Какие легендарные игры, вышедшие в 1999 году, до сих пор у нас на слуху? EverQuest, Silent Hill, Shenmue, бета Counter-Strike, Resident Evil 3. Все они в свое время произвели фурор и теперь стали заслуженной классикой.
Но повезло тогда не всем. Есть проект, который получал от GameSpot звание «Лучшей приключенческой игры 1999 года», но провалился по продажам и сегодня вы даже вряд ли вспомните его название. И уж тем более не будете знать, что недавно вышел его перезапуск. Речь об Outcast. Что это за игра и стоит ли вам тратить время на ее современное воплощение — расскажу прямо сейчас!
Предыстория
Оригинальная Outcast вышла 31 июля 1999 года благодаря стараниям бельгийской студии Appeal. Трехмерное увлекательное приключение на далекой планете с интересными NPC, множеством активностей и завораживающей атмосферой — казалось, что у игры есть все, чтобы стать хитом. Но она им не стала. Сейчас сложно понять, виной тому маркетинг или другие факторы. Да и это не так важно — слишком много воды утекло.
Разработчики, однако, не отчаялись. Сначала они приступили к созданию сиквела для PlayStation 2. В планах был и порт первой части на Dreamcast. Но из-за банкротства студии Appeal все новые проекты были заморожены и закрыты.
Фанаты пытались перенести оригинал на движок Crystal Space, а затем и на CryEngine 3, но голого энтузиазма оказалось мало. Осознавая, что несмотря на провал, вокруг игры сплотилось неплохое коммьюнити, основатели той самой Appeal в 2013 году выкупили права на Outcast и попытались перезапустить тайтл.
Первые попытки были безуспешными. Кампания на Kickstarter не набрала и половины нужной для ремейка суммы. А потянуть его своими силами, даже имея огромный опыт, разработчики не могли. В итоге, они решили выпустить улучшенную версию Outcast 1.1, пропатчив ошибки и улучшив производительность. Именно она появилась в Steam в 2014 году.
В 2015 году студия Appeal возродилась. Заручившись поддержкой издателя Bigben Interactive (Nacon), разработчики все же реализовали ранее задуманное — ремейк оригинала на новом движке, с более современной графикой, но с классическими атмосферой и сюжетом. Игра получила название Outcast - Second Contact, вышли в Steam в 2017 году и ее встретили достаточно тепло. Да, были баги, тормоза, отчасти устаревшие механики. Но ламповость и ностальгия победили.
Правда, ни один из проектов по вселенной Outcast так и не стал бестселлером и для подавляющего большинства тайтл так и остался незамеченным.
Ситуацию мог исправить еще один перезапуск — на Unreal Engine 4, с большим открытым миром, красивой картинкой, увлекательным геймплеем. Недавно он вышел. Имя ему — Outcast - A New Beginning. А вот хорош ли он, узнаете прямо сейчас.
Сеттинг
Действие игры происходит в мире Адельфы — на планете, населенной харизматичными таланами, которые живут по заветам всемогущих йодов. Уровень их развития сложно определить, потому что быт таланов сочетает в себе доисторические элементы, постройки средневекового уровня и энергетические технологии далекого будущего.
И такое сочетание выглядит вполне уместно. Ведь Адельфа — далекий мир, до которого человечество добралось лишь благодаря появлению портала в черной дыре. Путешествуя по биомам, разглядывая поселения таланов, посещая древние руины и пользуясь энергетическим оружием, ты не видишь никакого диссонанса. И это самое главное. Атмосфера на Адельфе очень самобытная, душевная и местами вдохновляющая.
Сюжет
Хотя A New Beginning считается перезапуском и переосмыслением оригинала, по сути это продолжение, сиквел. Потому что действие происходит спустя 20 лет после событий первой части.
Главный герой все тот же — морской котик Каттер Слэйд. В Outcast его отправили в портал на Адельфу, чтобы он закрыл черную дыру и прекратил ее пагубное влияние на Землю. Но, потеряв связь с командованием, Слэйд остался один на один с новым миром. К счастью, местные жители, таланы, посчитали его избранным, который освободит их от гнета местного диктатора. Этим герой и занялся. Он победил всех врагов, принес на Адельфу мир и… Вроде бы историю можно заканчивать.
Но тут последовало продолжение. Ведь Слэйд так и не закрыл портал в черной дыре. И человечество решило извлечь из этого хоть какую-то пользу. Какую? Выкачать из Адельфы все ресурсы и забрать оттуда любые артефакты, которые принесут людям власть, деньги и процветание. В этот момент и начался сиквел. Каттер Слэйд проснулся, пробужденный великими йодами, поступил в распоряжение игроков и начал очередное свое приключение.
Сюжет Outcast - A New Beginning на первый взгляд очень похож на творение Джеймса Кэмерона. Да, да, речь про Аватар. Злые люди прилетели на планету с казалось бы слабо развитой цивилизацией, которая технологиям и прогрессу предпочитает духовные практики и силу природы. Добыча ископаемых, геноцид несогласных, бездушный генерал, главный герой — человек, выбравший сторону аборигенов.
Но на этом сходства заканчиваются. Ведь все события здесь вращаются вокруг избранности и непобедимости протагониста, который всеми силами пытается угодить местным жителям, чтобы они отправили его обратно домой.
В целом, сюжет получился весьма интересным и интригующим. Линия протагониста запутанная и вызывает массу вопросов до самого финала. А истории таланов — захватывающие, во многом запоминающиеся и простые для понимания… Если бы не одно «НО!».
