Обзор XCOM: Chimera Squad — как пришельцы стали лапочками

Внезапная дружба людей и беспощадных инопланетян, неидеальное общество, попытки остановить анархию, классические для XCOM пошаговые бои и ощущение неудовлетворенности — в обзоре XCOM: Chimera Squad.

XCOM: Chimera Squad — не совсем понятный эксперимент, вызвавший опасение у преданных поклонников серии и повеселивший казуалов. Я поиграл, посмотрел, оценил и теперь готов сделать выводы, предварительно рассказав об игровом процессе. Приступаю.

Сеттинг и сюжет

По сюжету после событий XCOM 2 прошло всего пять лет. Но за это время Старейшины пришельцев успели проиграть войну и улететь, бросив на Земле множество своих солдат. Каким-то образом инопланетяне и люди начали уживаться вместе и даже построили огромный Город-31, создав гибридное общество. Что весьма странно, ведь по канонам XCOM инопланетяне были безжалостными машинами для убийства, готовыми уничтожить все человечество. И тут война проиграна, пришельцы стали няшками, люди их простили и все зажили в мире и согласии. My Little Pony какое-то. 

Кат-сцены состоят из рисунков, причем, не слишком привлекательных.

К счастью, разработчики не стали ударяться в полный маразм и все же добавили в события игры реализм. Так, хотя новое общество образовалось, недовольные все же остались. Самые радикальные из них объединились в группировки и начали подталкивать население к анархии, устраивая теракты и совершая другие преступления. Также появились бандформирования, просто желающие нажиться на слабых. 

Для борьбы с недовольными и просто аморальными личностями был создан отряд «Химера», состоящий из лучших представителей всех проживающих в городе рас. Мультикультурное формирование должно было выезжать в самые горячие точки города, зачищать логова бандитов, проводить расследования и поддерживать порядок. Такое себе небольшое КГБ.

С попаданиями проблем не замечал — если процент высокий, обязательно попадешь. И впритык не промахнешься.

В сюжете очень мало диалогов между персонажами, поэтому в основном он раскрывается посредством миссий. Он не слишком глубоко проработан и практически не увлекает. Интерес к игре поддерживается лишь желанием пройти все задания и увидеть, что будет в финале. Персонажи раскрыты очень слабо, интриг и неожиданных поворотов, способных удивить и восхитить, нет. Простенько, скромненько, почти как в мобильной игре.

Геймплей

Как и в других частях XCOM, игровой процесс делится на две фазы — управление базой и тактические пошаговые бои.

Управление базой

Так как действие игры ограничено одним городом, именно в нем и нужно «вытворять всякое». У отряда «Химера» есть штаб-квартира. Посещая ее после каждой миссии вы получите доступ к ряду опций и сможете:

  • Наводить порядок в городе на глобальной карте — об этом расскажу подробнее.

  • Отправлять бойцов на тренировку — она занимает несколько дней, но зато усиливает персонажей.

  • Проводить исследования, открывая доступ к новому вооружению.

  • Отправлять бойцов на мини-задания, приносящие ресурсы.

  • Покупать снаряжение в магазине.

Есть удобная энциклопедия, в которой можно почитать обо всех особенностях игры

В игре есть три вида ресурсов:

  • Элерий — необходим для запуска новых проектов сборочного комплекса. Проще говоря, с его помощью вы сможете получать апгрейды для оружия и новое снаряжение. Но получать лишь в виде чертежей, ведь потом их придется покупать в магазине.

  • Разведданные — этот ресурс позволяет покупать экзотические предметы и размещать в районах городов полевые отряды, при помощи которых сдерживаются бунты, наводятся порядки и проводятся расследования.

  • Кредиты — обычные денежки для магазина.

С основами разобрались. Теперь о персонажах. В Chimera Squad мы ограничены героями, которых предоставляет сама игра. В команду нельзя взять случайного бойца. Также не получится изменить бойцам имя и настроить внешность. Кого разработчики создали — тем и играйте. Казалось бы, это не так уж плохо, ведь сюжету не помешают детально прописанные персонажи с уникальными личностями и повадками. Но нет. Никаких личностей не добавили. Герои перекидываются фразочками, как в любом голливудском фильме или сериале про бравых полицейских, и на этом все. Ни глубины, ни драмы. Даже можно сказать, что атмосфера в отряде «Химера» веселая. Вокруг анархия, хаос, взрывы, смерть и кровь, а ребята шутят и острят, словно они сами играют в компьютерную игру. Смотрится это очень неестественно. Особенно для серии XCOM. Какой-то молодежный сериальчик получается, где все ужасы почти гражданской войны в условиях города представлены в виде забавных миссий. 

