Обзор демо-версии Stronghold: Warlords

Азиатский сеттинг, подчинение ИИ-военачальников и управление ими, развитие замка и беспощадная осада с использованием ракетниц — в обзоре демки Stronghold: Warlords.

На выставке PAX East 2020 была представлена долгожданная демо-версия Stronghold: Warlords. Вы, наверное, уже смотрели геймплейные видео и получили первые впечатления. Но мне хотелось именно поиграть, пощупать, окунуться в атмосферу средневекового Востока. Что я и сделал — демка пройдена, враг повержен, солдаты почтили павших, пора написать отчет об увиденном. Я обязательно учту, что это всего лишь демо-версия. Кроме того, судя по всему, игра пребывает в альфа-состоянии. Так что сильно ругать не стану, но минусы обязательно подмечу. И про плюсы не забуду. Поехали!

Сюжет

В демке ни о каком масштабном сюжете речи быть не может. Нам предлагают битву 1x1 на небольшой карте. Протагонист — не самый богатый вельможа, владеющий слабенькой деревней. Антагонист — зажиточный вельможа с неплохой армией и тремя огромными стенами, защищающими проход к его дворцу. Задача — уничтожить врага, разрушив его укрепления и перебив солдат. 

Вражеский лорд

Во время сражения антагонист несколько раз обращается к игроку (вернее, к лорду, который у него под управлением). Происходит это в виде появляющейся в правом верхнем углу картинки с изображением злодея — ее сопровождают текст фразы и закадровый голос. Ничего особенного в речах противника не увидел — он хвастается своей силой и обещает уничтожить игрока. Причем, уверенность в победе он не теряет даже в конце боя, когда его стены разрушены, а на пороге десятки солдат. Честно говоря, такой подход к раскрытию характера персонажа мне не слишком нравится. Нужно хотя бы интересные фразы написать или даже добавить диалог между протагонистом или антагонистом. Иначе получается какой-то карикатурный злодей из старого голливудского боевичка. 

Хотя я уверен, что в полной версии игры самым популярным будет мультиплеерный режим, у одиночной кампании все же есть шанс. Нам пообещали войну на всей территории средневековой Азии и знакомство с легендарными личностями. Надеюсь, история будет рассказана интереснее, чем в демке, и персонажи порадуют интересными словесными перепалками.

Геймплей

Как и в любой другой игре серии Stronghold, игровой процесс делится на две условные части — развитие замка и военные действия. Но фактически разделения нет — можно воевать хоть с первых минут игры, но если враг не будет быстро повержен, появятся негативные последствия такого решения.

Развитие замка

Признаюсь, последний раз в Stronghold играл десять лет назад, и не могу точно сказать, присутствовали некоторые механики в старых играх или нет. Поэтому расскажу, что увидел. 

Окно управления военачальниками

Самое главное на войне — ресурсы. Поэтому нужно строить добывающие здания, от лесопилки до хлопковой фермы. Необходимыми для производства ресурсами дело не заканчивается. Ведь населению тоже нужно угождать — для этого в меню строительства есть постройки для проживания и заготовки пищи. 

Золото в Warlords необходимо для найма войск и закупки снаряжения. Оно «добывается» в главном здании в виде налогов. Налоги можно повышать, но они влияют на довольство населения. Если рабочие довольны, они активно трудятся. Если их обидеть и разозлить — от них мало толку. Возможно, есть еще какие-то моменты, я их не заметил — старался держать довольство на нормальном уровне. Также золото можно получить на рынке, продавая товары и ресурсы. 

Итак, экономические здания построены, население сыто и живет в теплых домах, в сундуках копится золото — что дальше? Возведение стен. Инструментарий для этого весьма широк — можно строить сами стены, лестницы, разные башни. Также имеются оборонительные приспособления, вроде котла с маслом. В целом, строительство стен реализовано удобно, можно создать крепость любой формы. 

На карте было чем полюбоваться

Крепость стоит, экономика укрепляется, богатства увеличиваются — пора их защитить. Одними стенами «сыт» не будешь. Нужна армия. Нанимается она из специальных бараков разного предназначения, от пехоты до осадной техники. Для найма юнитов необходимы ресурсы — у каждого класса свои требования. Воинам с топорами нужно золото и топоры, лучникам — золото и луки, тяжелым пехотинцам — доспехи, мечи и золото. Количество доступных для найма юнитов зависит от количества снаряжения на складе. Его можно создавать в кузнях и мастерских или покупать напрямую, теряя неоправданно много золота. 

