Ретроспектива Heroes of Might and Magic — мир настоящих Героев

Об успехе и банкротстве разработчиков, а также о механиках, графике и геймплее серии пошаговых стратегий Heroes of Might and Magic вы узнаете в нашей ретроспективе.

Heroes of Might and Magic — эта серия пошаговых ролевых игр знакома почти всем геймерам, которым сейчас за двадцать. Молодое поколение тоже проявляет к ней интерес. «Герои меча и магии», «Герои», «HoMM» — как мы их только не называли. Но смысл всегда оставался прежним — Герои предлагали незабываемые, эпичные приключения по фэнтезийным мирам, где мы путешествовали от имени великого героя, собирали армии, сражались со злом, следили за увлекательными сюжетами и наслаждались прекрасной на те времена графикой. 

Уже 28 февраля третьей части Героев исполнится двадцать лет — в 1999 году она вышла в США, а через год добралась и до нас. На данный момент вышли семь частей, каждая с рядом дополнений. Сегодня мы рассмотрим всю серию целиком и узнаем, как она развивалась и что интересного придумывали разработчики в каждой новой части.

King’s Bounty — с нее все началось

Пошаговая стратегия от New World Computing, которую компания выпустила в 1990 году. Здесь игроки выбирали класс персонажа, собирали армию, путешествовали на основной карте и сражались на тактической. Эту игру можно назвать прародителем Heroes of Might and Magic, но у нее слишком много отличий, чтобы быть полноценной частью этой серии. В King’s Bounty акцент на тактических битвах, тогда как HoMM предлагает больше ролевых элементов. Также в KB нельзя развивать захваченные замки, можно управлять только одним героем и есть лишь один ресурс — золото. В остальном игры создавались одной компанией и идеи KB удачно перекочевали в HoMM.

Heroes of Might and Magic — основа основ

Пошаговая ролевая стратегия от разработчиков New World Computing. Вышла игра в 1995 году, но локализовали ее лишь в 2003 году в рамках проекта «Герои меча и магии. Платиновая серия»; тогда этим занималась компания Бука. Первая часть заложила фундамент для дальнейших проектов серии. Состоял он из фэнтезийного сеттинга, пошаговых сражений на гексагональной сетке и магических заклинаний. 

Сражения велись на шестиугольниках, где у каждого персонажа или существа была ограниченная область передвижения. Исходя из характеристик бойцов, они передвигались и наносили урон. Помимо обычных битв присутствовали осады, где нападающие снаряжались катапультой, а осажденные имели в распоряжении стену. Магические заклинания тут использовались героями в зависимости от параметра «Знание». Если оно было равно, например, четырем, после посещения Гильдии магов герой мог использовать все выученные там заклинания четыре раза, после чего снова пришлось бы отправляться на учебу. 

Режим hotseat появился с первой части и стал особенностью всех остальных игр серии. В хотсите сразу несколько человек могли играть за одним компьютером, выполняя ходы по очереди. Зачастую для этого использовались мультиплеерные карты, где союзы из нескольких участников боролись за установленные сценарием цели. 

Искусственный интеллект в первой части не блистал гениальностью, но атмосфера игры с ее приятной графикой и фэнтезийным сеттингом с монстрами и рыцарями увлекала. Сейчас это бессмертная классика и понравится она лишь ярым фанатам. Но в то время игроки ее высоко оценили, что сказалось на хороших продажах.

Heroes of Might and Magic II: The Succession Wars — принципиальные изменения

Вторая часть серии, которую разрабатывала та же студия New World Computing, но издателем выступила уже компания The 3DO Company. Внешне игра 1996 года сильно смахивает на предшественника, но имеет ряд серьезных отличий. Так, в ней появились новые классы героев — Маг и Некромант, которые примкнули к уже существовавшим Варвару, Волшебнице, Рыцарю и Чернокнижнику. 

Прокачку героев тоже поменяли. Если в первой части можно было развивать лишь четыре основных параметра, коими были атака, защита, сила магии и знание, то теперь появились четырнадцать вторичных навыков. Герой мог овладеть восемью из них. Каждый вторичный навык прокачивался до трех уровней, по достижении каждого из которых открывался доступ к любому новому навыку на выбор. 

