Что интересного происходило в игровой индустрии в 2000 году? Чтобы перечислить всю информацию, нам не хватит и нескольких статей. Но самым важным событием стал релиз PlayStation 2, которая до сих пор удерживает титулы самой быстропродаваемой и популярной консоли в истории. Еще бы, 155 миллионов продаж за одиннадцать лет активно поддержки. Произошло в 2000 году и печальное событие — Sega решила отказаться от своих приставок Dreamcast и покинула консольный рынок. И хотя сообщит она об этом лишь в январе 2001 года, все было решено гораздо раньше с уходом президента компании и смены курса с создания игровых платформ на производство самих игр.
А вот на рынке ПК-игр все было стабильно — каждый месяц выходили крутые хиты, которые остаются в нашей памяти спустя двадцать лет. Сегодня мы расскажем вам о лучших играх 2000 года, представив их в виде списка. Теоретически это будет ТОП, но без четкого распределения мест — его участники слишком хороши, чтобы сравнивать их друг с другом.
Diablo II
Дата выхода: 29 июня 2000 года
Платформы: ПК
По мнению многих фанатов серии, вторая часть получилась самой лучшей. Первая, безусловно, легендарна и великолепна, но сиквел — это фактически улучшенная ее версия. Третья же часть хоть и обзавелась современной графикой, но удовлеатворила далеко не всех, в основном из-за количества недоработок на релизе и неспособности передать классические ощущения от геймплея.
Первая Diablo прогремела на весь мир и показала, насколько увлекательным может быть ролевая игра с упором на мочилово и прокачку персонажа. К черту сюжет, от руки нарисованные локации, сотни NPC с глубоко проработанными диалогами — дайте нам оружие помощнее и мы с удовольствие отправимся крошить демонов!
Выход второй части не стал сюрпризом — концовка оригинала намекала на продолжение, да и за настолько успешный старт франшизы разработчикам нужно было цепляться руками и ногами. К счастью, они решили не экспериментировать и оставили общую концепцию неизменной. Нам предложили все те же открытые локации, убийство сотен монстров, поиск предметов для инвентаря и прокачку героев. Вот только мир стал заметно больше и детализированнее, классов персонажей и их способностей существенно прибавилось. Но самое главное — появилась сетевая игра, позволявшая играть на одном сервере сразу с восемью друзьями. Во многом благодаря этому Diablo II долгое время оставалась на вершине популярности.
Кстати, не только PlayStation 2 ставила в 2000 году рекорды продаж. Сиквел Diablo тоже прославился, заполучив статус самой быстро продаваемой игры и попав в Книгу рекордов Гиннеса. В будущем этот рекорд был побит, но миллион проданных экземпляров за две недели — это немыслимая цифра для рынка компьютерных игр двадцатилетней давности. Но вполне объяснимая, ведь фанаты получили все, что хотели и о чем мечтали.
Если захотите поиграть, не пропустите дополнение Lord of Destruction — в нем добавлены новые классы и много другого контента. А в конце года, возможно, выйдет ремастер с подзаголовком Resurrected (но официального анонса пока не было, поэтому это лишь слухи).
Counter-Strike
Дата выхода: 8 ноября 2000 года
Платформы: ПК
В 1999 году Мин «Gooseman» Ли и Джесс «Cliffe» Клифф, энтузиасты-мододелы, получили доступ к вышедшему в свободный доступ SDK-набору для создания модификаций на движке первой Half-Life. До этого у ребят был опыт создания модов для Quake, где они пытались создать и развить собственную многопользовательскую игру. Первый блин под названием Action Quake 2 оказался не слишком успешным, поэтому было решено перейти на движок Valve.
После нескольких месяцев активной работы над прорисовкой моделей, созданием сетевых карт, проработкой концепции и настройке серверов, появилась бета. Произошло это 19 июня 1999 года. На тот момент Counter-Strike была лишь «каким-то модом». Но бесплатное распространение и стабильный мультиплеер сделали свое дело — геймеры начали активно скачивать новую игру «про контров и теров», выводя ее на один уровень с Quake III и Unreal Tournament.
