Обзор Glitchpunk — очередной польский Киберпанк

Бездарный сюжет, унылая графика, скучные миссии, проблемы с оптимизацией, скудность контента — в обзоре Glitchpunk.

На днях я познакомился с вышедшим в ранний доступ киберпанк-экшеном Glitchpunk. Разработчики из польской студии Dark Lord позиционируют эту игру, как смесь GTA 2 и Hotline Miami — у этих легендарных проектов они позаимствовали камеру с видом сверху, городской сеттинг и элементы двухмерной почти пиксельной графики. А чтобы быть в тренде, решили перенести действие в недалекое киберпанк-будущее. На бумаге все перечисленное смотрится отлично. А вот на деле есть проблемы. Много проблем. Пока лишь намекну, что название игры полностью соответствует ее наполнению, но не так, как планировали создатели.

За эпичным артом скрывается позор

Сеттинг

Glitchpunk переносит нас в 2052 год. К этому моменту уже прошла ядерная война, после которой на планете остались всего несколько городов с выжившими. И невероятным образом эти города превратились в киберпанк-мегаполисы с футуристичными тачками, неоновыми небоскребами и магазинами с биологическими имплантами. Скептик внутри меня сомневается, что настолько сильный скачок в технологиях возможен в течение ближайших 30 лет. Да еще и после разрушительной войны, унесшей жизни 99% населения. 

Перенести бы действие лет на 200 в будущее, тогда появилась бы хоть какая-то вера в логичность происходящего. Но раз такой опции нет, можно представить, что перед нами альтернативная вселенная, в которой человечество предотвратило мировые войны 20-го века и стремительно развилось. 

Планируемые города — один уже доступен

Несмотря на принадлежность к казалось бы зрелищному и яркому сеттингу, игра представляет собой мутную кашу из стандартных ассетов. Мрачные бетонные здания, кое-где мигает неон, повсюду туман и смог, дороги в грязи — вроде бы логичный внешний вид постапокалиптического мегаполиса, не правда ли? Вот только на деле город выглядит тускло, грустно и бездарно — запоминающихся локаций нет, текстуры мутные, освещение печальное. 

Кроме того, в игре бесконечная ночь — казалось бы, идеальное время суток для демонстрации яркого неона и других выделяющихся объектов. Но потенциал сеттинга не раскрыт совершенно. И это беда, ведь сеттинг — ключевая фишка игры, которая полагается в основном на наработки предшественников, не предлагая почти ничего нового.

Сюжет

Главным героем (или героиней, в зависимости от выбранного пола) здесь выступает андроид, случайно попавший на территорию города и идентифицированный властями, как третьесортное существо. Однако, вместо утилизации героя превращают в послушную машину для убийств, выдавая ему контракты по устранению различных персонажей. Хотя, их и персонажами не назовешь — болванчики для пострелушек, не более.

Мальчик, девочка — неважно, андроид и в Африке андроид.

Сразу отмечу, что половая принадлежность героя не играет никакой роли. Даже визуальной. На экране персонаж предстает в виде плоского спрайта с вытянутой рукой. Отличить девочку от мальчика очень сложно, да и полюбоваться не на что. А в диалогах пол андроида не упоминается в принципе (ну или упоминается, но настолько вскользь, что я даже не заметил). Так что, фича есть, толку никакого. Забавно, что на карте города есть значок предприятия по смене пола (само оно еще вроде как не добавлено) — зачем это нужно, неясно. 

С полом разобрались, перейдем к повествованию. Сюжет раскрывается в диалогах и всплывающих окошках с новостями. Диалоги не самые короткие, но без озвучки читать мелкий текст внизу экрана не очень приятно, особенно, когда душа просит экшена. Многие диалоги скатываются в монологи без возможности отвечать. Да и те, которые изобилуют вариантами ответов, не особо интересны. 

Местный религиозный лидер, управляющий городом — первый заказчик. 