Принципиально переработали систему магии. Теперь герой мог постоянно использовать изученное заклинание, но его ограничивало количество очков магии или мана. Да, та самая мана, которой всегда всем не хватало. Объем этой божественной эссенции зависел от очков знания, умноженных на десять. 

Сиквел не только повторил успех первой части, но и превзошел ее, пребывая на первом месте по продажам в России и многих странах Европы.

Дополнение Heroes of Might and Magic II: The Price of Loyalty

Спустя год вышло масштабное дополнение для второй части, разработанное Cyberlore Studios. В нем появились новые одиночные сценарии и кампании, уникальные артефакты и объекты на карте, а также был доработан редактор карт. Во многом благодаря этому дополнению игра заиграла новыми красками и стала невероятно популярной. 

Heroes of Might and Magic III: The Restoration of Erathia — прогресс на лицо

Виновница нашего сегодняшнего торжества. Третья часть серии, которая вышла в 1999 году под руководством неизменных New World Computing и The 3DO Company, к которым присоединились почуявшие запах успеха Ubisoft. Геймплей здесь базируется на тех же принципах: герой путешествует по миру, прокачивается, сражается вместе с набранным отрядом, захватывает города и крепости, а также ищет эпические артефакты для инвентаря. 

Прокачивается герой путем набора очков опыта, которые зависят от здоровья убитых в бою противников, но только в случае победы. Поражение не приносит ничего. Одно из самых заметных отличий третьей части — полностью перерисованная графика, благодаря которой игра стала выглядеть намного интереснее и привлекательнее.

До сих пор эту часть считают лучшей в серии, что подтверждается высочайшей популярностью в геймерской сообществе. Игра стала коммерчески успешной и обеспечила серии светлое будущее.

Дополнение Heroes of Might and Magic III: Armageddon’s Blade

Как и любое традиционное дополнение, Armageddon’s Blade добавляло в игру новых существ, героев, карты и одиночные кампании. Самым существенным нововведением стал новый тип города — Сопряжение. В нем проживали стихийные элементали, которые в дополнении получили улучшенный тип юнита. К четырем основным элементалям был добавлен пятый — психический, с полным иммунитетом к магии. Критики высоко оценили Armageddon’s Blade. Забавно, что еще на стадии разработки планировалось внедрение другого города с футуристичным сеттингом, но фанаты были в ярости и создатели отказались от такого шага.

Дополнение Heroes of Might and Magic III: The Shadow of Death

Сюжетно это приквел третьей части, в которой рассказывается о путешествии четырех великих героев, пытающихся остановить лича Сандро и освободить континнт Антагарич. Снова были добавлены новые существа, герои, сборные артефакты, появились улучшения в редакторе карт. Из серьезных геймплейных изменений можно отметить появление рва у всех городов в игре — во время осады он замедлял нападающих и наносил им урон. Также у героев появился пятый слот для артефактов.

Дополнительные кампании Heroes Chronicles

Восемь новых кампаний для Heroes of Might and Magic III от New World Computing, запуск которых не требовал наличия оригинальной игры. Многие из них носили обучающий характер и были ориентированы на новичков жанра. Каждая кампания состояла из нескольких миссий, имела уникальное главное меню и вступительный ролик. В них игрок развивал определенный тип города и относящегося к нему героя. В процессе игры постоянно появлялись удобные подсказки, позволяющие быстро вникнуть в происходящее на экране.

Неофициальная Heroes of Might and Magic III: In the Wake of Gods

Фанатское дополнение для третьей части, вышедшее в 2001 году и обновлявшееся вплоть до 2013 года. Группа единомышленников объединила лучшие фишки официальных дополнений и внесла много своих изменений. Так, появилась возможность оставлять часть армии или артефакт прямо на карте приключений. Навыки героев были переработаны, на экране битвы появились дополнительные опции. Интересным нововведением стало разрушение городов, на месте которых можно было возводить любые другие. В целом рецензенты благосклонно отнеслись к модификации, а журнал «Лучшие компьютерные игры» назвал ее лучшей в своем роде. 

