Обзор Expeditions: Rome — приключения римского легата

Я завоевал Малую Азию, убил Клеопатру, стальным вихрем прошелся по Галлии, устроил бунт в Риме и не только — в обзоре Expeditions: Rome.

Expeditions: Rome — интересная смесь партийной ролевой игры, а также пошаговой и глобальной стратегий. Я поиграл и готов рассказать, что мне понравилось и не понравилось, какие впечатления остались и стоит ли вообще тратить сотню часов на прохождение этой игры.

Предыстория

Серия Expeditions родилась в 2013 году с выходом Expeditions: Conquistador, в которой нам предлагали завоевать Америку от лица конкистадоров или коренных жителей. Проект не снискал широкую известность, но оценки у него были хорошие — сейчас в Steam можно найти 974 отзыва, из которых 78% положительные. 

Expeditions: Conquistador

Разработкой тогда и сейчас занимались ребята из датской студии Logic Artists, которая базируется в Копенгагене. После пробы пера на поприще ролевых стратегий, ребята выпустили экспериментальный кооперативный стелс-экшен Clandestine — он получился слишком нишевым и и несмотря на достойные оценки, не привлек достаточную аудиторию. 

Expeditions: Viking

Поэтому уже в 2017 году Logic Artists вернулись к проверенной схеме и выпустили Expeditions: Viking. Проведя работу над ошибками, они представили улучшенную версию показанной в 2013 году формулы. И геймерам очень понравилось. Завоевывать Британию могучими викингами оказалось интересно, поэтому игра получила более 2500 отзывов в Steam, из которых 83% оказались положительными.

И вот, 20 января 2022 года вышла Expeditions: Rome — третья часть серии, в которой, очевидно, собрано все самое лучшее из предыдущих игр, да еще и с более современной графикой. Скажу честно — в первые части я не играл, поэтому свой опыт буду описывать, как первопроходец. Но игра меня зацепила и вот, почему.

Сюжет и сеттинг

Хотя проект позиционирует себя, как исторический, фактически это солянка из самых известных событий поздней Римской республики. Именно республики — до момента, пока пришел Цезарь и показал, что управлять всем миром должен один человек, а не «кучка проходимцев» из Сената. 

Редактор персонажа — скромный, даже чересчур. 

События игры охватывают примерно столетие — первый век до нашей эры. Все начинается с Митридатовых войн, когда Рим противостоял великому царю Понта в Малой Азии. Затем действие переносится в Египет, где Клеопатра пыталась вернуть трон, путем привлечения римских легионов и собственного обаяния. Далее кампания отправляет героя в Галлию и просит усмирить непокорных галлов. А заканчивается все в Риме, где нужно расставить все точки над «И», морально и физически уничтожив всех политических противников.

Уровни сложности стилизованы именами главных героев описанного в игре времени. С Крассом согласен — бедняга натерпелся на востоке. Помпей тоже люлей получил. Цезарь благодаря гениальности справился со своими задачами относительно легко. А вот с Августом не согласен — парень прошел через настоящий ад, чтобы стать великим императором. Я бы на легкую сложность поставил какого-нибудь Калигулу или Нерона, пускай они и не вписываются во временные рамки. 

Если вы хоть немного знакомы с историей, то понимаете, что здесь настоящая солянка из исторических событий. И ладно, если бы сюжет просто охватывал столетие, пытаясь рассказать о важных этапах развития Римской империи жизнеописанием всего одного человека. Но эти события еще и смешаны — не идут в хронологической последовательности. Да и важные исторические личности встречаются не так часто, как хотелось бы — за исключением главных героев повествования они упоминаются лишь вскользь. 

Суровый быт легионеров — просто и со вкусом. 

Поэтому сюжет можно назвать художественным, но отдаленно основанным на исторических источниках. И это вряд ли можно назвать минусом. Потому что игра предлагает большую свободу действий и ограничивать игрока реальными событиями в таких условиях непростительно.

Миссии не ограничивались фразой «Победи всех врагов». Нужно было уничтожать объекты, спасать персонажей, отступать из засад и т.д.