Диалоги стилизованы под визуальную новеллу. Внизу всплывает нарисованная фигурка персонажа, рядом появляется текст. Новости выглядят так же, только вместо персонажей демонстрируется логотип новостного канала. Есть новости, связанные с действиями персонажа (например, про убийства) и рандомные (например, в магазин завезли ништяки — покупай быстрее). 

Дополнительным средством раскрытия сюжета служат радиостанции в транспорте. Вернее, не сюжета, а общего лора. Можно послушать дикторов (людей и андроидов), узнать прикольные истории, понять, какое настроение и атмосфера царят в городе. Правда, разнообразием радиотрансляции не отличаются и повторы начинают мозолить ухо уже спустя пару часов. 

Ну и теперь без спойлеров о самой истории. Как я уже говорил, наш герой (героиня) поступает на государственную службу в качестве наемного убийцы. Дополнительно он знакомится с другими поставщиками контрактов из различных банд. Сюжет прост до ужаса и не способен увлечь.

Говорите, Великая битва за Винтерфелл в Игре Престолов была темной? Тогда взгляните на Glitchpunk с выставленной на минимум настройкой постобработки. Хочешь больше FPS — получай, но с выключенным светом. Кайф...

Разработчики отмечали, что хотят рассказать о конфликте андроидов и людей, порассуждать на тему ксенофобии, религии и трансгуманизма. Но диалоги совершенно не цепляют и не способствуют погружению. А учитывая, что кроме них повествования почти нет, вместо сюжета почти пустота. «Там андроид злой - убей», «Там человек плохой - убей», «Религия бла бла», «Человечность бла бла» — чтобы увлечь подобными темами, необходимы диалоги уровня Тарантино, но здесь на них никакого намека. 

Активировал челлендж, игра просит убить «100 <Missing String Table Entry>». Не знаю, где они живут, поэтому стрелял в копов. 

Так что, сюжет здесь для галочки — он служит поводом для запуска миссий, не более. И я бы не жаловался, если бы не потенциал, который в очередной раз был загублен — ведь это не просто экшен в стиле первых частей GTA, можно было проработать сюжет поглубже, добавить комиксы-заставки, побольше рассказать о происходящем, разнообразить прохождение закадровым повествованием. Без этого бегаешь по городу и кажется, что это альфа-версия игры с демонстрацией базовых механик. 

Геймплей

Вероятно, я утомил вас подробным описанием сюжета и его проблем. Но связано это с тем, что о сюжете хотя бы есть, что рассказать. Геймплей же прост до ужаса и на его описание хватило бы и пары строчек. Конечно же, филонить я не буду и найду, за что зацепиться.

Город

Всего заявлены четыре города — Новая Балтия, Москва, Новый Токио и Аванпост Техас. Из названий следует, что Балтию и Токио ядерная война не пощадила, а в Техасе вообще выжженная пустыня и осталось лишь какое-то пристанище для последних выживших. Интригует разве что Москва — неужели этот мегаполис не пострадал? В любом случае, пока доступна только Новая Балтия. Через пару недель разработчики откроют второй город. А еще два появятся в течение раннего доступа. 

Карта города — все открыто, только заняться почти нечем, пускай разнообразие иконок не вводит вас в заблуждение. 

Новая Балтия тусклая, темная, мрачная, словно облитая мутной жижей — об этом я уже говорил. Карта города открыта с самого начала, что убивает элемент исследования — сразу открыл, увидел все объекты, интереса изучать окружающий мир нет, можно сразу ездить по иконкам. Ставить метку на карте нельзя — огромное упущение для игры в открытом мире. 

Из активных зданий и объектов доступны терминалы с контрактами, оружейные магазины, мелкие точки продажи оружия, челленджи по убийству (как в GTA — активировал, получил оружие, убивай указанное число граждан и получай деньги), убежище (позволяет сохраняться). Есть также больницы и полицейские участки — возле них персонаж появляется после гибели и арестов. Имеются иконки метро, клиники по смене пола — пока они недоступны.