Valve заметили внезапный успех модификации и предложили разработчикам полную поддержку в обмен на права. Выкупив тайтл, компания довела его до ума и выпустила в ноябре 2000 года версию 1.0. Да, именно 1.0 — до легендарной и до сих пор популярной 1.6 оставалось еще три года.
Релизная версия Counter-Strike существенно отличалась от современной. После знакомства с 1.6, вы бы вряд ли обратили внимание на оригинал. Корявые модельки, неоптимизированные карты, странные анимации, не самая приятная стрельба — все это со временем ушло, апдейты сотворили настоящее чудо. Во многом именно они пробудили к игре интерес со стороны миллионов геймеров.
А затем наступил эффект снежного кома. Появились первые турниры с призовыми, все компьютерные клубы установили игру на свои ПК и завлекали геймеров, сформировалось крепкое коммьюнити. Вплоть до 2010 года, даже несмотря на выход Source, версия 1.6 оставалась самой популярной и считалась гегемоном на киберспортивном пространстве (среди шутеров). И лишь Global Offensive смогла ее потеснить и затмить. Но максимальный дневной онлайн в Steam у 1.6 до сих пор достигает 15-16 тысяч человек. Не говоря уже про огромное количество игроков на пиратках. Так что, если есть желание, смело покупайте и начинайте громить сервера меткими хедшотами!
The Sims
Дата выхода: 31 января 2000 года
Платформы: ПК, PS2, Xbox, GameCube
Кто бы мог подумать, что компания Maxis, известная на момент 2000 года своими разноплановыми симуляторами, могла не выпустить свой самый известный и популярный тайтл. А ведь все к этому и шло. Идейный вдохновитель проекта Уилл Райт пытался начать разработку еще в 1993 году. Но ему не удалось убедить руководство. Спустя несколько лет он повторил попытку и ему выделили бюджет. Правда, он был очень скромным, ведь в издательстве Electronic Arts считали, что будущая The Sims — игра для детей младшего и среднего школьного возраста, продажи которой вряд ли перевалят за 150 тысяч копий. Как же они ошибались.
Если Diablo II стала самой быстро продаваемой игрой года, то The Sims — самой продаваемой. За двенадцать месяцев геймеры раскупили 1.8 миллиона копий. Спустя месяц цифра увеличилась до трех миллионов. К концу 2001 года продажи достигли восьми миллионов копий.
Такая популярность была обусловлена не только интересной концепцией, согласно которой мы управляли человечками и строили их жизнь, представляя себя фактически богом. Ведь после успешного релиза изометрической версии игры на ПК, Maxis занялись портами для набирающей популярность PS2 и уже устоявшихся Xbox и GameCube. Что интересно, версия для приставок получила трехмерную графику — это вызвало восторг среди фанатов, которые моментально подняли продажи в четыре раза и обеспечили новому тайтлу долгую и счастливую жизнь.
Hitman: Codename 47
Дата выхода: 21 ноября 2000 года
Платформы: ПК
Еще двадцать лет назад о лысом хладнокровном киллере со штрих-кодом на затылке не знал практически никто. Кроме разработчиков из IO Interactive, которые увлеченно создавали игру своей мечты, ориентированную на стелс-геймплей с нелинейным прохождением.
Да, стелс в итоге получился не самым впечатляющим, если сравнивать с современными гигантами жанра. Но в 2000 году этого было достаточно, ведь конкуренции практически не было. Геймеры с удовольствием бегали от лица стильного убийцы, подстраивали несчастные случаи, устраняли цели из огнестрела и при помощи специальных приспособлений. В общем, чувствовали себя настоящими спецагентами.
Вишенкой на торте в Hitman: Codename 47 стала «кукольная» или ragdoll-физика, благодаря которой тела жертв во время убийства эффектно отлетали и взаимодействовали с окружающим пространством.
Сверхпопулярным этот шутер не стал. Количество проданных копий перевалило за 500 тысяч лишь к 2009 году. Но положительные отзывы и с лихвой отбитый бюджет позволили развивать серию дальше. И, как мы с вами знаем, она процветает и по сей день.