Неофициальная Heroes of Might and Magic III: The Succession Wars

Полная конверсия Heroes of Might and Magic III: The Succession Wars, создатели которой хотели совместить все преимущества второй и третьей частей на новом движке, развивая при этом концепцию приквела. Со временем планируется развитие сюжетной части в сеттинге Энрот и интересными отсылками к остальным играм серии. Наличие этой модификации/конверсии особенно ценно для фанатов, ведь вторая часть на новых системах не запускается.

Heroes of Might and Magic IV — новый виток развития

Четвертая часть серии. У руля все те же New World Computing и The 3DO Company. Здесь отличий от предыдущих частей намного больше. Был использован новый изометрический графический движок, что позволило сделать персонажей и основные игровые элементы трехмерными на вид, при том, что графика все еще считалась двухмерной. Геймплейно важным изменением стало то, что теперь герой принимал непосредственное участие в бою, а его войска могли перемещаться по миру самостоятельно, без присутствия командира. 

Проект оказался удовлетворительным в коммерческом плане, но фанаты отметили, что серия и ее нововведения «свернули не туда». Во многом из-за того, что четвертая часть была во многом упрощена, а также оказались вырезаны специальности героев и функция апгрейда юнитов.

Дополнение Heroes of Might and Magic IV: The Gathering Storm

В игре благодаря этому дополнению появились шесть новых кампаний, в которых игроки могли изучить двадцать две новые карты, а также уникальные артефакты, существа, объекты на карте. Игроки обновлением оказались недовольны из-за малого количества контента, если сравнивать с дополнениями для предыдущих частей. Что вынудило разработчиков сделать следующий анонс.

Дополнение Heroes of Might and Magic IV: Winds of War

Именно его они и анонсировали. Всего за пару месяцев New World Computing сделали несколько кампаний, а также добавили в сборку карты фанатов, которые победили в конкурсах. Конечно же, не обошлось без новых существ и игровых объектов. Самым значительным изменением стала глубокая переработка редактора карт, который стал намного удобнее и дружелюбнее для начинающих моддеров. Второе дополнение фанаты приняли гораздо теплее и с удовольствием принялись изучать еще более расширенный мир любимой игры. 

Heroes of Might and Magic V — смена руководства

The 3DO Company обанкротилась, и авторские права на вселенную перекочевали к Ubisoft. Разработку пятой части издатель поручил независимому российскому разработчику Nival Interactive, известному нам по таким громким тайтлам, как Аллоды, Блицкриг и Prime World. В целом по геймплею получился аналог третьей части, но с полностью трехмерной графикой. А системы навыков и умений перекочевали из четвертой части. Тем не менее, разработчикам удалось создать идеальный баланс, которому игроки были несказанно рады, отблагодарив Nival Interactive покупкой более чем трех миллионов копий продукта в течение года. 

Дополнение Heroes of Might and Magic V: Hammers of Fate

Настолько успешная часть не могла обойтись без дополнений. Одним из них стало Hammers of Fate, в котором был добавлен генератор случайных карт, более десяти новых артефактов, три кампании с уникальными картами, новая раса в лице гномов и караваны для подкреплений (механика из четвертой части). Баланс дополнения изначально вызывал вопросы, но спустя пару месяцев патч все исправил. Фанаты также обнаружили в файлах дополнения удаленную сюжетную сцену, по поводу которой строились разнообразные теории. 

Дополнение Heroes of Might and Magic V: Tribes of the East

Второе масштабное расширение Heroes of Might and Magic V, как сюжетное, так и геймплейное. Появилась фракция Великая Орда, ставшая результатом экспериментов с кровью демонов. Были добавлены карты, комплекты брони, сборные артефакты, появилась новая местность «Тайга» и внедрена официальная поддержка пользовательских модификаций.

Might & Magic Heroes VI — развитие продолжается

Nival Interactive на момент создания шестой части занималась своими «Аллодами Онлайн». Поэтому Ubisoft поручила разработку Black Hole Entertainment. После релиза эта студия обанкротилась, поэтому развитием серии занимались немецкая компания Limbic Entertainment и китайская Virtuos, на счету которых дополнения к оригиналу. 

Шестая часть сюжетно перенеслась на четыре сотни лет до событий пятой части. Из нововведений: для добычи клада больше не нужно было копать и достаточно лишь собрать осколки лунного диска, герои получили возможность телепортироваться в замок неподалеку, а погрузка и спуск с корабля не занимали остаток дня и позволяли двигаться дальше в тот же день.