Карта постоянно недовольного города

Но, вернемся к главному. Каждого персонажа можно прокачивать и снаряжать. Проблема в том, что герои, которые под контролем с первых минут игры, успевают хорошо прокачаться к тому моменту, как игра начнет подкидывать новых членов отряда. Из-за этого переключаться на новичков вообще не хочется. Ведь получая новые уровни, бойцы открывают крутые способности и становятся машинами для убийства. А салаги по сравнению с ними практически беспомощны. Баланс существенно нарушен.

Единственное применение новичкам — тренировочные полигоны и выполнение мини-миссий для добычи ресурсов. А основной стартовый отряд и так хорош, чтобы продержаться с ним до конца игры и не испытывать особых проблем.

Город-31

Так как все действия с городом осуществляются в рамках управления базой, добавлю этот подраздел именно сюда. На базе у вас будет карта города, разделенная на несколько районов. В каждом районе то и дело будут появляться миссии, связанные с беспорядками со стороны бандитов и анархистов, а также сюжетные задания. Если игнорировать второстепенные миссии, у населения будет накапливаться недовольство. Когда оно достигнет критической отметки, мегаполис захлестнет хаос и отряд «Химера» его покинет. То есть, game over. 

В некоторых миссиях достаточно выполнить полевое задание и эвакуироваться, не убивая всех врагов. Но уходить нужно осторожно, чтобы никто не зашел во фланг и не пристрелил.

Чтобы контролировать беспорядки и уменьшать волнения, в каждом районе города можно разворачивать полевые отряды «Химеры». Это своего рода мини-штабы, в которых проводится разведка, высылаются патрули, ведутся расследования. Каждый штаб приносит определенные ресурсы, которые затем можно тратить на улучшения, продвижение по сюжету и добавление этих самых штабов на карту для укрепления экономики. 

Вся игра в принципе и состоит из попыток сохранить в городе порядок, улучшения бойцов и открытия сюжетных миссий при помощи проведения расследований.

Боевка

Ну а теперь о самом интересном. Ведь все любят серию XCOM в основном не за управление базой, а за пошаговые тактические бои. Здесь они примерно такие же, как и в предыдущих частях. Разработчики не стали сильно менять устоявшуюся за десятилетия формулу. Но добавили некоторые новшества.

На таком броневичке отряд «Химера» творит правосудие.

Бойцы как и раньше перемещаются по клеточкам, используют спецспособности, попадают (или промахиваются) с определенным процентом вероятности и выполняют полевые задания. Но ходы теперь не делятся на «ход моей команды — ход команды противника». Бойцы обеих команд действуют по очереди, через одного (или больше, если на чьей-то стороне численное преимущество). Благодаря этому бои стали заметно динамичнее. И это, вроде бы, неплохо. Особенно учитывая, что игра нацелена на более широкую аудиторию и создана в качестве эксперимента, который покажет, в каком направлении двигаться при разработке XCOM 3.

Но динамика боев смотрится не так выигрышно на фоне того, что локации стали очень маленькими и камерными. Маленькими, потому что их размер в разы меньше, чем в том же XCOM 2. Зачастую действие происходит в комнатах, небольших помещениях, с минимумом пространства для тактических действий. А камерными потому, что все локации в миссиях еще и разделены на ряд участков, закрытых дверями. Зачистка участка — кат-сцена штурма двери — зачистка участка — кат-сцена штурма, и так до финала. Самое неприятное, что по такому принципу строятся почти все (а может и все) миссии. Первые несколько раз весело. Потом надоедает.

Режим штурма — бонусы перечислены, бойцы расставлены, пора в бой!

Кстати, о штурме — это еще одно нововведение. Этот режим позволяет расставлять бойцов на разные участки при проникновении в логово противника. От расположения при штурме зависят бонусы и последствия. Например, посылая одного бойца через окно, вы подвергнете его лишнему дамагу, но зато он получит бонус к внезапности и нанесет больше урона врагам на фланге. Или же если отправите персонажа через верхний этаж, у него будет бонус к меткости. И так на каждой локации. Разнообразие бонусов порадовало. 