А вот сеттинг удался на славу. Конечно, придраться к мелочам можно. А те, кто изучал историю древнего мира и вовсе найдут немало ляпов. Но для глаза обычного пользователя все выглядит очень убедительно. Я бы даже сказал — на голливудском уровне реализма. 

Легион на марше — хоть солдат и мало, струнки моей души задрожали и очень захотелось вернуться в Total War.

Начиная от построек и заканчивая костюмами персонажей — все выглядит правдоподобно. Да и в общении между героями почти не проскакивают современные словечки и присутствуют культурные отсылки того времени. В общем, я был приятно впечатлен.

Геймплей

Теперь перейдем к самому интересному — игровому процессу. Сразу после небольшого вступления, в котором игрока ведут за ручку и не позволяют сворачивать, начинается свободное путешествие по миру.

Глобальная карта

Игра позволяет перемещаться по глобальной карте, словно в Mount and Blade (возможно есть и другие, близкие к этому жанру примеры, но мне на ум пришло именно детище турецких разработчиков из TaleWorlds). В зависимости от этапа кампании можно скакать по Малой Азии (в основном по территории современной Турции), Египту и Галлии. Рим представляет собой схематическую карту, при помощи которой можно перемещаться между локациями.

Карта с регионами и точками интереса

На карте можно захватывать города, собирать ресурсы, выполнять второстепенные миссии. Во время путешествий то и дело возникают случайные ивенты с возможностью принимать решения. Эти решения приводят к получению бонусов, дебаффов, к сражениям с разбойниками и возможности навредить вражеским армиям. В каждом регионе свои ивенты, их очень много, поэтому любое путешествие заранее интригует.

Система легиона

Захватом городов и выполнением некоторых второстепенных миссий здесь занимаются легионы. Под управление игрока попадают один или парочка легионов. Управление ими ограничено, но все равно есть чем заняться.

Сражение. За исключением выбора карточек с действиями, из управления — кнопки «Продолжить» и «Автовыбор». 

В мирное время для легиона можно нанимать центурионов, возводить в лагере постройки для приятных баффов, набирать рекрутов на замену павшим воинам.

Немного античного искусства

Что касается военных действий, легионы атакуют вражеские города, отбивают нападения (если враги нападут на место их временной дислокации) и захватывают точки с ресурсами. Сражения проводятся схематически, с использованием карточек — просто выбираешь, каким образом будет проведен бой, ориентируясь на баффы и дебаффы, завершаешь сражение и получаешь бонусы. 

Лагерные постройки. С их помощью можно лечить, нанимать центурионов, улучшать оружие, повышать боевой дух легиона. 

На низком и среднем уровне сложности, если в легионе почти максимум солдат и хороший показатель боевого духа, проиграть нереально. На высоком уровне враги заметно сильнее, поэтому приходится отступать, пополнять силы и снова атаковать. 

Здание римского Сената — его обитатели доставили герою больше проблем, чем десятки тысяч галлов. 

Изначально меня система легиона очень заинтересовала. Но я надеялся получить больше контроля. А в итоге масштабные сражения превратились в нажатие пары кнопок. И уже где-то на втором часу игры я определил, какие карточки в бою самые эффективные и нажимал только их. Битвы стали однообразными и казалось, что они просто отнимают мое время. 

Партийная ролевая игра

К счастью, слабо развитая система легиона здесь затмевается неплохой ролевой составляющей. Практически 90% геймплея — это похождения главного героя в компании верных преторианцев. 

Карта Рима — мне она показалась маленькой. Пускай игровых локаций здесь немного, саму карту можно было сделать побольше, чтобы она отражала реальные масштабы столицы античного мира. 

Логически это выглядит странно, ведь имея в подчинении около 5 тысяч солдат, протагонист предпочитает выполнять грязную работу лично, призывая на помощь лишь пяток помощников. Но геймплейно получается весело, да и чувствуешь себя каким-то легендарным героем. 