Command & Conquer: Red Alert 2
Дата выхода: 26 октября 2000 года
Платформы: ПК
Сиквел Command & Conquer: Red Alert, в котором все было прекрасно. По крайней мере, так кажется, спустя два десятилетия. Эта игра — отличный пример того, как нужно делать продолжения. Не слишком меняя основу успешного оригинала, разработчики расширили возможности игроков, улучшили графику и оптимизировали сетевой код, добавив стабильности мультиплееру.
Развитие базы стало более продвинутым — появились оборонительные и производственно-научные здания. Юнитов разделили на бронетехнику и пехоту. Мы смогли заводить солдат в здания и устраивать жаркие городские перестрелки.
Сюжет не был связан с первой частью и рассказывал об отдельном противостоянии западного и восточного военно-политических блоков, которое превратило холодную войну в самую что ни на есть горячую. Несмотря на откровенную клюкву, игра воспринималась очень положительно. Ведь она не выставляла разные стороны конфликта с худшей стороны, а активно поливала все события огромными порциями сатиры.
Что получилось в итоге? Сиквел стал успешным. Спустя год для него вышло неплохое дополнение Yuri's Revenge. Сообщество создало десятки крутых модификаций. А серия в целом продолжала развиваться. Вплоть до 2012 года, когда ее перенесли в браузеры. В 2018 году появились проблески надежды, но и их угробили релизом мобильной Command & Conquer: Rivals. Теперь все в руках Remastered Collection, которая выйдет в 2020 году — возможно, она пробудит интерес к незаслуженно забытой серии и мы увидим полноценную новую часть.
Shogun: Total War
Дата выхода: 13 июня 2000 года
Платформы: ПК
Первый шаг Creative Assembly и серии Total War на пути к мировой славе. До 2000 года студия занималась не самыми популярными играми, в основном спортивной направленности. А затем внезапно анонсировала глобальную пошаговую стратегию с тактическими боями в реальном времени и историческим сеттингом. Вы даже не представляете, насколько крутым казалось это сочетание двадцать лет назад. Для фанатов жанра стратегий Shogun стала самой лучшей игрой (до выхода первого Medieval, конечно же).
Сейчас графика Shogun: Total War, ее физика, управление и общее впечатление от геймплея не выдерживают никакой критики. Уж слишком все устарело. Но на момент релиза возможность управлять целым государством и устраивать битвы с участием сотен юнитов казалась невероятной. Разработчики отлично поработали над сеттингом и оптимизацией, а саундтрек Джефа ван Дика даже был в итоге удостоен премии BAFTA. Несмотря на неприглядный в наше время внешний вид, первый Shogun — легенда, которую нужно помнить и уважать. А возможно и проходить, если не пугают устаревшие графика и геймплей.
Europa Universalis
Дата выхода: 1 марта 2000 года
Платформы: ПК
Первый проект от шведов из Paradox Interactive, которые популяризировали жанр глобальных стратегий. В Europa Universalis они предложили нам средневековый сеттинг и возможность управления десятками государств и феодальных формирований того времени. Особенностью игры (как и последующих проектов студии) стал акцент на экономическом, политическом и дипломатическом управлении государством. Детализация управленческих механик на тот момент была самой прогрессивной среди конкурентов. Таковой она остается и по сей день (в новых играх).
Войны тоже присутствовали, но результаты битв рассчитывались автоматически. Ключевыми факторами победы были сильная экономика, развитые технологии, грамотная дипломатия и своевременные военные действия. Стоит ли играть в первую Europa Universalis в 2020 году? Разве что для ознакомления с истоками серии. Это слишком старая игра, которая не может предложить ничего, кроме ностальгии. Тем более, что новые части на порядок масштабнее и интереснее.
Казаки: Европейские войны
Дата выхода: 30 ноября 2000 года
Платформы: ПК
Первая собственная игра украинской студии GSC Game World, которая до этого лишь тренировалась над ремейком второго Warcraft в космическом сеттинге (Nuclear Epidemic). Если Europa Universalis позволяла нам ворочать делами государства, то Казаки были полностью посвящены боям в реальном времени.