Пора подвести промежуточные итоги. В демке было маловато зданий, в полной версии игры их будет намного больше. Также заметно увеличится разнообразие юнитов. Мне процесс строительства понравился, для меня это своего рода медитация и отдых. 

Военные действия

Фишка Stronghold: Warlords — военачальники, присутствующие на карте. Поэтому о них расскажу отдельно.

Военачальники

Они могут быть нейтральными, союзными и вражескими. Подозреваю, что в мультиплеере все военачальники будут сначала нейтральными, а затем игроки начнут их подчинять. В кампании все будет зависеть от расстановки сил и сюжета. Для демо-версии двух военачальников сделали нейтральными, а одного отдали врагу. 

Укрепления противника

Управление военачальниками осуществляется в специальном окне, где указана карта с их расположением и территориями, а также меню с опциями. Подчинение военачальников осуществляется двумя способами — при помощи очков дипломатии или военного захвата. Очки дипломатии насчитываются автоматически каждую минуту, их количество также можно увеличить постройкой посольства и других тематических зданий. Вражеский военачальник подчиняется заметно дороже нейтрального, поэтому нужно лишний раз подумать — стоит ли этим заниматься.

Как только военачальник в вашем распоряжении, им можно управлять. Все «варлорды» делятся на ресурсодобывающих, атакующих и обороняющихся. Их можно прокачивать за те же очки дипломатии (но я не понял, что это дает, никаких эффектов не заметил). Также им выдаются задания (опять нужны очки дипломатии) — организовать поставку определенного вида ресурсов, вдохновить бойцов или послать армию на территорию врага.

Мой город, которому я уделял не так много внимания — увлекся боями

Большого толка от ресурсного «варлорда» не увидел — построив кучу зданий в замке, можно забыть про проблемы с материалами и продовольствием. Обороняющийся военачальник вообще остался для меня таинственным — я его захватил, но смысла в его способностях не увидел (потому что о них нигде не рассказывается). А вот атакующий «варлорд» очень пригодился. Сначала я его прокачивал (хотя толку от этого не увидел), затем копил очки дипломатии и отправлял отряды на штурм вражеской крепости. Одновременно с этим атакующий военачальник присылал мне ракетницы, которыми я регулярно «шатал» оборону противника. 

Быстро понял, что отправлять армии «варлорда» без личной поддержки нет смысла — юниты под управлением ИИ быстро сливаются. Лучше подождать, собрать свою армию, затем отправить максимально доступное союзное войско и использовать его в качестве живого щита. Да, жестоко, но победа важнее.

Здесь недавно выпустили ракету

Что могу сказать о системе военачальников? Она прикольная, но слишком прямолинейная и топорная. Зашел в окошко, клацнул — военачальник твой. Даже вражеских можно воровать. Не представляю, какой хаос и неразбериха будут в сетевых сражениях. Нужно было хотя бы дипломата какого-то добавить, который должен физически дойти до «варлорда» и пообщаться с ним. Тогда можно было бы защищать своих военачальников, не подпуская к ним вражеских дипломатов. И процесс был бы интереснее. Сейчас же просто копишь очки, клацаешь, дело в шляпе. Ну и, конечно же, нужно балансить способности военачальников, чтобы каждый был полезным. 

Сражения

Ну и немного о самих сражениях. Stronghold: Warlords — традиционная RTS. Набрал юнитов, выбрал их и повел в бой. Пехота рубит пехоту, лучники настреливают издалека, конница топчет, осадные орудия сносят укрепления. Но я заметил несколько проблем.

Последние секунды жизни вражеского лорда — можно сражаться на крышах зданий

Стрелковые юниты чересчур сильны. Лучники и арбалетчики намного эффективнее пехотинцев. Поэтому армия, на три четверти состоящая из стрелков, без шансов разваливает пехотное и даже конное войско. Ведь юниты гибнут медленно и пока мечники танчат, стрелы делают свое дело. Причем, это работает даже при осаде — лучники просто косят врагов на стенах, делая башни бессмысленными. Этот момент нужно балансить.