Кульминация каждого этапа кампании — осада вражеской крепости. Состоит из нескольких частей, за каждую отвечает отдельный отряд. В основном нужно убивать всех солдат и что-то разрушать. В пошаговом режиме, конечно же. 

Стратегические ролевые элементы здесь ограничиваются возможностью прокачивать персонажам перки и цеплять на них экипировку (броню, оружие и т.д.). Также во время диалогов и случайных ивентов можно принимать решения, которые будут оценены сопартийцами. Если постоянно тупить и злить этих ребят, они покинут отряд или будут неэффективными в бою.

Тактические элементы раскрываются в пошаговых боях. Сражения происходят на локациях, разделенных на традиционные гексы. Перемещаешься, бьешь, используешь спецприемы, в случае необходимости лечишься. Есть система укрытий, выбор высоты тоже влияет на эффективность. Глубина пошаговых механик немного уступает уровню того же XCOM, но жаловаться не приходится. 

Битвы интересные, заставляют пораскинуть мозгами и, порой, поджигают пятую точку. Враги активно пользуются не только обычными атаками и дополнительными способностями, но и предметами окружения. Например, швыряют кувшины с маслом, создают ядовитые завесы, поджигают факелами и огненными стрелами. 

Клеопатра — весьма харизматичная личность. Но, несмотря на две выдающиеся черты характера, она вынудила меня пойти на крайние меры. Укусом змеи я заморачиваться не стал и просто познакомил ее сердце со своим гладиусом. 

Единственная жалоба — поведение врагов рандомное. В зависимости от благосклонности богов они могут со старта нанести непоправимый урон и угробить всю битву, а могут вести себя пассивнее, позволяя спокойно развернуть свою тактическую схему. 

Кстати, в зависимости от карты, враги отличаются только стилистически. В Малой Азии греки и бойцы восточного типа. В Египте берберы и слуги фараона. В Галлии — родственники Астерикса и Обеликса, то бишь варвары. Классы же остаются неизменными — мечники, копейщики, щитовики-танки, лучники, ассасины. 

Графика и оптимизация

Графически игра вполне соответствует современным требованиям жанра. Ее сложно назвать топовой, но поставленные цели она выполняет. Погружение в атмосферу древнего мира состоялось, бои были зрелищными, декорации на локациях смотрелись отлично.

Еще немного искусства. 

Оптимизация тоже вопросов не вызвала. Вылетов не было, просадок FPS тоже. Несколько раз встречались баги — персонажи глупо бегали и застревали в объектах. Но ничего критического. 

Выводы

Expeditions: Rome — отличное продолжение серии и прекрасный продукт для поклонников ролевых пошаговых стратегий. Геймплей здесь разнообразный, сеттинг увлекает, история способна удивлять выдуманными поворотами, сражения в меру напрягают. 

Глобальная составляющая слабовата и легионы кажутся игрушечными на фоне основных событий, но игра не об этом. Поэтому, крайне советую. Только освободите около 100 часов времени — именно столько понадобится, чтобы пройти всю кампанию хотя бы на средней сложности. 

Тестовая машина редакции RBK Games
NZXT-Computer ПроцессорIntel Core i5+8500 с Optane 16Gb
 Охлаждение NZXT Kraken X72
 RAM памятьCorsair DOMINATOR PLATINUM RGB DDR4
 SSD ДискSSD Corsair Force Series Gen.4 PCIe MP600
 Системная плата  Gigabyte Z390 UD
 ВидеокартаAorus GTX 1080ti
 Блок питанияCorsair RMx Series RM650x
 КорпусNZXT H700i
 МониторMSI Oculux NXG251R
 
аватар
Ну теперь надо посмотреть сколько запросят за это счастье и тогда покляньчить себе такую гаму :)
аватар
Я все сравниваю с Цивой, и все время в ее пользу :)
Правка: 05 Февраль 2022
аватар
@destinoты еще с фарм симулятором сравни
аватар
@kazdvatriтак ведь замечательно когда есть с чем сравнить :)
аватар
до цивы конечно далеко, но для разнообразия фанатам жанра самое то
аватар
Для любителей окунуться в древность
аватар
обзор шикарный спасибо.