Разработчики настолько углубились в лор и напичкали диалоги таким количеством инопланетных терминов, что голова начинала перегреваться уже спустя час геймплея. Им даже пришлось добавить в игру глоссарий, который открывается по нажатию клавиши прямо во время диалога — чтобы игроки подглядывали, что означает то или иное слово. Причем, заковыристыми словечками порой назывались банальные вещи, которым не нужна стилизация. Читать диалоги было настоящей мукой и рука тянулась к пробелу, чтобы все пропустить и не грузить мозг.
Ситуацию спасла полная русская локализация, в том числе голосовая. Что забавно, главного героя на русском языке озвучили более качественно и харизматично, чем на английском. Чего не скажешь про остальных персонажей — такое чувство, что средств хватило только на одного профессионального русскоязычного актера озвучания, а остальные строчки дали на озвучку аматорам или вообще искусственному интеллекту. Но и на том спасибо.
Геймплей
Примерно половину геймплея занимает чтение и прослушивание диалогов, а также просмотр кат-сцен. И это не шутка. Минут 5 читаешь, слушаешь, поглядываешь в глоссарий, затем бежишь, выполняешь квест за те же 5 минут и возвращаешься, чтобы получить очередную порцию «инфы».
Но так происходит лишь в том случае, если ты стремглав мчишься по сюжетным миссиям, не желая осматриваться вокруг. А ведь поглядеть на Адельфе есть на что.
Биомы
Мир здесь разделен на семь биомов, в каждом из которых есть центральное поселение — хаб со всеми NPC.
Джунгли, болота, пустыня, горы — пейзажи на Адельфе меняются часто и сильно отличаются в визуальном плане. Благодаря этому усиливается ощущение приключения и появляется желание исследовать каждый уголок.
Джетпак — наше все
Герой может ходить ножками и даже бегать на Shift. Также ближе к середине игры у него появляется летающий маунт. Но этого слишком мало для комфортного исследования большого мира, где вертикальность локаций играет огромную роль.
Многочисленные скалы, поселения на деревьях с толстыми ветвями, многоэтажные вражеские базы. Не говоря уже о бескрайних полях и холмах. Бегать и лазать по всему этому было бы ужасно скучно.
И разработчики это осознали, добавив с первых минут джетпак. Он позволяет высоко прыгать, быстро летать у поверхности, а после прокачки — еще и планировать и выполнять атакующие приземления на голову врагов. Летать здесь очень приятно и кайфово — рассекаешь воздух, поглядываешь по сторонам, попиваешь чай, просто супер. Я сразу влюбился в механику полетов. Порой она выступала в том числе в качестве медитации, успокаивая меня после спорных геймплейных участков.
Челленджи
Их можно разделить на обязательные для получения чего-либо и случайные, на основе естественного игрового ландшафта.
Случайные возникают на каждом шагу. Чтобы найти NPC, поднимись на башню, прыгая по платформам. Постоянно падаешь и пятая точка горит, потому что управление корявенькое? Ничего, привыкнешь! А в следующий раз найди NPC в городе на высоченном дереве, где с каждой ветки можно свалиться. Может там будет лучше. (Нет, не будет).
Обязательные челленджи связаны с разными храмами — проходя их получаешь бонусы к здоровью и другие награды. По сути это преодоление трасс на время. Бегаешь или летаешь за огоньками, преодолевая препятствия. Из-за того, что управление корявенькое (не устану это повторять), сложность челленджей поначалу зашкаливает. Но потом реально привыкаешь и это перестает тебя беспокоить.
Боевка
У героя два вида оружия — пистолет и винтовка. Они выдаются в самом начале. Но для них можно собирать апгрейды, которые полностью меняют их суть.
Можно из пистолета сделать пулемет, а из винтовки — дробовик. Некоторые апгрейды добавляют лечение при нанесении урона, тройные выстрелы, бомбы-липучки от каждого попадания. И у каждого оружия есть несколько ячеек для апгрейдов. Поэтому комбинаций множество и «каждый найдет здесь что-то свое».
Способности позволяют бить врагов щитом, влетать в них сверху на джетпаке, станить всех вокруг на несколько секунд и т.д. В комбинации с чудными модификациями оружия бои выглядят зрелищно, нелинейно, можно проявлять фантазию. Пускай ИИ глуповат и враги достаточно пассивные, а редкие боссы ничем не удивляют, но все равно в бою весело.
Миссии
Слабая сторона игры. Подай-принеси-убей толпу мобов. Незыблемая классика, которая уже всем надоела.
Порой задаешься вопросом — почему на визуал и сюжет фантазии хватает, а придумать интересные, комплексные задания сложно. Да, есть в Outcast - A New Beginning нечто нестандартное, вроде «затолкай животных в загон» — все похожие миссии основаны на механике джетпака, а потому они весьма увлекательны. Но их очень мало.
Оптимизация
FPS порой хромает, баги кое-где встречаются, управление недостаточно отполировано. Бюджетность заметна на каждом шагу. Однако, разработчики активно трудятся над патчами, поэтому есть надежда, что ключевые проблемы будут исправлены.
Что в итоге?
Outcast - A New Beginning завораживает и раздражает, увлекает и заставляет зевать, веселит и доводит до белого каления, впечатляет и разочаровывает. Проект очень неравномерный.
Но, черт возьми, душевность и ламповость здесь зашкаливают. Это словно та самая игра из детства, в которой ты забываешь обо всем и просто наслаждаешься, специально не обращая внимания на многочисленные огрехи. Стоит ли поиграть? Скорее да. Хотя бы в качестве эксперимента — велика вероятность, что вам понравится. Но дождитесь скидок, ведь базовая цена в 2480 рублей великовата, чтобы рисковать.