Обзор Gamedec — детективный триллер будущего

Я читал, анализировал, применял дедукцию, а потом попал в стремительный водоворот событий, изменивший мое представление о мире — в обзоре Gamedec.

Сегодня я познакомлю вас с весьма необычной ролевой игрой, в которой нет боевой системы, зубодробительного экшена, топовой графики. Но она способна увлечь на десяток часов, словно крутая интерактивная книга. Речь о Gamedec — изометрической RPG в сеттинге киберпанка и с главным героем, выбравшим весьма завидную для многих геймеров профессию.

Предыстория

Разработчиками Gamedec выступает польская студия Anshar Games. Если вы взглянете на ее достижения в Steam, вряд ли впечатлитесь. На счету студии лишь два проекта для VR — иммерсивный научно-фантастический симулятор Detached (2017 год) и динамичный аренный шутер от первого лица Telefrag VR (2019 год). Обе игры получили смешанные отзывы и большой популярностью не пользовались. Причина — плохая оптимизация под VR, из-за чего у игроков были не совсем приятные ощущения. Однако, стилистика и визуальное оформление у проектов было на высшем уровне.

Detached, 2017 год

Видимо, решив полностью сменить направление, Anshar Studios взялись за ролевой жанр. И попросили помощи у сообщества на Kickstarter. Инвесторы поддержали проект и занесли в копилку в общей сложности 171 тысячу долларов — не так уж и много по меркам современной игровой индустрии, но студия небольшая и на разработку этого хватило. Так на свет появилась Gamedec.

И если вы не понимаете, почему создатели неудачных VR-проектов покусились на столь сложный жанр, зайдите на их официальный сайт. Ребята успели поработать с настоящими грандами мира ролевых игр — они выпускали контентные патчи для Divinity: Original Sin 2, а также работали над геймплеем и интерфейсом Baldur's Gate 3. Думаю, причастность к этим проектам снимает все вопросы. Теперь давайте узнаем, что же у Anshar Studios получилось в итоге.

Сеттинг

Действие Gamedec происходит в Варшаве 22 века. Если бы не описание игры и редкие отсылки в текстовом лоре, я бы этого и не узнал. Влияния польской или хотя бы славянской культуры на сеттинг я не заметил совершенно. Можно было бы списать на футуризм, который почти во всех играх выглядит одинаково. Но ведь по сюжету прошло всего полтора-два столетия, не могли же мировые культуры смешаться воедино и стать безликими. Тот же Ведьмак делали в привычном фэнтезийном сеттинге, с кучей стандартных для жанра элементов, но дух, вернее душу видишь с первых минут. 

Первые секунды в игре — проснулся, ничего не понимаю, но есть предвкушение чего-то интересного.

Имена персонажей, их поведение, стиль одежды — с таким же успехом игра могла рассказывать о приключениях в Нью-Йорке, Берлине, Лондоне и других крупных мегаполисах современности (за исключением азиатских — восточная культура в японских и китайских играх заметна в каждом пикселе). 

Минус ли это? Я бы не сказал. Но учитывая, что игру создавали в славянском государстве, хотелось бы видеть более существенные отличия от западных проектов. Если же судить о сеттинге с точки зрения проработки деталей и реалистичности — он вполне правдоподобный. Я верю, что мир может выглядеть именно так. Только сомневаюсь, что подобное можно возвести за пару столетий. С другой стороны, весьма неожиданный и даже ошеломительный сюжетный поворот вполне объясняет продвинутость показанного в игре мира.

Сюжет

Главный герой Gamedec — Геймдек. Да, так его называют почти всю игру, лишь изредка используя указанное при создании персонажа имя. Геймдек — не кличка и не статус, а настоящая профессия. В мире, где игры уже давно приблизились по качеству к Матрице и в них можно жить, специальный детектив очень ценится. 

Специальное кресло для подключения к виртуальному миру — опасная штука, очень опасная...

Убийства, эксплуатация детского труда, измены, бандитские разборки, опасное для жизни читерство — это лишь малая часть преступлений, с которыми сталкивается главный герой.