Кажется, кто-то из переводчиков решил закосплеить ГТА-шное «Потрачено». Что ж, было бы забавно, сделай они остальной перевод нормально. Про непереведенные строки текста уже молчу — сам текст порой отсутствует...

Город небольшой, на тачке пересекается за минуту. Вероятно, другие мегаполисы будут крупнее и интереснее в плане изучения.

Контракты

Итак, герой-андроид получает контракты и идет убивать. Контракты забираются в специальных терминалах. Подошел, нажал клавишу, миссия началась. Внизу всплывают монологи NPC, а ты бежишь к цели. Цель указывается стрелочкой с демонстрацией расстояния до нее. Прибежал, сделал дело, пошел за следующим контрактом.

Катаюсь на тачке. Управление транспортом похоже на езду на куске мыла по льду. Мотоциклы чуть удобнее, но картину это не исправляет. 

Разнообразием контракты не блещут. Основа у них одна — убей цель. Иногда бывают сюрпризы, вроде полицейских преследований или облавы бандитов. Также в некоторых миссиях просят подбирать транспорт, оружие, кого-то подвозить, что-то перегонять. Но если в GTA этот процесс интересен благодаря живому открытому миру, здесь ты просто перемещаешься от чекпоинта к чекпоинту, иногда стреляя по целям.

Вообще, в миссиях нет баланса интересности, если его можно так назвать. Скучное начало, скучная езда до цели, несколько секунд перестрелок и завершение. Иногда финальная скука разбавляется экшеном с полицией и бандами, но это скорее исключение из правил. Кроме того, в случае гибели во время краткосрочных перестрелок, все приходится проходить заново. Так что, одна мелкая ошибка и тебя ждет очередная порция скуки. 

Зачем автоматы и базуки, когда есть МАЧЕТЕ! Прозвучит глупо, но убивать прохожих здесь выгоднее, чем выполнять миссии. Дадут тебе за контракт 2-3-4 тысячи долларов — а тут из простого гражданского по 200-800 баксов выпадает. И всем пофиг на твой мини-геноцид, если рядом нет копов. 

Но эта проблема нивелируется скоротечностью самих миссий. Минутку-другую добираешься до финала, пару секунд стреляешь, еще минутку на завершение. Устать от скуки не успеваешь. Правда, здесь возникает другая проблема — контракты проносятся перед глазами с огромной скоростью и погружаться в атмосферу не успеваешь. Будто у тебя спидран вместо нормального геймплея.

Дополнительные активности

Челленджи по убийству — вроде бы забавная штука, можно нахаляву получить миниганы, базуки. Вот только есть проблема — на улицах нет такого количества целей, которое позволило бы выполнить челлендж. Скажем, нужно убить 50 бандитов — а вокруг ни души. И у тебя пара минут! Бегаешь, растерянно оглядываешься, проигрываешь челлендж и бежишь дальше. Как-то так.

Челлендж с базукой — самый зрелищный, но опасный, можно пальнуть под себя. А после гибели все оружие и аптечки пропадают, их приходится покупать заново, по очень высокой цене. 

Полицейский беспредел — агрить копов в GTA-подобных играх можно и нужно. Здесь полицейские не самые глупые, но безумно жестокие. Даже на первом уровне преследования они стремятся тебя убить. Также, баланс нарушен. На первом уровне за тобой бегают пару копов. На втором и третьем — целые толпы. Учитывая, что гибнет главный герой после 3-4 попаданий, выжить очень сложно. Приходится брать тачку и гнать к ближайшему гаражу или точке перекраски. Почти как в GTA, только не так интересно. Без топового оружия и хорошей прокачки удовольствия не получишь.

Кстати, персонажа здесь можно прокачивать. И эта прокачка связана с забавной активностью — взломом людей и машин. Элементы прокачки — модули, которые устанавливаются на андроида. Получить их можно в миссиях или в магазинах. 

