Четвертая часть приключений Рико Родригеса для меня завершилась. Сразу скажу, что игра смогла увлечь меня и поддерживала интерес до последней миссии — редкое качество для современных ААА-проектов. Я расскажу о самых интересных моментах прохождения. И предупреждаю — никаких спойлеров не будет, можете читать смело :)
Сюжет — цель та же, условия другие
В серии Just Cause мы уже привыкли освобождать угнетенные народы от кровавых тиранов. Четвертая часть тоже не обошлась без повстанцев и военной диктатуры. Но разработчики смогли привнести кое-что очень интересное.
Главной целью они поставили отнюдь не победу над армией врага. Нет, ее планомерным уничтожением мы занимаемся для куда более великой цели — разрушения цитадели врага, роль которой играет Проект Иллапа. Это в прямом смысле метеорологическое оружие, способное контролировать силы природы и наносить чудовищные удары по жителям острова, а в перспективе и целого мира. Нельзя ведь, чтобы подобное попало в руки злодеев :) Вот и пришлось ветерану революций Рико Родригесу снова брать в руки оружие.
От слов к делу — изучаем карту
В игре очень большая карта. Я не преувеличиваю — если захотите сыграть, вас будут ждать 1024 квадратных километров тропиков, гор, пустынь, лесов и полей. Это в десять раз больше, чем в GTA V. Но сравнивать эти карты я бы не стал, потому что GTA делает акцент на заполненность мира и его разнообразие, тогда как в Just Cause 80% карты служат полигоном для трюков и сражений, а основное действие происходит на оставшихся 20%.
Двигаем фронт
Карта разделена на области, которые изначально контролируются врагом. Буквально на второй миссии мы освобождаем завод по производству оружия, привлекаем группу повстанцев и захватываем первую область. Захват возможен после того, как мы выполним подготовительную миссию. Везде эти миссии разные — похищение чертежей беспилотников, разминирование бомб в порту, освобождение заложников из тюрьмы и все в таком духе. Справились — тут же получили возможность отправить в область свободный отряд. Количество отрядов зависит от набранных очков хаоса. Достигли нового уровня очков — получили подкрепление и отправили его на доступную для захвата территорию.
Новобранцы
Очки хаоса набираются путем уничтожения вражеской инфраструктуры. Я говорю не только о броневиках и вертолетах, которых во время прохождения вы уничтожите не одну сотню. Выполняя подготовительные миссии перед захватом области, вы будете действовать на разных объектах противника. Обращайте внимание на всякие топливные резервуары, большие антенны, генераторы. Обнаружить их несложно, они сильно выделяются на фоне остальных декораций, да и прицел становится красным, если навести его на один из перечисленных объектов. Бум и очков станет больше :)
Тактика выжженной земли
Уничтожение инфраструктуры — не такая простая задача. Во время миссии все же лучше сосредоточиться на первостепенных целях. Ведь даже для взрыва небольшой бочки придется потратить целую обойму патронов. А это непростительное транжирство, когда повсюду десятки врагов. Лучше всего, зачистить территорию, выбрать момент, когда противники уже убиты, но нужно активировать какую-нибудь штуку. Если на экране нет таймера (о них отдельно расскажу), вы сможете побегать по территории и, используя подобранное с трупов оружие, разрушить все, что душе угодно. В некоторых миссиях нам дают поуправлять боевым транспортом — в этом случае все гораздо проще, можно спокойно взрывать все вокруг.
Логика происходящего
Вернемся к контролю над картой. Очки хаоса есть, миссии выполняем, территорию у врага отжимаем. На некоторых территориях после захвата будут открываться главные сюжетные миссии. Сложность в том, что добраться до них можно лишь получив контроль над другими областями. В качестве приятного бонуса за каждую из них разработчики дарят нам очередной транспорт или оружие, которые потом можно будет заказывать прямо на поле боя.
В итоге, чтобы уничтожить главную цитадель, нужно выполнить важные миссии в нескольких точках карты. Добраться до этих точек можно лишь захватив все территории на пути к ним. Захватить территории получится после выполнения подготовительных миссий и набрав достаточное количество очков хаоса для призыва повстанческих отрядов. При этом, вы вольны двигаться в любом направлении.
