Трилогия Mass Effect — настоящий феномен в мире видеоигр, который не только создал вокруг себя целую вселенную с миллионами фанатов, но и значительно повлиял на развитие игровой индустрии. 14 мая 2021 года компания Electronic Arts при участии ветеранов студии Bioware выпустила сборник с ремастерами классических трех частей под названием Legendary Edition. Будучи поклонником серии, я с удовольствием поиграл и теперь хочу рассказать, стоит ли Mass Effect: Legendary Edition своих денег и нужно ли проходить эту трилогию в 2021 году.
Предыстория
Начну издалека, но сильно зацикливаться на истории не стану. Первая часть Mass Effect вышла в 2007 году и изначально была эксклюзивом для Xbox 360, пока ее не портировали в 2008 году на ПК, а в 2012 — на PS3. Продажи перевалили за миллион копий уже через неделю, а сам релиз по хайпу и вовлеченности фанатов был схож с первым показом Звездных Войн в 1977 году. Восхищенные геймеры с удовольствием погружались в новую вселенную, создавали косплей, фанфики, комиксы, делились друг с другом впечатлениями. Казалось, что первая часть Mass Effect — начало чего-то великого.
В 2010 году на свет появилась Mass Effect 2. Игру выпускали уже одновременно на ПК и Xbox 360. Порт для PS3 вышел лишь через год. Продажи за первую неделю на этот раз перевалили за 2 миллиона копий, что ярко демонстрирует интерес фанатов к продолжению. Сиквел не только воспроизвел удачные стороны оригинала, но и поразил возросшим масштабом сюжета, локаций, улучшенными механиками. Многие поклонники серии до сих пор считают второй Mass Effect лучшим и непревзойденным.
Так как разработчики, в том числе сценаристы, изначально планировали трилогию, а первые две части получились чрезвычайно успешными, никто не удивился анонсу триквела. Третья часть вышла в 2012 году сразу на всех популярных платформах — ПК, Xbox 360 и PS3. 99% игры были восприняты игровым сообществом очень положительно. Исключением стал финал, который вызвал бурю негодования и непонимания — уж слишком нелогичным и странным он показался. И все же, несмотря на «подпорченный» финиш, Mass Effect 3 приняли и полюбили.
Помимо основных трех частей были еще две мобильные игры — Mass Effect Galaxy и Infiltrator — они выходили в 2009 и 2012 году соответственно, не получив общественного признания из-за не слишком высокого качества.
Ну и, конечно же, в 2017 году была выпущена Mass Effect: Andromeda, которую из-за обилия лагов и багов поклонники серии предпочитают не вспоминать. Да и сюжетно четвертая часть почти не имела отношения к оригинальной трилогии.
Почему трилогия Mass Effect так хороша
Почему же серия Mass Effect стала феноменом? Что ее отличало от конкурентов по жанру и сеттингу? На этот вопрос отвечу, перечисляя ключевые особенности трилогии, повлиявшие на развитие игровой индустрии.
Голливуд в играх
Самое главное достижение серии — она показала, что ролевое приключение может быть по-настоящему зрелищным, практически голливудского уровня. До появления Mass Effect в RPG мы наблюдали деревянных человечков, которые скромно топтались в кат-сценах и диалогах при неумело поставленной камере и с крайне низким уровнем режиссуры. И, честно говоря, никто не жаловался, предполагая, что диалоги и сюжетные сценки — лишь второстепенная часть игры, а самое главное начинается после.
Что ж, разработчики Mass Effect разрушили этот миф, превратив общение персонажей и кат-сцену в произведения искусства. Начиная от освещения и заканчивая полетом камеры — действо напоминало сцены из крутого фильма. А когда после всей этой красоты начинался геймплей, возникало ощущение, что ты находишься в этом фильме и можешь влиять на ход его событий. Осознав, что подобное в принципе возможно, другие разработчики тоже сосредоточились на зрелищности своих проектов, что весьма положительно сказалось на их новых проектах.
