Обзор Fantasy General 2 — Кельдония снова объята войной

Я жег деревни, воровал золото, тыкал острыми палками в пузо троллям, горел от неописуемой сложности — читайте обзор Fantasy General 2 и знакомьтесь с возрожденной классикой жанра пошаговых стратегий.

В 1996 году студия Strategic Simulations выпустила пошаговую стратегию Fantasy General. Это одна из первых игр, поле боя в которой было разделено на шестиугольники. Годом ранее Strategic Simulations создали нечто похожее — Allied General, стратегию в сеттинге Второй мировой и практически таким же геймплеем. Так как военный проект оказался удачным, разработчики решили прощупать почву в фэнтезийном жанре. Первая Fantasy General стала феноменом своего времени, получив высочайшие оценки от критиков и игроков.

Fantasy General в 1996 году

Никто не думал, что спустя двадцать три года на свет появится продолжение. А ведь оно появилось, благодаря студии Owned by Gravity и издателю Slitherine. Теоретически это продолжение, ведь действие происходит через три сотни лет после событий первой части. Но на деле Fantasy General 2 — полная переработка классической стратегии с добавлением современной графики и новых механик. Я сыграл, увидел много интересного и теперь хочу поделиться с вами впечатлениями.

Сюжет

В игре есть сюжетная кампания, одиночные битвы и мультиплеер. Начну с кампании, ведь именно она знакомит игроков с механиками, особенностями геймплея и лором. По сюжету варварские кланы и Империя в очередной раз сразились за власть над Кельдонией. Во время битвы погиб король Брендан, не оставив при этом никаких наследников. Из-за этого кланы остались разобщенными и ослабленными. Империя подписала с ними мирный договор и запретила им пересекать границу. Но жить спокойно варвары не смогли, между ними начались мелкие стычки, переросшие в масштабное противостояние. Наступили по-настоящему темные времена, во время которых один из кланов оказался под руководством великого воина Одноглазого Фалира. Игрокам предстоит вести в бой его сына, жаждущего доказать своему отцу, Совету кланов и самому себе, на что он способен.
Первый взгляд на тактические сражения

Миссии

Первая миссия начинается сразу с тактической карты. Игра обучает перемещению юнитов, использованию их в бою, рассказывает про возможность прокачки, об особенностях местности. Проведя несколько быстрых сражений, я завершил миссию и оказался на глобальной карте. 

Карта представляет собой статическое полотно с изображением всего игрового мира, а также отмеченными позициями противников и союзников. Перемещаться по ней можно лишь нажимая на цепочку квестов, свободного движения не предусмотрено. Поэтому это в прямом смысле карта, без дополнительных возможностей. 

Играть в кампании предлагают только за варваров, которые столкнулись с яростью Империи и кознями древнего зла. Честно сказать, я был удивлен. Ведь в первую часть я не играл, и когда увидел Империю с ее бронированными легионерами и рыцарями на лошадях, подумал, что это неплохие ребята. А потом заметил в их армии нежить, всяких монстров и чудовищ. Оказывается, Империя в мире Fantasy General — это фракция, которой овладела жажда власти и силы, из-за чего она использует все возможности для покорения соседей, в том числе темную магию. Ну что же, придется напомнить имперцам, что они перешли черту!

Стою, жгу деревню, никому не мешаю

Не буду спойлерить сюжет и рассказывать, в каких сражениях я принимал участие и к чему они меня привели. Отмечу лишь, что миссиях в основном требуют добраться до определенной точки, не потеряв при этом героев. Нередко встречаются и побочные квесты. Например, однажды я встретил на пути варваров из соседнего племени, которые сражались с троллями. Они попросили помочь и у меня был выбор — обойти их стороной или сразиться. Я решил повести свои отряды в бой. Потеряв большую часть армии, повалил троллей на землю и благодарные варвары перешли на мою сторону. Кажется, что я потерял больше, чем приобрел. Но армия у меня была из бойцов начального уровня, тогда как варвары оказались немного сильнее. Так что, польза от моего решения все же была.

Герои

Они словно короли в шахматах — их нельзя терять ни в кампании, ни в одиночных сражениях, иначе моментальное поражение. Герои очень сильные, у них заметно больше хитпоинтов. Также им позволено носить артефакты, которые усиливают их характеристики. В бою герои полезны, но подставлять их под удар не стоит. Я в основном использовал их для фланговых атак с последующим отступлением, при этом держа рядом отряды поддержки. 
Дерево прокачки героев

Героев много, они уникальные, но при этом не харизматичные. Уверен, что через месяц уже не вспомню даже их внешнего вида, не говоря уже про имена и историю. Но в игре явно нет акцента на ролевых элементах. Главное в ней — тактические сражения.

Тактические сражения

Поля боя поделены на шестиугольники. На них есть реки, леса, камни, пески, холмы и горы. В зависимости от местности юниты получают бонусы и штрафы. Волков лучше держать в лесу, пехоту и кавалерию в чистом поле, лучникам нравится на возвышенностях и так далее. Факторов, влияющих на исход боя, очень много. Имеются также засады — посадил отряд в высокой траве или небольшом лесу и получил существенное преимущество над стоящим неподалеку отрядом противника. 

Карты в кампании и одиночных сражениях открыты для свободного перемещения. Нет невидимых стен, непонятных преград — двигайся куда хочешь. Благодаря этому открываются почти безграничные тактические возможности. Зачем нападать на врага с фронта, если можно обойти его сбоку или даже сзади? Для чего штурмовать городок, если можно пройти дальше, набрать подкреплений и вернуться с большими силами? Такие вопросы возникают в голове постоянно и приходится решать, какое действие наиболее эффективно в данный момент.