К сожалению, у игры были технические проблемы, которые снизили уровень продаж. Но фанаты не бросили свое любимое детище, поэтому финансового провала не последовало.

Дополнение Might & Magic: Heroes VI - Pirates of the Savage Sea

DLC, в котором игроки могли стать пиратами и принять участие в эпическом морском путешествии длиной более десяти часов. Улучшенная графика, новые персонажи, карты, сценарии — все, как и в любом хорошем дополнении.

Дополнение Might & Magic: Heroes VI - Danse Macabre

Уже упомянутый в Heroes of Might and Magic III: The Shadow of Death лич Сандро вернулся и попытался вернуть власть. Геймерам предлагалось встать на его сторону и проследить за судьбой мага на новых локациях в рамках масштабного сюжета. Артефакты, бонусы, сценарные карты — нового контента оказалось достаточно, чтобы удовлетворить самых требовательных фанатов. 

Дополнение Might & Magic: Heroes VI - Shades of Darkness

Спустя столетие после событий Might & Magic: Heroes VI темные эльфы Лиги Теней решили объединиться с Малассой и пробудить легендарных черных драконов, способных даровать им великое могущество. В DLC появились семь новых существ, дополнительные классы героев, новые механики развития городов. Также дополнение было самостоятельным и идеально подходило для новичков серии, желающих познакомиться со вселенной Might & Magic.

Might & Magic Heroes VII — будущее наступило

В 2015 году Limbic Entertainment при поддержке Ubisoft выпустили самую свежую часть Героев. Фракции в ней остались прежними, в каждой были по шесть классов героев. Примечательно, что в игру вернулись юниты поддержки, функционал которых зависел от фракции. Визуально эта часть оказалась самой красивой, во многом благодаря использованию движка Unreal Engine 4

И опять технические проблемы, которые на релизе возмутили геймеров и не позволили проекту проскользнуть в топ продаж. Патчи ситуацию исправили, но впечатление было испорчено. 

Дополнение Might and Magic: Heroes VII – Trial by Fire

Огненные гиганты, красные драконы, еще более мощные артефакты и смелые герои — все это появилось вместе с выходом дополнения Trial by Fire. Также в нем разработчики добавили фракцию «Северные кланы». 

Итоги

Heroes of Might and Magic — одна из самых известных, знаковых и влиятельных серий в жанре пошаговых стратегий. Совсем скоро ей исполнится четверть века, и за это время Герои значительно развились и преобразились. Пускай у новых игр были технические проблемы, но их быстро исправили. Надеемся, что в будущем мы еще неоднократно восхитимся свежими релизами Heroes of Might and Magic. А какая часть понравилась вам больше всего?
 
Игродевочка изменит твою жизнь!
Игродевочка изменит твою жизнь!

Да, изменит! Потому что только на нашем Телеграм-канале ты почувствуешь себя частью большой геймерской семьи!
Интерактивы, тайны ИИ, интригующие скандалы и инсайды из мира игр и кино. А еще откровенные фото косплея, угарные мемчики, авторские «головные мюсли» (!!!) и личное общение с нашей редакцией на любые темы — подписывайся, чего ждёшь?!

Подписаться
аватар
люблю такие статьи, от и до.интересно наблюдать такой прогресс,как развивалась игра с годами.а когда-то первой версии так были рады,а сейчас смотришь и думаешь"как я мог вообще в это играть")здорово,спасибо автору)
аватар
помню когда только появилась-радости было полные штаны)улыбнуло,ностальгиия)
аватар
вот напомнили ,пойду скачаю,повспоминаю прошлое,вот были ж времена)
аватар
лично мне больше всего нравится пятая часть и я считаю, что Герои Меча и Магии V лучшие
аватар
Как скачек в прошлое, интересно сейчас наблюдать эволюцию от создания и до сегодня. Помню как воевали с братом кто же будет играть, побеждал я так как старше) Герои для меня классика. Это сейчас игр на любой вкус, раньше было все не так весело. Спасибо за обзор я кайфонул читая его.
аватар
Душевно, спасибо. Надо будет последних героев глянуть
аватар
С днем рождения Герои 3! 20 лет.