Правдоподобность и важные детали
До мелочей проработанная вселенная и глубоко прописанные персонажи — еще одна очень сильная сторона трилогии. Чтобы описать детальность проработки мира Mass Effect достаточно упомянуть, что его реалистичность на полном серьезе изучалась ведущими учеными. Они пытались определить, возможно ли существование той или иной расы, планеты или явления, показанного в игре.
И многие моменты казались им вполне удовлетворительными. Чуть ли не впервые в истории игровой лор был создан с учетом научных фактов, а не на основе чистой фантазии. Благодаря этому он казался реальным, правдоподобным. К проработке относились не только общие положении о сторонах конфликта, звездных системах и планетах — каждый важный объект вселенной имел подробное описание, читая которое можно было еще глубже погрузиться в атмосферу происходящего.
Также в Mass Effect возможно впервые появились действительно живые персонажи, которые цепляли внимание с первых минут знакомства. Каждый член команды казался важным, а произошедшие с ним неприятности вызывали у нас неподдельные эмоции. Часто ли подобное встретишь даже в современных играх? А в Mass Effect было именно так.
Масштаб и единение
Если в «эпических ролевых играх» мы зачастую топтали локации фэнтезийных королевств (а в случае с футуристичными сеттингами бывали на парочке-десяточке планет), то в Mass Effect масштаб был практически безграничным. Начав прохождение в относительно небольшом лобби, затем мы отправлялись на соседние планеты, покидали границы привычной Солнечной системы и устремлялись в глубокий космос. Там мы знакомились с совершенно уникальными планетами и их обитателями, осознавая грандиозность игрового мира.
И что самое приятное, все три масштабные части игры были по сути одним проектом. В качестве сравнения здесь подходит разве что трилогия Властелин Колец, но там у Питера Джексона и команды был превосходный источник, написанный Толкином. А в Mass Effect сценаристы все придумывали с нуля, умудрившись сохранить единую нить повествования в основной сюжетной линии и десятках второстепенных. Мы даже могли переносить персонажей из предыдущих игр, продолжая свое личное приключение.
И во многом благодаря примеру Mass Effect теперь мы видим хорошо проработанные игровые миры с интересным сюжетом, историями, квестами, знаковыми персонажами. Не буду указывать конкретные проекты, ведь я не уверен, что их разработчики вдохновлялись именно Mass Effect. Но что-то подсказывает, что высочайший уровень того же The Witcher 3 или TES: Skyrim был достигнут не без копирования идей Bioware.
Итак, грандиозность серии мы обсудили. Теперь посмотрим, какими получились ремастеры.
Mass Effect: Legendary Edition — успех или провал?
Все три части запускаются из единого лаунчера, что подчеркивает единение всех трех частей. Но изменения в ремастерах получились не слишком сбалансированными.
Ремастер Mass Effect
Первая часть ожидаемо претерпела больше всего изменений. Игра вышла очень давно и в 2021 году выглядела устаревшей. По этой причине разработчики уделили ей максимум внимания.
Игра невероятно похорошела. Текстуры стали очень четкими, освещение было переработано и это круто повлияло на атмосферу. Персонажи получили фейслифтинг и теперь выглядят по-человечески (если так можно выразиться, ведь на экране много представителей инопланетных рас). Правда, лицевые анимации остались прежними, за исключением парочки исправлений — на полную их переработку у разработчиков не хватило бы ресурсов.
Интерфейс был перерисован в стиле третьей части, на которую и ориентировались разработчики — он стал удобнее, приятнее. Но главное, что благодаря единому виду интерфейса (в сиквеле он тоже переделан) переход между частями стал более плавным — ты словно кочуешь по главам игры, а не между разными проектами.
Из геймплейных изменений наиболее заметными получились улучшенная стрельба и переработанное управление вездеходом МАКО. Стрелять теперь комфортнее — пропал трясущийся прицел у оружия, которое не соответствует классовой специализации, а также была повышена кучность попаданий.
Но казуальнее геймплей от этого не стал — глуповатые боты и раньше не вызывали серьезных проблем, а крупные монстры, вроде Молотильщиков, теперь даже показались более опасными. А управление МАКО в ремастере просто доставляет меньше «попаболи» — физика у него теперь более-менее реалистичная, схема управления более удобная. Правда, перевернуться или улететь в штопор все еще можно.