Но не думайте, что вся игра — набор миссий с различными детективными историями, которые нужно распутывать и двигаться дальше, по аналогии с сериалом. Нет, сюжет един и у него есть четкое направление. Расследования — лишь инструмент, используемый главным героем для достижения его главной цели. А какая у него цель — узнаете сами, спойлерить я не стану.

Милая лошадка. Но если подумать, что она — часть игры «Повернутые и извращенные», милота куда-то испаряется. 

Да и любой спойлер способен уничтожить кайф от прохождения, потому что игра на 90 процентов состоит из сюжета. Это практически визуальная новелла с огромным количеством диалогов и описаний, только с возможностью перемещения в трехмерном мире и взаимодействия с его объектами.

Хотел бы я сказать, что главная фишка сюжета в его глубине и большом количестве неожиданных поворотов, но это не так. Основная его ценность в вариативности. Практически в каждом диалоге можно принять с десяток решений, и каждое в итоге приведет к определенным последствиям. И не к банальным, а весьма заметным и важным для сюжета.

На ферме — лутаю сундучки, собираю монетки, недоумеваю от происходящего. Кто бы мог подумать, что всего через час я окажусь в эпицентре масштабного заговора. 

Практически в каждом диалоге — повторюсь, потому что это большая редкость даже для тех RPG, которые хвастаются хорошей вариативностью. Здесь Gamedec блистает, удивляет и поражает. При общении с персонажами возникало ощущение, что я в настоящем мире и я боялся сболтнуть что-то не то, поставив под угрозу миссию. А когда закончил прохождение от лица покладистого и дипломатичного персонажа, появилось желание повторить, только на этот раз будучи жестким, «опасным», дерзким.

Я не скажу, что текст в игре гениальный, достойный Пулитцеровской премии и все в таком духе. Но он крепкий, правдоподобный, созданный грамотными специалистами. Поэтому к сюжету у меня никаких претензий. 

Общаясь с персонажами можно качать шкалу хорошего и плохого отношения с ними — результат этих трудов тоже влияет на сюжет. 

В общей сложности у игры шесть концовок. При первом прохождении узнать, к какой именно ты двигаешься, нереально. Ты пребываешь в неведении до последнего момента, генерируя собственное представление о будущем персонажа и мечтая добиться определенных результатов. 

Последний час — это чуть ли не триллер. А потом тебе словно кувалдой по голове прилетает финальный выбор — шесть вариантов завершения игры. Но выбрать можно лишь те, которые реальны после всех принятых решений. Разработчики словно дразнятся: «Эй, ты вот здесь накосячил, поэтому этот вариант реализовать не получится». И я с удивлением понимал, насколько важен был тот или иной выбор. В результате, моя концовка получилась удовлетворительной, но с горьким привкусом. Даже будучи хорошим парнем я не спас мир и пошел на не самый лучший компромисс. 

Локация из демки — ностальгия :)

Завершая описывать ощущения от сюжета, хотел бы отметить, что во время прохождения у меня возникали стойкие ассоциации с известными фильмами и сериалами. Пускай они станут для вас завуалированным спойлером, а после прохождения обязательно их посмотрите, оставаясь под впечатлением от игры: Суррогаты с Брюсом Уиллисом, Матрица, Шоу Трумана и Мир Дикого Запада. 

Геймплей

А вот о геймплее многого не расскажешь. Он состоит из беготни по уровням и нажатию на варианты ответа в диалогах. Иногда можно взаимодействовать с окружающим миром, решая простенькие головоломки, но не более.

В начале игры можно создать персонажа — на выбор есть несколько физических типажей, два пола, происхождение (высшее общество или низы) и ценности. Физический типаж по ощущениям влияет только на модельку персонажа, не более. Роль происхождения вообще не заметил. А вот ценности привязаны к древу прокачки способностей.

Угораю на танцполе — надо же как-то голову разгружать.

В зависимости от выбранного набора ценностей, персонаж получает различные виды баллов, за которые впоследствии можно разблокировать дополнительные способности. Они помогают при общении с NPC и диалоговом взаимодействии с элементами игрового мира. Скажем, если ты прокачал хакерские навыки, сможешь добыть из компьютера дополнительные данные. А будучи отличным болтуном, разговоришь молчаливого NPC и узнаешь скрытые зацепки.