По умолчанию юниты ведут себя очень странно. Увидели врага — бегут на него сломя голову, а потом стоят под обстрелом у вражеских стен, зайдя слишком далеко. Если их не контролить и не устанавливать режим обороны, можно потерять много войск из-за простой невнимательности. Лучше бы по умолчанию они держали указанную позицию, а после атаки на нападающего врага возвращались в изначальное положение. Также войска тяжело справляются с поиском пути и постоянно путаются друг в друге. Им тяжело ориентироваться в пространстве, когда атака идет с нескольких сторон, их действия чересчур хаотичны. Приходится по десять раз клацать в одну точку, чтобы отряд все-таки пошел туда, куда нужно. Не говоря уже о багах, когда во время рукопашного боя модельки юнитов начинают летать по кругу и колбаситься. Но баги явно пофиксят, а над поиском пути придется долго работать.

ИИ туповат. Сильно туповат. Противник ведет заведомо самоубийственные атаки вместо подготовки нормального штурмового отряда. Союзники творят дичь. Простой пример — после выстрела из ракетницы область вокруг нее зажигается. Вот один раз ИИ умудрился стрельнуть ракетницей прямо посреди моего войска — в результате несколько моих солдат сгорели заживо. Раз уж добавили подобные эффекты — научите ИИ ими пользоваться. Ведь «искусственный болван» будет и в мультиплеере. 

Ошибка ИИ — трагедия для моей армии

Графика, оптимизация

По производительности никаких вопросов — все летало. Графика пускай не революционная, но все же приятная. Заметно лучше, чем в альфа-версии, которую показывали в прошлом году. В рамках всей серии целиком это тоже будет самая графически совершенная игра.

Правда, сеттинг понравится далеко не всем — об этом можно судить по предварительным комментариям игроков. Фанаты привыкли к европейскому средневековью и крестовым походам. А тут какие-то самураи и прочие азиатские бойцы. С другой стороны, если разработчики не разочаруют общим качеством игры, никто не станет жаловаться. Если разочаруют — геймеры припомнят абсолютно все. Такова реальность, что поделать.

Выводы

Демка Stronghold: Warlords оставила двоякое впечатление. С одной стороны, графика нормальная, система развития интересная, управление «варлордами» в новинку. С другой — баланс в зачаточном состоянии, «варлордов» нужно дорабатывать, ИИ туп, а юниты ведут себя странно. Неизвестно, в каком состоянии пребывает полная версия игры. Если она похожа на демку, звоните в Хьюстон и рапортуйте о проблемах. Но раз релиз наметили на 2020 год и, судя по странице в Steam, раннего доступа не будет, разработчики уверены в своих силах. Stronghold: Warlords меня заинтересовала, надеюсь, релизная версия не разочарует. 

Игра тестировалась на нашей белой сборке Corsair
NZXT-Computer ПроцессорIntel Core i5+8500 с Optane 16Gb
 Охлаждение Corsair Hydro Series H60 (2018)
 RAM памятьCorsair Vengeance RGB Pro 16ГБ 2666 МГц
 SSD ДискSSD Intel Optane SSD 905P 480 ГБ
HDD ДискToshiba X300 Performance Hard Drive 8TB
 Системная плата  Gigabyte Z390 UD
 ВидеокартаNVIDIA GeForce RTX 2060
 Блок питанияCorsair RMx Series RM650x
 КорпусCorsair Carbide Series SPEC-OMEGA RGB
 
Игродевочка изменит твою жизнь!
Игродевочка изменит твою жизнь!

Да, изменит! Потому что только на нашем Телеграм-канале ты почувствуешь себя частью большой геймерской семьи!
Интерактивы, тайны ИИ, интригующие скандалы и инсайды из мира игр и кино. А еще откровенные фото косплея, угарные мемчики, авторские «головные мюсли» (!!!) и личное общение с нашей редакцией на любые темы — подписывайся, чего ждёшь?!

Подписаться
аватар
Иногда хочется стратегий. И статья интересная и скрин-шоты завлекают и выводы конкретные. Подождем релиза и надеюсь что разраб не самонадеян а точно знает что делает
аватар
когда то весьма давненько пытался погонять в эту стратегию но что то не пошло .. а может жанр не мой.. либо может та версия была совсем плоской.. надеюсь эта новинка не разочарует никого