И не просто боям, а битвам. Сражениям. Огромным войнам на громадных картах. Игровой процесс состоят из двух частей — строительства базы и управления войсками. База нужна была для сбора ресурсов, проведения реформ и исследований, а также тренировки юнитов.
А когда юниты наконец выходили из бараков и выстраивались на поле боя, начиналось самое интересное. Ходили слухи, что одновременное количество бойцов на поле в Казаках могло превышать десять тысяч единиц. Но ввиду ограничений мощности ПК, мало кто двадцать лет назад это проверял. В редакторе битв уже после шести тысяч юнитов количество кадров чуть ли не уходило в минус :)
Но сражения были шикарными. Пушки, казаки, гусары, мушкетеры, гренадеры, лучники, линейные корабли (морские битвы тоже были!) — все это сходилось в одном месте и начиналось беспощадное месиво. Хотя, опытные игроки быстро придумывали самые эффективные стратегии и не спамили всеми видами войск. Удивительно, но первые Казаки все еще актуальны и в них интересно время от времени поиграть. Но если вам нужен «графоний», обратите внимание на третью часть — она вышла относительно недавно.
Deus Ex
Дата выхода: 22 июня 2000 года
Платформы: ПК, PS2, PS3
Первая часть серии, которая среди фанатов ролевых приключений до сих пор стоит на первом месте, несмотря на неплохой визуальный стиль и современную графику новых частей. Почему? Причина такая же, как и в случае с Fallout. Новые проекты больше концентрируются на экшене, тогда как оригинал был полностью посвящен глубокой истории, разнообразному взаимодействию с окружающим миром, уникальным способам выполнения миссий. Короче говоря, первый Deus Ex — это ролевое приключение с элементами шутера и стелс-экшена. А все последующие — наоборот.
Сюжет игры знакомил нас с антиутопическим земным миром 2052 года, где террористы отбирали власть у правительств, пандемия убивала миллионы людей, а иллюминаты строили заговоры и проводили эксперименты с инопланетными технологиями.
Хотите почувствовать себя частью интересной истории и оказать влияние на большой футуристичный мир? Добро пожаловать в первый Deus Ex. А за графикой и экшеном идите в новые части, там этого добра хватает.
Корсары: Проклятье дальних морей
Дата выхода: 1 января 2000 года
Платформы: ПК
Одно из самых масштабных ролевых приключений. Даже не 2000 года, а вообще в истории игростроения. Вдвойне приятно, что проект вышел стараниями отечественной компании Акелла.
Игра была выполнена в пиратском сеттинге. Мы могли плавать по морям, гулять по островам и их городам от третьего лица, путешествовать по интерактивной карте, общаться с NPC, торговать, прокачиваться и, конечно же, сражаться.
Каждая перечисленная активность совмещала в себя кучу возможностей. Мы могли плавать от лица определенной нации или атаковать всех подряд под флагом «Веселого Роджера». Во время абордажа можно было похитить у врагов товары, пустить их корабль на дно или завладеть посудиной в качестве трофея. Ближний бой зависел от уровня персонажа, скорости реакции игрока и силы команды. Корабельная команда собиралась путем поиска отдельных персонажей в огромном мире. В городах можно было гулять в виде простого гражданского или штурмовать их в случае войны. А при неудачном стечении обстоятельств персонаж окончательно погибал и мы любовались финальным роликом с жизнеописанием.
И это лишь малая часть всех возможностей Корсаров. Пускай у этой игры старая графика и простенькая физика. Она будет жить в сердцах фанатов еще очень долго. Тем более, что продолжения были подпорчены кадровыми проблемами и отсутствием финансирования. Хотя, надежда на релиз четвертой части все еще теплится — разработка заморожена и нуждается в материальной поддержке. Если вдруг увидите кампанию разработчиков на Кикстартере или другой платформе — смело поддерживайте, хороших ролевых игр много не бывает. А пока бороздите водные глади в Корсары: Проклятье дальних морей.