Центральная механика игры, если не считать диалоги — дедукция. Это цепочка, в которой можно выбирать те или иные решения, основываясь на добытой информации. Если потрудился и извлек все зацепки, получишь полную картину происходящего и сможешь принять адекватное решение. Поспешишь — подвергнешь свое расследование риску. К примеру, я поспешил и провалил первое же задание, из-за чего погиб мой клиент. 

Одно из окошек дедукции — собрал информацию и готов сделать выбор. 

Также нельзя не упомянуть мини-игры, которые присутствуют на некоторых уровнях. Попадая в виртуальный игровой мир, персонаж то и дело сталкивается с их «геймплейными особенностями». Ему пришлось развивать ферму, добиваться расположения клана в ролевом экшене, косплеить ковбоя — приятное дополнение к основному сюжету.

Древо прокачки

В целом игровой процесс несложный, за исключением редактора, где мне пришлось использовать клавиатуру для написания имени персонажа, я нажимал только левую клавишу мышки. Все важные процессы игра перекладывает на мозг играющего — нужно много читать, анализировать, запоминать, импровизировать, рисковать. И это круто — ты чувствуешь себя частью мира и ощущаешь причастность к происходящему. 

Графика и оптимизация

Как вы уже могли заметить по скриншотам — графика далеко не топовая. Но ее несовершенство нивелируется хорошей детализацией, грамотной стилистикой и захватывающим сюжетом. Смотришь на экран, но в голове генерируешь совсем другую картинку, прямо как в случае с книгами. 

Готовлюсь ко вступлению в клан. Видите котика слева вверху? Обязательно найдите его в игре и посмотрите, что с ним можно сделать :)

Оптимизация очень даже достойная. Просадок FPS не было, вылетов тоже. Пару раз персонаж застревал в текстурах и приходилось перезаходить, даже подвисали диалоги. Но ничего критического. 

Гуляю по местной матрице, решаю головоломки. 

А вот с переводом на момент релиза проблемы. Русская локализация неполноценная, в ней часто встречаются польские вставки и пропущенные редактором символы кода. Но разработчики пообещали это исправить, поэтому вполне вероятно, что вы с этим не столкнетесь. Но даже в этом случае можно играть на английском — там все в порядке. 

Выводы

Gamedec — игра не для всех. Если в сеттинге киберпанка вы цените беготню со стрельбой, прокачкой и экшеном, обратите внимание на другие проекты. Если же вам интересны атмосфера, сюжет и возможность на него влиять, а также вы фанатеете от классных sci-fi детективов — добро пожаловать. 

Будущее наступило. Но все не то, чем кажется, Геймдек...

Gamedec не впечатлит вас на скриншотах и даже в трейлерах. Эту игру нужно запускать и впитывать, ведь вы — главный инструмент для ее прохождения. Я же остался доволен, под большим впечатлением и с желанием пройти ее еще несколько раз. 

Тестовая машина редакции RBK Games
NZXT-Computer ПроцессорIntel Core i5+8500 с Optane 16Gb
 Охлаждение NZXT Kraken X72
 RAM памятьCorsair DOMINATOR PLATINUM RGB DDR4
 SSD ДискSSD Corsair Force Series Gen.4 PCIe MP600
 Системная плата  Gigabyte Z390 UD
 ВидеокартаAorus GTX 1080ti
 Блок питанияCorsair RMx Series RM650x
 КорпусNZXT H700i
 МониторMSI Oculux NXG251R
 
аватар
очень "вкусно" написана статья, спасибо! не уверена что сразу кинусь юзать эту красоту, но мнение автора меня заставило с большим интересом задуматься об этой игре
аватар
Действительно автор написал сладкую замануху :) Будет интересно посмотреть поближе
аватар
Общий вывод - это для фанов детективных историй. зайдет далеко не всем.
аватар
Как сказал автор статьи "Gamedec — игра не для всех", а я увы не все :(
аватар
Для меня будет скучновато. Потому оставлю фанатам жанра место для восторгов :)
аватар
оставлю без внимания, не моё