Arts не хотели мириться с игнорированием проекта со стороны мужской аудитории и стали добавлять фишки, которые могли бы привлечь «суровых мужчин» — свидания, развлечения и все в таком духе.
И если привлечение мужественной половины человечества удалось далеко не на сто процентов и в игре все также преобладала женская аудитория, все остальное было успешно реализовано. Модельки персонажей, их дома и мир, в котором они жили, стали намного красивее. Симы стали умнее, им разрешили настраивать черты характера и жизненные цели. Из-за этого в симуляторе жизни многие действительно жили, тратя десятки часов на создание своего идеального общества. За первую неделю после релиза были проданы 10 миллионов копий игры, а всего через четыре года эта цифра выросла до 100 миллионов — даже в наше время подобным успехом могут похвастаться далеко не все крупные тайтлы, в том числе бесплатные. Это однозначно одна из лучших игр 2004 года, во многом определившая вектор развития серии The Sims.
The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth
Дата выхода: 6 декабря 2004 года
Платформы: ПК
Игр по мотивам Властелина Колец и Средиземья было много. Но лишь некоторые из них навсегда остались в сердцах фанатов. Первая The Battle for Middle-earth как раз относится к их числу. Потенциально это была лучшая RTS года. И если бы не следующая игра из нашего списка, это звание отправилось бы в копилку The Battle for Middle-earth. Но нас не интересует противостояние франшиз. Лучше вспомним, чем отличилась «Битва за Средиземье» и почему игроки до сих пор в нее возвращаются.
Одиночная кампания следовала сюжету кинотрилогии Питера Джексона и даже брала из нее некоторые ассеты. А Кристофер Ли и Иэн Маккеллен, сыгравшие Сарумана и Гэндальфа, приняли участие в игре в качестве рассказчиков. Миссии были поделены на компанейские и эпические. В компанейских мы управляли героями из Братства Кольца и уничтожали малым числом сотни орков. В эпических брали под управление большие армии и сражались с темными силами на больших территориях. Отдельно стоит отметить реализацию крупнейших битв (за Хельмову Падь, Минас-Тирит и Черные врата) — в 2004 году нам казалось, что они так же хороши, как и в фильмах.
В одиночных сражениях использовалась схема из эпических миссий кампании — мы брали под управление базу, строили здания, нанимали войска и сражались. Карты полнились секретами и стратегически важными локациями, поэтому битвы выигрывались не только массовым набором войск, но и грамотным контролем территории. И хотя баланс порой был странным, мультиплеер понравился почти всем.
Rome: Total War
Дата выхода: 22 сентября 2004 года
Платформы: ПК, iOS, Android
Какой бы масштабной ни казалась BFME, Rome: Total War превосходил ее по всем параметрам, предлагая куда более глубокий геймплей и невероятно зрелищные сражения.
По сравнению с первым Medieval студия Creative Assembly совершила огромный скачок и выкатила в 2004 году шедевр на все времена. В битвах впервые принимали участие десятки тысяч воинов. Причем, трехмерных, а не спрайтовых, как раньше. Это позволяло воспроизводить античные битвы чуть ли не в реальных масштабах. Недаром на движке первого Rome были срежиссированы десятки документальных фильмов, посвященных эпохе Древнего Рима.
Стратегическая карта тоже претерпела кардинальные изменения и стала намного привлекательнее. Войска смогли передвигаться свободно, а не только по клеткам. Полководцам добавили свиту. Местность на стратегической карте соответствовала ландшафту на тактической — если мы ставили армию на пригорок или в лес, они появлялись и в битве, где мы могли использовать их преимущество.
Но советовать вам «ванильную» версию игры не хочется. Купите ее и установите, а затем отправляйтесь на фанатские форумы (в интернете вы легко найдете несколько штук) и качайте там глобальные модификации. Некоторые из них по своему масштабу тянут на отдельную игру — читайте описания и выбирайте. А если у вас есть планшет, скачайте версию Rome: Total War для Android или iOS — порт получился очень даже неплохим. Можете сыграть и на смартфоне, но управление будет неудобным.
Counter-Strike: Source
Дата выхода: 7 октября 2004 года
Платформы: ПК
Имея в своем распоряжении отличный движок Source, Valve решили обновить успешную Counter-Strike. В то время первая часть была очень популярна среди любителей сетевых игр. Да и киберспорт уже начинал вставать на ноги, предлагая десятки чемпионатов с призовыми на уровне десятков тысяч долларов.
Осознав, что серьезные изменения могут испортить впечатление от игры, Valve оставили формулу оригинала практически без изменений, улучшив графику и физику. Режимы, оружие, концепция противостояния «контров» и «теров», карты — все перекочевало из первого Counter-Strike. Но игра стала выглядеть намного лучше и паттерны стрельбы существенно изменились.
Первые несколько месяцев CS: Source набирала популярность, начали появляться киберспортивные организации, все вроде бы шло неплохо. Но основная аудитория слишком сильно привыкла к первой Counter-Strike и не пожелала менять ее на более красивую, но все же непривычную Source. Поэтому две игры активно развивались параллельно друг другу. Первая CS при этом была несомненным лидером. И лишь CS:GO смогла объединить фанатов серии, позаимствовав ключевые элементы у обеих предшественниц.