Магазинчик с модулями прокачки

Модули позволяют хакать электронику тачек и устраивать аварии, повышать характеристики персонажа, временно превращать прохожих в маньяков. В целом, прикольно. Но заниматься этим желания нет. Зачем мудрить, если все твои проблемы решаются парой очередей из автомата? Да и взлом не бесконечный — расходуется концентрация. 

Режим взлома — можно почитать про людей, их работу, количество денег на счету, хотя смысла в этой информации я не нашел. 

Попал ты в засаду, хакнул пару врагов, а остальные живы и сопротивляются — лучше стрелять и не мудрить. Единственный плюс этой механики — в режиме взлома останавливается время и можно оценить обстановку, продумав свои дальнейшие действия. 

Графика и оптимизация

Графика здесь комбинированная. Двухмерные модельки персонажей, транспорта, оружия и других активных объектов сочетаются с трехмерным городским фоном. В третий раз повторю — визуал не самый приятный, дизайнеры что-то упустили. Но и геймплейно тоже беда — фон настолько однообразный, что почти невозможно определить проходы в арках, препятствия на дорогах и т.д. Бывает, врезаешься и не понимаешь, почему твоя тачка улетела в кювет. Или бегаешь по кругу, чтобы забежать во двор, и не видишь проход, который никак не обозначен. В общем, неудобно и сыровато.

Одинокая погоня. Почему одинокая? Транспорта в городе очень мало, прохожих тоже. Казалось бы, постапокалипсис, логично. Но кто-тогда мегаполис отгрохал? Где эти тысячи рабочих?

Оптимизация кошмарная. Настоящий Глитчпанк. Игра съедает всю оперативную память и при этом выглядит, как проект из начала двухтысячных. Видеокарта тоже загружается на 100%, даже на минимальных настройках. Да что уж там, настройки вообще не влияют на FPS, за исключением качества разрешения. Подлагивания, вылеты, низкая частота кадров — играть в такой атмосфере сложно. А в купе с остальными проблемами играть вообще не хочется.

Выводы

Хотел бы я пошутить про польский геймдев, но это уже не смешно. Очередная игра в стиле киберпанка летит коту под хвост. Я не знаю, за что ее вообще можно похвалить. Возможно, отдаленно за атмосферу, но и этим игра обязана сеттингу, а не дизайнерам. Лаги, баги, скучный сюжет, скучные миссии, пустой город, стремная графика (не из-за пиксельности, а по причине плохого дизайна — та же GTA 2 до сих пор выглядит привлекательнее!). 

И аудитория того же мнения. У Glitchpunk смешанные обзоры в Steam и менее 20 человек максимального онлайна (несмотря на скидку 20% с ценой в 439 рублей). Чтобы через 6-8 месяцев, в течение которых разработчики планируют держать проект в раннем доступе, Glitchpunk выстрелил, необходимо какое-то чудо. Улучшить оптимизацию, поработать над сюжетом, исправить визуальный и игровой дизайн. Пока же игра выглядит сыро и скучно, про нее хочется забыть и поиграть в тот же The Ascent (кстати, советую).

Тестовая машина редакции RBK Games
NZXT-Computer ПроцессорIntel Core i5+8500 с Optane 16Gb
 Охлаждение NZXT Kraken X72
 RAM памятьCorsair DOMINATOR PLATINUM RGB DDR4
 SSD ДискSSD Corsair Force Series Gen.4 PCIe MP600
 Системная плата  Gigabyte Z390 UD
 ВидеокартаAorus GTX 1080ti
 Блок питанияCorsair RMx Series RM650x
 КорпусNZXT H700i
 МониторMSI Oculux NXG251R
 
аватар
Что ж так тоскливо то? Не игра а дрова какие то
аватар
Совсем не впечатлило
аватар
В это точно даже пробовать не буду ..
аватар
Какое то однозначное фуфуфу
аватар
скучно, не интересно, мимо
аватар
под лупой играть надо все такое мелкое))
аватар
В общем попытка так себе .. очередной провальный проект
аватар
подробный обзор почему не стоит обращать на эту игру внимание