Да, кстати, при штурме бойцы делают первые выстрелы и потом уже разбегаются по позициям. Поэтому важно нанести врагам как можно больше урона именно в режиме штурма, чтобы потом было легче. 

Ну а в остальном ничего нового. Выполняешь полевые задания, сражаешься с вроде бы уникальными врагами, иногда сталкиваешься с внезапными вражескими подкреплениями. На локациях есть небольшая разрушаемость, но ничего глобального вроде ломающихся участков здания из XCOM 2, не наблюдается. 

Графика, атмосфера, оптимизация

Об атмосфере я уже рассказал в начале. Это легкий, ненавязчивый молодежный боевичок. Никаких ужасов войны, реализма и ощущения ответственности за происходящее нет. Персонажи плоские и не имеют души. О погружении в мир игры нет и речи. Это вполне мог бы быть мобильный проект — зашел на полчасика, поклацал, вышел и забыл. И это грустно, ведь по сути игра неплохая. Механики в ней «XCOMовские», основные аспекты серии присутствуют. Но все очень поверхностное, мультяшное и однообразное. 

Спецэффекты неплохие. Жалко, под красивой оберткой безвкусная конфета.

В дополнение к этому я бы мог присоединиться к жалобам игроков, что разработчики уж слишком сильно углубились в тему расовых и сексуальных меньшинств. Мол, среди протагонистов большинство девушки, причем не белые, а антагонисты сплошь «мужики». Но это не самая большая проблема игры. В Battlefield V, которая геймплейно была очень даже хороша, акцент на меньшинствах был и правда главной претензией. Как только разработчики исправились — почти все оказались довольны. Убери из XCOM: Chimera Squad всех женских персонажей и добавь суровых мужчин — ничего не поменяется. Это будет все тот же веселый и ненавязчивый боевичок, на который не хочется тратить время. 

Ну и пару слов о графике и оптимизации. Графически проект недалеко ушел от XCOM 2. Более того, в игре использовалось много ассетов из предыдущей части. Так что, Chimera Squad можно было бы назвать крупным DLC, а не самостоятельным проектом. Но ее и так позиционируют в качестве экспериментально спин-оффа, так что все в порядке. Что касается оптимизации — были вылеты, подтормаживания, падения FPS. Не критично, но и не идеально. Патчи многое из этого пофиксят.

Выводы

XCOM: Chimera Squad — игра на один раз. Как для фанатов, так и для новичков. Она похожа на бутерброд с маслом, но без колбасы. Вроде съедобно, скушать можно, но удовольствия почти нет. Уверен, что поклонники XCOM теперь с волнением ждут анонса полноценной третьей части. Ведь если она будет похожа на Chimera Squad, бунт неизбежен. А пока, если вы хотите весело провести время в пошаговой тактике, похожей на XCOM — играйте в Chimera Squad. Если же душа просит реализма, ужасов войны и геймплея AAA-уровня — добро пожаловать в Gears Tactics (спойлер: она прекрасна). 

 
Игродевочка изменит твою жизнь!
Игродевочка изменит твою жизнь!

Да, изменит! Потому что только на нашем Телеграм-канале ты почувствуешь себя частью большой геймерской семьи!
Интерактивы, тайны ИИ, интригующие скандалы и инсайды из мира игр и кино. А еще откровенные фото косплея, угарные мемчики, авторские «головные мюсли» (!!!) и личное общение с нашей редакцией на любые темы — подписывайся, чего ждёшь?!

Подписаться
аватар
чет как-то совсем не хочется быть даже новичком в этой гаме
аватар
Буду краток как никогда - я разочарован
аватар
«Персонажи плоские и не имеют души. О погружении в мир игры нет и речи. Это вполне мог бы быть мобильный проект — зашел на полчасика, поклацал, вышел и забыл» — коротко, ясно и понятно)) Обзор в полной мере передал всю скучность этой игры.
аватар
«Это будет все тот же веселый и ненавязчивый боевичок, на который не хочется тратить время». Соглашусь, желания вообще не появилось играть. Фанам, скорее всего, зайдет.
Правка: 02 Май 2020
аватар
Двойственные чувства. Хотелось найти в обзоре хоть что-то хорошее, но как-то с поисками не очень. Да, соглашусь с автором статьи: есть стойкое ощущение, что делали под мобильные игры.
аватар
вот это сравнение - как бутерброд с маслом. но без колбасы)) вроде съедобно, но удовольствия почти нет)) сразу всё понятно