Need for Speed: Underground 2
Дата выхода: 9 ноября 2004 года
Платформы: ПК, PS2, Xbox, Nintendo DS, PSP, GameCube, Game Boy Advance
В случае с NFS, Electronic Arts тоже решили не изобретать велосипед заново и просто улучшили успешную Underground, прислушавшись к пожеланиям игроков. Если в первой части мы просто выбирали гонку и ездили по трассам, то во второй нам предоставили открытый мир в виде большого ночного города с несколькими гаражами, многочисленными заездами и опциональными ивентами в виде быстрых погонь со встречающимися по пути рейсерами.
Сиквел практически во всем превосходил оригинальный Underground — графика стала заметно лучше, в управлении спорткарами появились нотки реализма, свобода перемещения дарила яркие эмоции, расширенная кастомизация автомобилей позволяла фантазировать на полную катушку. Разве что, саундтреки были чуть менее крутыми (хотя парочка треков все же брала за душу). Да и общая затянутость прохождения начинала сказываться ближе к финалу. Но это не помешало игрокам купить более шести миллионов экземпляров Need for Speed: Underground 2 к 2009 году, сделав ее одной из самых лучших игр в жанре и самой лучшей гонкой 2004 года
Far Cry
Дата выхода: 23 марта 2004 года
Платформы: ПК
В 2004 году о немецкой студии Crytek почти никто не знал. Потому что ребята успели начать два проекта и «успешно» закрыли их на этапе разработки. А затем взяли и выпустили первый Far Cry на движке CryEngine, который затем стал основой для серии Crysis.
Именно в Far Cry разработчики из Crytek начали тестировать свой движок и готовиться к графическому прорыву. Поэтому сама игра хотя и не слишком интересна сегодня в геймплейном плане, она все еще завораживает своей графикой. А представьте, что было в 2004 году! Мало кто был готов к настолько красивым и большим локациям с реалистичным освещением, текстурами высокого разрешения, реалистичными спецэффектами и подробной детализацией.
Пускай первый Far Cry не привнес почти ничего нового в жанр, но благодаря ядерному заряду «графония» его полюбили и активно раскупили — более двух с половиной миллионов копий. Стоит ли тратить на него время сегодня? Ради погружения в историю любимого жанра — безусловно.
World of Warcraft
Дата выхода: 23 ноября 2004 года
Платформы: ПК
Первые впечатления от World of Warcraft в 2004 году появились еще на этапе приобретения игры в магазине — при виде толстенных коробок с несколькими дисками, воображение рисовало невероятные картины. А после запуска и первого присоединения к серверу, было понятно, что даже самые смелые фантазии не могли передать всю красоту виртуального Азерота с сотнями NPC, тысячами заданий, несметным количеством предметов и заклинаний, а также с завораживающими локациями.
Потратив на разработку четыре года и более двухсот миллионов долларов, Blizzard буквально поставили свое будущее на кон и зависели исключительно от успеха WoW. Он не заставил себя ждать — за десять лет количество учетных записей достигло 100 миллионов. А учитывая, что доступ к серверам был платным, по подписке, можно представить, насколько прибыльным получился проект. Причем, вполне заслуженно — World of Warcraft по-прежнему популярен и активно развивается. И он точно входил в ТОП самых лучших игр 2004 года.
Painkiller
Дата выхода: 12 апреля 2004 года
Платформы: ПК, Xbox
Для студии People Can Fly этот шутер стал отправной точкой. Благодаря успеху игры они затем помогали Microsoft в разработке Gears of War, трудились над Fortnite вместе с Epic Games, а теперь готовятся к релизу шутера Outriders для консолей нового поколения при поддержке Square Enix.
Чем был хорош Painkiller? Тем, что разработчики вдохновлялись классическими шутерами, вроде Quake, Doom и Serious Sam. Также они интегрировали физический движок Havok, о котором мы говорили ранее, описывая Half-Life 2. Игровой процесс был простым, но при этом зрелищными — мы бегали от первого лица по Аду и Чистилищу, убивая демонов из разнообразного вооружения. А на фоне играли крутые саундтреки в стиле хэви-метала и хард-рока. Обязательно поищите игру в глубинах интернета, если любите драйвовые шутеры — впечатлений будет масса!
Doom 3
Дата выхода: 3 августа 2004 года
Платформы: ПК, PS3, PS4, Xbox, Xbox 360, Xbox One, Nintendo Switch
Первые игры серии DOOM стояли у истоков жанра и развлекали. Самые свежие части дарят ощущение непобедимости и демонстрируют феерию взрывов и летающих кусков мяса. А Doom 3 задумывали, как динамичный шутер с элементами хоррора в стиле фильмов «Живые мертвецы» и «Чужие».
Особое внимание разработчики уделили графике. В частности, они создали мрачную атмосферу и подчеркнули самые важные элементы локаций тщательно проработанным освещением и тенями. Перемещаясь по полутемным коридорам космической станции, несмотря на наличие убойных пушек, мы постоянно пугались и дрожали в ожидании нападения со стороны чудовищ и демонов.
Игра получилась увлекательной и запомнилась игрокам надолго. Пускай в ней были недостатки, вроде слишком линейных уровней, банального сюжета и порой глупых искусственных врагов, впечатление от прохождения осталось самым положительным. Поэтому, порубившись в Doom Eternal, дайте шанс третьей части — вы увидите много знакомого и заодно познакомитесь с историей любимой серии.