Подобная взаимосвязь заданий в сочетании с полной свободой добавляют игроку уверенности, мотивируют его, позволяют четко осознать роль в происходящем и предстоящие задачи. В отличие от той же GTA, где акцент сделан на харизме персонажей, и о миссиях мы узнаем уже после их начала, в Just Cause 4 вы заранее знаете сюжет, но выбираете, каким образом его реализовать.
Персонажи
Рассказать особо нечего, потому что личности и характеры в игре прописаны поверхностно. Этого хватает, чтобы объяснить мотивацию героев, но недостаточно, чтобы глубоко проникнуться их историей. Разве что, сам Рико раскрывается здесь, как любящий сын и получает новый заряд энергии для борьбы с врагом. Остальные просто существуют и помогают: лидер сопротивления, всемогущий хакер, старый друг из агентства и еще парочка второстепенных ребят. Все они подсказывают главному герою, чем ему заниматься в миссиях, иногда сопровождая его, без особого вклада в победу.
Снаряжение Рико Родригеса
Вингсьют, парашют и крюк-кошка — три кита, на которых стоит Just Cause. В четвертой части первые два остались без изменений, а вот крюк-кошку можно модифицировать. Кроме цепляния и притягивания, теперь мы можем поднимать что угодно в воздух при помощи мини-воздушных шаров, а также ускорять предметы, прицепив к ним… (барабанная дробь) ускорители! Самое главное, что все апгрейды мы можем использовать одновременно, переключаясь между ними во время боя. А еще разработчики позволяют комбинировать перечисленные модификаторы в наборе экипировки, создавая уникальные механизмы. Правда, я заметил, что на протяжении всего сюжета ни один из новых модификаторов мне не понадобился (кроме миссий, где их представляют и заставляют использовать).
Что же касается парашюта и вингсьюта — используя их по очереди, вы будете почти неуязвимыми и способными добраться до любой точки. Вам даже не нужен транспорт — цепляясь крюком по земле, вы будете гнать быстрее спортивной тачки, сохраняя при этом идеальную управляемость и без шанса куда-то врезаться и взорваться. В воздухе ситуация немного иная. На большие расстояния имеет смысл лететь на вертолете или самолете. Если же цель недалеко, да еще и в гористой или холмистой местности, легче разогнаться крюком и перейти на вингсьют. Снаряжение позволяет совершать немыслимые трюки, летать с невероятной скоростью, а затем приземляться без единой царапины. Реализмом и не пахнет. Но он здесь и не нужен, ведь веселье на первом месте.
Оружие Рико Родригеса
Крюк-кошка — да, это еще и оружие. Мало того, что герой бьет им врагов, аки Ярость из Darksiders 3, так еще и есть возможность притягивать себя к ним, связывать несколько врагов друг с другом, цеплять тела негодяев к ближайшему дереву или стене. А уж с использованием модификаторов и вовсе можно устроить незабываемое веселье. Но не думайте, что обойдетесь крюком-кошкой во всех ситуациях. Да, он способен уничтожать даже вертолеты. Вот только когда вокруг десятки стрелков, руками особо не помахаешь, нужно что-то посолиднее.
А солидного в игре предостаточно. От стандартных автоматов и пистолетов-пулеметов до полноценных пулеметов, ракетниц, гранатометов и футуристичных пушек вроде рейлгана. Опять же, большая часть арсенала на любителя, мне хватало обычного автомата, которым легко ставить хедшоты. С таким оружием проблемы вызывают лишь вертолеты, но для них в подствольнике есть гранаты, да и крюк-кошка быстро привязывает летающее недоразумение к ближайшему зданию, после чего происходит веселый взрыв.
Транспорт Рико Родригеса
По умолчанию на острове ездит много машин. Любую можно конфисковать и прокатиться, наслаждаясь видами тропического острова. Но смысла в этом мало — управляются тачки коряво, ездят не слишком быстро, да и взрываются при лобовом столкновении. Броневики уже интереснее, но лишь те, что оснащены пулеметом или гранатометом. Отжатый у врага броневик автоматически приобретает повышенный запас прочности и при сражении с якобы равными ИИ-соперниками, способен перебить десяток оных, оставшись в приличном состоянии.