Отдельно хочу отметить изменения в редакторе персонажа — его подтянули до уровня третьей части, анимации стали красивее, а функционал дал волю фантазии. Кстати, стандартную женскую модель капитана Шепарда унифицировали — в первых двух частях она теперь соответствует каноничному варианту из третьей.
Однако, современной первая Mass Effect так и не стала. Спустя некоторое время замечаешь недостатки в освещении, угловатые модельки, бедность окружения. Что вполне логично — это ведь не ремейк на новом движке.
Баги тоже встречаются. Например, на Новерии, где очень много лифтов, я умудрился застрять в одном из них без возможности сохраниться и сдвинуться. А на Zhu’s Hope пати по-прежнему теряется в коридорах и Шепард остается один на один с ордами гетов (хотя скиллы сопартийцев использовать можно).
Подводя промежуточный итог отмечу, что первая часть морально устарела, но обзавелась красивой оберткой. Ее любили и будут любить, потому что она первая. Проходить ее по-максимуму — испытание для тру-фаната. А пробежать по сюжету на легкой сложности — обязательная задача для каждого, что хочет пройти более свежие части.
Ремастер Mass Effect 2
Технических изменений у сиквела очень мало. Кроме переработанного редактора персонажей и унифицированного интерфейса ничего не заметил.
Графику подтянули, но без улучшения моделек персонажей — текстуры стали четче, освещение реалистичнее.
В целом, вторая часть выглядит свежее, но такой разницы, как в случае с первой, без прямого сравнения и не заметишь.
Ремастер Mass Effect 3
То же можно сказать и про ремастер триквела. Текстурки, освещение — улучшены. В остальном осталась та же игра. Правда, был вырезан мультиплеер — теперь «процент готовности» к финальной битве для получения определенной концовки накапливается за счет всех трех кампаний. Концовка тоже осталась нетронутой — уж слишком эта тема щепетильная и Bioware не решилась заново ворошить это осиное гнездо.
Итог
Пора ответить на поставленные в начале обзора вопросы. Начнем с цены. Стоит ли отдавать за Mass Effect: Legendary Edition 3499 рублей (за ПК-версию) и почти 5000 рублей на консолях? С точки зрения соотношения цены и длительности геймплея — стоит. У меня, знающего игру на отлично и срезающего сторонние квесты, на всю трилогию ушло 65 часов. Обычное прохождение займет 85-95 часов. А со всеми сайдквестами и DLC геймплей растянется на 140 часов отлично проведенного времени.
Все еще сомневаетесь, стоит ли покупать легендарное издание? Хорошо, подойдем с точки зрения логики. Если у вас есть все три игры, но вы не покупали DLC — брать стоит, дополнения отдельно стоят, как все легендарное издание целиком, так вы еще и получите улучшенную графику. В свое время вложились в покупку всех DLC? Тогда вам хватит модов с улучшенными текстурами — благо, фанаты-мододелы постарались.
А вот стоит ли новичкам в 2021 году проходить Mass Effect — вопрос непростой. Если вы любите sci-fi, ролевые приключения и масштабные игры — однозначно стоит. Вы с головой окунетесь во вселенную титанических размеров и станете ключевым ее персонажем, принимая важные решения, лично спасая целые миры и наслаждаясь красивыми видами (конечно же, это далеко не полное перечисление плюсов трилогии). Все-таки, Mass Effect — незыблемая игровая классика, которую можно проходить даже спустя десятилетия после ее выхода, а теперь она еще и неплохо выглядит.
Тестовая машина редакции RBK GamesПроцессор | Intel Core i5+8500 с Optane 16Gb | |
Охлаждение | NZXT Kraken X72 | |
RAM память | Corsair DOMINATOR PLATINUM RGB DDR4 | |
SSD Диск | SSD Corsair Force Series Gen.4 PCIe MP600 | |
Системная плата | Gigabyte Z390 UD | |
Видеокарта | Aorus GTX 1080ti | |
Блок питания | Corsair RMx Series RM650x | |
Корпус | NZXT H700i | |
Монитор | MSI Oculux NXG251R |