Кусочек карты

С каждой миссией сложность становится все выше. И это несмотря на то, что изначально можно выставить уровень сложности. Получились уровни внутри уровней. Честно говоря, я не представляю, как можно проходить игру на максимальной сложности — она чертовски дикая, сражения превращаются в шахматное противостояние с гроссмейстером. И не за счет гениального искусственного интеллекта, а из-за заведомо ослабленных дружественных войск на фоне невероятно сильных противников.

Войска

Разнообразие войск велико. Разработчики обещали минимум 75 разношерстных юнитов и не обманули. Хотя представлены только две фракции, варвары и имперцы, у них под командованием огромное количество существ и людей. Начиная от простой пехоты с мечами и копьями и заканчивая осадными троллями, драконами и магическими стрелками. Есть также кавалерия, штурмовая пехота, пращники, летающие существа.

В кампании армия пополняется во время миссий рядом с крепостями или при выборе следующей миссии. Для набора новых рекрутов или наемников необходимо золото и другие ресурсы. Получить все это можно грабежом деревень, которые часто встречаются на пути. Да, жестоко, но ничего не поделаешь, судьба клана важнее жизни мелких крестьян.

Дерево прокачки юнитов — от новобранцев до элиты

После каждой сюжетной миссии армия остается в том виде, в котором она достигла финальной точки. Поэтому войска постоянно нужно пополнять и прокачивать. Прокачка осуществляется за счет золота и набора опыта. Из простых пехотинцев можно сделать элиту. Но потом ее придется беречь, как зеницу ока. Потому что погибнув в бою, элита не возродится, а деньги были потрачены колоссальные. Вот и приходится сначала жертвовать слабыми войсками, а затем вводить в бой сильные, если до этого вообще доходит. Прямо как в Древнем Риме, где новобранцы-гастаты шли в качестве пушечного мяса первой линией, бой завершали опытные принципы, а триарии топтались в третьей линии, вступая в битву лишь при особой необходимости. 

Одиночные сражения и мультиплеер

В одиночных стычках (именно так они названы в игре) можно выбрать несколько режимов боя, тонко настроив условия. Среди режимов есть уничтожение всех врагов, захват замков или ключевых точек. Также представлены несколько сценарных карт, где нужно захватить город, очистить местность от монстров или отбросить вторгнувшиеся войска противника. 

У сценарных карт мало настроек, а стандартные можно сделать маленькими или большими, увеличить или уменьшить количество воды, гор, деревьев, болот, ресурсов и т.д. 

В мультиплеере примерно то же самое, только нет сценарных карт. И это понятно, ведь сценарии заточены под действия искусственного интеллекта, разыграть их между двумя живыми игроками не получится. 

Жалко, что крепостные стены никак не обыграны — можно переступать их безо всяких проблем

Графика и атмосфера

Графика здесь приличная. Немного мыльновата, текстуры могли быть более детализированными, но в целом локации и сражения смотрятся достойно. И уж тем более гораздо лучше, чем первая часть двадцатилетней давности :)

Что касается атмосферы, она меня поглотила. В этом ей помог классический фэнтезийный сеттинг, любимый мною с самого детства, и музыкальное сопровождение. Не скажу, что треки запоминающиеся или чем-то особенные. Они среднего качества, но при этом хорошо подходят этой игре и не надоедают. Правда, не хватило одной детали — юниты молчат, когда раздаешь им команды. Иногда кряхтят и орут, нападая на врагов, но этого мало. С другой стороны, ничего не отвлекает от сражения — двоякая ситуация.

Плюсы и минусы

Начну с плюсов:
  • Тактические сражения — интересные, требующие грамотного управления войсками и учета мельчайших факторов.
  • Разнообразие юнитов — фракции всего две, но войска у них разношерстные, каждый сможет создать армию своей мечты.
  • Сложность — игра понравится фанатам жанра, привыкшим к настоящему хардкору. А вот казуалы будут скрипеть зубами и забираться не дальше среднего уровня сложности.
Минусы:
  • Пока еще нет русской локализации, но по слухам ее должны завести в ближайшее время. 

Выводы

Серия Fantasy General вернулась с высоко поднятой головой. Вторая часть вряд ли станет бестселлером, но любители пошаговых сражений в фэнтезийном сеттинге обязательно ее оценят. Учитывая, что контента пока не так много, в будущем можно ожидать дополнения с новыми фракциями и сюжетными кампаниями. Вся надежда на разработчиков, которые уже показали, что с уважением относятся к классике и заботливо возрождают ее для современных геймеров.
Игра тестировалась на нашей белой сборке Corsair
NZXT-Computer ПроцессорIntel Core i5+8500 с Optane 16Gb
 Охлаждение Corsair Hydro Series H60 (2018)
 RAM памятьCorsair Vengeance RGB Pro 16ГБ 2666 МГц
 SSD ДискSSD Intel Optane SSD 905P 480 ГБ
HDD ДискToshiba X300 Performance Hard Drive 8TB
 Системная плата  Gigabyte Z390 UD
 ВидеокартаNVIDIA GeForce RTX 2060
 Блок питанияCorsair RMx Series RM650x
 КорпусCorsair Carbide Series SPEC-OMEGA RGB
 
аватар
в принципе ничего нового, все похожее на герои меча и магии
аватар
представляю себе как можно выстроить тактику если так много героев.
аватар
побольше бы эмойций в игре, ато крыхтях да орут как то уже заежжено
аватар
прикольнула фраза " Стою жгу деревню, никому не мешаю" эх всем бы так.
аватар
да лучше собирать только пехов) и не надо будет беречь ничего)
аватар
Игра забавная и затянет надолго. Можно посидеть поиграться скучно не будет.