На воде есть боевые лодки и целые корабли. Не советую связываться с последними, потому как уничтожаются они далеко не так резво, как мясные лодочки, а их выстрела достаточно, чтобы ввести вас в состояние близкое к полному нокауту. С другой стороны, захватив боевой корабль, можно устроить настоящий апокалипсис. Кстати, один из таких я заполучил прямо во время миссии на крупной базе врага, что позволило мне разнести там всю инфраструктуру и получить новый уровень очков хаоса.
В воздухе ситуация скучновата — вертолет и самолет. Использовал его разве что для дальних перелетов. Однако, у Черной Руки есть неплохие боевые вертолеты и истребители. Их легко захватить, прицепившись при помощи крюка-кошки. Полезно для фарминга очков хаоса.
Сюжетный транспорт — он на то и сюжетный, чтобы таскаться с ним от точки к точке, пытаясь не взорваться. Лишь в некоторых миссиях его оснащают мощным оружием, что дарит положительные эмоции.
Немного о миссиях
Они довольно однообразны, если взглянуть на картину целиком. Взорви генератор, подключись к пульту управления, открой ворота, укради информацию с сервера — все эти процессы сами по себе скучны, потому что герой или стреляет по штукам, или подходит к ним и тыкает в универсальный разъем своей полумеханической рукой. Однако, то, что происходит между этими простыми действиями, полностью нивелирует всю скуку и разочарование. Потому что геймплей очень динамичный и полон интересных ситуаций.
Эти ситуации вы генерируете сами. Представьте: спускаетесь парашютом на базу врага, расстреливаете двух ближайших болванчиков, тыкаете на сюжетную кнопочку, переключаетесь на вингсьют и летите в другую точку базы, в воздухе расстреливая еще с десяток «черненьких», а затем совершаете крутой пируэт и приземляетесь к следующей сюжетной кнопочке. Цель вроде бы однообразна, но исполнение выше всяких похвал.
Что не понравилось
Негативных моментов мало. Среди них ярко выделяются таймеры во время миссий. Возможно, я уникальный (хотя по отзывам на такие миссии знаю, что нет), но меня таймеры подбешивают. Разработчики, давайте без них :) Остальные недостатки слишком мелкие, чтобы о них говорить. Парочка багов, несколько вылетов, в некоторых моментах просаживался FPS. Больше претензий не имею.
Графика и оптимизация
Сказать, что по сравнению с третьей частью графика прыгнула на новый уровень, не могу. В некоторых моментах Just Cause 4 даже проигрывает. Но да, освещение, разрушаемость, спецэффекты — все это стало более современным. Что касается оптимизации, то она меня приятно порадовала. На ультра-настройках с максимальным сглаживанием моя система с i3-7100 и GTX1050ti выдавала 40 FPS. Чуток пошаманив, получил стабильные 60 FPS и больше вообще не думал о настройках.
Делаем выводы
Just Cause 4 удивила. Морально готовился к шаблонному бездушному боевичку, но получил крутое приключение с множеством интересных ситуаций и захватывающим геймплеем. Пускай сюжет банален по своей сути, но продвижение по нему доставляет удовольствие. Основные механики отточены до идеала — перемещение, стрельба, взаимодействие с объектами. Подтянуть еще управление транспортом, и будет вообще конфетка. Надеюсь, этим разработчики и займутся в пятой части, о планах на которую стало понятно в финальной сцене. От себя поставлю игре крепкую девяточку из десяти, оставив один балл про запас для еще более крутого продолжения :)
Процессор | Intel Core i5+8500 с Optane 16Gb | |
Охлаждение | Corsair Hydro Series H60 (2018) | |
RAM память | Corsair Vengeance RGB Pro 16ГБ 2666 МГц | |
SSD Диск | SSD Intel Optane SSD 905P 480 ГБ | |
HDD Диск | Toshiba X300 Performance Hard Drive 8TB | |
Системная плата | Gigabyte Z390 UD | |
Видеокарта | NVIDIA GeForce RTX 2060 | |
Блок питания | Corsair RMx Series RM650x | |
Корпус | Corsair Carbide Series SPEC-OMEGA RGB |